Новые водные маршруты: 7 фактов

Рассматриваем планы – пока предварительные – по развитию речных пассажирских перевозок по Москве-реке. Они входят в состав проекта развития территорий, прилегающих к Москве-реке, оператором которого сейчас выступает НИ и ПИ Градостроительного планирования города Москвы по поручению Москомархитектуры.

Мария Трошина

Автор текста:
Мария Трошина

mainImg
0 Планы развития территорий, прилегающих к Москве-реке, постепенно прорабатывают и детализируют специалисты. Сейчас этой работой занимается НИ и ПИ Градплана Москвы (см. интервью с его директором Диной Саттаровой) при активной поддержке Дирекции Московского транспортного узла. В марте этого года совместная работа Дирекции и Градплана была одобрена на наблюдательном совете АНО «ДМТУ» под председательством первого заместителя министра транспорта РФ Евгения Дитриха. Одна из существенных составных частей проекта преобразования приречных территорий – включение реки в структуру городского общественного транспорта. Этот раздел уже достаточно проработан: мы поговорили со специалистами института и теперь рассказываем о самых важных фактах, связанных с планируемыми маршрутами речного транспорта Москвы-реки.

Прообраз
При разработке маршрутов движения водного пассажирского транспорта по Москве-реке сотрудники НИ и ПИ Градплана опирались на опыт зарубежных стран, в частности, Лондона. На Темзе действуют экскурсионные и пассажирские (как круглогодичные, так и сезонные) речные маршруты, которые входят в систему общественного транспорта наравне с метро, Доклендским трамваем и железной дорогой. Новый вариант общественного транспорта Москвы также будет включать в свою сеть речные маршруты.

Расчеты
При формировании маршрутов специалисты НИиПИ Градплан города Москвы прорабатывали градостроительные, экономические, социологические, транспортные и экологические факторы, связанные как с акваторией реки, так и с прилегающими к ней районами и их градостроительной перспективой на 2020-2025 годы.

Факт 1: центр города
Предметом изучения сейчас стал «основной» отрезок Москвы-реки – ее так называемый центральный бьеф: от Мневниковской поймы на северо-западе до Западной части Нагатинской поймы на юге города.

Факт 2: два маршрута
Маршрутов водного пассажирского транспорта планируется два – на западе и на востоке, где они по градостроительным расчетам будут потенциально востребованы жителями города, передвигающимися между домом, работой и другими объектами социального притяжения – особенно с учетом роста числа жилых комплексов, строящихся сейчас в зоне влияния реки. В перспективе также предполагается проведение социологического исследования с целью определения наиболее востребованных жителями маршрутов.
 
схема планируемых речных маршрутов в центральном бьефе Москвы-реки:
красным – общественный транспорт, северный и южный отрезок; синим туристический маршрут в центре города

 


В северном маршруте три остановки: от Мневников до Сити, с одним промежуточным причалом у ЖК «Сердце столицы». Все три причала – у левого берега Москвы-реки.

В южном маршруте 8 остановок в каждую сторону и 8 причалов: три остановки соотнесены с новыми пешеходными мостами – Дом музыки, ЗИЛ и Планета ЗИЛ. Два причала, один напротив другого – Дербеневка и Данилово в середине маршрута. Начинается маршрут в Зарядье, заканчивается в Нагатинском затоне.
Вид на выход к Москве-реке из парка Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 2017
Маршруты движения водного вида транспорта © ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы»

Водные пассажирские маршруты сформированы на тех участках Москвы-реки, на которых появляется спрос на передвижение водным видом транспорта. По предварительным прогнозам, центральная часть (от площади Европы до Зарядья) будет пользоваться наименьшим спросом для пассажирских перевозок. Здесь русло делает петлю, длина реки большая, а преодолеваемые расстояния – не очень, другие виды транспорта общего пользования в этом случае, по мнению разработчиков, эффективнее. Кроме того, на протяжении речной петли в центре города парки: парк Горького, Воробьевы горы, – встречаются чаще, чем жилье и офисы. Центральная часть реки оказалась в Москве скорее рекреационно-туристической, чем прагматически-транспортной.
 

Факт 3: для экскурсий
Экскурсионно-туристические маршруты будут взаимоувязаны с пассажирскими маршрутами. Причальная инфраструктура будет принимать как туристические, так и пассажирские суда. Сейчас экскурсионные корабли курсируют между Киевским вокзалом и Новоспасским мостом. А будут – между Сити и Зарядьем. То есть на запад маршрут немного вырастет, а к юго-востоку сократится. Любоваться Новоспасским монастырем будем с судов общественного транспорта.

Факт 4: причалы старые и новые
Проект рассматривает 14 причалов. Из них 8 – уже существуют и будут адаптированы для осуществления пассажирских перевозок, 6 – создаются заново.

Между тем проект развития территорий Москвы-реки в целом предполагает работу с 16 промышленными причалами, 25 – пассажирскими и четырьмя выявленными (!) по результатам обследований и восемью требующими реконструкции. В общей сложности получается, что в городе 53 причала, с которыми можно работать в связи с ревитализацией реки. Еще 15 предложено создать в связи с проектом – в сумме получается 68. Но вернемся к актуальному проекту общественных и туристических маршрутов – он рассматривает 14 речных станций, примерно пятую часть всего, с чем еще предстоит поработать.

Новые причалы предложены в местах, где ведется масштабное строительство жилья. Их расположение рассчитано исходя из близости транспорта общего пользования других видов и предпочтений, отдаваемых жителями при передвижении по городу.

 
Cхема 14 причалов, запланированных для речного общественного и экскурсионного транспорта Москвы-реки.
Зеленым – существующие причалы, включаемые в новую систему
водного транспорта, красным – создаваемые причалы. 

 


Согласно расчетам наиболее востребованными с точки зрения водных маршрутов оказались поездки на одну-две остановки, связывающие жилье и работу. В будущем на причалах транспортных и туристических маршрутов должны появиться кафе, нижние набережные и прочие элементы городского прибрежного благоустройства, нацеленные на то, чтобы сделать реку притягательной. Как выяснилось, большинство существующих причалов требует расширения и переоборудования.

Так, набережная парка Зарядье, которая сейчас стала, скажем так, новым образцом обустройства берега реки для горожан, – сразу вызвала интерес у коммерческих речных перевозчиков, и оказалось, что она не рассчитана на подход теплоходов. Оптимальным ответом на этот уже существующий запрос стало бы удлинение действующего причала у Устьинского моста в сторону парковой зоны, – считают специалисты НИ и ПИ Градплана. Также предложено расширить причалы перед Киевским вокзалом, парком Горького, Патриаршим мостом.

Пристани бывших промзон и ведомственные причалы, напротив, строились с запасом и рассчитаны на грузовые суда. Так как сейчас промзоны превращаются, преимущественно, в крупные многофункциональные комплексы с преобладанием жилья, то реконструкция промышленных пристаней оказалась удобным и экономичным способом создания новых остановок транспорта общего пользования – город может сэкономить на необходимом для причала углублении дна и инженерных работах.

Факт 5: пересадки
Все причалы будут спланированы так, чтобы от них можно было за 6-15, в среднем 10 минут дойти пешком до станций метро. Большая часть станций, включенных в маршрут, уже существует, некоторые – как, к примеру, Мневники или Нагатинский затон – крайние станции двух маршрутов, еще только проектируют или строят.

Факт 6: параметры и потоки
В настоящее время прорабатывается модель суднаоно должно вмещать до 36 человек – это чуть меньше вагона метро, где мест для сидения 36/48. Средняя скорость движения 15 км/ч. Отечественные производители высказали готовность заняться разработкой речного автобуса с заданными эксплуатационными характеристиками.

Расстояние между причалами, входящими в маршруты для транспорта общего пользования – 2-3 км, 3,5-4 км для экскурсионного маршрута. Расстояние между двумя остановками судно должено преодолевать в среднем за 10 минут (от 6 до 18). Городской наземный транспорт в целом движется примерно с той же скоростью, хотя остановок у него больше; метро, конечно, быстрее. Предполагаемый интервал движения «речного автобуса» – 10 минут. Расчеты показывают, что речной транспорт общего пользования сможет перевозить до 26 000 пассажиров в сутки. В сравнении с московским метро, которое перевозит в сутки больше 8 млн человек, это очень мало. Но больше, чем ничего – сейчас ведь речной транспорт отсутствует в принципе, а будучи создан, возьмет на себя часть транспортной нагрузки и, с другой стороны, сыграет некоторую роль в разнообразии выбора транспорта, что тоже важно. Речной транспорт – своего рода «вишенка на торте» сети транспорта общего пользования большого города: не так важен ее объем, сколько само присутствие, обогащающее впечатления от города.
Принципиальная схема водных транспортных маршрутов © ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы»

Факт 7, самый главный: цена
Билеты будут стоить столько же, сколько и билеты на метро. 

Транспорт будет дотационным, но дотации не превысят аналогов в наземном и подземном транспорте Москвы. Расчетная стоимость проездных билетов на речной автобус равна билетам на другие виды общественного транспорта (сейчас один билет стоит 50 рублей; для сравнения стоимость экскурсии по реке сейчас – от 400 до 800 рублей).
 
 ***
SWOT-анализ, проведенный в НИ и ПИ Градплана, учитывает не только сильные стороны проекта, но и его слабые места, главное из которых – слабая разработанность правовых аспектов, связанных с рекой и речным транспортом. Однако совместная работаНИ и ПИ Градплана и Дирекции Московского транспортного узла с различными министерствами и госструктурами дает надежду, что к 2025 году идея общественного речного транспорта в Москве будет воплощена в жизнь.
 

30 Марта 2018

Мария Трошина

Автор текста:

Мария Трошина
Похожие статьи
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Вид на город
Узнать, что видно из московских окон и как меняется образ столицы по времени, можно на выставке в Подземном музее парка «Зарядье». Она работает до 15 октября.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Илья Голосов и приемы советской версии ар-деко
Сегодня архитектору Илье Голосову исполнилось бы 140 лет. В честь юбилея Андрей Бархин вновь рассказывает об особенностях советского декоративизма тридцатых годов на примере творчества мастера, с американскими и европейскими образцами.
Предсказания и заблуждения
В этом году на «Архстоянии» появится два новых арт-дома, а главный объект – капсулу предсказаний – в последний день фестиваля планируется закопать.
Строители БАМа. Итоги конкурса
Подведены итоги открытого всероссийского конкурса «Строители БАМа» на лучшую концепцию мемориала создателям Байкало-Амурской магистрали. Публикуем 5 проектов победителей.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Архитектура ДК
В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.
Мета-музей
Проектная компания Genpro открыла музей-шоурум в метавселенной Spatial. Его виртуальное пространство состоит из нескольких залов и позволяет взаимодействовать с интерактивными планшетами.
Строители и первопроходцы
В рамках конкурса на лучшую идею памятника в честь 50-летия БАМа в Музее архитектуры прошла лекция Марка Акопяна, посвященная архитектурному и градостроительному наследию проекта. Публикуем тезисы выступления.
И в зной, и в стужу
Бюро Megabudka, известное разнообразными исследованиями творческих проблем, поделилось с нами статьей Артема Укропова, посвященной наработкам в области проектирования детских площадок в разных климатических условиях. Не то чтобы все изложенное в ней совершенно ново и неожиданно, но собрано вместе. Делимся.
Параметрические волны
В жилом комплексе Sydney City, который ГК «ФСК» возводит в районе Шелепихинской набережной, Genpro спроектировали центральный квартал, соединив в архитектуре параметрические фасады с модульной технологией.
Магистры и бакалавры Академии Глазунова 2022: кафедра...
Публикуем дипломы архитектурного факультета Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Это проекты реставрации и приспособления Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде, суконной фабрики в Павловской слободе, завода «Кристалл» в Калуге и мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево.
Архстояние 2022: четыре главных проекта
Фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» в этом году пройдет в Никола-Ленивце с 29 по 31 июля. Все три дня художники, архитекторы, перформеры и музыканты будут рассуждать на тему «Счастье есть?», а зрители смогут стать соавторами этого процесса.
От стула до жилого дома
Учебный год для студентов профиля «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна завершился традиционной итоговой выставкой.
Как быть в городе
Поскольку говорить о новых проектах довольно немыслимо, мы решили на какое-то, надеемся недолгое, время сосредоточиться на книгах. В этом обзоре – три новые книги о городской среде.
Технологии и материалы
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?