Сергей Кузнецов: «Акварель полностью отвечает моему восприятию мира»

Фрагмент интервью с Сергеем Кузнецовым, приуроченного к выставке графики главного архитектора Москвы, открывшейся вчера в МАММ.

mainImg
Архитектор:
Сергей Кузнецов
Вчера в Московском Мультимеда-арт музее открылась выставка графики главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. На ней представлено более 120 работ в технике карандаша, туши, фломастера и акварели, созданных в течение 10 лет начиная с 2007 года. Много новых, в основном акварелей – 2016 и 2017, в том числе сделанных специально для выставки. Публикуем фрагмент беседы куратора выставки – искусствоведа Екатерины Шалиной, с Сергеем Кузнецовым. Полная версия интервью будет опубликована в каталоге, приуроченном к выставке «Сергей Кузнецов. Личный контакт / Архитектурная графика» (21.07 – 10.09). Помимо графики и живописи в него войдут рассказы известных деятелей культуры, архитекторов, фотографов, журналистов и художников об их восприятии разных городов мира – от архитектурных переживаний до вкусовых ощущений. В числе контрибьютеров – Михаил Швыдкой, Сергей Чобан, Дмитрий Бертман, Алексей Тарханов, Михаил Белов, Артемий Лебедев, Александр Пономарев, Алексей Народицкий, Петр Кудрявцев, Екатерина Проничева, Софья Троценко, Елена и Ирина Кузнецовы. О дате выхода книги и презентации будет сообщено дополнительно.
***

В залах выставки «Сергей Кузнецов. Личный контакт / Архитектурная графика» (21.07 – 10.09). Фотография © Вартан Айрапетян
Сергей Кузнецов за работой. Фотография © Вартан Айрапетян

Екатерина Шалина:
– Выставка «Сергей Кузнецов. Личный контакт / Архитектурная графика» в Мультимедиа Арт Музее Москвы объединила более 120 рисунков и акварелей. Разные техники, разные города мира, сооружения и пространства. В чем главная идея этого проекта для автора?

Сергей Кузнецов: 
– Эта выставка – спасибо за приглашение сделать ее и помощь в реализации Ольге Свибловой, директору МАММ, и всей его замечательной команде – по сути, еще одна форма высказывания о том, что городская среда и архитектура, как ее основная часть, очень сильно воздействуют на сознание человека. Независимо от того, отдает он себе в этом отчет или нет. Это история о том, что город – интереснейшее явление, которое имеет смысл проживать максимально включенно. Для меня самый естественный и точный метод такого «включения» – рисование. Но существуют и другие способы. Кто-то, выходя в город с целью познакомиться с ним или узнать лучше, сверяется с книгами и фильмами, кто-то просто любит бродить без карты и открывать для себя что-то новое, кто-то фотографирует или записывает свои ощущения. Поэтому в экспозиции наряду с моей графикой появились экраны с видеоколлажами из культовых кинокартин, передающих атмосферу нескольких прекрасных центров мира, где мне посчастливилось неоднократно бывать и рисовать.
Сергей Кузнецов на пленэре. Фотография © Алина Кудрявцева

– Вы как-то специально готовитесь к знакомству с новыми местами? 

– Если я собираюсь в город, о котором я имел смутное представление, стараюсь о нем что-то предварительно почитать. Но самый эффективный метод – взять хорошего гида. К примеру, в Буэнос-Айресе мы выбрали маршрут по конструктивизму. Самостоятельно его сложно проделать – памятники разбросаны по разным районам, а нам посоветовали знающих ребят, проводящих эту экскурсию на аутентичном, отличной сохранности грузовичке 30-х годов. Получилось настоящее путешествие во времени. По центру гуляли сами. Надо сказать, Буэнос-Айрес – очень европейский по духу, напоминает Париж, только все в сильно увеличенном, американском масштабе. Грандиозные проспекты, много артистичной архитектуры ар нуво и ар деко, здания с артикулированной пластикой, они откликаются, реагируют друг на друга башенками, балкончиками, декором. Считывается размах и величие города, и одновременно, к сожалению, ощущается, что его лучшие времена остались в прошлом. Если я отправляюсь куда-то всего на пару дней, то в первый день стараюсь как можно больше обойти и посмотреть, попутно намечаю и запоминаю, фотографируя возможные точки для пленэра. А во второй день выхожу в город с этюдником или планшетом.
zooming
Сергей Кузнецов. Буэнос-Айрес.
Выступление Сергея Кузнецова на открытии выставки, 19.07.2017. Фотография (с) Вартан Айрапетян

– Планируются ли до путешествия объекты для рисования? Есть ли какая-то система, принцип выбора архитектурной натуры?

– Когда мы только начали сотрудничать с Сергеем Чобаном и открыли в 2006 году бюро SPEECH, cистемой стала сама практика выездов на пленэр. Вначале мне было интересно зарисовывать известные памятники мировой архитектуры – античности, Ренессанса, барокко. Думаю, что у большинства рисующих архитекторов есть наброски сооружений римского Форума или Колизея. Однажды в Риме мы прошли по следам рисунков Александра Бенуа, который в начале XX века открыл для себя, а через столетие и для нас, нетривиальные виды на собор Святого Петра. В Венеции я тоже сначала обращался к легендарной натуре, которую не раз изображали знаменитые мастера – не с целью соперничества с ними, но чтобы потренировать руку и глаз на шедеврах, схватить пропорции, соотношение деталей и целого. Затем начался собственный, напоминающий охоту, поиск малоизвестных интересных зданий, точек и ракурсов. Особенно я люблю венецианские задворки. Два шага в сторону от туристических маршрутов, толп уже нет, а красота вся та же самая.
Куратор выставки Екатерина Шалина изображением Сан Марко. Тушь, кисть. Фотография © Вартан Айрапетян

– Из Венеции в личном архиве больше всего работ. Любимый город?

– Венеция обладает каким-то непреодолимым «наркотическим» притяжением, и мне не до конца ясна его природа. То ли дело в том, что кругом вода, то ли в том, что весь город – пешеходный. Возможно, секрет его обаяния в какой-то гениальной неправильности, очевидной, к примеру, в главных сооружениях – соборе Сан Марко или Дворце дожей. Как их создатели додумались до такого причудливого сочетания форм, цветов, орнаментов, асимметрии и атектоники – уму непостижимо. Это потрясающая рукотворная среда, в которой все – арт: знаковая архитектура, начиненная живописью великих мастеров, и самые обычные терракотовые дома, созданные не архитекторами, а простыми ремесленниками с отличным вкусом, чьих имен мы чаще всего не знаем. И гондольеры с их повадками и песнями, и цепляющие глаз изделия из муранского стекла и атрибуты маскарада, даже обслуживание в ресторанах – отдельное театральное действо. Впервые я оказался в Венеции десять лет назад, отмечал тридцатилетие и с тех пор почти каждый год праздную там День Рождения. Работа над проектами четырех архитектурных биеннале только укрепила мою любовь к этому городу. Казалось бы, исходил его весь вдоль и поперек, но каждый раз обнаруживается нечто неизведанное.
В залах выставки «Сергей Кузнецов. Личный контакт / Архитектурная графика». Видеоколлаж «Венеция»: авторы Ирина Бахтина, Виталий Мозгалев, Елена Мисаланди. Фотография Юлии Тарабариной
В залах выставки «Сергей Кузнецов. Личный контакт / Архитектурная графика». Фотография Юлии Тарабариной

– Листы из Венеции наглядно демонстрируют весь спектр техник и материалов – от простого карандаша до акварели. От чего зависит выбор, чем и на чем рисовать, для разных объектов? Как произошла эволюция от графики к акварели?

– Сама натура часто наводит на какую-то технику. Например, в моем образе Венеции доминируют белые дома с черными патинами. Однажды я попробовал рисовать их белилами на тонированной бумаге. Сам по себе прием – не открытие Америки, но в данном случае он эффектно выделяет живописные потертости и разрушения, которые придают городу на воде его неотразимый шарм. Обычно я не использую ластик или что-то другое, чем можно поправить рисунок. Кто рисует на пленэре, знает, насколько этот процесс зависит от погоды и света. Стараешься все сделать быстро, и где-то возникают шероховатости, что-то получается неидеально, но есть техники, которые компенсируют это точной передачей эмоций, состояния момента. И к таким, безусловно, относится акварель. Последние три года я использую в основном ее, считаю одной из самых сложных техник, возможности которой для меня далеко не исчерпаны. В какой-то момент захотелось уйти от «документального», детального изображения архитектуры и выдавать на бумаге скорее свои ощущения от того, что вижу. Эта склонность проявляла себя и раньше. Например, крыши пагоды и ворот в Киото, нарисованных простым карандашом, в действительности не так лихо «отлетают», но мне захотелось усилить черту, обозначенную в реальной архитектуре, и на листе это преувеличение ее одушевило. Акварель полностью отвечает моему восприятию мира. К примеру, в реальности может и не быть таких длинных косых теней, какие появляются в некоторых композициях, но именно эти тени придают изображению ту динамику и энергию городской среды, которые я чувствую.

– Архитекторы и художники изображают архитектуру по-разному?

– Можно рассуждать о том, что архитекторам ближе аналитический и археологический подход, а художникам – романтический и эмоциональный. Что архитекторы чаще строят формы линиями, штриховкой и любят монохром, а художники больше внимания уделяют цветовым пятнам и световоздушной среде. Но это не правило, что подтверждают и мои работы. Главное отличие состоит в том, что архитекторы даже в процессе спонтанного, свободного рисования с натуры, получают визуальную информацию, которая затем как-то преломляется в их профессиональной деятельности. В моей практике времен работы в SPEECH из «портретирования» готических соборов родился Дворец водных видов спорта в Казани с его стрельчатыми конструкциями, правда, из другого материала – дерева. Купола Сан-Марко повлияли на купольную форму центрального зала Российского павильона венецианской биеннале в 2012 году, когда мы показывали проекты иннограда Сколково. А принцип цветовой раскладки мрамора на стенах Санта Мария деи Мираколи лег в основу облицовки зданий «Невской Ратуши». Есть и много других примеров.
В залах выставки «Сергей Кузнецов. Личный контакт / Архитектурная графика». Фотография Юлии Тарабариной
В залах выставки «Сергей Кузнецов. Личный контакт / Архитектурная графика». Фотография Юлии Тарабариной
Вышний Волочек. В залах выставки «Сергей Кузнецов. Личный контакт / Архитектурная графика». Фотография Юлии Тарабариной

– А работе главного архитектора Москвы рисование помогает, приносит идеи, которые можно воплотить в градостроительном масштабе?

– Безусловно, помогает. Если бы я, скажем, не рисовал в Нью-Йорке парк Хай-Лайн, разбитый на путях закрытого легкого метро, я бы так не отстаивал участие его создателей Diller Scofidio + Renfro в проектировании и строительстве парка «Зарядье». Эта территория в Нью-Йорке – удивительная. Ты одновременно находишься в окружении «дикой» природы и города. Не лес и не городской парк, а нечто иное. Это действительно новаторская идея ландшафтного урбанизма, которая, надеюсь, будет в полной мере реализована и в самом центре Москвы. Когда я стал главным архитектором, время на поездки, естественно, сократилось, зато я начал больше рисовать Москву. Обнаружил множество мест для пленэров на центральных улицах и в переулках, на набережных и на ВДНХ, в промзонах и на стройплощадках объектов, которые возводятся и реконструируются при моем личном участии – это и парк «Зарядье», и стадион «Лужники». Через рисунок я глубже узнаю и понимаю наш город. Мне кажется, что при желании красоту, предмет, достойный изображения, можно найти в любом его районе. И, конечно, я продолжаю брать с собой карандаши, кисти и краски во все поездки. Из недавних особо плодотворным было путешествие в Бухару – привез много акварелей.
Акварели из Бухары. В залах выставки «Сергей Кузнецов. Личный контакт / Архитектурная графика». Фотография Юлии Тарабариной
Сергей Кузнецов. Бухара. 2017

– Какое Бухара произвела впечатление?

– Двойственное. Город не маленький, в центре великолепные памятники, в хорошем состоянии, но он почти пустой, туристов мало. Жара – а я был в мае – страшная, 38-40° С. Все ищут спасения в тени. И в том числе из-за температуры вся жизнь происходит во внутренних дворах. Если смотреть сверху, весь город нарезан на квадратики – одноэтажные дома выходят на улицы глухими стенами, нет никакого общественного фронта, идешь, как по лабиринту, и только узкие проходы ведут внутрь, на частную территорию. Интровертный город. Вся его архитектура обусловлена климатом. Взять, к примеру, порталы с нишами, богато украшенными керамикой. Ниши создают эффект воронки, попадая в которую воздух остужается перед тем, как проникает в помещение. Краски действительно такие, как на картинах Верещагина – бирюза, охра, резкие контрасты света и тени. Люди приветливые, радушные, многие ходят в национальной одежде, мужчины носят тюбетейки – очень толковый, защищающий от перегрева головной убор. Многие знают по три языка – таджикский, узбекский и русский, что свидетельствует о высоком потенциале. И при этом видно, что живут они в целом бедно, частный бизнес едва развит – на уровне торговли керамикой и тюбетейками, которые продаются без упаковки. Маркетинг отсутствует как таковой. Хотя и архитектура, и кухня, и та же керамика могли бы стать национальными брендами, мог бы интенсивнее развиваться туризм. Но жесткий контроль всего со стороны государства, с которым мы лично столкнулись в проявлении чрезмерного досмотра на границе, очевидно, ограничивает и свободу предпринимательства.

Выставка продлится до 10 сентября. 
Архитектор:
Сергей Кузнецов

21 Июля 2017

Похожие статьи
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Пресса: Мегаполис акварелью
Неповторимый стиль европейских и азиатских столиц и узнаваемые штрихи небольших улочек московского центра - все это собрано в экспозиции "Личный контакт. Архитектурная графика", которая открылась в "Мультимедиа Арт Музее" на Остоженке, 16. Автор 120 набросков, эскизов и акварелей - главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».