Новые водные маршруты: 7 фактов

Рассматриваем планы – пока предварительные – по развитию речных пассажирских перевозок по Москве-реке. Они входят в состав проекта развития территорий, прилегающих к Москве-реке, оператором которого сейчас выступает НИ и ПИ Градостроительного планирования города Москвы по поручению Москомархитектуры.

mainImg
Планы развития территорий, прилегающих к Москве-реке, постепенно прорабатывают и детализируют специалисты. Сейчас этой работой занимается НИ и ПИ Градплана Москвы (см. интервью с его директором Диной Саттаровой) при активной поддержке Дирекции Московского транспортного узла. В марте этого года совместная работа Дирекции и Градплана была одобрена на наблюдательном совете АНО «ДМТУ» под председательством первого заместителя министра транспорта РФ Евгения Дитриха. Одна из существенных составных частей проекта преобразования приречных территорий – включение реки в структуру городского общественного транспорта. Этот раздел уже достаточно проработан: мы поговорили со специалистами института и теперь рассказываем о самых важных фактах, связанных с планируемыми маршрутами речного транспорта Москвы-реки.

Прообраз
При разработке маршрутов движения водного пассажирского транспорта по Москве-реке сотрудники НИ и ПИ Градплана опирались на опыт зарубежных стран, в частности, Лондона. На Темзе действуют экскурсионные и пассажирские (как круглогодичные, так и сезонные) речные маршруты, которые входят в систему общественного транспорта наравне с метро, Доклендским трамваем и железной дорогой. Новый вариант общественного транспорта Москвы также будет включать в свою сеть речные маршруты.

Расчеты
При формировании маршрутов специалисты НИиПИ Градплан города Москвы прорабатывали градостроительные, экономические, социологические, транспортные и экологические факторы, связанные как с акваторией реки, так и с прилегающими к ней районами и их градостроительной перспективой на 2020-2025 годы.

Факт 1: центр города
Предметом изучения сейчас стал «основной» отрезок Москвы-реки – ее так называемый центральный бьеф: от Мневниковской поймы на северо-западе до Западной части Нагатинской поймы на юге города.

Факт 2: два маршрута
Маршрутов водного пассажирского транспорта планируется два – на западе и на востоке, где они по градостроительным расчетам будут потенциально востребованы жителями города, передвигающимися между домом, работой и другими объектами социального притяжения – особенно с учетом роста числа жилых комплексов, строящихся сейчас в зоне влияния реки. В перспективе также предполагается проведение социологического исследования с целью определения наиболее востребованных жителями маршрутов.
 
схема планируемых речных маршрутов в центральном бьефе Москвы-реки:
красным – общественный транспорт, северный и южный отрезок; синим туристический маршрут в центре города

 


В северном маршруте три остановки: от Мневников до Сити, с одним промежуточным причалом у ЖК «Сердце столицы». Все три причала – у левого берега Москвы-реки.

В южном маршруте 8 остановок в каждую сторону и 8 причалов: три остановки соотнесены с новыми пешеходными мостами – Дом музыки, ЗИЛ и Планета ЗИЛ. Два причала, один напротив другого – Дербеневка и Данилово в середине маршрута. Начинается маршрут в Зарядье, заканчивается в Нагатинском затоне.
Вид на выход к Москве-реке из парка Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 2017
Маршруты движения водного вида транспорта © ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы»

Водные пассажирские маршруты сформированы на тех участках Москвы-реки, на которых появляется спрос на передвижение водным видом транспорта. По предварительным прогнозам, центральная часть (от площади Европы до Зарядья) будет пользоваться наименьшим спросом для пассажирских перевозок. Здесь русло делает петлю, длина реки большая, а преодолеваемые расстояния – не очень, другие виды транспорта общего пользования в этом случае, по мнению разработчиков, эффективнее. Кроме того, на протяжении речной петли в центре города парки: парк Горького, Воробьевы горы, – встречаются чаще, чем жилье и офисы. Центральная часть реки оказалась в Москве скорее рекреационно-туристической, чем прагматически-транспортной.
 

Факт 3: для экскурсий
Экскурсионно-туристические маршруты будут взаимоувязаны с пассажирскими маршрутами. Причальная инфраструктура будет принимать как туристические, так и пассажирские суда. Сейчас экскурсионные корабли курсируют между Киевским вокзалом и Новоспасским мостом. А будут – между Сити и Зарядьем. То есть на запад маршрут немного вырастет, а к юго-востоку сократится. Любоваться Новоспасским монастырем будем с судов общественного транспорта.

Факт 4: причалы старые и новые
Проект рассматривает 14 причалов. Из них 8 – уже существуют и будут адаптированы для осуществления пассажирских перевозок, 6 – создаются заново.

Между тем проект развития территорий Москвы-реки в целом предполагает работу с 16 промышленными причалами, 25 – пассажирскими и четырьмя выявленными (!) по результатам обследований и восемью требующими реконструкции. В общей сложности получается, что в городе 53 причала, с которыми можно работать в связи с ревитализацией реки. Еще 15 предложено создать в связи с проектом – в сумме получается 68. Но вернемся к актуальному проекту общественных и туристических маршрутов – он рассматривает 14 речных станций, примерно пятую часть всего, с чем еще предстоит поработать.

Новые причалы предложены в местах, где ведется масштабное строительство жилья. Их расположение рассчитано исходя из близости транспорта общего пользования других видов и предпочтений, отдаваемых жителями при передвижении по городу.

 
Cхема 14 причалов, запланированных для речного общественного и экскурсионного транспорта Москвы-реки.
Зеленым – существующие причалы, включаемые в новую систему
водного транспорта, красным – создаваемые причалы. 

 


Согласно расчетам наиболее востребованными с точки зрения водных маршрутов оказались поездки на одну-две остановки, связывающие жилье и работу. В будущем на причалах транспортных и туристических маршрутов должны появиться кафе, нижние набережные и прочие элементы городского прибрежного благоустройства, нацеленные на то, чтобы сделать реку притягательной. Как выяснилось, большинство существующих причалов требует расширения и переоборудования.

Так, набережная парка Зарядье, которая сейчас стала, скажем так, новым образцом обустройства берега реки для горожан, – сразу вызвала интерес у коммерческих речных перевозчиков, и оказалось, что она не рассчитана на подход теплоходов. Оптимальным ответом на этот уже существующий запрос стало бы удлинение действующего причала у Устьинского моста в сторону парковой зоны, – считают специалисты НИ и ПИ Градплана. Также предложено расширить причалы перед Киевским вокзалом, парком Горького, Патриаршим мостом.

Пристани бывших промзон и ведомственные причалы, напротив, строились с запасом и рассчитаны на грузовые суда. Так как сейчас промзоны превращаются, преимущественно, в крупные многофункциональные комплексы с преобладанием жилья, то реконструкция промышленных пристаней оказалась удобным и экономичным способом создания новых остановок транспорта общего пользования – город может сэкономить на необходимом для причала углублении дна и инженерных работах.

Факт 5: пересадки
Все причалы будут спланированы так, чтобы от них можно было за 6-15, в среднем 10 минут дойти пешком до станций метро. Большая часть станций, включенных в маршрут, уже существует, некоторые – как, к примеру, Мневники или Нагатинский затон – крайние станции двух маршрутов, еще только проектируют или строят.

Факт 6: параметры и потоки
В настоящее время прорабатывается модель суднаоно должно вмещать до 36 человек – это чуть меньше вагона метро, где мест для сидения 36/48. Средняя скорость движения 15 км/ч. Отечественные производители высказали готовность заняться разработкой речного автобуса с заданными эксплуатационными характеристиками.

Расстояние между причалами, входящими в маршруты для транспорта общего пользования – 2-3 км, 3,5-4 км для экскурсионного маршрута. Расстояние между двумя остановками судно должено преодолевать в среднем за 10 минут (от 6 до 18). Городской наземный транспорт в целом движется примерно с той же скоростью, хотя остановок у него больше; метро, конечно, быстрее. Предполагаемый интервал движения «речного автобуса» – 10 минут. Расчеты показывают, что речной транспорт общего пользования сможет перевозить до 26 000 пассажиров в сутки. В сравнении с московским метро, которое перевозит в сутки больше 8 млн человек, это очень мало. Но больше, чем ничего – сейчас ведь речной транспорт отсутствует в принципе, а будучи создан, возьмет на себя часть транспортной нагрузки и, с другой стороны, сыграет некоторую роль в разнообразии выбора транспорта, что тоже важно. Речной транспорт – своего рода «вишенка на торте» сети транспорта общего пользования большого города: не так важен ее объем, сколько само присутствие, обогащающее впечатления от города.
Принципиальная схема водных транспортных маршрутов © ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы»

Факт 7, самый главный: цена
Билеты будут стоить столько же, сколько и билеты на метро. 

Транспорт будет дотационным, но дотации не превысят аналогов в наземном и подземном транспорте Москвы. Расчетная стоимость проездных билетов на речной автобус равна билетам на другие виды общественного транспорта (сейчас один билет стоит 50 рублей; для сравнения стоимость экскурсии по реке сейчас – от 400 до 800 рублей).
 
 ***
SWOT-анализ, проведенный в НИ и ПИ Градплана, учитывает не только сильные стороны проекта, но и его слабые места, главное из которых – слабая разработанность правовых аспектов, связанных с рекой и речным транспортом. Однако совместная работаНИ и ПИ Градплана и Дирекции Московского транспортного узла с различными министерствами и госструктурами дает надежду, что к 2025 году идея общественного речного транспорта в Москве будет воплощена в жизнь.
 

30 Марта 2018

Похожие статьи
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Вид на город
Узнать, что видно из московских окон и как меняется образ столицы по времени, можно на выставке в Подземном музее парка «Зарядье». Она работает до 15 октября.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Илья Голосов и приемы советской версии ар-деко
Сегодня архитектору Илье Голосову исполнилось бы 140 лет. В честь юбилея Андрей Бархин вновь рассказывает об особенностях советского декоративизма тридцатых годов на примере творчества мастера, с американскими и европейскими образцами.
Предсказания и заблуждения
В этом году на «Архстоянии» появится два новых арт-дома, а главный объект – капсулу предсказаний – в последний день фестиваля планируется закопать.
Строители БАМа. Итоги конкурса
Подведены итоги открытого всероссийского конкурса «Строители БАМа» на лучшую концепцию мемориала создателям Байкало-Амурской магистрали. Публикуем 5 проектов победителей.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Архитектура ДК
В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.
Мета-музей
Проектная компания Genpro открыла музей-шоурум в метавселенной Spatial. Его виртуальное пространство состоит из нескольких залов и позволяет взаимодействовать с интерактивными планшетами.
Строители и первопроходцы
В рамках конкурса на лучшую идею памятника в честь 50-летия БАМа в Музее архитектуры прошла лекция Марка Акопяна, посвященная архитектурному и градостроительному наследию проекта. Публикуем тезисы выступления.
И в зной, и в стужу
Бюро Megabudka, известное разнообразными исследованиями творческих проблем, поделилось с нами статьей Артема Укропова, посвященной наработкам в области проектирования детских площадок в разных климатических условиях. Не то чтобы все изложенное в ней совершенно ново и неожиданно, но собрано вместе. Делимся.
Параметрические волны
В жилом комплексе Sydney City, который ГК «ФСК» возводит в районе Шелепихинской набережной, Genpro спроектировали центральный квартал, соединив в архитектуре параметрические фасады с модульной технологией.
Магистры и бакалавры Академии Глазунова 2022: кафедра...
Публикуем дипломы архитектурного факультета Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Это проекты реставрации и приспособления Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде, суконной фабрики в Павловской слободе, завода «Кристалл» в Калуге и мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево.
Архстояние 2022: четыре главных проекта
Фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» в этом году пройдет в Никола-Ленивце с 29 по 31 июля. Все три дня художники, архитекторы, перформеры и музыканты будут рассуждать на тему «Счастье есть?», а зрители смогут стать соавторами этого процесса.
От стула до жилого дома
Учебный год для студентов профиля «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна завершился традиционной итоговой выставкой.
Как быть в городе
Поскольку говорить о новых проектах довольно немыслимо, мы решили на какое-то, надеемся недолгое, время сосредоточиться на книгах. В этом обзоре – три новые книги о городской среде.
Технологии и материалы
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Сейчас на главной
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.