Открытый город

Дипломные проекты студии архитектурного бюро «Проект Меганом» в МАРХИ. Студенты выбрали для своих работ темы, которые могут стать основой для общественной и профессиональной дискуссии.

Автор текста:
Анна Сансиева

26 Июля 2016
mainImg
В 2016 МАРХИ последний раз выпускает архитекторов-специалистов, дальше будут лишь бакалавры и магистры. Студентов кафедры архитектурного проектирования жилых зданий, которые вошли в студию мастерской «Проект Меганом», работали под руководством Юрия Григоряна, Марко Михича-Ефтича, Юлии Ардабьевской и группы Артёма Стаборовского. Для их дипломных работ были найдены темы, которые могли бы выразить противоречия современного города и стать отправной точкой для профессиональной дискуссии. Таким образом студенты попытались вернуть архитектуру в культурный контекст.

Марко Михич-Ефтич
партнер проекта «Сделано», преподаватель МАРХИ:

«Как говорит «Википедия»: "Открытый город – город, который во время войны, в силу его неизбежного захвата и разрушения, объявляют открытым«. Таким образом город объявляет, что он отказывается от любых защитных действий. Нападающая армия в данном случае не будет штурмовать, бомбить или иначе нападать на город, но войдет в него без боя. Данное действие стремится защищать исторические достопримечательности и гражданских лиц. Понятие может рассматриваться как вид тактического отступления». Это серия дипломов, которые осмысляют сложившуюся ситуацию, статус-кво в городских конфликтах. В таком контексте «защитные действия» нелинейны, их первый шаг – принять всё, как есть: и расползание, и микрорайоны, и пустыри, и гиперкварталы. Они не пытаются занять оборонительную позицию, они делают шаг вперед, показывая, как каждую тему можно превратить в мечту».

Юрий Григорян,
основатель бюро «Меганом», преподаватель МАРХИ:
«Невзирая на то, что у каждого проекта была индивидуальная тема, это коллективная работа. Рабочее название нашей темы – «Открытый город», Новая Москва 2016. И метод, который мы решили заложить в этом году в процесс, в отличие от предыдущих лет – то, что студенты создают индивидуальные проекты, и при этом все работы начинаются общим исследованием, а заканчиваются тоже вместе, составляя коллекцию. Поэтому это и коллективный, и индивидуальный проект – ответ каждого студента на вопрос, что он считает на данный момент самым важным для себя в архитектуре, определить набор ценностей, и в то же время пытается открыть темы, важные для города, но не вполне «видимые» в существующей оптике.

В начале работы студенты проанализировали самые острые локальные и мировые дискуссии, мелкие и крупные, на самые различные темы, по свободному выбору. Таким образом выделились девять разных направлений, некоторые из которых по мере продвижения стали сближаться. При выборе мы не избегали «избитых» тем, например как «музеефикация» или «общественное пространство», надеясь рассмотреть и в них что-то еще неисследованное.
Эффект Капотни. Переселение. Дипломный проект Ольги Тарасовой. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Темы проектов группы МАРХИ студии архитектурного бюро «Меганом», 2016

Получилось у нас или нет? Что-то да, что-то нет. Мы хотели, чтобы темы и наши проекты были интересны не столько герметичному сообществу архитекторов, а многим людям, тем, кто интересуется архитектурой и кто вовсе нет. В этом случае важным критерием оценки концепций стала, так сказать, «понятность целеполагания». Для точной передачи информации студенты должны были создать не столько идею проекта, сколько некий образ, цельный и очень понятный, который мог бы спровоцировать реакцию, интересный разговор в обществе».

Продолжение рассказа руководителя –ниже, после проектов.

Эффект Капотни. Переселение
Ольга Тарасова
Эффект Капотни. Переселение. Дипломный проект Ольги Тарасовой. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016

Район Капотня изолирован от города рекой, нефтеперерабатывающим заводом и МКАДом. Его территория «невидима» для транспорта, политического и экономического влияния центра. Капотня естественным образом становится почти автономным городом в городе, что делает возможным создание альтернативного проекта развития и проведение эксперимента. Структура ткани микрорайона очень неплотная, в ней много пустой, неиспользуемой земли. Она никому не принадлежит и находится в запустении, в то время как земля – ценный ресурс. В проекте пустая территория разделяется на участки по количеству квартир в панельных домах Капотни и раздаётся жителям с полным правом использования. Люди становятся владельцами города, они покидают маленькие квартиры панельных многоэтажек.
Эффект Капотни. Переселение. Дипломный проект Ольги Тарасовой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Аксонометрия. МАРХИ, 2016

В городе возникает другой образ жизни: возвращаются соседство, огороды и частные мастерские. Новые участки регулируются по площади и высотности застройки. Они делятся на несколько типов: без застройки, где можно разбивать сады и огороды; с ограниченной, малоэтажной застройкой и участки без ограничений. Вместе с участками жители получают базовые типизированные модули домов, которые в дальнейшем они могут своими силами достраивать в зависимости от потребностей. Оставленные жителями многоэтажные здания становятся публичными пространствами. Из основной массы микрорайона они трансформируются в устойчивые элементы нового города. Такой эксперимент позволяет по-новому взглянуть на землю города, как на ценный ресурс, и создать альтернативный образ жизни.
Эффект Капотни. Переселение. Дипломный проект Ольги Тарасовой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Аксонометрия. МАРХИ, 2016
Эффект Капотни. Переселение. Дипломный проект Ольги Тарасовой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Генеральный план. МАРХИ, 2016
Эффект Капотни. Переселение. Дипломный проект Ольги Тарасовой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Регламента деления на участки. МАРХИ, 2016
Эффект Капотни. Переселение. Дипломный проект Ольги Тарасовой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Схемы. МАРХИ, 2016
Эффект Капотни. Переселение. Дипломный проект Ольги Тарасовой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Планы типовых домов и макет. МАРХИ, 2016
Эффект Капотни. Переселение. Дипломный проект Ольги Тарасовой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Планы и разрезы панельных домов. МАРХИ, 2016
Эффект Капотни. Переселение. Дипломный проект Ольги Тарасовой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Образ жизни. МАРХИ, 2016
***

Дворулица
Алёна Шляховая
Дворулица. Дипломный проект Алёны Шляховой. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016

Дворулица – это новый тип городского пространства, сочетающий в себе признаки живой городской улицы и обжитого двора. Дворулица представляет
 собой сеть новых пешеходных маршрутов, возникающую там, где необходимо повысить связность городских территорий, четко определить границы 
публичных и общественных пространств, повысить качество и функциональную насыщенность среды. Но где в силу различных факторов невозможны радикальные градостроительные перемены и неуместно создание привычной шумной городской улицы – в сложившейся жилой среде гипер- и суперкварталов на периферии города.
 Дворулица состоит из пространств различной степени публичности, она насыщена различными сюжетами и обладает огромным потенциалом использования. Это и улица, и двор, и дом и парк – это совмещение в одном месте всех социальных возможностей городской жизни.
Дворулица. Дипломный проект Алёны Шляховой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Генеральный план. МАРХИ, 2016
Дворулица. Дипломный проект Алёны Шляховой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Просматриваемость с маршрутов. МАРХИ, 2016
Дворулица. Дипломный проект Алёны Шляховой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Связи. МАРХИ, 2016
Дворулица. Дипломный проект Алёны Шляховой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Функциональное зонирование. Общественное. МАРХИ, 2016
Дворулица. Дипломный проект Алёны Шляховой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Функциональное зонирование. Публичное. МАРХИ, 2016
Дворулица. Дипломный проект Алёны Шляховой. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Дворулица. Дипломный проект Алёны Шляховой. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Дворулица. Дипломный проект Алёны Шляховой. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Дворулица. Дипломный проект Алёны Шляховой. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Дворулица. Дипломный проект Алёны Шляховой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Планы и развёртки. МАРХИ, 2016
Дворулица. Дипломный проект Алёны Шляховой. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Дворулица. Дипломный проект Алёны Шляховой. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
 ***

Пникс в Ясенево
Анна Гога
zooming
Пникс в Ясенево. Дипломный проект Анны Гоги. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016

Район Ясенево обладает линейным центром, то есть бульваром. Он должен был стать общественным ядром всего микрорайона. Сейчас этот участок можно назвать мертвым. Он окружен застройкой, но не обладает заложенной в него первоначально функцией. Для активизации бульвара на участке разбивается архитектурный парк, состоящий из различных архитектурных
 форм, провоцирующих человека на действие. Формы создают возможность наполнения, они берут на себя функцию общественных пространств, их главная цель – быть интерактивными, создавать площадку для действия и взаимодействовать с человеком. Главный адресат такой архитектуры – человек.
zooming
Пникс в Ясенево. Дипломный проект Анны Гоги. Фотография района Ясенево 1975 года. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Пникс в Ясенево. Дипломный проект Анны Гоги. Студия архитектурного бюро «Меганом». Генеральный план. МАРХИ, 2016
Пникс в Ясенево. Дипломный проект Анны Гоги. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
zooming
Пникс в Ясенево. Дипломный проект Анны Гоги. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Пникс в Ясенево. Дипломный проект Анны Гоги. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Пникс в Ясенево. Дипломный проект Анны Гоги. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Пникс в Ясенево. Дипломный проект Анны Гоги. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
***

Ларьки в Бирюлёво
Кристина Егорушкина
Ларьки в Бирюлево. Дипломный проект Кристины Егорушкиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016

Проект предполагает возведение на месте пустыря площадью 2 га в районе Бирюлево открытого навеса для размещения под ним общественных пространств: торговых павильонов, кафе, бань. Внутри протяженной крытой конструкции проходят две улицы и организуется площадь, обеспечивая просматриваемость и проницаемость архитектуры, а также создавая взаимодействие с зелёными зонами, существующими на участке. Организуется внутренняя среда со световыми фонарями и местами для встреч. Проект представляет 
собой сеть объектов временной архитектуры, которые выполняют две основные важные функции: стимулируют рост малого предпринимательства на периферии и организуют архитектурный 
облик городских улиц района. Проект обращает внимание на потенциальную зону для разрастания 
деревянного временного строительства. Она лежит в пределах территории между ТТК и МКАД – территории, которая отличается высокой плотностью населения и низким качеством жизни и где свободная планировка микрорайонов не способствует образованию социальных взаимодействий. Временная архитектура становится своеобразным «параллельным городом» со своей жизнью и открытость к переменам, который обеспечивает создание общественной и культурной жизни на периферии и предотвращает хаотичную точечную застройку.
zooming
Ларьки в Бирюлево. Дипломный проект Кристины Егорушкиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Разрез. МАРХИ, 2016
Ларьки в Бирюлево. Дипломный проект Кристины Егорушкиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Генеральный план. МАРХИ, 2016
Ларьки в Бирюлево. Дипломный проект Кристины Егорушкиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Анализ территорий. МАРХИ, 2016
Ларьки в Бирюлево. Дипломный проект Кристины Егорушкиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016

 
***

Беляево 2050
Василий Гончаров, Светлана Дудина
Беляево 2050. Дипломный проект Василия Гончарова и Светланы Дудиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Руководитель: Артём Стаборовский. Ситуация. МАРХИ, 2016

Исходя из проблемы истечения срока эксплуатации панельных серий, для одного из первых экспериментальных панельных районов «Беляево» был разработан алгоритм, который создает правила регулирования застройки в ситуации, когда экономически невозможно снести все дома одновременно.
 Алгоритм предполагает постепенную замену панельных серий с вышедшим сроком эксплуатации, он подчинён всем существующим 
на данный момент строительным нормам и правилам, и использует
 три инструмента, закладывающих основы – временную парцелляцию, степень освещенности, нормативные отступы от жилых фасадов. 
Территории, подверженные преобразованию, заполняются «линейным кварталом» – цепочкой лотов 15х25 метров. Каждый лот представляет собой конструктор, состоящий из жилых и общественных зданий, социальных сервисов и даже придомовых участков-садов.
 Новый генплан линейного квартала – единая система, в которой жилье гармонично соседствует с общественными пространствами.
Беляево 2050. Дипломный проект Василия Гончарова и Светланы Дудиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Руководитель: Артём Стаборовский. Ситуация. МАРХИ, 2016
Беляево 2050. Дипломный проект Василия Гончарова и Светланы Дудиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Руководитель: Артём Стаборовский. Инсоляция. МАРХИ, 2016
Беляево 2050. Дипломный проект Василия Гончарова и Светланы Дудиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Руководитель: Артём Стаборовский. Макет. МАРХИ, 2016
Беляево 2050. Дипломный проект Василия Гончарова и Светланы Дудиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Руководитель: Артём Стаборовский. Генеральный план. МАРХИ, 2016
Беляево 2050. Дипломный проект Василия Гончарова и Светланы Дудиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Руководитель: Артём Стаборовский. Анализ. МАРХИ, 2016
Беляево 2050. Дипломный проект Василия Гончарова и Светланы Дудиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Руководитель: Артём Стаборовский. Макет. МАРХИ, 2016
Беляево 2050. Дипломный проект Василия Гончарова и Светланы Дудиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Руководитель: Артём Стаборовский. МАРХИ, 2016
***

Городская комната
Влад Капустин
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016

Городская комната – тип открытого дома, найденный автором проекта: гибрид здания и городской площади. Его назначение – демонстрация открытости общественного пространства. Это прямоугольный объем с планом 60х120 м и средней высотой 40 м. Интерьер Городской комнаты является частью общественного пространства. Он – своеобразная сцена для различных сюжетов мегаполиса. Люди, конечно, становятся и зрителями, и актерами, а архитектура – декорацией.
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». Аксонометрия. МАРХИ, 2016
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». Аксонометрия. МАРХИ, 2016

Функционально Городская комната – общедоступный многофункциональный культурно-просветительский центр. Место для проведения массового досуга: концертов, балов, репетиций, лекций, встреч. Все функции расположены в толще «стены» по периметру прямоугольного объема. В центре Городской комнаты размещается камин для обогрева помещения в холодное время года, символизируя общий домашний очаг, в то время как, подобно древнеримскому атриуму, центральная зона комнаты остаётся под открытым небом.
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». Главный фасад. МАРХИ, 2016
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». Разрез. МАРХИ, 2016
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». Боковой фасад. МАРХИ, 2016
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». Разрез. МАРХИ, 2016
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». План. МАРХИ, 2016
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». Разрезы. МАРХИ, 2016
zooming
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». Функциональные схемы. МАРХИ, 2016
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
***

Павильон в Кремле
Азамат Ныров
Павильон в Кремле. Дипломный проект Азамата Нырова. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016

Работа на территории Московского Кремля – всегда смелая и провокационная задача. Основной тезис автора данного проекта звучит как «утрата архитектурного произведения влечет утрату фрагмента культуры». В Московском Кремле демонтирован 14 корпус, для постройки которого были снесены Чудов и Вознесенский монастыри. На его месте были обнаружены фрагменты фундаментов монастырей. Новый проект по своей функции становится археологическим парком с лестницей для обзора, высотой 21 м. Сама временная конструкция представляет собой спиралевидную рампу, поднятую на решетку. Наземная часть объекта включает, в первую очередь, смотровую площадку, предоставляющую новые видовые точки для восприятия памятников Кремля, включая законсервированные фундаменты утраченных сооружений. Основной материал – дерево – подчеркивает временный характер объекта и при этом органично встраивает его в традиционную архитектуру. Цвет, совпадающий с цветом кремлевских стен, визуально вписывает своеобразный павильон в контекст.
Павильон в Кремле. Дипломный проект Азамата Нырова. Студия архитектурного бюро «Меганом». Ситуация. МАРХИ, 2016
Павильон в Кремле. Дипломный проект Азамата Нырова. Студия архитектурного бюро «Меганом». План. МАРХИ, 2016
Павильон в Кремле. Дипломный проект Азамата Нырова. Студия архитектурного бюро «Меганом». План площади. МАРХИ, 2016
Павильон в Кремле. Дипломный проект Азамата Нырова. Студия архитектурного бюро «Меганом». Схема. МАРХИ, 2016
Павильон в Кремле. Дипломный проект Азамата Нырова. Студия архитектурного бюро «Меганом». Ситуация. МАРХИ, 2016
Павильон в Кремле. Дипломный проект Азамата Нырова. Студия архитектурного бюро «Меганом». Разрез. МАРХИ, 2016
Павильон в Кремле. Дипломный проект Азамата Нырова. Студия архитектурного бюро «Меганом». Фасад. МАРХИ, 2016
Павильон в Кремле. Дипломный проект Азамата Нырова. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
***

Павильон парка Победы
Екатерина Нуждина
Павильон парка Победы. Дипломный проект Екатерины Нуждиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016

Основный тезис этого проекта – «любое здание в городе ценно». Но в каждом городе существуют места, полностью исключенные из любых процессов, забытые, опустошенные. Одной из таких городских проблем являются недострои. 
Подобное место есть и в Москве между недостроенным зданием Океанариума и парадным, монументальным парком Победы. Там создается градостроительное напряжение, порождающее продуктивный конфликт. Сейчас это заброшенный котлован, площадью 3,6 га, половину которого занимает руина. Концепция проекта в развитии участка заключается, главным образом, в сохранении недостроя, консервации существующего положения. Проект предполагает возведение крестообразного моста, перекрывающего котлован и восстанавливающего городские связи между метро, железнодорожной станцией Сортировочная, парком Победы и жилым кварталом. Сам котлован становится парком с руинами в качестве функциональных объектов. Часть руин полностью сохраняется, часть – трансформируется. Парк организован по принципу киноленты – в нем существует один маршрут, последовательно проходящий через зоны: парк, болота, смотровой балкон, входной павильон 
с рестораном и кассами, двор, залитый водой и выставочный павильон.
zooming
Павильон парка Победы. Дипломный проект Екатерины Нуждиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Ситуация и транспортная доступность. МАРХИ, 2016
Павильон парка Победы. Дипломный проект Екатерины Нуждиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». План и разрез. МАРХИ, 2016
Павильон парка Победы. Дипломный проект Екатерины Нуждиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Вид сверху. МАРХИ, 2016
zooming
Павильон парка Победы. Дипломный проект Екатерины Нуждиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Разрез. МАРХИ, 2016
Павильон парка Победы. Дипломный проект Екатерины Нуждиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Павильон парка Победы. Дипломный проект Екатерины Нуждиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Павильон парка Победы. Дипломный проект Екатерины Нуждиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Павильон парка Победы. Дипломный проект Екатерины Нуждиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
***

Кондомини(м)ум
Стас Козин
Кондомини(м)ум. Дипломный проект Стаса Козина. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016

Проект «Кондомини(м)ум» исследует новый тип жилья, предшественниками которого можно считать «коливинги», общежития, гостиницы и даже древнеримские инсулы.
«Кондомини(м)ум» – это дом с минимальным жильем. Благодаря миниатюризации и компактной современной планировки жилых пространств, полноценную квартиру в таком доме удалось уменьшить до 10 м2. 
Дом делится на приватную часть (ячейки-квартиры) и общественную. Индивидуальная часть дома состоит из 65 ячеек, разделяющихся, в свою очередь, на 35 двухместных, и 30 одноместных. Каждая небольшая квартира включает в себя мебель, созданную из переработанных материалов из вторсырья (опилок, бумаги, древесины). Все ячейки состоят из пяти необходимых элементов – душевая комната, гардероб, инверсионный шкаф, рабочее место и кровать. Последние два элемента и их вариации и составляют фасад дома. Кухня, столовая, гостиная и химчистка вынесены из пространства ячейки и являются общественными зонами.
Кондомини(м)ум. Дипломный проект Стаса Козина. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Кондомини(м)ум. Дипломный проект Стаса Козина. Студия архитектурного бюро «Меганом». Разрез. МАРХИ, 2016
Кондомини(м)ум. Дипломный проект Стаса Козина. Студия архитектурного бюро «Меганом». Фрагмент разреза. МАРХИ, 2016
Кондомини(м)ум. Дипломный проект Стаса Козина. Студия архитектурного бюро «Меганом». План этажа. МАРХИ, 2016
Кондомини(м)ум. Дипломный проект Стаса Козина. Студия архитектурного бюро «Меганом». Аксонометрии пространств. МАРХИ, 2016
Кондомини(м)ум. Дипломный проект Стаса Козина. Студия архитектурного бюро «Меганом». Интерьеры. МАРХИ, 2016
Кондомини(м)ум. Дипломный проект Стаса Козина. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
***

Строительная компания «Сказка»
Ирина Михайлова
Строительная компания «Сказка». Дипломный проект Ирины Михайловой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Поиск образа. МАРХИ, 2016

Рынок частного жилья сейчас крайне обширен. Множество фирм и строительных компаний предлагают различные проекты загородных домов. Образ жизни продиктован формой и обликом дома, что, по сути, является основой конкуренции на рынке индивидуального жилья. Посёлки с частными домами определяют и образ загородного ландшафта. Для поиска новой формы индивидуального дома автором проекта был разработан специальный метод «ошибок». Первый этап метода – «Лаборатория формы» –серия экспериментов с образами и приёмами формообразования, цель которых – преодолеть инерцию мышления и найти как можно больше «уникальных» форм. После анализа получившихся форм был выбран один типовой шаблон, который лег в основу формы дома и, соответственно, индивидуального «языка» строительной компании, которая будет предлагать клиентам данное жилье. 
Дома строительной компании «Сказка» собираются из модулей, что позволяет возвести их в короткий срок на любом участке. Модули – отдельные дополнительные комнаты, которые присоединяются 
к основному блоку, состоящему из прихожей с санузлом, гостиной с кухней и спальни. Модули различны по функциям: спальни, веранды и, например, бани. Модульная система позволяет отстраивать дома согласно предпочтениям покупателя, достигая индивидуализации не во внешнем декоре, а в форме здания.
Строительная компания «Сказка». Дипломный проект Ирины Михайловой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Макеты. МАРХИ, 2016
Строительная компания «Сказка». Дипломный проект Ирины Михайловой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Планы, аксонометрии. МАРХИ, 2016
Строительная компания «Сказка». Дипломный проект Ирины Михайловой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Крыши. МАРХИ, 2016
Строительная компания «Сказка». Дипломный проект Ирины Михайловой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Планы. МАРХИ, 2016
Строительная компания «Сказка». Дипломный проект Ирины Михайловой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Планы. МАРХИ, 2016
Строительная компания «Сказка». Дипломный проект Ирины Михайловой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Общие виды. МАРХИ, 2016
Строительная компания «Сказка». Дипломный проект Ирины Михайловой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Общие виды. МАРХИ, 2016
Строительная компания «Сказка». Дипломный проект Ирины Михайловой. Студия архитектурного бюро «Меганом». План. МАРХИ, 2016
Строительная компания «Сказка». Дипломный проект Ирины Михайловой. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
***

Генератор города
Рустам Насриддинов-Бицон
Генератор города. Дипломный проект Рустама Насриддинова-Бицона. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016

Итогом данного проекта становится не архитектурная форма, а компьютерная программа, названная автором «Милый райончик». Это процедурный генератор городского пространства, действующий в пяти масштабах – город, район, микрорайон, квартал, дом. Для каждого из масштабов программа автоматически генерирует «опалубку» – трёхмерную модель будущего города. Испытать генератор автор смог в Московской области, где вводится несколько миллионов квадратных метров жилья ежегодно. Для Московской агломерации в границах Большого бетонного кольца была сгенерирована улично-дорожная сеть, рассчитанная на мегаполис с населением 127 миллионов человек. Затем был выбран участок площадью 98 га, на нем автору удалось продемонстрировать все перечисленные этапы генерации на всех пяти масштабах. Результат действия программы и стал дипломным проектом.
Генератор города. Дипломный проект Рустама Насриддинова-Бицона. Студия архитектурного бюро «Меганом». Анализ города. МАРХИ, 2016
Генератор города. Дипломный проект Рустама Насриддинова-Бицона. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Генератор города. Дипломный проект Рустама Насриддинова-Биццона. Студия архитектурного бюро «Меганом». Алгоритм работы в программе. МАРХИ, 2016
Генератор города. Дипломный проект Рустама Насриддинова-Бицона. Студия архитектурного бюро «Меганом». Алгоритм работы в программе. МАРХИ, 2016
Генератор города. Дипломный проект Рустама Насриддинова-Бицона. Студия архитектурного бюро «Меганом». Функциональная схема. МАРХИ, 2016
Генератор города. Дипломный проект Рустама Насриддинова-Бицона. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Генератор города. Дипломный проект Рустама Насриддинова-Бицона. Студия архитектурного бюро «Меганом». Микрорайон. МАРХИ, 2016
Генератор города. Дипломный проект Рустама Насриддинова-Биццона. Студия архитектурного бюро «Меганом». Центральный парк. МАРХИ, 2016
 ***
Юрий Григорян,
​основатель бюро «Меганом», преподаватель МАРХИ: [вернуться наверх]
«Если рассматривать более прицельно работы каждого студента, могу сказать, что в нашей коллекции есть ряд проектов, которые обращаются к теме территории и землепользования, есть те, которые адресуются к темам сохранения, наследия. Есть группа проектов, которая затрагивает тему общественного пространства, есть направление временной архитектуры, есть попытка проектного исследования стереотипов и их влияния на рынок частного жилья. Но мы не выбирали темы по принципу только «актуальности», это, скорее, принцип «интереса» – интересно ли это вообще, а если интересно, то кому.

В этой методике каждый студент – император своей темы, в которой он обладает абсолютной властью, и строит из проекта «империю», как назвал их наш коллега Марко, и сам отвечает за результат. При этом работа в команде и общие обсуждения и презентации сделали всю группу, включая преподавателей, соучастниками и сотрудниками каждого проекта.

Для нашего коллектива самое важное – личное развитие студента, его рост и вдохновение. И дело здесь не в «качестве» проекта. Иногда может оказаться, что условно «плохой» проект бывает более ценен для автора, для его творческой биографии, чем тот, который кажется «хорошим»».
 
***
Проекты студентов были представлены на Московском урбанистическом форуме Ольгой Тарасовой и Аленой Шляховой.

26 Июля 2016

Автор текста:

Анна Сансиева
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Архитекторы.рф 2020, часть II
Продолжаем изучать работы выпускников программы Архитекторы.рф 2020 года: стратегия для пасмурных городов, рабочие места в спальных районах, эссе о демократическом подходе к проектированию, а также концепции развития для территорий Архангельска и Воронежа.
Архитекторы.рф 2020
Изучаем работы выпускников второго потока программы Архитекторы.рф. В первой подборке: уберизация школ, Верхневолжский парк руин, а также регламент для застройки Купецкой слободы и план развития реликтового бора.
Пост-комфортный город
С появлением в программе традиционной конференции Москомархитектуры термина «пост-комфортный» стало очевидно, что повестка «комфортности» в пандемию если и не отменяется, то значительно корректируется.
Архитектурная лаборатория
Архитектурное бюро «А.Лен» разработало и запатентовало программу «Идеальные квартиры», которая позволяет строить дома без плохих планировок. Рассказываем, как программа появилась, что из себя представляет, кому и чем она полезна.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Что будет с городом после пандемии
Два с половиной месяца изоляции не прошли даром для осмысления устройства современных городов, оказавшихся не подготовленными ко встрече с пандемией. Рассматриваем группы мнений и позиции экспертов, высказанные в прессе, блогах и видеоконференциях.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Технологии и материалы
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
Сейчас на главной
Открыть что можно
Обнародован проект реконструкции и реставрации павильона России на венецианской биеннале. Реализация уже началась. Мы подробно рассмотрели проект, задали несколько вопросов куратору и соавтору проекта Ипполито Лапарелли и разобрались, чего убудет и что прибудет к павильону Щусева 1914 года постройки.
Дом в доме
Реконструкция крестьянского дома XVIII века на юге Германии: он стал основой для камерной сельской библиотеки. Авторы проекта – Schlicht Lamprecht Architekten.
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Полярная тихоходка
Зимовочный комплекс антарктической станции «Восток» рассчитан на экстремальные климатические условия и психологический комфорт исследователей.
Офис для концентрации идей
​Бюро «Т+Т Architects» спроектировало офис французской ИТ-компании, где сотрудники в любой точке помещения могут обсудить с коллегами или записать на стене новые идеи.
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.