Марко Михич-Ефтич
партнер проекта «Сделано», преподаватель МАРХИ:
«Как говорит «Википедия»: "Открытый город – город, который во время войны, в силу его неизбежного захвата и разрушения, объявляют открытым«. Таким образом город объявляет, что он отказывается от любых защитных действий. Нападающая армия в данном случае не будет штурмовать, бомбить или иначе нападать на город, но войдет в него без боя. Данное действие стремится защищать исторические достопримечательности и гражданских лиц. Понятие может рассматриваться как вид тактического отступления». Это серия дипломов, которые осмысляют сложившуюся ситуацию, статус-кво в городских конфликтах. В таком контексте «защитные действия» нелинейны, их первый шаг – принять всё, как есть: и расползание, и микрорайоны, и пустыри, и гиперкварталы. Они не пытаются занять оборонительную позицию, они делают шаг вперед, показывая, как каждую тему можно превратить в мечту».
Юрий Григорян,
основатель бюро «Меганом», преподаватель МАРХИ:
«Невзирая на то, что у каждого проекта была индивидуальная тема, это коллективная работа. Рабочее название нашей темы – «Открытый город», Новая Москва 2016. И метод, который мы решили заложить в этом году в процесс, в отличие от предыдущих лет – то, что студенты создают индивидуальные проекты, и при этом все работы начинаются общим исследованием, а заканчиваются тоже вместе, составляя коллекцию. Поэтому это и коллективный, и индивидуальный проект – ответ каждого студента на вопрос, что он считает на данный момент самым важным для себя в архитектуре, определить набор ценностей, и в то же время пытается открыть темы, важные для города, но не вполне «видимые» в существующей оптике.
В начале работы студенты проанализировали самые острые локальные и мировые дискуссии, мелкие и крупные, на самые различные темы, по свободному выбору. Таким образом выделились девять разных направлений, некоторые из которых по мере продвижения стали сближаться. При выборе мы не избегали «избитых» тем, например как «музеефикация» или «общественное пространство», надеясь рассмотреть и в них что-то еще неисследованное.
Получилось у нас или нет? Что-то да, что-то нет. Мы хотели, чтобы темы и наши проекты были интересны не столько герметичному сообществу архитекторов, а многим людям, тем, кто интересуется архитектурой и кто вовсе нет. В этом случае важным критерием оценки концепций стала, так сказать, «понятность целеполагания». Для точной передачи информации студенты должны были создать не столько идею проекта, сколько некий образ, цельный и очень понятный, который мог бы спровоцировать реакцию, интересный разговор в обществе».
Продолжение рассказа руководителя –ниже, после проектов.
Эффект Капотни. Переселение
Ольга Тарасова
Район Капотня изолирован от города рекой, нефтеперерабатывающим заводом и МКАДом. Его территория «невидима» для транспорта, политического и экономического влияния центра. Капотня естественным образом становится почти автономным городом в городе, что делает возможным создание альтернативного проекта развития и проведение эксперимента. Структура ткани микрорайона очень неплотная, в ней много пустой, неиспользуемой земли. Она никому не принадлежит и находится в запустении, в то время как земля – ценный ресурс. В проекте пустая территория разделяется на участки по количеству квартир в панельных домах Капотни и раздаётся жителям с полным правом использования. Люди становятся владельцами города, они покидают маленькие квартиры панельных многоэтажек.
В городе возникает другой образ жизни: возвращаются соседство, огороды и частные мастерские. Новые участки регулируются по площади и высотности застройки. Они делятся на несколько типов: без застройки, где можно разбивать сады и огороды; с ограниченной, малоэтажной застройкой и участки без ограничений. Вместе с участками жители получают базовые типизированные модули домов, которые в дальнейшем они могут своими силами достраивать в зависимости от потребностей. Оставленные жителями многоэтажные здания становятся публичными пространствами. Из основной массы микрорайона они трансформируются в устойчивые элементы нового города. Такой эксперимент позволяет по-новому взглянуть на землю города, как на ценный ресурс, и создать альтернативный образ жизни.
***
Дворулица
Алёна Шляховая
Дворулица – это новый тип городского пространства, сочетающий в себе признаки живой городской улицы и обжитого двора. Дворулица представляет собой сеть новых пешеходных маршрутов, возникающую там, где необходимо повысить связность городских территорий, четко определить границы публичных и общественных пространств, повысить качество и функциональную насыщенность среды. Но где в силу различных факторов невозможны радикальные градостроительные перемены и неуместно создание привычной шумной городской улицы – в сложившейся жилой среде гипер- и суперкварталов на периферии города. Дворулица состоит из пространств различной степени публичности, она насыщена различными сюжетами и обладает огромным потенциалом использования. Это и улица, и двор, и дом и парк – это совмещение в одном месте всех социальных возможностей городской жизни.
***
Пникс в Ясенево
Анна Гога
Район Ясенево обладает линейным центром, то есть бульваром. Он должен был стать общественным ядром всего микрорайона. Сейчас этот участок можно назвать мертвым. Он окружен застройкой, но не обладает заложенной в него первоначально функцией. Для активизации бульвара на участке разбивается архитектурный парк, состоящий из различных архитектурных форм, провоцирующих человека на действие. Формы создают возможность наполнения, они берут на себя функцию общественных пространств, их главная цель – быть интерактивными, создавать площадку для действия и взаимодействовать с человеком. Главный адресат такой архитектуры – человек.
***
Ларьки в Бирюлёво
Кристина Егорушкина
Проект предполагает возведение на месте пустыря площадью 2 га в районе Бирюлево открытого навеса для размещения под ним общественных пространств: торговых павильонов, кафе, бань. Внутри протяженной крытой конструкции проходят две улицы и организуется площадь, обеспечивая просматриваемость и проницаемость архитектуры, а также создавая взаимодействие с зелёными зонами, существующими на участке. Организуется внутренняя среда со световыми фонарями и местами для встреч. Проект представляет собой сеть объектов временной архитектуры, которые выполняют две основные важные функции: стимулируют рост малого предпринимательства на периферии и организуют архитектурный облик городских улиц района. Проект обращает внимание на потенциальную зону для разрастания деревянного временного строительства. Она лежит в пределах территории между ТТК и МКАД – территории, которая отличается высокой плотностью населения и низким качеством жизни и где свободная планировка микрорайонов не способствует образованию социальных взаимодействий. Временная архитектура становится своеобразным «параллельным городом» со своей жизнью и открытость к переменам, который обеспечивает создание общественной и культурной жизни на периферии и предотвращает хаотичную точечную застройку.
***
Беляево 2050
Василий Гончаров, Светлана Дудина
Исходя из проблемы истечения срока эксплуатации панельных серий, для одного из первых экспериментальных панельных районов «Беляево» был разработан алгоритм, который создает правила регулирования застройки в ситуации, когда экономически невозможно снести все дома одновременно. Алгоритм предполагает постепенную замену панельных серий с вышедшим сроком эксплуатации, он подчинён всем существующим на данный момент строительным нормам и правилам, и использует три инструмента, закладывающих основы – временную парцелляцию, степень освещенности, нормативные отступы от жилых фасадов. Территории, подверженные преобразованию, заполняются «линейным кварталом» – цепочкой лотов 15х25 метров. Каждый лот представляет собой конструктор, состоящий из жилых и общественных зданий, социальных сервисов и даже придомовых участков-садов. Новый генплан линейного квартала – единая система, в которой жилье гармонично соседствует с общественными пространствами.
***
Городская комната
Влад Капустин
Городская комната – тип открытого дома, найденный автором проекта: гибрид здания и городской площади. Его назначение – демонстрация открытости общественного пространства. Это прямоугольный объем с планом 60х120 м и средней высотой 40 м. Интерьер Городской комнаты является частью общественного пространства. Он – своеобразная сцена для различных сюжетов мегаполиса. Люди, конечно, становятся и зрителями, и актерами, а архитектура – декорацией.
Функционально Городская комната – общедоступный многофункциональный культурно-просветительский центр. Место для проведения массового досуга: концертов, балов, репетиций, лекций, встреч. Все функции расположены в толще «стены» по периметру прямоугольного объема. В центре Городской комнаты размещается камин для обогрева помещения в холодное время года, символизируя общий домашний очаг, в то время как, подобно древнеримскому атриуму, центральная зона комнаты остаётся под открытым небом.
***
Павильон в Кремле
Азамат Ныров
Работа на территории Московского Кремля – всегда смелая и провокационная задача. Основной тезис автора данного проекта звучит как «утрата архитектурного произведения влечет утрату фрагмента культуры». В Московском Кремле демонтирован 14 корпус, для постройки которого были снесены Чудов и Вознесенский монастыри. На его месте были обнаружены фрагменты фундаментов монастырей. Новый проект по своей функции становится археологическим парком с лестницей для обзора, высотой 21 м. Сама временная конструкция представляет собой спиралевидную рампу, поднятую на решетку. Наземная часть объекта включает, в первую очередь, смотровую площадку, предоставляющую новые видовые точки для восприятия памятников Кремля, включая законсервированные фундаменты утраченных сооружений. Основной материал – дерево – подчеркивает временный характер объекта и при этом органично встраивает его в традиционную архитектуру. Цвет, совпадающий с цветом кремлевских стен, визуально вписывает своеобразный павильон в контекст.
***
Павильон парка Победы
Екатерина Нуждина
Основный тезис этого проекта – «любое здание в городе ценно». Но в каждом городе существуют места, полностью исключенные из любых процессов, забытые, опустошенные. Одной из таких городских проблем являются недострои. Подобное место есть и в Москве между недостроенным зданием Океанариума и парадным, монументальным парком Победы. Там создается градостроительное напряжение, порождающее продуктивный конфликт. Сейчас это заброшенный котлован, площадью 3,6 га, половину которого занимает руина. Концепция проекта в развитии участка заключается, главным образом, в сохранении недостроя, консервации существующего положения. Проект предполагает возведение крестообразного моста, перекрывающего котлован и восстанавливающего городские связи между метро, железнодорожной станцией Сортировочная, парком Победы и жилым кварталом. Сам котлован становится парком с руинами в качестве функциональных объектов. Часть руин полностью сохраняется, часть – трансформируется. Парк организован по принципу киноленты – в нем существует один маршрут, последовательно проходящий через зоны: парк, болота, смотровой балкон, входной павильон с рестораном и кассами, двор, залитый водой и выставочный павильон.
***
Кондомини(м)ум
Стас Козин
Проект «Кондомини(м)ум» исследует новый тип жилья, предшественниками которого можно считать «коливинги», общежития, гостиницы и даже древнеримские инсулы. «Кондомини(м)ум» – это дом с минимальным жильем. Благодаря миниатюризации и компактной современной планировки жилых пространств, полноценную квартиру в таком доме удалось уменьшить до 10 м2. Дом делится на приватную часть (ячейки-квартиры) и общественную. Индивидуальная часть дома состоит из 65 ячеек, разделяющихся, в свою очередь, на 35 двухместных, и 30 одноместных. Каждая небольшая квартира включает в себя мебель, созданную из переработанных материалов из вторсырья (опилок, бумаги, древесины). Все ячейки состоят из пяти необходимых элементов – душевая комната, гардероб, инверсионный шкаф, рабочее место и кровать. Последние два элемента и их вариации и составляют фасад дома. Кухня, столовая, гостиная и химчистка вынесены из пространства ячейки и являются общественными зонами.
***
Строительная компания «Сказка»
Ирина Михайлова
Рынок частного жилья сейчас крайне обширен. Множество фирм и строительных компаний предлагают различные проекты загородных домов. Образ жизни продиктован формой и обликом дома, что, по сути, является основой конкуренции на рынке индивидуального жилья. Посёлки с частными домами определяют и образ загородного ландшафта. Для поиска новой формы индивидуального дома автором проекта был разработан специальный метод «ошибок». Первый этап метода – «Лаборатория формы» –серия экспериментов с образами и приёмами формообразования, цель которых – преодолеть инерцию мышления и найти как можно больше «уникальных» форм. После анализа получившихся форм был выбран один типовой шаблон, который лег в основу формы дома и, соответственно, индивидуального «языка» строительной компании, которая будет предлагать клиентам данное жилье. Дома строительной компании «Сказка» собираются из модулей, что позволяет возвести их в короткий срок на любом участке. Модули – отдельные дополнительные комнаты, которые присоединяются к основному блоку, состоящему из прихожей с санузлом, гостиной с кухней и спальни. Модули различны по функциям: спальни, веранды и, например, бани. Модульная система позволяет отстраивать дома согласно предпочтениям покупателя, достигая индивидуализации не во внешнем декоре, а в форме здания.
***
Генератор города
Рустам Насриддинов-Бицон
Итогом данного проекта становится не архитектурная форма, а компьютерная программа, названная автором «Милый райончик». Это процедурный генератор городского пространства, действующий в пяти масштабах – город, район, микрорайон, квартал, дом. Для каждого из масштабов программа автоматически генерирует «опалубку» – трёхмерную модель будущего города. Испытать генератор автор смог в Московской области, где вводится несколько миллионов квадратных метров жилья ежегодно. Для Московской агломерации в границах Большого бетонного кольца была сгенерирована улично-дорожная сеть, рассчитанная на мегаполис с населением 127 миллионов человек. Затем был выбран участок площадью 98 га, на нем автору удалось продемонстрировать все перечисленные этапы генерации на всех пяти масштабах. Результат действия программы и стал дипломным проектом.
***
Юрий Григорян,
основатель бюро «Меганом», преподаватель МАРХИ: [вернуться наверх]
основатель бюро «Меганом», преподаватель МАРХИ: [вернуться наверх]
«Если рассматривать более прицельно работы каждого студента, могу сказать, что в нашей коллекции есть ряд проектов, которые обращаются к теме территории и землепользования, есть те, которые адресуются к темам сохранения, наследия. Есть группа проектов, которая затрагивает тему общественного пространства, есть направление временной архитектуры, есть попытка проектного исследования стереотипов и их влияния на рынок частного жилья. Но мы не выбирали темы по принципу только «актуальности», это, скорее, принцип «интереса» – интересно ли это вообще, а если интересно, то кому.
В этой методике каждый студент – император своей темы, в которой он обладает абсолютной властью, и строит из проекта «империю», как назвал их наш коллега Марко, и сам отвечает за результат. При этом работа в команде и общие обсуждения и презентации сделали всю группу, включая преподавателей, соучастниками и сотрудниками каждого проекта.
Для нашего коллектива самое важное – личное развитие студента, его рост и вдохновение. И дело здесь не в «качестве» проекта. Иногда может оказаться, что условно «плохой» проект бывает более ценен для автора, для его творческой биографии, чем тот, который кажется «хорошим»».
В этой методике каждый студент – император своей темы, в которой он обладает абсолютной властью, и строит из проекта «империю», как назвал их наш коллега Марко, и сам отвечает за результат. При этом работа в команде и общие обсуждения и презентации сделали всю группу, включая преподавателей, соучастниками и сотрудниками каждого проекта.
Для нашего коллектива самое важное – личное развитие студента, его рост и вдохновение. И дело здесь не в «качестве» проекта. Иногда может оказаться, что условно «плохой» проект бывает более ценен для автора, для его творческой биографии, чем тот, который кажется «хорошим»».
***
Проекты студентов были представлены на Московском урбанистическом форуме Ольгой Тарасовой и Аленой Шляховой.