Виллы веером

Бюро WALL спроектировало комплекс апартаментов-вилл в центре Москвы рядом с Итальянским кварталом Михаила Филиппова. Ставка – на разнообразие.

Автор текста:
Дарья Горелова

mainImg

Архитектор:

Рубен Аракелян
Айк Навасардян

Мастерская:

WALL

Проект:

«17 историй». Апарт-отель с подземной автостоянкой
Россия, Москва, ул. Долгоруковская, вл. 23А, стр. 1

Авторский коллектив:
Руководитель: Рубен Георгиевич Аракелян, Айк Суренович Навасардян
Главный архитектор: Айк Суренович Навасардян
Ведущий архитектор: Мария Оганян, Кристина Святодух
Архитекторы: Мария Финагина, Ксения Кравцова, Антон Игумнов, Кристина Зарубина, Евгения Кареева, Владимир Козицкий, Юлия Талыкова, Мария Гусенцова, Настя Ищенко

Заказчик: ООО «КС-ПРО»
Апарт-отель планируется построить в начале Долгоруковской улицы, в переулке с чудесным московским названием Пыхов-церковный, напротив восточного крыла Итальянского квартала Михаила Филиппова. В противоположность гигантскому неоклассическому ЖК Филиппова, участок, доставшийся WALL, миниатюрный – где-то 80х65 м, да еще и со срезанным углом, приблизительно 0,5 га. Зато, по современным меркам, в самом центре, едва за Садовым кольцом. Сейчас здесь, за зарослями американского клена, стоит типовое здание конца 1930-х годов, похожее на школьное – прямо посреди участка, под углом к улице, зато вытянутое строго с запада на восток; когда-то оно принадлежало «Стройиздату».

Архитекторы радикально изменяют подход к участку, восстанавливая красную линию и предлагая этой уже вполне недешевой части Москвы сравнительно непривычную типологию апартаментов-вилл двух- и трехэтажной высоты. Дома – вытянутые прямоугольные «пеналы», но довольно крупные: ширина каждого 7-8 м, длина 15-20. А расставлены они вольным, но читаемым веером, центр которого приходится на круглую площадь Итальянского квартала, но не точно, а приблизительно, как у небрежно сбившихся фишек домино. Михаил Филиппов, работая, в частности, над Итальянским кварталом, развивал идею римских руин «обжитых варварами» – так вот, две цепочки вилл в некотором роде могут быть поняты как пригород этих условных руин, хотя на самом деле, конечно же, масштабного дворца. Пригорода, который в градостроительном смысле не может проигнорировать магнетизм помпезного соседа – но и сопротивляется всеми средствами, в частности, подвижной алогичностью разнообразных углов, под которыми расставлены подобные друг другу, но совершенно не одинаковые объемы вилл.
«17 историй». Апарт-отель с подземной автостоянкой © WALL
«17 историй». Апарт-отель с подземной автостоянкой © WALL
«17 историй». Апарт-отель с подземной автостоянкой © WALL

Архитекторы объясняют неодинаковость апартаментов так: они рассказывают семнадцать историй разных семей «со своим уникальным образом жизни». Каждая вилла уникальна: этажностью, два или три, углом поворота, который позволяет достичь неповторяемости видов и разнообразных редких бонусов, таких как, к примеру, видовое окно ванной комнаты или освещенная естественным светом лестница. В то же время они подчинены общему модулю и похожи, как брошенные на стол карты – даже «стыковочный уголок», позволяющий всем домам плотно примыкать друг к другу продольными стенами и эффективно использовать пазухи внутреннего пространства, геометрически повторяется, ограничивая произвол авторов нюансами, каждый из которых, не сомневаюсь, прагматически-параметрически обоснован. Собственно этот баланс между разнообразием и подобием, вольностью и регулярностью планировки, надо думать, и есть основной художественный прием жилого комплекса.

Он же свойственен фасадам, облицевать которые планируется благородным травертином – материалом более классическим и фактурным, чем привычный для московских «золотых миль» юрский камень. Архитекторы предлагают несколько вариантов окон: от арочных как в римском EUR, причем арки одного масштаба появляются как снаружи, так и внутри в роли перегородок – до ортогональных, впрочем все окна роскошные, в пол, все фасады в основном состоят из сетки окон с небольшими паузами.
«17 историй». Апарт-отель с подземной автостоянкой © WALL
zooming
«17 историй». Апарт-отель с подземной автостоянкой © WALL

Между двумя вереницами вилл образуется приватный променад – своего рода backyard, но крайне миниатюрный и, конечно же, очень цивилизованный, без машин, для которых, впрочем, там точно места нет, но насыщенный сценариями – по словам авторов, здесь умещаются «улица, площадь, галерея, камерная площадь, сад, терраса и тропа». Все виллы снабжены приватными площадками перед входами с обоих торцов: перед уличным входом они продолжаются лоджиями – отрезками колоннад, архитекторы сравнивают их с флорентийскими лоджиями и даже называют «открытыми городскими гостиными»; с внутренней стороны служат «задним двором», где встречаются деревья и даже арт-объекты. Впрочем у каждой виллы есть подземная парковка, откуда в дом можно будет подняться на лифте.
«17 историй». Апарт-отель с подземной автостоянкой © WALL
«17 историй». Апарт-отель с подземной автостоянкой © WALL

Москва город дорогой, но в целом не слишком роскошный: здесь не так много предложений, соответствующих классу люкс не только ценой, но и параметрами жизни. Проект «17 вилл» – определенно одно из таких предложений, демонстрирующее рост разнообразия на насытившемся рынке luxury. Площади апартаментов здесь по приблизительным подсчетам – от 200 до 400 м2, несколько террас, собственный дворик, парковка под домом и собственный лифт плюс расположение в тихом центре центра делают комплекс редкостным примером развития жанра dolce vita в Москве.

О развитии говорят две вещи: во-первых, если раньше городскую виллу встраивали в состав многоквартирного дома, вверху как пентхаус или посередине ради разнообразия, или в крайнем случае пытались закопать под землю, – то здесь мы имеем поселок таких вилл, типологически похожих на обогащенный и отточенный, в противовес привычному удешевлению, вариант таунхаусов. Во-вторых интересно, что в данном случае одним из преимуществ роскошного жилья становится нюансированный выбор, разнообразие видов, углов поворота, планировок. Еще недавно об этом параметре не особенно задумывались. Сейчас же это очень актуально – рассказывать истории. Когда истории, значит, нескучно, к чему и стремимся. Что все это дает городу? Пожалуй, новый масштаб и пример архитектурного подхода, в основу которого положен поиск индивидуальных черт. Может быть когда-нибудь этот подход сможет выбраться из элитного сегмента.

Архитектор:

Рубен Аракелян
Айк Навасардян

Мастерская:

WALL

Проект:

«17 историй». Апарт-отель с подземной автостоянкой
Россия, Москва, ул. Долгоруковская, вл. 23А, стр. 1

Авторский коллектив:
Руководитель: Рубен Георгиевич Аракелян, Айк Суренович Навасардян
Главный архитектор: Айк Суренович Навасардян
Ведущий архитектор: Мария Оганян, Кристина Святодух
Архитекторы: Мария Финагина, Ксения Кравцова, Антон Игумнов, Кристина Зарубина, Евгения Кареева, Владимир Козицкий, Юлия Талыкова, Мария Гусенцова, Настя Ищенко

Заказчик: ООО «КС-ПРО»

30 Июля 2018

Автор текста:

Дарья Горелова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Зеленый холм у Потамака
Пристройка, расширившая Кеннеди-центр в Вашингтоне, почти полностью спрятана в зеленом холме. Она выстраивает задуманную в 1960-е связь центра с рекой и не закрывает никаких видов.
Дом молодежи
Реконструкция Дома молодежи на Фрунзенской, анонсированная год назад, получила АГР Москомархитектуры. Проект предполагает строительство нового здания между МДМ и парком Трубецких.
Двенадцать формул
Два московских учебных заведения показывают в открытых мастерских Баухауза проект, посвященный общественным пространствам. Методы спекулятивного дизайна и «сенсорная урбанистика» помогли поставить правильные вопросы и получить серьезные выводы.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Умер Иона Фридман
Архитектор-теоретик, озвучивший в конце 1950-х идею мобильной, саморазвивающейся силами жителей и изменяемой архитектуры – своего рода пространственной сети, приподнятой над традиционным городом и способной охватить весь мир.
Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Новое время Советской площади
Благоустройство центральной площади Гаврилова Посада, профинансированное из трех источников и призванное помочь городу стать туристическим, выглядит современно и ставит задачи осмысления местной идентичности.
Разобрано по весне
Временный и уже разобранный павильон на площади перед «Зарядьем»: кольцеобразный, с деревянной конструкцией и фасадом из металла и поликарбоната. Внутри был тот самый искусственный снег, березы елки.
Метод обнимания
TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью предальпийского городка в итальянском Трентино-Альто-Адидже.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.