Архсовет Москвы–33

Архитектурный совет, состоявшийся 16 сентября в МКА, не согласовал проекты двух гостиниц – на Большой Якиманке и на улице Казакова.

Автор текста:
Алла Павликова

17 Сентября 2015
mainImg
Реконструкция офисного здания на Большой Якиманке под гостиничный комплекс
zooming
Проект реконструкции офисного здания под гостиничный комплекс на Большой Якиманке. Вариант со скругленным углом и мозаичным панно с символикой дипкорпуса © «Хоумленд Архитектура»

Бюро «Хоумленд Архитектура» представила совету доработанный вариант реконструкции здания на пересечении Большой Якиманки и Хвостова переулка. Проект уже рассматривался советом в июне этого года, но одобрения не получил. Исходными данными для проектирования стали значимая, но сложная площадка, лишенная собственной прилегающей территории, и многократно перестроенный дом, на месте которого прежде располагалась церковь. От церкви уцелел только абрис стен, включенный в состав новой постройки. Существующий дом – это итог последней реконструкции – 1960-х годов, осуществленной по проекту архитектора Леонида Полякова. Целиком сохраняя и укрепляя существующий каркас дома, авторы разработали для него новые фасады, решенные, по их словам, в стиле индустриального модерна, а также предусмотрели полную перепланировку пространства внутри.
zooming
Проект реконструкции офисного здания под гостиничный комплекс на Большой Якиманке © «Хоумленд Архитектура»

Стараясь учесть все ранее высказанные замечания членов совета, проектировщики разработали несколько вариантов решения фасадов, полностью отказавшись от современной версии. Гостиница строится для размещения дипломатов, поэтому заказчик даже организовал опрос, пытаясь выяснить, какими будущие постояльцы видят внешний облик и интерьеры здания. Сошлись на спокойном и более классическом варианте с многочисленными элементами декора, выступами, фронтонами и мозаичными вставками. Со стороны Большой Якиманки дом выглядит более парадно: в месте небольшого излома плоскости стены проходит крупный ризалит, разбивающий фасад на две равных части. Здесь же устроен заметный издали вход в ресторан, расположенный на первом этаже гостиницы. Главный же вход в отель организован со стороны Хвостова переулка под длинным козырьком. Зону входной группы акцентирует также французский балкон, размещенный прямо над входными дверями. Вдоль фасада расположилась и небольшая благоустроенная площадка с автостоянкой для высадки пассажиров.
zooming
Проект реконструкции офисного здания под гостиничный комплекс на Большой Якиманке. Фасад, обращенный в Хвостов переулок, и главный вход в отель © «Хоумленд Архитектура»

Особое внимание в проекте уделено угловой части здания на пересечении улицы с переулком. В одном варианте угол скруглен и украшен высоким мозаичным панно, которое сразу идентифицирует постройку как дипломатический корпус. В другом, более «солидном» варианте, угол выведен четче, из-за чего композиция становится уравновешенной и симметричной.

Что касается внутреннего наполнения, то здесь в сравнении с ранее представленным проектом практически ничего не изменилось: абрис стен бывшей церкви служит двусветным вестибюлем с зоной регистрации гостей, также на первом этаже располагаются ресторан и бильярдная. На втором этаже предусмотрен большой конференц-зал, а на эксплуатируемой кровле – смотровая площадка.
zooming
Проект реконструкции офисного здания под гостиничный комплекс на Большой Якиманке. Генплан © «Хоумленд Архитектура»

Не взирая на то, что проект рассматривается уже не в первый раз, члены совета отнеслись к нему очень критично. Евгения Муринец пояснила, что до сих пор остаются неустраненными несоответствия ГПЗУ, кроме того, большие вопросы возникают к решению использовать городскую территорию под обустройство парковки перед входом в отель. К самому входу тоже много претензий. Сергей Кузнецов заметил, что вход со стороны Хвостова не выглядит как главный, а все внимание на себя перетягивает второстепенный вход с Якиманки. Главному архитектору непонятно, зачем авторы акцентируют и подчеркивают его высоким прямоугольным выступом и многочисленными деталями, тогда как фасад, обращенный в переулок, решают очень скучно. Еще один вопрос – к несоответствию плана первого этажа и композиции здания.
zooming
Проект реконструкции офисного здания под гостиничный комплекс на Большой Якиманке. План первого этажа © «Хоумленд Архитектура»

Евгений Асс и Андрей Боков тоже задались этим вопросом. «Если я захожу в отель с Хвостова переулка, – предположил Асс, – то как я попаду в лифтовой холл? Только преодолев длинные и запутанные коридоры? Планировки номеров тоже не отвечают типологическим нормам четырехзвездочного отеля. Нет ни достаточного количества сервиса, ни качества решений, чтобы соответствовать заявленному классу». По мнению Асса, не найдется оператора, который сможет работать с такими маленькими номерами и узкими коридорами.

Согласился с Ассом и Сергей Чобан, предложивший архитекторам полностью переработать планировку гостиницы. Такое предложение вызвало негодование заказчика, напомнившего, что проект курируется МИД РФ, поэтому это вопрос уже не столько архитектуры, сколько внешней политики, и кардинально переделать проект на данном этапе невозможно. Чобан в свою очередь напомнил, что Архсовет – это рекомендательный орган, и если заказчика устраивают плохо сделанные номера, то он вправе их сохранить. В дискуссию вмешался Сергей Кузнецов, обративший внимание всех собравшихся на то, что любое здание в Москве строится на долгие годы, и ни в коем случае нельзя согласовывать некачественно сделанный проект только потому, что в нем заинтересовано то или иное министерство. «Если вас устраивает, что сразу при входе в гостиницу будут располагаться санузлы и технические помещения, а лучшие площади будут отданы под коридоры, то мы тоже можем с этим согласиться. Но внешний облик здания Архсовет будет отстаивать, поскольку это место очень значимо для города», – заключил главный архитектор Москвы.
zooming
Проект реконструкции офисного здания под гостиничный комплекс на Большой Якиманке. Решение фасадов © «Хоумленд Архитектура»

Члены совета и в самом деле очень рьяно принялись отстаивать внешний облик гостиничного комплекса. Евгений Асс признался, что глядя на проект, не чувствует в нем «никакого душевного участия архитекторов». Им было предложено потрясающее место в центре Москвы – Якиманка, с богатой историей, остатками старой церкви. Была масса поводов что-то сказать, но на выходе получилась бедная архитектура с очень условным «ордером», что, по словам Асса, больше подойдет райкому. По его убеждению, такое здание не должно появиться в центре Москвы. Сергей Чобан напомнил, что в прошлый раз авторам рекомендовалось «успокоить» фасады, избегать симметрии и излишнего декора. Однако крупный ризалит остался на своем месте, а декора как будто стало еще больше. Сама стилистика здания, имитирующая архитектуру начала XX века, выглядит неубедительной. Решение сделать угловую часть глухой тоже показалось Чобану сомнительным: здесь обычно располагают самые красивые видовые угловые номера, а на первых этажах – ресторан или любое другое общественное пространство. «Угол надо акцентировать! Странно, что первый этаж полностью заблокирован», – поддержал коллегу Юрий Григорян. Также он предложил авторам попробовать «поженить» в одном проекте церковь и архитектуру Полякова, выявить все слои, сохранив историю этого места. Не понравилось Григоряну и решение использовать пространство церкви под вестибюль: «По-моему, нельзя заходить в здание через церковь, куда лучше и благороднее было бы оставить это пространство без функции».
zooming
Проект реконструкции офисного здания под гостиничный комплекс на Большой Якиманке. Разрез © «Хоумленд Архитектура»

Резюмируя, Сергей Кузнецов объявил, что с учетом такого огромного количества замечаний проект не может быть согласован. Наблюдая явные затруднения проектировщиков в поиске оптимального решения, он предложил членам совета выступить в роли консультантов, а не просто советчиков, совместно с авторами поработать над проектом, чтобы вместе разрешить все сложные моменты. Такой опыт, по словам Кузнецова, уже был и принес свои положительные результаты.

Проект гостиницы с апартаментами «Казакова-Парк» на улице Казакова
Гостиница с апартаментами на улице Казакова © «Атоминжиниринг»

Крупный гостиничный комплекс с апартаментами предлагается построить в Басманном районе Москвы, на месте небольшого трехэтажного здания по улице Казакова. На участке 0,63 га предполагается разместить 46 гостиничных номеров и более 170 апартаментов с собственными, изолированными от гостиничного блока входами. Крупный, высотой 45 метров объем здания предлагается расположить строго по красной линии улицы. С юго-западной стороны участок ограничивает железнодорожная линия Курского направления. Под всем участком, включая двор, будет устроена подземная автостоянка.

Совету проектировщики компании «Атоминжиниринг» представили два варианта стилистического решения фасадов. Первый, по словам докладчика, ориентирован на актуальный сегодня «неорусский» стиль и архитектуру Византии. Второй, более сдержанный, решен в «неоклассике» с применением ордера.
zooming
Гостиница с апартаментами на улице Казакова. Вариант в «неорусском» стиле © «Атоминжиниринг»

Проект членам совета не понравился. «Удивительный проект – никому не нравится,» – сыронизировал Сергей Кузнецов. И дело отнюдь не во вкусовых предпочтениях. Евгения Муринец доложила, что проект не соответствует ГПЗУ по технико-экономическим показателям. Превышение площади составляет более 2000 м², а вместо допустимых 35 метров в высоту предлагается 45-метровый объем, перекрывающий вид на храм Никиты Мученика. Юрий Григорян сразу заподозрил, что под видом гостиницы авторы пытаются согласовать обычный жилой дом, лишенный собственной территории, инфраструктуры и достаточного количества машиномест. Апартаменты – это номера высшей категории, и в составе гостиницы они должны иметь отдельные помещения обслуживания на этажах, но в проекте таких помещений нет. Гостиничный блок не выделен в отдельную секцию, поэтому легко может быть переделан под квартиры. При этом, по мнению Григоряна, представляя жилой дом гостиницей, авторы не предусматривают должного решения фасадов. Скажем, нет единой концепции остекления балконов и лоджий, которые после сдачи объекта будут хаотично остеклены жильцами, и дом превратится в «трущобы».
Гостиница с апартаментами на улице Казакова © «Атоминжиниринг»

С Юрием Григоряном согласился Андрей Гнездилов, отметивший также, что стилистика здания совсем не соответствует месту, которое оно занимает в городе, и его масштабу. Попытка наложить на структуру дома классический ордер оказалась крайне неудачной: окна не совпадают с ордерной решеткой, а карниз лежит на перемычках окон. Сергей Чобан главный упрек адресовал градостроительному расположению здания. Односторонняя ориентация квартир на железную дорогу – это, по словам Чобана, не самое удачное решение. Авторам он посоветовал подумать, как иначе «посадить» здание, учитывая, что окружающие дома вдоль улицы расположены по-разному и нет крайней необходимости привязывать новую постройку к красной линии. Раскритиковал Чобан и фасады: окна «сидят» не друг под другом, слишком мелкие членения не соответствуют масштабу постройки и т.п.
Гостиница с апартаментами на улице Казакова. План первого этажа © «Атоминжиниринг»

Андрей Боков назвал дом агрессивным по отношению к окружению. По его словам, поворот объема является очень мощным приемом, который «сломает» среду на многие годы вперед. У Евгения Асса проект и вовсе вызвал чувство полного отчаяния. Не говоря уже о том, что и генплан выполнен неграмотно, и планировки не соответствуют заявленной функции, сама эстетика здания у Асса вызвала резкое неприятие. Предложенное решение, по его мнению, не имеет никакого реального отношения к русской культуре (несмотря на заявленный авторами «неорусский стиль»): неопределенность ритма, непонятные расстояния, неприемлемая окраска. «Для меня этот проект – настораживающий сигнал, – заявил Асс. – Наша московская архитектура находится в зоне риска. Есть опасность, что на волне патриотизма архитектура пойдет в таком направлении. Это будет серьезный удар».
Гостиница с апартаментами на улице Казакова. Разрез © «Атоминжиниринг»

Сергей Кузнецов, преимущественно молчавший в ходе обсуждения, заключил, что представленный проект ни в коем случае не может быть поддержан: и эстетика, и функция, и соответствие ГПЗУ – все в этом проекте можно подвергнуть критике. Согласившись с высказываниями коллег, он обратился к заказчикам, которые, по его мнению, пытаясь сэкономить на проектировании, не задумываются о том, что строительство любого здания в центре Москвы – это очень серьезная и ответственная задача, о чем всегда надо помнить. Решением совета стала рекомендация радикально переработать проект, не фиксируясь на текущем решении.

17 Сентября 2015

Автор текста:

Алла Павликова
comments powered by HyperComments
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Архсовет – 57
После одобрения Архсоветом проекта ЖК AQUATORIA на Ленинградском шоссе в градостроительном плане земельного участка возможно произойдут изменения.
Архсовет Москвы – 56
Представленный на Архсовете проект многофункционального комплекса Aquatoria на левом берегу канала имени Москвы оказался недостаточно выразительным и был отправлен на доработку.
Архсовет Москвы – 55
Москва пополнит коллекцию объектов, построенных по проекту звезд архитектуры. МФК на пересечении проспекта Сахарова и Садовой-Спасской одобрен архсоветом.
Архсовет Москвы – 54
Под Павелецкой площадью будет построен трехуровневый подземный торговый центр, а ее саму планируется благоустроить. Архсовет одобрил проект, представленный «Моспроектом-2».
Архсовет Москвы–53
На Звенигородском шоссе будет построен многофункциональный жилой комплекс авторства бюро «Меганом». Архитектурный совет единогласно одобрил проект.
Технологии и материалы
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Переговоры среди лепестков
На Венецианской биеннале представлен новый проект Zaha Hadid Architects: модуль-переговорная Alis, подходящий как для интерьеров, так и для использования на открытом воздухе.