Архитектурное бюро PANACOM разработало конкурсную планировочную концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София» под Петербургом.
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOM
Территория вагоноремонтного завода «София» на окраине города Пушкин, как и любой дореволюционный пром, подлежащий редевелопменту, содержит в себе многочисленные культурные слои, описываемые словом «палимпсест». Для проектировщиков это буквальное «просвечивание» исторических напластований сквозь время зачастую касается не только артефактов, которым в новой застройке находится подходящая роль, но и градостроительной структуры, масштаба и принципов формообразования. В разной степени все участники конкурса на концепцию застройки заводской территории сделали акцент на сохранении следов истории. Предложение PANACOM не стало исключением, но архитекторы пошли еще дальше, реализовав основные принципы работы в историческом контексте средствами современного архитектурного языка.
По техническому заданию конкурса эта территория в форме сапога, где самые ценные артефакты расположились в южной части, подлежит смешанной застройке из жилых кварталов, апартаментов, делового и культурного центров, социальной инфраструктуры и зоны общественного центра с торгово-развлекательной функцией и спорткомплексом. Близость города Пушкин с его знаменитыми парками – Александровским и Екатерининским – безусловно, проецирует их образность на территорию проектирования. Впрочем, архитекторы PANACOM не стали переносить сюда классическую квартальную сетку в буквальном смысле, а воспользовались семиотическими и структурными признаками классического языка, сохранив, таким образом, связь с традицией и не превратили её в имитацию.
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Генеральный план. Проект, 2016 © PANACOM
«Образ Петербурга, образ Пушкина, весь этот ареал, безусловно, довлеет над территорией, – говорит Арсений Леонович. – Поэтому здесь есть место историзму и каким-то классическим вещам, к которым стоит привязываться – но образно, не в лоб, чугунными лавочками и фонарями…. Свою задачу мы увидели в том, чтобы передать дух времени и места, мощного омолаживающего градостроительного импульса, с которым связана застройка всей агломерации вокруг Петербурга, как прототипа для нового витка градостроительной истории. Это некая в хорошем смысле оглядка на Голландию, на немцев. Лейтмотивом нашего проекта стал экскурс в историю без имитаций».
Прежде всего в PANACOM обратились к генезису территории, которая получила свой странный абрис с таким «клювом» в юго-западной части благодаря дуге железнодорожной ветки, которая ранее заходила внутрь участка. Эта динамичная линия подсказала геометрию основной планировочной оси нового градостроительного образования – цепи водных пространств.
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOM
Вода Вода в этой концепции также, как и для самого Петербурга, – лейтмотив и планировочный «хребет». Каналы, пруды, «петля» с островом, зигзагообразный ручей затягивают сюда и нанизывают, как на шампур, гигантскую рассыпающуюся территорию, соединяя жилые кварталы с объектами инфраструктуры и общественным пространством перед торговым центром. На планировочную ось системы бульваров нанизаны прогулочные, спортивные и велосипедные маршруты.
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOM
Концепция застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOM
«Сплошная фасада» Второй классицистический принцип формирования города, подобного Петербургу, – «сплошная фасада», предтеча квартальной застройки – реализован в построении жилых домов. Они организованы в блоки равной высоты: по шесть этажей, но имеют разнообразную пластику и индивидуальный современный дизайн. Единообразие высотных отметок и квартальный принцип застройки позволили архитекторам PANACOM привязать свой проект к петербургскому контексту, и, с другой стороны – достичь прагматической выгоды довольно высоких показателей плотности. Каре домов подчинены абрису территории и образуют приватные жилые дворы, разделяя частную жизнь от общественной.
Масштаб задают крупные членения с выделенными ризалитами, а также огромные арки высотой по три-пять этажей. Дома, как это требовалось по техническому заданию, остаются самостоятельными, с двумя, тремя и четырьмя подъездами, но выглядят как цельные блоки. Чередования меридиональных и широтных секций позволило авторам варьировать квартирографию.
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOM
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOM
Апартаменты Пластическим и цветовым акцентом жилой части становится комплекс апартаментов – в виде домов-шайб и домов-цилиндров. Приземистые башни внутри этого кластера дифференцированы по размеру, сохраняя, однако, одинаковую высоту в пять высоких этажей. Пространственно эту агломерацию связывает ручей, огибающий здания и создающий эффектные отражения.
«По заданию большое количество квадратных метров предполагается застроить апартаментами, а в этом сегменте, как мы считаем, можно сделать что-то особенное, – рассказывает Арсений Леонович. – Апартаменты согласно их статусу – второе жильё, тут другие подходы и к жизни, и к проектированию, и к нормам. Часть домов у нас решены без явно выраженных дворов, хотя сгруппированные на одной территории, они, безусловно, формируют своё особенное переживание архитектуры в пространстве ландшафта».
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOM
Транспорт Подъезды к домам в большинстве случаев организованы только с внешней стороны, практически исключая транзит автомобилей через жилой комплекс. Основная двухполосная артерия выносится на периферию, к западной и юго-западной границе. Начинаясь от Кузьминского шоссе, проходя вдоль границы участка, она выходит в районе проектируемого гаража в западной части и проходит до Петербургского шоссе по трассе ныне грунтовой дороги. Такое подсоединение участка сразу к двум шоссе качественно улучшает его транспортную схему.
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOM
Общественные пространства Территория нового района функционально подразделяется на две неравные части – более пространную жилую и меньшую общественную. Система визуальных ограничений позволяет соблюдать это деление, обходясь без заборов и шлагбаумов. В части, приближенной к Кузьминскому шоссе, с расчётом на общегородское использование, располагается общественный центр, где некоторые здания –дореволюционные. Это место, заряженное историей и следами времени; тут стоят здания заводоуправления и павильона мастерских, рядом с которыми возникает новый торгово-развлекательный центр, с включенной в него реставрируемой частью павильона, а также артефакты существующего завода: мостовой кран и фрагменты рельсовых полотен. Рядом располагается Мемориальный парк – он создаётся на основе существующего сквера у здания заводоуправления; отсюда отправлялась в ссылку семья последнего русского императора. На пересечении двух планировочных осей парка предлагается возвести часовню. Второй общественный центр, формируемый для комфорта жителей новых кварталов, возникает на берегу искусственного овального пруда в срединной части района: здесь располагаются компактные и современные здания торгово-бытового и спортивного корпусов.
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOM
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOM
Парки Наличие в непосредственной близости знаменитых садово-парковых ансамблей подтолкнуло авторов концепции не следовать по пути имитаций, а трактовать благоустройство в современном ключе, сохраняя при этом классический принцип чередования плотной квартальной жилой застройки с открытыми зелёными общественными территориями. Благоустройство становится цепочкой микросред, сценарно сменяющих друг друга на протяжении всей «зелёной» планировочной оси. Различные типы мощения, деревянные настилы, разнотравье, габионы, подсветка скамеек, скульптур и озеленения, а также вмонтированная в мощение тропинок и аллей, наземное и вертикальное архитектурное освещение, мостки через каналы, каменистое, дощатое или дёрновое покрытие берегов – вот далеко не полный спектр современных инструментов для создания комфортного и концептуального ландшафта. Здесь же нашла применение и традиция построения усадебного ансамбля с чередованием плотных и разряженных пространств, с разделением парка на репрезентативную, регулярную и более приватную, живописную части.
«Нам было важно трактовать территорию крупными кусками, и мы предложили условно разбить ее на три тематических парка: мемориальный, «английский» пейзажный и «французский» регулярный, – говорит Арсений Леонович. – Мы добивались того, чтобы человек, живя в новом городе, испытывал ощущение от города с историей».Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOM
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Предложения по благоустройству. Проект, 2016 © PANACOM
|