Открытый город

Дипломные проекты студии архитектурного бюро «Проект Меганом» в МАРХИ. Студенты выбрали для своих работ темы, которые могут стать основой для общественной и профессиональной дискуссии.

mainImg
В 2016 МАРХИ последний раз выпускает архитекторов-специалистов, дальше будут лишь бакалавры и магистры. Студентов кафедры архитектурного проектирования жилых зданий, которые вошли в студию мастерской «Проект Меганом», работали под руководством Юрия Григоряна, Марко Михича-Ефтича, Юлии Ардабьевской и группы Артёма Стаборовского. Для их дипломных работ были найдены темы, которые могли бы выразить противоречия современного города и стать отправной точкой для профессиональной дискуссии. Таким образом студенты попытались вернуть архитектуру в культурный контекст.

Марко Михич-Ефтич
партнер проекта «Сделано», преподаватель МАРХИ:

«Как говорит «Википедия»: "Открытый город – город, который во время войны, в силу его неизбежного захвата и разрушения, объявляют открытым«. Таким образом город объявляет, что он отказывается от любых защитных действий. Нападающая армия в данном случае не будет штурмовать, бомбить или иначе нападать на город, но войдет в него без боя. Данное действие стремится защищать исторические достопримечательности и гражданских лиц. Понятие может рассматриваться как вид тактического отступления». Это серия дипломов, которые осмысляют сложившуюся ситуацию, статус-кво в городских конфликтах. В таком контексте «защитные действия» нелинейны, их первый шаг – принять всё, как есть: и расползание, и микрорайоны, и пустыри, и гиперкварталы. Они не пытаются занять оборонительную позицию, они делают шаг вперед, показывая, как каждую тему можно превратить в мечту».

Юрий Григорян,
основатель бюро «Меганом», преподаватель МАРХИ:
«Невзирая на то, что у каждого проекта была индивидуальная тема, это коллективная работа. Рабочее название нашей темы – «Открытый город», Новая Москва 2016. И метод, который мы решили заложить в этом году в процесс, в отличие от предыдущих лет – то, что студенты создают индивидуальные проекты, и при этом все работы начинаются общим исследованием, а заканчиваются тоже вместе, составляя коллекцию. Поэтому это и коллективный, и индивидуальный проект – ответ каждого студента на вопрос, что он считает на данный момент самым важным для себя в архитектуре, определить набор ценностей, и в то же время пытается открыть темы, важные для города, но не вполне «видимые» в существующей оптике.

В начале работы студенты проанализировали самые острые локальные и мировые дискуссии, мелкие и крупные, на самые различные темы, по свободному выбору. Таким образом выделились девять разных направлений, некоторые из которых по мере продвижения стали сближаться. При выборе мы не избегали «избитых» тем, например как «музеефикация» или «общественное пространство», надеясь рассмотреть и в них что-то еще неисследованное.
Эффект Капотни. Переселение. Дипломный проект Ольги Тарасовой. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Темы проектов группы МАРХИ студии архитектурного бюро «Меганом», 2016

Получилось у нас или нет? Что-то да, что-то нет. Мы хотели, чтобы темы и наши проекты были интересны не столько герметичному сообществу архитекторов, а многим людям, тем, кто интересуется архитектурой и кто вовсе нет. В этом случае важным критерием оценки концепций стала, так сказать, «понятность целеполагания». Для точной передачи информации студенты должны были создать не столько идею проекта, сколько некий образ, цельный и очень понятный, который мог бы спровоцировать реакцию, интересный разговор в обществе».

Продолжение рассказа руководителя –ниже, после проектов.

Эффект Капотни. Переселение
Ольга Тарасова
Эффект Капотни. Переселение. Дипломный проект Ольги Тарасовой. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016

Район Капотня изолирован от города рекой, нефтеперерабатывающим заводом и МКАДом. Его территория «невидима» для транспорта, политического и экономического влияния центра. Капотня естественным образом становится почти автономным городом в городе, что делает возможным создание альтернативного проекта развития и проведение эксперимента. Структура ткани микрорайона очень неплотная, в ней много пустой, неиспользуемой земли. Она никому не принадлежит и находится в запустении, в то время как земля – ценный ресурс. В проекте пустая территория разделяется на участки по количеству квартир в панельных домах Капотни и раздаётся жителям с полным правом использования. Люди становятся владельцами города, они покидают маленькие квартиры панельных многоэтажек.
Эффект Капотни. Переселение. Дипломный проект Ольги Тарасовой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Аксонометрия. МАРХИ, 2016

В городе возникает другой образ жизни: возвращаются соседство, огороды и частные мастерские. Новые участки регулируются по площади и высотности застройки. Они делятся на несколько типов: без застройки, где можно разбивать сады и огороды; с ограниченной, малоэтажной застройкой и участки без ограничений. Вместе с участками жители получают базовые типизированные модули домов, которые в дальнейшем они могут своими силами достраивать в зависимости от потребностей. Оставленные жителями многоэтажные здания становятся публичными пространствами. Из основной массы микрорайона они трансформируются в устойчивые элементы нового города. Такой эксперимент позволяет по-новому взглянуть на землю города, как на ценный ресурс, и создать альтернативный образ жизни.
Эффект Капотни. Переселение. Дипломный проект Ольги Тарасовой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Аксонометрия. МАРХИ, 2016
Эффект Капотни. Переселение. Дипломный проект Ольги Тарасовой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Генеральный план. МАРХИ, 2016
Эффект Капотни. Переселение. Дипломный проект Ольги Тарасовой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Регламента деления на участки. МАРХИ, 2016
Эффект Капотни. Переселение. Дипломный проект Ольги Тарасовой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Схемы. МАРХИ, 2016
Эффект Капотни. Переселение. Дипломный проект Ольги Тарасовой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Планы типовых домов и макет. МАРХИ, 2016
Эффект Капотни. Переселение. Дипломный проект Ольги Тарасовой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Планы и разрезы панельных домов. МАРХИ, 2016
Эффект Капотни. Переселение. Дипломный проект Ольги Тарасовой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Образ жизни. МАРХИ, 2016
***

Дворулица
Алёна Шляховая
Дворулица. Дипломный проект Алёны Шляховой. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016

Дворулица – это новый тип городского пространства, сочетающий в себе признаки живой городской улицы и обжитого двора. Дворулица представляет
 собой сеть новых пешеходных маршрутов, возникающую там, где необходимо повысить связность городских территорий, четко определить границы 
публичных и общественных пространств, повысить качество и функциональную насыщенность среды. Но где в силу различных факторов невозможны радикальные градостроительные перемены и неуместно создание привычной шумной городской улицы – в сложившейся жилой среде гипер- и суперкварталов на периферии города.
 Дворулица состоит из пространств различной степени публичности, она насыщена различными сюжетами и обладает огромным потенциалом использования. Это и улица, и двор, и дом и парк – это совмещение в одном месте всех социальных возможностей городской жизни.
Дворулица. Дипломный проект Алёны Шляховой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Генеральный план. МАРХИ, 2016
Дворулица. Дипломный проект Алёны Шляховой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Просматриваемость с маршрутов. МАРХИ, 2016
Дворулица. Дипломный проект Алёны Шляховой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Связи. МАРХИ, 2016
Дворулица. Дипломный проект Алёны Шляховой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Функциональное зонирование. Общественное. МАРХИ, 2016
Дворулица. Дипломный проект Алёны Шляховой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Функциональное зонирование. Публичное. МАРХИ, 2016
Дворулица. Дипломный проект Алёны Шляховой. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Дворулица. Дипломный проект Алёны Шляховой. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Дворулица. Дипломный проект Алёны Шляховой. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Дворулица. Дипломный проект Алёны Шляховой. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Дворулица. Дипломный проект Алёны Шляховой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Планы и развёртки. МАРХИ, 2016
Дворулица. Дипломный проект Алёны Шляховой. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Дворулица. Дипломный проект Алёны Шляховой. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
 ***

Пникс в Ясенево
Анна Гога
zooming
Пникс в Ясенево. Дипломный проект Анны Гоги. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016

Район Ясенево обладает линейным центром, то есть бульваром. Он должен был стать общественным ядром всего микрорайона. Сейчас этот участок можно назвать мертвым. Он окружен застройкой, но не обладает заложенной в него первоначально функцией. Для активизации бульвара на участке разбивается архитектурный парк, состоящий из различных архитектурных
 форм, провоцирующих человека на действие. Формы создают возможность наполнения, они берут на себя функцию общественных пространств, их главная цель – быть интерактивными, создавать площадку для действия и взаимодействовать с человеком. Главный адресат такой архитектуры – человек.
zooming
Пникс в Ясенево. Дипломный проект Анны Гоги. Фотография района Ясенево 1975 года. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Пникс в Ясенево. Дипломный проект Анны Гоги. Студия архитектурного бюро «Меганом». Генеральный план. МАРХИ, 2016
Пникс в Ясенево. Дипломный проект Анны Гоги. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
zooming
Пникс в Ясенево. Дипломный проект Анны Гоги. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Пникс в Ясенево. Дипломный проект Анны Гоги. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Пникс в Ясенево. Дипломный проект Анны Гоги. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Пникс в Ясенево. Дипломный проект Анны Гоги. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
***

Ларьки в Бирюлёво
Кристина Егорушкина
Ларьки в Бирюлево. Дипломный проект Кристины Егорушкиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016

Проект предполагает возведение на месте пустыря площадью 2 га в районе Бирюлево открытого навеса для размещения под ним общественных пространств: торговых павильонов, кафе, бань. Внутри протяженной крытой конструкции проходят две улицы и организуется площадь, обеспечивая просматриваемость и проницаемость архитектуры, а также создавая взаимодействие с зелёными зонами, существующими на участке. Организуется внутренняя среда со световыми фонарями и местами для встреч. Проект представляет 
собой сеть объектов временной архитектуры, которые выполняют две основные важные функции: стимулируют рост малого предпринимательства на периферии и организуют архитектурный 
облик городских улиц района. Проект обращает внимание на потенциальную зону для разрастания 
деревянного временного строительства. Она лежит в пределах территории между ТТК и МКАД – территории, которая отличается высокой плотностью населения и низким качеством жизни и где свободная планировка микрорайонов не способствует образованию социальных взаимодействий. Временная архитектура становится своеобразным «параллельным городом» со своей жизнью и открытость к переменам, который обеспечивает создание общественной и культурной жизни на периферии и предотвращает хаотичную точечную застройку.
zooming
Ларьки в Бирюлево. Дипломный проект Кристины Егорушкиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Разрез. МАРХИ, 2016
Ларьки в Бирюлево. Дипломный проект Кристины Егорушкиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Генеральный план. МАРХИ, 2016
Ларьки в Бирюлево. Дипломный проект Кристины Егорушкиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Анализ территорий. МАРХИ, 2016
Ларьки в Бирюлево. Дипломный проект Кристины Егорушкиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016

 
***

Беляево 2050
Василий Гончаров, Светлана Дудина
Беляево 2050. Дипломный проект Василия Гончарова и Светланы Дудиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Руководитель: Артём Стаборовский. Ситуация. МАРХИ, 2016

Исходя из проблемы истечения срока эксплуатации панельных серий, для одного из первых экспериментальных панельных районов «Беляево» был разработан алгоритм, который создает правила регулирования застройки в ситуации, когда экономически невозможно снести все дома одновременно.
 Алгоритм предполагает постепенную замену панельных серий с вышедшим сроком эксплуатации, он подчинён всем существующим 
на данный момент строительным нормам и правилам, и использует
 три инструмента, закладывающих основы – временную парцелляцию, степень освещенности, нормативные отступы от жилых фасадов. 
Территории, подверженные преобразованию, заполняются «линейным кварталом» – цепочкой лотов 15х25 метров. Каждый лот представляет собой конструктор, состоящий из жилых и общественных зданий, социальных сервисов и даже придомовых участков-садов.
 Новый генплан линейного квартала – единая система, в которой жилье гармонично соседствует с общественными пространствами.
Беляево 2050. Дипломный проект Василия Гончарова и Светланы Дудиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Руководитель: Артём Стаборовский. Ситуация. МАРХИ, 2016
Беляево 2050. Дипломный проект Василия Гончарова и Светланы Дудиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Руководитель: Артём Стаборовский. Инсоляция. МАРХИ, 2016
Беляево 2050. Дипломный проект Василия Гончарова и Светланы Дудиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Руководитель: Артём Стаборовский. Макет. МАРХИ, 2016
Беляево 2050. Дипломный проект Василия Гончарова и Светланы Дудиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Руководитель: Артём Стаборовский. Генеральный план. МАРХИ, 2016
Беляево 2050. Дипломный проект Василия Гончарова и Светланы Дудиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Руководитель: Артём Стаборовский. Анализ. МАРХИ, 2016
Беляево 2050. Дипломный проект Василия Гончарова и Светланы Дудиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Руководитель: Артём Стаборовский. Макет. МАРХИ, 2016
Беляево 2050. Дипломный проект Василия Гончарова и Светланы Дудиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Руководитель: Артём Стаборовский. МАРХИ, 2016
***

Городская комната
Влад Капустин
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016

Городская комната – тип открытого дома, найденный автором проекта: гибрид здания и городской площади. Его назначение – демонстрация открытости общественного пространства. Это прямоугольный объем с планом 60х120 м и средней высотой 40 м. Интерьер Городской комнаты является частью общественного пространства. Он – своеобразная сцена для различных сюжетов мегаполиса. Люди, конечно, становятся и зрителями, и актерами, а архитектура – декорацией.
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». Аксонометрия. МАРХИ, 2016
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». Аксонометрия. МАРХИ, 2016

Функционально Городская комната – общедоступный многофункциональный культурно-просветительский центр. Место для проведения массового досуга: концертов, балов, репетиций, лекций, встреч. Все функции расположены в толще «стены» по периметру прямоугольного объема. В центре Городской комнаты размещается камин для обогрева помещения в холодное время года, символизируя общий домашний очаг, в то время как, подобно древнеримскому атриуму, центральная зона комнаты остаётся под открытым небом.
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». Главный фасад. МАРХИ, 2016
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». Разрез. МАРХИ, 2016
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». Боковой фасад. МАРХИ, 2016
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». Разрез. МАРХИ, 2016
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». План. МАРХИ, 2016
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». Разрезы. МАРХИ, 2016
zooming
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». Функциональные схемы. МАРХИ, 2016
Городская комната. Дипломный проект Влада Капустина. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
***

Павильон в Кремле
Азамат Ныров
Павильон в Кремле. Дипломный проект Азамата Нырова. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016

Работа на территории Московского Кремля – всегда смелая и провокационная задача. Основной тезис автора данного проекта звучит как «утрата архитектурного произведения влечет утрату фрагмента культуры». В Московском Кремле демонтирован 14 корпус, для постройки которого были снесены Чудов и Вознесенский монастыри. На его месте были обнаружены фрагменты фундаментов монастырей. Новый проект по своей функции становится археологическим парком с лестницей для обзора, высотой 21 м. Сама временная конструкция представляет собой спиралевидную рампу, поднятую на решетку. Наземная часть объекта включает, в первую очередь, смотровую площадку, предоставляющую новые видовые точки для восприятия памятников Кремля, включая законсервированные фундаменты утраченных сооружений. Основной материал – дерево – подчеркивает временный характер объекта и при этом органично встраивает его в традиционную архитектуру. Цвет, совпадающий с цветом кремлевских стен, визуально вписывает своеобразный павильон в контекст.
Павильон в Кремле. Дипломный проект Азамата Нырова. Студия архитектурного бюро «Меганом». Ситуация. МАРХИ, 2016
Павильон в Кремле. Дипломный проект Азамата Нырова. Студия архитектурного бюро «Меганом». План. МАРХИ, 2016
Павильон в Кремле. Дипломный проект Азамата Нырова. Студия архитектурного бюро «Меганом». План площади. МАРХИ, 2016
Павильон в Кремле. Дипломный проект Азамата Нырова. Студия архитектурного бюро «Меганом». Схема. МАРХИ, 2016
Павильон в Кремле. Дипломный проект Азамата Нырова. Студия архитектурного бюро «Меганом». Ситуация. МАРХИ, 2016
Павильон в Кремле. Дипломный проект Азамата Нырова. Студия архитектурного бюро «Меганом». Разрез. МАРХИ, 2016
Павильон в Кремле. Дипломный проект Азамата Нырова. Студия архитектурного бюро «Меганом». Фасад. МАРХИ, 2016
Павильон в Кремле. Дипломный проект Азамата Нырова. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
***

Павильон парка Победы
Екатерина Нуждина
Павильон парка Победы. Дипломный проект Екатерины Нуждиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016

Основный тезис этого проекта – «любое здание в городе ценно». Но в каждом городе существуют места, полностью исключенные из любых процессов, забытые, опустошенные. Одной из таких городских проблем являются недострои. 
Подобное место есть и в Москве между недостроенным зданием Океанариума и парадным, монументальным парком Победы. Там создается градостроительное напряжение, порождающее продуктивный конфликт. Сейчас это заброшенный котлован, площадью 3,6 га, половину которого занимает руина. Концепция проекта в развитии участка заключается, главным образом, в сохранении недостроя, консервации существующего положения. Проект предполагает возведение крестообразного моста, перекрывающего котлован и восстанавливающего городские связи между метро, железнодорожной станцией Сортировочная, парком Победы и жилым кварталом. Сам котлован становится парком с руинами в качестве функциональных объектов. Часть руин полностью сохраняется, часть – трансформируется. Парк организован по принципу киноленты – в нем существует один маршрут, последовательно проходящий через зоны: парк, болота, смотровой балкон, входной павильон 
с рестораном и кассами, двор, залитый водой и выставочный павильон.
zooming
Павильон парка Победы. Дипломный проект Екатерины Нуждиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Ситуация и транспортная доступность. МАРХИ, 2016
Павильон парка Победы. Дипломный проект Екатерины Нуждиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». План и разрез. МАРХИ, 2016
Павильон парка Победы. Дипломный проект Екатерины Нуждиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Вид сверху. МАРХИ, 2016
zooming
Павильон парка Победы. Дипломный проект Екатерины Нуждиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». Разрез. МАРХИ, 2016
Павильон парка Победы. Дипломный проект Екатерины Нуждиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Павильон парка Победы. Дипломный проект Екатерины Нуждиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Павильон парка Победы. Дипломный проект Екатерины Нуждиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Павильон парка Победы. Дипломный проект Екатерины Нуждиной. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
***

Кондомини(м)ум
Стас Козин
Кондомини(м)ум. Дипломный проект Стаса Козина. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016

Проект «Кондомини(м)ум» исследует новый тип жилья, предшественниками которого можно считать «коливинги», общежития, гостиницы и даже древнеримские инсулы.
«Кондомини(м)ум» – это дом с минимальным жильем. Благодаря миниатюризации и компактной современной планировки жилых пространств, полноценную квартиру в таком доме удалось уменьшить до 10 м2. 
Дом делится на приватную часть (ячейки-квартиры) и общественную. Индивидуальная часть дома состоит из 65 ячеек, разделяющихся, в свою очередь, на 35 двухместных, и 30 одноместных. Каждая небольшая квартира включает в себя мебель, созданную из переработанных материалов из вторсырья (опилок, бумаги, древесины). Все ячейки состоят из пяти необходимых элементов – душевая комната, гардероб, инверсионный шкаф, рабочее место и кровать. Последние два элемента и их вариации и составляют фасад дома. Кухня, столовая, гостиная и химчистка вынесены из пространства ячейки и являются общественными зонами.
Кондомини(м)ум. Дипломный проект Стаса Козина. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Кондомини(м)ум. Дипломный проект Стаса Козина. Студия архитектурного бюро «Меганом». Разрез. МАРХИ, 2016
Кондомини(м)ум. Дипломный проект Стаса Козина. Студия архитектурного бюро «Меганом». Фрагмент разреза. МАРХИ, 2016
Кондомини(м)ум. Дипломный проект Стаса Козина. Студия архитектурного бюро «Меганом». План этажа. МАРХИ, 2016
Кондомини(м)ум. Дипломный проект Стаса Козина. Студия архитектурного бюро «Меганом». Аксонометрии пространств. МАРХИ, 2016
Кондомини(м)ум. Дипломный проект Стаса Козина. Студия архитектурного бюро «Меганом». Интерьеры. МАРХИ, 2016
Кондомини(м)ум. Дипломный проект Стаса Козина. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
***

Строительная компания «Сказка»
Ирина Михайлова
Строительная компания «Сказка». Дипломный проект Ирины Михайловой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Поиск образа. МАРХИ, 2016

Рынок частного жилья сейчас крайне обширен. Множество фирм и строительных компаний предлагают различные проекты загородных домов. Образ жизни продиктован формой и обликом дома, что, по сути, является основой конкуренции на рынке индивидуального жилья. Посёлки с частными домами определяют и образ загородного ландшафта. Для поиска новой формы индивидуального дома автором проекта был разработан специальный метод «ошибок». Первый этап метода – «Лаборатория формы» –серия экспериментов с образами и приёмами формообразования, цель которых – преодолеть инерцию мышления и найти как можно больше «уникальных» форм. После анализа получившихся форм был выбран один типовой шаблон, который лег в основу формы дома и, соответственно, индивидуального «языка» строительной компании, которая будет предлагать клиентам данное жилье. 
Дома строительной компании «Сказка» собираются из модулей, что позволяет возвести их в короткий срок на любом участке. Модули – отдельные дополнительные комнаты, которые присоединяются 
к основному блоку, состоящему из прихожей с санузлом, гостиной с кухней и спальни. Модули различны по функциям: спальни, веранды и, например, бани. Модульная система позволяет отстраивать дома согласно предпочтениям покупателя, достигая индивидуализации не во внешнем декоре, а в форме здания.
Строительная компания «Сказка». Дипломный проект Ирины Михайловой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Макеты. МАРХИ, 2016
Строительная компания «Сказка». Дипломный проект Ирины Михайловой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Планы, аксонометрии. МАРХИ, 2016
Строительная компания «Сказка». Дипломный проект Ирины Михайловой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Крыши. МАРХИ, 2016
Строительная компания «Сказка». Дипломный проект Ирины Михайловой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Планы. МАРХИ, 2016
Строительная компания «Сказка». Дипломный проект Ирины Михайловой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Планы. МАРХИ, 2016
Строительная компания «Сказка». Дипломный проект Ирины Михайловой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Общие виды. МАРХИ, 2016
Строительная компания «Сказка». Дипломный проект Ирины Михайловой. Студия архитектурного бюро «Меганом». Общие виды. МАРХИ, 2016
Строительная компания «Сказка». Дипломный проект Ирины Михайловой. Студия архитектурного бюро «Меганом». План. МАРХИ, 2016
Строительная компания «Сказка». Дипломный проект Ирины Михайловой. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
***

Генератор города
Рустам Насриддинов-Бицон
Генератор города. Дипломный проект Рустама Насриддинова-Бицона. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016

Итогом данного проекта становится не архитектурная форма, а компьютерная программа, названная автором «Милый райончик». Это процедурный генератор городского пространства, действующий в пяти масштабах – город, район, микрорайон, квартал, дом. Для каждого из масштабов программа автоматически генерирует «опалубку» – трёхмерную модель будущего города. Испытать генератор автор смог в Московской области, где вводится несколько миллионов квадратных метров жилья ежегодно. Для Московской агломерации в границах Большого бетонного кольца была сгенерирована улично-дорожная сеть, рассчитанная на мегаполис с населением 127 миллионов человек. Затем был выбран участок площадью 98 га, на нем автору удалось продемонстрировать все перечисленные этапы генерации на всех пяти масштабах. Результат действия программы и стал дипломным проектом.
Генератор города. Дипломный проект Рустама Насриддинова-Бицона. Студия архитектурного бюро «Меганом». Анализ города. МАРХИ, 2016
Генератор города. Дипломный проект Рустама Насриддинова-Бицона. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Генератор города. Дипломный проект Рустама Насриддинова-Биццона. Студия архитектурного бюро «Меганом». Алгоритм работы в программе. МАРХИ, 2016
Генератор города. Дипломный проект Рустама Насриддинова-Бицона. Студия архитектурного бюро «Меганом». Алгоритм работы в программе. МАРХИ, 2016
Генератор города. Дипломный проект Рустама Насриддинова-Бицона. Студия архитектурного бюро «Меганом». Функциональная схема. МАРХИ, 2016
Генератор города. Дипломный проект Рустама Насриддинова-Бицона. Студия архитектурного бюро «Меганом». МАРХИ, 2016
Генератор города. Дипломный проект Рустама Насриддинова-Бицона. Студия архитектурного бюро «Меганом». Микрорайон. МАРХИ, 2016
Генератор города. Дипломный проект Рустама Насриддинова-Биццона. Студия архитектурного бюро «Меганом». Центральный парк. МАРХИ, 2016
 ***
Юрий Григорян,
​основатель бюро «Меганом», преподаватель МАРХИ: [вернуться наверх]
«Если рассматривать более прицельно работы каждого студента, могу сказать, что в нашей коллекции есть ряд проектов, которые обращаются к теме территории и землепользования, есть те, которые адресуются к темам сохранения, наследия. Есть группа проектов, которая затрагивает тему общественного пространства, есть направление временной архитектуры, есть попытка проектного исследования стереотипов и их влияния на рынок частного жилья. Но мы не выбирали темы по принципу только «актуальности», это, скорее, принцип «интереса» – интересно ли это вообще, а если интересно, то кому.

В этой методике каждый студент – император своей темы, в которой он обладает абсолютной властью, и строит из проекта «империю», как назвал их наш коллега Марко, и сам отвечает за результат. При этом работа в команде и общие обсуждения и презентации сделали всю группу, включая преподавателей, соучастниками и сотрудниками каждого проекта.

Для нашего коллектива самое важное – личное развитие студента, его рост и вдохновение. И дело здесь не в «качестве» проекта. Иногда может оказаться, что условно «плохой» проект бывает более ценен для автора, для его творческой биографии, чем тот, который кажется «хорошим»».
 
***
Проекты студентов были представлены на Московском урбанистическом форуме Ольгой Тарасовой и Аленой Шляховой.

26 Июля 2016

Похожие статьи
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Технологии и материалы
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Сейчас на главной
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.