Архсовет Москвы-28

Вчера в ЦДА состоялось выездное заседание Архсовета, где его члены рассмотрели, но не поддержали проекты двух гостиниц – на Большой Якиманке и на Земляном валу.

mainImg
Реконструкция офисного здания под гостиничный комплекс на Большой Якиманке
zooming
Реконструкция офисного здания под гостиничный комплекс. Проектировщик «Хоумленд Архитектура». Заказчик ФГУП ГлавУпДК при МИД России

Проект реконструкции старого офисного здания совету представила гендиректор бюро «Хоумленд Архитектура» Юлия Подольская. Она рассказала, что проектируемая гостиница входит в программу подготовки к ЧМ по футболу, который пройдет в России в 2018 году. В дальнейшем гостиничный комплекс предполагается использовать для дипломатических нужд. Участок проектирования расположен на пересечении улицы Большая Якиманка и 2-го Хвостова переулка. В настоящее время на нем располагаются 4-этажное здание и заброшенные гаражи. Гаражи будут снесены, а здание – расширено в сторону двора и увеличено на один этаж с выходом на эксплуатируемую кровлю. Примыкающую территорию планируется благоустроить, а центральный вход переместить в торец гостиницы со стороны переулка.
zooming
Реконструкция офисного здания под гостиничный комплекс. Проектировщик «Хоумленд Архитектура». Заказчик ФГУП ГлавУпДК при МИД России

Разноликая застройка Якиманки, где нечетная сторона в советское время была почти полностью перестроена, а противоположная, четная – сохранила практически все исторические здания, заставила авторов проекта всерьез задуматься над архитектурным обликом будущей гостиницы. В итоге было создано несколько вариантов решения фасадов, среди которых оказались как исторические стилизации, так и современная архитектура. Совету было представлено два варианта, обыгрывающие тему историзма XIX века с множеством декоративных деталей. Как отмечалось в докладе, была сделана попытка создать яркий образ, узнаваемый и слегка доминирующий над окружением. Для отделки был выбран натуральный камень, штукатурка и лепнина. Цветовое решение – сдержанное, гармонирующее с окружением. В «современном» варианте видеть лаконичный объем с монотонным рисунком навесных фасадов. Матовое остекление чередуется с прозрачным, задавая четкий вертикальный ритм. Первый этаж, решенный в темной клинкерной плитке, слегка утоплен, формируя вдоль здания небольшую прогулочную галерею.
zooming
Реконструкция офисного здания под гостиничный комплекс. Проектировщик «Хоумленд Архитектура». Заказчик ФГУП ГлавУпДК при МИД России
zooming
Реконструкция офисного здания под гостиничный комплекс. Проектировщик «Хоумленд Архитектура». Заказчик ФГУП ГлавУпДК при МИД России

Что касается планировочных решений, то первый этаж сохраняет просторное двухсветное пространство, где размещается большой вестибюль. Здесь же со своим автономным входом со стороны Большой Якиманки устроен ресторан. Все интерьеры общественных зон предлагается решить в «историческом» ключе. Выше этажи гостиницы отданы под номера – всего их будет 62.

Члены совета единодушно восприняли представленный проект критично. Сергей Кузнецов поинтересовался, почему в докладе не было сказано ни слова о том, что участок содержит остатки исторической церкви. «Каким образом она учитывается в новом проекте? И разве не интересно вам как архитекторам обыграть такую важную деталь? К примеру, выделить на фасадах абсиду, выявить историю места в интерьерах?» – поинтересовался Кузнецов. Юлия Подольская ответила, что в мастерской был проведен детальный историко-культурный анализ, который показал, что церковь была разрушена и не использовалась по своему прямому назначению начиная с XIX века. Поэтому сохранять в проекте было практически нечего, кроме контура стен – они хорошо читаются на планах. Представитель Департамента охраны наследия, присутствовавший на заседании, поддержал авторов, объяснив, что перед проектировщиками не стояла задача воссоздания храма, но сохранить его стены они были должны.
zooming
Реконструкция офисного здания под гостиничный комплекс. Проектировщик «Хоумленд Архитектура». Заказчик ФГУП ГлавУпДК при МИД России

Андрею Гнездилову такая постановка вопроса показалась неадекватной: нужно либо восстанавливать храм, либо сносить полностью. Сейчас это выглядит как неумелое приспособление существующего здания с очень измельченными планами. Для гостиницы такое планировочное решение не годится – уверен главный архитектор Института Генплана. Авторы проекта попробовали защититься: «Частичная разборка здания допустима, а полный снос необходимо утверждать на специальной комиссии. Что же касается восстановления, то это может затянуться на долгие годы, в то время как проект требует определенной срочности».
zooming
Реконструкция офисного здания под гостиничный комплекс. Проектировщик «Хоумленд Архитектура». Заказчик ФГУП ГлавУпДК при МИД России

Разобравшись с церковью, члены совета принялись критиковать архитектурную составляющую проекта. Сергею Кузнецову показалось неприемлемым решение надстроенного над зданием объема, обеспечивающего выход на кровлю. По мнению председателя совета, этот элемент выбивается из общей картины и требует кардинального пересмотра. Неясным Кузнецов назвал решение с центральным входом, который на фасаде никак не выделен. Архитекторы объяснили, что, согласно ГПЗУ, они не могли выходить за границы фасадов, которые следуют строго по контуру участка, а значит, не имели возможности сделать козырек или выступающую входную группу. Сергея Кузнецова такой ответ не удовлетворил: существует масса других способов обозначения главного входа, помимо козырька.
zooming
Реконструкция офисного здания под гостиничный комплекс. Проектировщик «Хоумленд Архитектура». Заказчик ФГУП ГлавУпДК при МИД России

Весьма жестко высказался Сергей Чобан. По его мнению, современный вариант в данном городском контексте мог бы быть уместен, но только не в том виде, в котором его представили совету. Сейчас здание напоминает большой чемодан, который и выбивается, и доминирует над окружением, – прокомментировал Чобан. Поэтому его рассматривать никак нельзя. А поскольку других современных версий архитекторы не представили, приходится остановиться на ретроспективных вариантах. Оба они показались Чобану неудачными. Он посоветовал авторам отойти от неуместного и плохо проработанного образа дворца XIX века и создать более спокойное решение. Отказаться от фронтонов, которые здесь получили очень неудачные пропорции, треугольных и слишком крупных карнизов и полукруглого декора. Если внимательней посмотреть на окружение, то везде легко считывается строгий вертикальный и горизонтальный ритм. Поэтому авторам в развертке улицы стоит работать с пластикой горизонтальных карнизов и вертикальных пилястр. Что же касается интерьеров, то и они Сергею Чобану категорически не понравились: «Дизайн помещений вступает в жесткое противоречие со спрятанными под ним стенами старого здания и церкви».
zooming
Реконструкция офисного здания под гостиничный комплекс. Проектировщик «Хоумленд Архитектура». Заказчик ФГУП ГлавУпДК при МИД России

К мнению коллег присоединился и Ханс Штимманн, воспринявший проект с недоумением. Садовое кольцо, по его словам, является энциклопедией московской архитектуры, а новое здание не привносит туда ничего ценного. Подводя итог затянувшемуся обсуждению, Сергей Кузнецов попросил авторов доработать представленный проект, взяв за основу один из «классических вариантов». При этом им следует проявить особое внимание к контексту, проработать кровлю и центральный вход, а также попробовать творчески подойти к наличию на участке церкви, выявив ее в новой архитектуре.

Гостиница на Земляном валу
Гостиница на Земляном валу. Проектировщик «ГРАН». Заказчик «Динас»

Участок проектирования располагается вдоль Садового кольца, недалеко от театра на Таганке и жилого комплекса Юрия Григоряна «Шоколад». Оглядываясь на весьма разнородное окружение, проектировщики из компании «ГРАН» предложили заполнить пустующее место лаконичным, но выразительным 8-этажным объемом. Ситуацию осложнял рельеф улицы с существенным перепадом высот и стесненный участок, зажатый со всех сторон существующими постройками и автомагистралями. В связи с этим была предложена детально проработанная схема движения транспорта и пешеходов, предусматривающая организацию дополнительного съезда на территорию с Садового кольца и устройство тротуара вдоль здания с лестницей и пандусами, преодолевающими перепад рельефа.
Гостиница на Земляном валу. Проектировщик «ГРАН». Заказчик «Динас»
Гостиница на Земляном валу. Проектировщик «ГРАН». Заказчик «Динас»

Для организации входа в гостиницу первый этаж решено было срезать по косой, благодаря чему удалось несколько расширить пешеходную зону. Первые два этажа были отданы под размещение вестибюля, ресторана, кафе, конференц-зала и других общественных функций. Выше расположатся апартаменты и гостиничные номера. Предусмотрено также три подземных этажа, вмещающих паркинг и технические помещения.
Гостиница на Земляном валу. Проектировщик «ГРАН». Заказчик «Динас»

Как рассказал докладчик Андрей Пахомов, архитектура здания продиктована окружением. Авторы постарались учесть ритм улицы с чередованием крупных и мелких объемов, стилистику домов и их масштаб. В результате появился мелкий масштаб деталей на фоне крупного членения всего здания, работающего на движение Садового кольца. Аппликативный эффект на главном фасаде здания и в его торце меняет габариты здания, делая его более тактичным по отношению к среде.
Гостиница на Земляном валу. Проектировщик «ГРАН». Заказчик «Динас»
Гостиница на Земляном валу. Проектировщик «ГРАН». Заказчик «Динас»

Члены совета градостроительное решение одобрили, признав, что проектировщики представили очень профессиональную работу и сумели найти правильный выход из очень непростой ситуации. Андрею Гнездилову понравилось, что проект сохраняет существующий рельеф и практически никак не влияет на ландшафт улицы. При этом Ханс Штимманн пожурил авторов за то, что они уделили недостаточное внимание пешеходам. «Мимо здания очень удобно ехать, но чтобы пройтись пешком, придется преодолеть массу препятствий» – отметил он. Сергей Кузнецов вступился за архитекторов, пояснив, что здесь они сделали все, что могли, а изменить положение магистрали и эстакады вряд ли удастся.
Гостиница на Земляном валу. Проектировщик «ГРАН». Заказчик «Динас»

Также Кузнецов похвалил авторов за остроумное решение с устройством главного входа, который хоть и находится в крайне стесненных условиях, тем не менее, работает на улицу и виден посетителям. Сергей Чобан согласился с коллегами, что работа выполнена грамотно, но обратил внимание проектировщиков на существенную стратегическую ошибку: фасад решен так, словно над маленьким домом нависает другой, большой, что выглядит неуместным в этом конкретном окружении. Авторам, по мнению Чобана, стоит взять за основу ритм соседствующего с участком дома Юрия Григоряна, сделать здание более «честным», спокойным и монолитным, не пытаясь создавать оптические эффекты и «обманывать» город. Это мнение разделили все члены совета и, в итоге, остановились на том, что проект может быть доработан в кротчайшие сроки и рассмотрен повторно в рабочем порядке.

04 Июня 2015

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Сейчас на главной
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.