Проект ревитализации «Тульского Петергофа» – Богородицка, превращает город в большой театр под открытым небом.
Расположенный в 250 км от Москвы Богородицк известен дворцово-парковым ансамблем XVIII века с первым в России пейзажным парком – «маленьким раем», как называл имение его первый владелец – внебрачный сын Екатерины II Алексей Бобринский. Именно усадьба и ее история становится главной точкой отсчета в данном проекте ревитализации исторического городского центра, расположенного на противоположном берегу Большого Богородицкого пруда.
Вид на усадьбу со стороны городского сада. © «Новая земля»+ NEFA architects + ARTEZA
Команда «Новой земли» провела комплексный анализ территории, разработав на его основании поэтапное комплексное развитие города. Функциональное программирование территории и сервисные функции объектов, предлагаемые авторами проекта, раскрывают нематериальное наследие города, во многом связанное с русским ученым XVIII века Андреем Тимофеевичем Болотовым, бывшим при Екатерине II управляющим Богородицкой волости. Проект разработан междисциплинарной командой «Новая земля»+ NEFA architects + ARTEZA при участии АБ SNoU. NEFA architects работала над архитектурой объектов и их идейно-образным решением, а ARTEZA связала исторический сложившийся ландшафт места с современностью. Предыстория Вторая половина XVIII века стала периодом расцвета Богородицка, основанного в XVII веке на южных границах Московского государства. В 1771 здесь начинается обустройство масштабного дворцово-паркового комплекса, предназначенного для проживания семьи внебрачного сына Екатерины Великой Алексея Бобринского. Дворец был спроектирован архитектором Иваном Егоровичем Старовым.
Вид на усадьбу и город со стороны усадебного парка© «Новая земля»+ NEFA architects + ARTEZA
Разбивка парка была доверена Андрею Болотову. Писатель, учёный, мыслитель, художник и экономист, он – и автор генерального плана города, композиционным центром которого стал дворец Бобринских. Пять радиальных улиц Богородицка расходятся веером и точка схода этих линий – геометрические центры дворцовых овальных зал и бельведера. От территории усадьбы город отделяет Большой Богородицкий пруд, также созданный по проекту Болотова.
Между городом и прудом согласно его плану располагался большой луг, впоследствии ставший Торговой площадью (в наши дни – городской сад). Торговая площадь имела вид неправильного шестиугольника, который из окон дворца открывался, по словам современников, «гигантским амфитеатром».
План А.Т. Болотова и современное состояние© «Новая земля»+ NEFA architects + ARTEZAГрадостроительный план Богородицка, разработанный Андреем Тимофеевичем Болотовым© «Новая земля»+ NEFA architects + ARTEZA Усадьба, разрушенная во время Великой отечественной войны, была восстановлена еще в 1960-ые, и стала местом притяжения туристов – сегодня ее посещают более 80 тысяч человек в год.
© «Новая земля»+ NEFA architects + ARTEZA
Нематериальное наследиеПроект ревитализации исторического центра города затрагивает обширную территорию правого берега Большого городского пруда, и разрабатывает концепцию «города-театра», в основе которой лежит планировочная структура Богородицка, заложенная Болотовым, и его нематериальное наследие.
«Мы не проектировали архитектуру или благоустройство, мы искали форму материализации наследия, необходимого ресурса для развития экономики впечатлений, – говорит Григорий Соломин, управляющий партнер компании «Новая земля» и главный архитектор АБ SNoU, – и главное достояние города – работы Андрея Тимофеевича Болотова, междисциплинарного гения эпохи Просвещения, стало источником нашего вдохновения». Помимо того, что Болотов выступил градостроителем Богородицка, он широко занимался просветительской деятельностью: основал первую гимназию, в 1779 году организовал детский театр, пьесы для которого придумывал он сам. Театр был устроен прямо на территории усадьбы, и парк с прудом стали естественными декорациями к спектаклям. И именно театр и зрелищные искусства, образование и культура, по мнению авторов проекта, должны стать основой развития города, сама планировочная структура которого станет элементом его идентичности. Для этого надо лишь вернуть изначальные смыслы, а затем наполнить их новым содержанием.
© «Новая земля»+ NEFA architects + ARTEZA
Хорошо забытое староеВ советское время Торговая площадь – тот самый «амфитеатр» в болотовской концепции, была превращена в городской сад: здесь высадили деревья, и виды на лучевую систему города со стороны дворца были утрачены, так же как и перспективы на шедевр Старова, главный дом усадьбы, открывающиеся со стороны города. Предлагая вернуть видовые характеристики путём кронирования деревьев горсада и через организацию видовых карманов по основным лучам улиц, авторы проекта выделяют пешеходный маршрут с точками притяжения, которые формируют новую идентичность города, перезапуская его сервисную экономику. То есть возвращение «грандиозного амфитеатра» – лишь часть проекта развития территории. Его задачи более широкие: это и создание качественных сервисов, и развитие человеческого потенциала, и маркетинг, основанный на уникальном наследии города.
© «Новая земля»+ NEFA architects + ARTEZA
Разработанный маршрут охватывает прибрежную часть Богородицкого пруда и Пролетарскую улицу, на которой находятся основные объекты архитектурного наследия. Также предусмотрена реконструкция Привокзальной площади – места, откуда начинается знакомство с городом: оптимизируется движение транспорта и структура территории.
Связь объектов прогулочного маршрута и видов из усадьбы© «Новая земля»+ NEFA architects + ARTEZAОбъекты культурного наследия на маршруте© «Новая земля»+ NEFA architects + ARTEZA© «Новая земля»+ NEFA architects + ARTEZA© «Новая земля»+ NEFA architects + ARTEZA С другой стороны, развивается Молодежно-культурный кластер: здесь уже сейчас расположены несколько образовательных учреждений. Кстати, учащиеся одного из них, ДК «Маруся», также стали участниками проекта – в рамках исследования они разрабатывали функциональное программирование окружающей территории. Поблизости, на берегу пруда, воссоздаются утраченные функции XVIII века: пляж, пирс, зоны барбекю, что становится важной точкой притяжения по маршруту как туристов, так и горожан.
© «Новая земля»+ NEFA architects + ARTEZA© «Новая земля»+ NEFA architects + ARTEZA Смысловым центром маршрута согласно проекту становится территория плотины, непосредственно примыкающая к усадьбе и парку. Она соединит Привокзальную площадь с усадьбой удобным пешеходным маршрутом. Воссоздаваемый на этом месте амфитеатр – главная театральная сцена города, а пейзажи городского пруда служат декорациями для плавающей сцены.
© «Новая земля»+ NEFA architects + ARTEZA
Променад имеет бельэтаж, партер у воды, ложи бенуара с качелями. Здесь же располагается оранжерея с болотовскими сортами яблонь (Андрей Тимофеевич прославился как агроном) и театральное кафе, в меню которого – любимые блюда Болотова.
Активности на набережной-променаде© «Новая земля»+ NEFA architects + ARTEZAВид на набережную© «Новая земля»+ NEFA architects + ARTEZAЭлементы благоустройства набережной на плотине по-своему интерпретируют наследие А.Т. Болотова© «Новая земля»+ NEFA architects + ARTEZAВид на набережную© «Новая земля»+ NEFA architects + ARTEZAНочной вид на променад© «Новая земля»+ NEFA architects + ARTEZAНочной вид на променад с «Улиткой»© «Новая земля»+ NEFA architects + ARTEZA На входе променада, у автовокзала, возводится интерпретация одного из утраченных интерактивных элементов парка Болотова, шутихи «Улитка», – арт-объекта для маленьких горожан и гостей «города-театра».
В качестве примера, где плавающая сцена становится точкой притяжения, можно вспомнить австрийский Брегенц – ежегодный театральный фестиваль, проводимый там, привлекает более 200 тысяч человек в город с населением всего 28 тысяч. Учитывая богатую историю Богородицка, хорошую транспортную связанность территории с региональными центрами и Москвой, а также вероятное строительство ВСМ Москва – Адлер с остановкой в Богородицке – у города, если проект будет реализован, есть шанс стать новым современным культурным центром тульского региона, а, возможно, и России.
|