Открытый город

Дипломные проекты студии архитектурного бюро «Проект Меганом» в МАРХИ. Студенты выбрали для своих работ темы, которые могут стать основой для общественной и профессиональной дискуссии.

Автор текста:
Анна Сансиева

26 Июля 2016
mainImg
В 2016 МАРХИ последний раз выпускает архитекторов-специалистов, дальше будут лишь бакалавры и магистры. Студентов кафедры архитектурного проектирования жилых зданий, которые вошли в студию мастерской «Проект Меганом», работали под руководством Юрия Григоряна, Марко Михича-Ефтича, Юлии Ардабьевской и группы Артёма Стаборовского. Для их дипломных работ были найдены темы, которые могли бы выразить противоречия современного города и стать отправной точкой для профессиональной дискуссии. Таким образом студенты попытались вернуть архитектуру в культурный контекст.

Марко Михич-Ефтич
партнер проекта «Сделано», преподаватель МАРХИ:

«Как говорит «Википедия»: "Открытый город – город, который во время войны, в силу его неизбежного захвата и разрушения, объявляют открытым«. Таким образом город объявляет, что он отказывается от любых защитных действий. Нападающая армия в данном случае не будет штурмовать, бомбить или иначе нападать на город, но войдет в него без боя. Данное действие стремится защищать исторические достопримечательности и гражданских лиц. Понятие может рассматриваться как вид тактического отступления». Это серия дипломов, которые осмысляют сложившуюся ситуацию, статус-кво в городских конфликтах. В таком контексте «защитные действия» нелинейны, их первый шаг – принять всё, как есть: и расползание, и микрорайоны, и пустыри, и гиперкварталы. Они не пытаются занять оборонительную позицию, они делают шаг вперед, показывая, как каждую тему можно превратить в мечту».

Юрий Григорян,
основатель бюро «Меганом», преподаватель МАРХИ:
«Невзирая на то, что у каждого проекта была индивидуальная тема, это коллективная работа. Рабочее название нашей темы – «Открытый город», Новая Москва 2016. И метод, который мы решили заложить в этом году в процесс, в отличие от предыдущих лет – то, что студенты создают индивидуальные проекты, и при этом все работы начинаются общим исследованием, а заканчиваются тоже вместе, составляя коллекцию. Поэтому это и коллективный, и индивидуальный проект – ответ каждого студента на вопрос, что он считает на данный момент самым важным для себя в архитектуре, определить набор ценностей, и в то же время пытается открыть темы, важные для города, но не вполне «видимые» в существующей оптике.

В начале работы студенты проанализировали самые острые локальные и мировые дискуссии, мелкие и крупные, на самые различные темы, по свободному выбору. Таким образом выделились девять разных направлений, некоторые из которых по мере продвижения стали сближаться. При выборе мы не избегали «избитых» тем, например как «музеефикация» или «общественное пространство», надеясь рассмотреть и в них что-то еще неисследованное.
Эффект Капотни. Переселение. Дипломный проект Ольги Тарасовой. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Темы проектов группы МАРХИ студии архитектурного бюро «Меганом», 2016

Получилось у нас или нет? Что-то да, что-то нет. Мы хотели, чтобы темы и наши проекты были интересны не столько герметичному сообществу архитекторов, а многим людям, тем, кто интересуется архитектурой и кто вовсе нет. В этом случае важным критерием оценки концепций стала, так сказать, «понятность целеполагания». Для точной передачи информации студенты должны были создать не столько идею проекта, сколько некий образ, цельный и очень понятный, который мог бы спровоцировать реакцию, интересный разговор в обществе».

Продолжение рассказа руководителя –ниже, после проектов.

Эффект Капотни. Переселение
Ольга Тарасова
Эффект Капотни. Переселение. Дипломный проект Ольги Тарасовой. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016

Район Капотня изолирован от города рекой, нефтеперерабатывающим заводом и МКАДом. Его территория «невидима» для транспорта, политического и экономического влияния центра. Капотня естественным образом становится почти автономным городом в городе, что делает возможным создание альтернативного проекта развития и проведение эксперимента. Структура ткани микрорайона очень неплотная, в ней много пустой, неиспользуемой земли. Она никому не принадлежит и находится в запустении, в то время как земля – ценный ресурс. В проекте пустая территория разделяется на участки по количеству квартир в панельных домах Капотни и раздаётся жителям с полным правом использования. Люди становятся владельцами города, они покидают маленькие квартиры панельных многоэтажек.
Эффект Капотни. Переселение. Дипломный проект Ольги Тарасовой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Аксонометрия. МАРХИ, 2016

В городе возникает другой образ жизни: возвращаются соседство, огороды и частные мастерские. Новые участки регулируются по площади и высотности застройки. Они делятся на несколько типов: без застройки, где можно разбивать сады и огороды; с ограниченной, малоэтажной застройкой и участки без ограничений. Вместе с участками жители получают базовые типизированные модули домов, которые в дальнейшем они могут своими силами достраивать в зависимости от потребностей. Оставленные жителями многоэтажные здания становятся публичными пространствами. Из основной массы микрорайона они трансформируются в устойчивые элементы нового города. Такой эксперимент позволяет по-новому взглянуть на землю города, как на ценный ресурс, и создать альтернативный образ жизни.
Эффект Капотни. Переселение. Дипломный проект Ольги Тарасовой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Аксонометрия. МАРХИ, 2016
Эффект Капотни. Переселение. Дипломный проект Ольги Тарасовой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Генеральный план. МАРХИ, 2016
Эффект Капотни. Переселение. Дипломный проект Ольги Тарасовой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Регламента деления на участки. МАРХИ, 2016
Эффект Капотни. Переселение. Дипломный проект Ольги Тарасовой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Схемы. МАРХИ, 2016
Эффект Капотни. Переселение. Дипломный проект Ольги Тарасовой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Планы типовых домов и макет. МАРХИ, 2016
Эффект Капотни. Переселение. Дипломный проект Ольги Тарасовой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Планы и разрезы панельных домов. МАРХИ, 2016
Эффект Капотни. Переселение. Дипломный проект Ольги Тарасовой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Образ жизни. МАРХИ, 2016
***

Дворулица
Алёна Шляховая
Дворулица. Дипломный проект Алёны Шляховой. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016

Дворулица – это новый тип городского пространства, сочетающий в себе признаки живой городской улицы и обжитого двора. Дворулица представляет
 собой сеть новых пешеходных маршрутов, возникающую там, где необходимо повысить связность городских территорий, четко определить границы 
публичных и общественных пространств, повысить качество и функциональную насыщенность среды. Но где в силу различных факторов невозможны радикальные градостроительные перемены и неуместно создание привычной шумной городской улицы – в сложившейся жилой среде гипер- и суперкварталов на периферии города.
 Дворулица состоит из пространств различной степени публичности, она насыщена различными сюжетами и обладает огромным потенциалом использования. Это и улица, и двор, и дом и парк – это совмещение в одном месте всех социальных возможностей городской жизни.
Дворулица. Дипломный проект Алёны Шляховой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Генеральный план. МАРХИ, 2016
Дворулица. Дипломный проект Алёны Шляховой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Просматриваемость с маршрутов. МАРХИ, 2016
Дворулица. Дипломный проект Алёны Шляховой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Связи. МАРХИ, 2016
Дворулица. Дипломный проект Алёны Шляховой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Функциональное зонирование. Общественное. МАРХИ, 2016
Дворулица. Дипломный проект Алёны Шляховой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Функциональное зонирование. Публичное. МАРХИ, 2016
Дворулица. Дипломный проект Алёны Шляховой. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Дворулица. Дипломный проект Алёны Шляховой. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Дворулица. Дипломный проект Алёны Шляховой. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Дворулица. Дипломный проект Алёны Шляховой. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Дворулица. Дипломный проект Алёны Шляховой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Планы и развёртки. МАРХИ, 2016
Дворулица. Дипломный проект Алёны Шляховой. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Дворулица. Дипломный проект Алёны Шляховой. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
 ***

Пникс в Ясенево
Анна Гога
zooming
Пникс в Ясенево. Дипломный проект Анны Гоги. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016

Район Ясенево обладает линейным центром, то есть бульваром. Он должен был стать общественным ядром всего микрорайона. Сейчас этот участок можно назвать мертвым. Он окружен застройкой, но не обладает заложенной в него первоначально функцией. Для активизации бульвара на участке разбивается архитектурный парк, состоящий из различных архитектурных
 форм, провоцирующих человека на действие. Формы создают возможность наполнения, они берут на себя функцию общественных пространств, их главная цель – быть интерактивными, создавать площадку для действия и взаимодействовать с человеком. Главный адресат такой архитектуры – человек.
zooming
Пникс в Ясенево. Дипломный проект Анны Гоги. Фотография района Ясенево 1975 года. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Пникс в Ясенево. Дипломный проект Анны Гоги. Студия архитектурного бюро «Меганом». Генеральный план. МАРХИ, 2016
Пникс в Ясенево. Дипломный проект Анны Гоги. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
zooming
Пникс в Ясенево. Дипломный проект Анны Гоги. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Пникс в Ясенево. Дипломный проект Анны Гоги. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Пникс в Ясенево. Дипломный проект Анны Гоги. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Пникс в Ясенево. Дипломный проект Анны Гоги. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
***

Ларьки в Бирюлёво
Кристина Егорушкина
Ларьки в Бирюлево. Дипломный проект Кристины Егорушкиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016

Проект предполагает возведение на месте пустыря площадью 2 га в районе Бирюлево открытого навеса для размещения под ним общественных пространств: торговых павильонов, кафе, бань. Внутри протяженной крытой конструкции проходят две улицы и организуется площадь, обеспечивая просматриваемость и проницаемость архитектуры, а также создавая взаимодействие с зелёными зонами, существующими на участке. Организуется внутренняя среда со световыми фонарями и местами для встреч. Проект представляет 
собой сеть объектов временной архитектуры, которые выполняют две основные важные функции: стимулируют рост малого предпринимательства на периферии и организуют архитектурный 
облик городских улиц района. Проект обращает внимание на потенциальную зону для разрастания 
деревянного временного строительства. Она лежит в пределах территории между ТТК и МКАД – территории, которая отличается высокой плотностью населения и низким качеством жизни и где свободная планировка микрорайонов не способствует образованию социальных взаимодействий. Временная архитектура становится своеобразным «параллельным городом» со своей жизнью и открытость к переменам, который обеспечивает создание общественной и культурной жизни на периферии и предотвращает хаотичную точечную застройку.
zooming
Ларьки в Бирюлево. Дипломный проект Кристины Егорушкиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Разрез. МАРХИ, 2016
Ларьки в Бирюлево. Дипломный проект Кристины Егорушкиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Генеральный план. МАРХИ, 2016
Ларьки в Бирюлево. Дипломный проект Кристины Егорушкиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Анализ территорий. МАРХИ, 2016
Ларьки в Бирюлево. Дипломный проект Кристины Егорушкиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016

 
***

Беляево 2050
Василий Гончаров, Светлана Дудина
Беляево 2050. Дипломный проект Василия Гончарова и Светланы Дудиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Руководитель: Артём Стаборовский. Ситуация. МАРХИ, 2016

Исходя из проблемы истечения срока эксплуатации панельных серий, для одного из первых экспериментальных панельных районов «Беляево» был разработан алгоритм, который создает правила регулирования застройки в ситуации, когда экономически невозможно снести все дома одновременно.
 Алгоритм предполагает постепенную замену панельных серий с вышедшим сроком эксплуатации, он подчинён всем существующим 
на данный момент строительным нормам и правилам, и использует
 три инструмента, закладывающих основы – временную парцелляцию, степень освещенности, нормативные отступы от жилых фасадов. 
Территории, подверженные преобразованию, заполняются «линейным кварталом» – цепочкой лотов 15х25 метров. Каждый лот представляет собой конструктор, состоящий из жилых и общественных зданий, социальных сервисов и даже придомовых участков-садов.
 Новый генплан линейного квартала – единая система, в которой жилье гармонично соседствует с общественными пространствами.
Беляево 2050. Дипломный проект Василия Гончарова и Светланы Дудиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Руководитель: Артём Стаборовский. Ситуация. МАРХИ, 2016
Беляево 2050. Дипломный проект Василия Гончарова и Светланы Дудиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Руководитель: Артём Стаборовский. Инсоляция. МАРХИ, 2016
Беляево 2050. Дипломный проект Василия Гончарова и Светланы Дудиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Руководитель: Артём Стаборовский. Макет. МАРХИ, 2016
Беляево 2050. Дипломный проект Василия Гончарова и Светланы Дудиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Руководитель: Артём Стаборовский. Генеральный план. МАРХИ, 2016
Беляево 2050. Дипломный проект Василия Гончарова и Светланы Дудиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Руководитель: Артём Стаборовский. Анализ. МАРХИ, 2016
Беляево 2050. Дипломный проект Василия Гончарова и Светланы Дудиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Руководитель: Артём Стаборовский. Макет. МАРХИ, 2016
Беляево 2050. Дипломный проект Василия Гончарова и Светланы Дудиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Руководитель: Артём Стаборовский. МАРХИ, 2016
***

Городская комната
Влад Капустин
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016

Городская комната – тип открытого дома, найденный автором проекта: гибрид здания и городской площади. Его назначение – демонстрация открытости общественного пространства. Это прямоугольный объем с планом 60х120 м и средней высотой 40 м. Интерьер Городской комнаты является частью общественного пространства. Он – своеобразная сцена для различных сюжетов мегаполиса. Люди, конечно, становятся и зрителями, и актерами, а архитектура – декорацией.
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». Аксонометрия. МАРХИ, 2016
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». Аксонометрия. МАРХИ, 2016

Функционально Городская комната – общедоступный многофункциональный культурно-просветительский центр. Место для проведения массового досуга: концертов, балов, репетиций, лекций, встреч. Все функции расположены в толще «стены» по периметру прямоугольного объема. В центре Городской комнаты размещается камин для обогрева помещения в холодное время года, символизируя общий домашний очаг, в то время как, подобно древнеримскому атриуму, центральная зона комнаты остаётся под открытым небом.
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». Главный фасад. МАРХИ, 2016
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». Разрез. МАРХИ, 2016
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». Боковой фасад. МАРХИ, 2016
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». Разрез. МАРХИ, 2016
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». План. МАРХИ, 2016
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». Разрезы. МАРХИ, 2016
zooming
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». Функциональные схемы. МАРХИ, 2016
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
***

Павильон в Кремле
Азамат Ныров
Павильон в Кремле. Дипломный проект Азамата Нырова. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016

Работа на территории Московского Кремля – всегда смелая и провокационная задача. Основной тезис автора данного проекта звучит как «утрата архитектурного произведения влечет утрату фрагмента культуры». В Московском Кремле демонтирован 14 корпус, для постройки которого были снесены Чудов и Вознесенский монастыри. На его месте были обнаружены фрагменты фундаментов монастырей. Новый проект по своей функции становится археологическим парком с лестницей для обзора, высотой 21 м. Сама временная конструкция представляет собой спиралевидную рампу, поднятую на решетку. Наземная часть объекта включает, в первую очередь, смотровую площадку, предоставляющую новые видовые точки для восприятия памятников Кремля, включая законсервированные фундаменты утраченных сооружений. Основной материал – дерево – подчеркивает временный характер объекта и при этом органично встраивает его в традиционную архитектуру. Цвет, совпадающий с цветом кремлевских стен, визуально вписывает своеобразный павильон в контекст.
Павильон в Кремле. Дипломный проект Азамата Нырова. Студия архитектурного бюро «Меганом». Ситуация. МАРХИ, 2016
Павильон в Кремле. Дипломный проект Азамата Нырова. Студия архитектурного бюро «Меганом». План. МАРХИ, 2016
Павильон в Кремле. Дипломный проект Азамата Нырова. Студия архитектурного бюро «Меганом». План площади. МАРХИ, 2016
Павильон в Кремле. Дипломный проект Азамата Нырова. Студия архитектурного бюро «Меганом». Схема. МАРХИ, 2016
Павильон в Кремле. Дипломный проект Азамата Нырова. Студия архитектурного бюро «Меганом». Ситуация. МАРХИ, 2016
Павильон в Кремле. Дипломный проект Азамата Нырова. Студия архитектурного бюро «Меганом». Разрез. МАРХИ, 2016
Павильон в Кремле. Дипломный проект Азамата Нырова. Студия архитектурного бюро «Меганом». Фасад. МАРХИ, 2016
Павильон в Кремле. Дипломный проект Азамата Нырова. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
***

Павильон парка Победы
Екатерина Нуждина
Павильон парка Победы. Дипломный проект Екатерины Нуждиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016

Основный тезис этого проекта – «любое здание в городе ценно». Но в каждом городе существуют места, полностью исключенные из любых процессов, забытые, опустошенные. Одной из таких городских проблем являются недострои. 
Подобное место есть и в Москве между недостроенным зданием Океанариума и парадным, монументальным парком Победы. Там создается градостроительное напряжение, порождающее продуктивный конфликт. Сейчас это заброшенный котлован, площадью 3,6 га, половину которого занимает руина. Концепция проекта в развитии участка заключается, главным образом, в сохранении недостроя, консервации существующего положения. Проект предполагает возведение крестообразного моста, перекрывающего котлован и восстанавливающего городские связи между метро, железнодорожной станцией Сортировочная, парком Победы и жилым кварталом. Сам котлован становится парком с руинами в качестве функциональных объектов. Часть руин полностью сохраняется, часть – трансформируется. Парк организован по принципу киноленты – в нем существует один маршрут, последовательно проходящий через зоны: парк, болота, смотровой балкон, входной павильон 
с рестораном и кассами, двор, залитый водой и выставочный павильон.
zooming
Павильон парка Победы. Дипломный проект Екатерины Нуждиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Ситуация и транспортная доступность. МАРХИ, 2016
Павильон парка Победы. Дипломный проект Екатерины Нуждиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». План и разрез. МАРХИ, 2016
Павильон парка Победы. Дипломный проект Екатерины Нуждиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Вид сверху. МАРХИ, 2016
zooming
Павильон парка Победы. Дипломный проект Екатерины Нуждиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Разрез. МАРХИ, 2016
Павильон парка Победы. Дипломный проект Екатерины Нуждиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Павильон парка Победы. Дипломный проект Екатерины Нуждиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Павильон парка Победы. Дипломный проект Екатерины Нуждиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Павильон парка Победы. Дипломный проект Екатерины Нуждиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
***

Кондомини(м)ум
Стас Козин
Кондомини(м)ум. Дипломный проект Стаса Козина. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016

Проект «Кондомини(м)ум» исследует новый тип жилья, предшественниками которого можно считать «коливинги», общежития, гостиницы и даже древнеримские инсулы.
«Кондомини(м)ум» – это дом с минимальным жильем. Благодаря миниатюризации и компактной современной планировки жилых пространств, полноценную квартиру в таком доме удалось уменьшить до 10 м2. 
Дом делится на приватную часть (ячейки-квартиры) и общественную. Индивидуальная часть дома состоит из 65 ячеек, разделяющихся, в свою очередь, на 35 двухместных, и 30 одноместных. Каждая небольшая квартира включает в себя мебель, созданную из переработанных материалов из вторсырья (опилок, бумаги, древесины). Все ячейки состоят из пяти необходимых элементов – душевая комната, гардероб, инверсионный шкаф, рабочее место и кровать. Последние два элемента и их вариации и составляют фасад дома. Кухня, столовая, гостиная и химчистка вынесены из пространства ячейки и являются общественными зонами.
Кондомини(м)ум. Дипломный проект Стаса Козина. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Кондомини(м)ум. Дипломный проект Стаса Козина. Студия архитектурного бюро «Меганом». Разрез. МАРХИ, 2016
Кондомини(м)ум. Дипломный проект Стаса Козина. Студия архитектурного бюро «Меганом». Фрагмент разреза. МАРХИ, 2016
Кондомини(м)ум. Дипломный проект Стаса Козина. Студия архитектурного бюро «Меганом». План этажа. МАРХИ, 2016
Кондомини(м)ум. Дипломный проект Стаса Козина. Студия архитектурного бюро «Меганом». Аксонометрии пространств. МАРХИ, 2016
Кондомини(м)ум. Дипломный проект Стаса Козина. Студия архитектурного бюро «Меганом». Интерьеры. МАРХИ, 2016
Кондомини(м)ум. Дипломный проект Стаса Козина. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
***

Строительная компания «Сказка»
Ирина Михайлова
Строительная компания «Сказка». Дипломный проект Ирины Михайловой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Поиск образа. МАРХИ, 2016

Рынок частного жилья сейчас крайне обширен. Множество фирм и строительных компаний предлагают различные проекты загородных домов. Образ жизни продиктован формой и обликом дома, что, по сути, является основой конкуренции на рынке индивидуального жилья. Посёлки с частными домами определяют и образ загородного ландшафта. Для поиска новой формы индивидуального дома автором проекта был разработан специальный метод «ошибок». Первый этап метода – «Лаборатория формы» –серия экспериментов с образами и приёмами формообразования, цель которых – преодолеть инерцию мышления и найти как можно больше «уникальных» форм. После анализа получившихся форм был выбран один типовой шаблон, который лег в основу формы дома и, соответственно, индивидуального «языка» строительной компании, которая будет предлагать клиентам данное жилье. 
Дома строительной компании «Сказка» собираются из модулей, что позволяет возвести их в короткий срок на любом участке. Модули – отдельные дополнительные комнаты, которые присоединяются 
к основному блоку, состоящему из прихожей с санузлом, гостиной с кухней и спальни. Модули различны по функциям: спальни, веранды и, например, бани. Модульная система позволяет отстраивать дома согласно предпочтениям покупателя, достигая индивидуализации не во внешнем декоре, а в форме здания.
Строительная компания «Сказка». Дипломный проект Ирины Михайловой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Макеты. МАРХИ, 2016
Строительная компания «Сказка». Дипломный проект Ирины Михайловой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Планы, аксонометрии. МАРХИ, 2016
Строительная компания «Сказка». Дипломный проект Ирины Михайловой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Крыши. МАРХИ, 2016
Строительная компания «Сказка». Дипломный проект Ирины Михайловой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Планы. МАРХИ, 2016
Строительная компания «Сказка». Дипломный проект Ирины Михайловой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Планы. МАРХИ, 2016
Строительная компания «Сказка». Дипломный проект Ирины Михайловой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Общие виды. МАРХИ, 2016
Строительная компания «Сказка». Дипломный проект Ирины Михайловой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Общие виды. МАРХИ, 2016
Строительная компания «Сказка». Дипломный проект Ирины Михайловой. Студия архитектурного бюро «Меганом». План. МАРХИ, 2016
Строительная компания «Сказка». Дипломный проект Ирины Михайловой. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
***

Генератор города
Рустам Насриддинов-Бицон
Генератор города. Дипломный проект Рустама Насриддинова-Бицона. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016

Итогом данного проекта становится не архитектурная форма, а компьютерная программа, названная автором «Милый райончик». Это процедурный генератор городского пространства, действующий в пяти масштабах – город, район, микрорайон, квартал, дом. Для каждого из масштабов программа автоматически генерирует «опалубку» – трёхмерную модель будущего города. Испытать генератор автор смог в Московской области, где вводится несколько миллионов квадратных метров жилья ежегодно. Для Московской агломерации в границах Большого бетонного кольца была сгенерирована улично-дорожная сеть, рассчитанная на мегаполис с населением 127 миллионов человек. Затем был выбран участок площадью 98 га, на нем автору удалось продемонстрировать все перечисленные этапы генерации на всех пяти масштабах. Результат действия программы и стал дипломным проектом.
Генератор города. Дипломный проект Рустама Насриддинова-Бицона. Студия архитектурного бюро «Меганом». Анализ города. МАРХИ, 2016
Генератор города. Дипломный проект Рустама Насриддинова-Бицона. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Генератор города. Дипломный проект Рустама Насриддинова-Биццона. Студия архитектурного бюро «Меганом». Алгоритм работы в программе. МАРХИ, 2016
Генератор города. Дипломный проект Рустама Насриддинова-Бицона. Студия архитектурного бюро «Меганом». Алгоритм работы в программе. МАРХИ, 2016
Генератор города. Дипломный проект Рустама Насриддинова-Бицона. Студия архитектурного бюро «Меганом». Функциональная схема. МАРХИ, 2016
Генератор города. Дипломный проект Рустама Насриддинова-Бицона. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Генератор города. Дипломный проект Рустама Насриддинова-Бицона. Студия архитектурного бюро «Меганом». Микрорайон. МАРХИ, 2016
Генератор города. Дипломный проект Рустама Насриддинова-Биццона. Студия архитектурного бюро «Меганом». Центральный парк. МАРХИ, 2016
 ***
Юрий Григорян,
​основатель бюро «Меганом», преподаватель МАРХИ: [вернуться наверх]
«Если рассматривать более прицельно работы каждого студента, могу сказать, что в нашей коллекции есть ряд проектов, которые обращаются к теме территории и землепользования, есть те, которые адресуются к темам сохранения, наследия. Есть группа проектов, которая затрагивает тему общественного пространства, есть направление временной архитектуры, есть попытка проектного исследования стереотипов и их влияния на рынок частного жилья. Но мы не выбирали темы по принципу только «актуальности», это, скорее, принцип «интереса» – интересно ли это вообще, а если интересно, то кому.

В этой методике каждый студент – император своей темы, в которой он обладает абсолютной властью, и строит из проекта «империю», как назвал их наш коллега Марко, и сам отвечает за результат. При этом работа в команде и общие обсуждения и презентации сделали всю группу, включая преподавателей, соучастниками и сотрудниками каждого проекта.

Для нашего коллектива самое важное – личное развитие студента, его рост и вдохновение. И дело здесь не в «качестве» проекта. Иногда может оказаться, что условно «плохой» проект бывает более ценен для автора, для его творческой биографии, чем тот, который кажется «хорошим»».
 
***
Проекты студентов были представлены на Московском урбанистическом форуме Ольгой Тарасовой и Аленой Шляховой.


26 Июля 2016

Автор текста:

Анна Сансиева
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Сейчас на главной
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное общественное пространство, рассчитанное на пребывание самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.
Стекло и камень
В штате Вирджиния началась реконструкция руин дома Фрэнсиса Лайтфута Ли – одного из «подписантов» Декларации независимости США (1776). Чтобы не нарушить аутентичность сооружения, все новые части, включая конструктивные, будут выполнены из стекла.
Лучшее деревянное
Названы лауреаты премии «Дерево в архитектуре 2020». Работа жюри проходила в режиме он-лайн. Представляем все награжденные проекты.
Окна на Влтаву
В ходе реконструкции пражских набережных по проекту бюро Petr Janda / brainwork у них усилилась связь с городом и возникли разнообразные социальные и культурные функции.
Слоистый урбанизм
Реконструкцией бывшего промышленного района ZOHO в Роттердаме заняты планировщики ECHO Urban Design и архитекторы Orange Architects, Moederscheim Moonen, More Architects и Studio Nauta. Там появятся 550 квартир, включая социальное жилье.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Дворец спорта в Томске
Проект реконструкции Дворца зрелищ и спорта на окраине Томска предполагает трансформацию крытого катка, реализованного в 1970 году, с сохранением ядра, обстройкой с трех сторон и 8-этажной пластиной гостиницы.
Лучшая страна в мире
В Хельсинки названы 15 лучших построек финских архитекторов – результат очередного смотра-биеннале, который проводят национальные музей архитектуры и ассоциация архитекторов, а также фонд Алвара Аалто.
Допожарный классицизм
По проекту «Гинзбург Архитектс» отреставрирован особняк бригадира А.П. Сытина – редкий памятник московской деревянной архитектуры начала XIX века.
Пресса: «Люди спрашивают, не Марсу ли, богу войны, он посвящен?»
Историк архитектуры Сергей Кавтарадзе объясняет, чем хорош и чем плох храм Минобороны, открытый в Подмосковье. 14 июня в подмосковной Кубинке прошла церемония освящения Главного храма Вооруженных сил России. Настоятелем нового храма стал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Внешний вид храма Минобороны удивил многих — его раскритиковали в соцсетях, за мрачность сравнивая с объектом из игры Warhammer.
Приручение модернизма
Из жесткого образца позднесоветского градостроительства, эспланады между так и оставшимся на бумаге музеем Ленина и Горсоветом, площадь Азатлык в Набережных Челнах благодаря проекту бюро DROM превратилась в привлекательное, многофункциональное и полицентричное общественное пространство.
Идеальный план
Круглый дом теперь есть не только в Матвеевском, но и в Лозанне: общежитие Vortex из бетона и дерева на 1000 студентов с пандусом длиной почти 3 километра по проекту архитекторов Dürig AG и IttenBrechbühl опробовали в этом январе участники III Зимней юношеской Олимпиады.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Пресса: Урбанистика на карантине. Как строить город после...
В новейшей истории мало периодов, когда такое количество людей одновременно переживали потребность в альтернативе. Сейчас речь идет о тиражировании советского стандарта индустриального жилья на столетие вперед. Если его что и может победить, то именно вирус.
Метро у моря
Две станции метро в новом жилом и офисном районе Копенгагена Норхавн – в северной части порта. Авторы проекта – бюро COBE и архитектурное подразделение Arup.
Можно ли спасти арку?
Поговорили об «Арке Артплея» 1865 года с Ильей Заливухиным, Михаилом Блинкиным и Рустамом Рахматуллиным. Итог – три совершенно разные позиции.
«Тяжелое наследие» и его «нейтрализация»
В городке Браунау-ам-Инн на севере Австрии завершился архитектурный конкурс: дом XVII века, где родился Адольф Гитлер, будет превращен в отделение полиции по проекту Marte.Marte Architekten. Рассказываем о предыстории и обосновании этого проекта и публикуем интервью с партнером бюро Штефаном Марте.
Белый город
В проекте для южного региона России бюро ОСА использует многослойные фасады, играющие на образ курортной архитектуры, и в русле самых современных тенденций перемешивает социальные группы жильцов.
Шоколадные стены
Общественный центр с большим внутренним двором по проекту Taller Mauricio Rocha + Gabriela Carrillo в историческом центре мексиканской Куэрнаваки рассчитан на репетиции любительских оркестров, тренировки футболистов и курсы фотографии.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Часть целого
5 июня были объявлены лауреаты Архитектурной премии Москвы. В числе победителей – проект школы в Троицке на 2100 учеников со своей обсерваторией, IT-полигоном, музеем и оранжереей на крыше.
Пожарный цвет
Пожарная часть в Антверпене по проекту бюро Happel Cornelisse Verhoeven фасадами из красного глазурованного кирпича сразу сообщает прохожему о своей важной функции.
Архитектура как педагогика
Еще одна частная школа, в которой Архиматика реализует концепцию эстетического образования и ищет новую традицию: объединяя скандинавский и советский опыт, обращаясь к предметам искусства и внедряя энергоэффективные технологии.
Фантазия о дикой природе
На кампусе компании Vitra в Вайле-на-Рейне, в знаменитой «коллекции» зданий звездных авторов – пополнение: там создают сад по проекту Пита Аудолфа.