Архсовет Москвы-28

Вчера в ЦДА состоялось выездное заседание Архсовета, где его члены рассмотрели, но не поддержали проекты двух гостиниц – на Большой Якиманке и на Земляном валу.

mainImg
Реконструкция офисного здания под гостиничный комплекс на Большой Якиманке
zooming
Реконструкция офисного здания под гостиничный комплекс. Проектировщик «Хоумленд Архитектура». Заказчик ФГУП ГлавУпДК при МИД России

Проект реконструкции старого офисного здания совету представила гендиректор бюро «Хоумленд Архитектура» Юлия Подольская. Она рассказала, что проектируемая гостиница входит в программу подготовки к ЧМ по футболу, который пройдет в России в 2018 году. В дальнейшем гостиничный комплекс предполагается использовать для дипломатических нужд. Участок проектирования расположен на пересечении улицы Большая Якиманка и 2-го Хвостова переулка. В настоящее время на нем располагаются 4-этажное здание и заброшенные гаражи. Гаражи будут снесены, а здание – расширено в сторону двора и увеличено на один этаж с выходом на эксплуатируемую кровлю. Примыкающую территорию планируется благоустроить, а центральный вход переместить в торец гостиницы со стороны переулка.
zooming
Реконструкция офисного здания под гостиничный комплекс. Проектировщик «Хоумленд Архитектура». Заказчик ФГУП ГлавУпДК при МИД России

Разноликая застройка Якиманки, где нечетная сторона в советское время была почти полностью перестроена, а противоположная, четная – сохранила практически все исторические здания, заставила авторов проекта всерьез задуматься над архитектурным обликом будущей гостиницы. В итоге было создано несколько вариантов решения фасадов, среди которых оказались как исторические стилизации, так и современная архитектура. Совету было представлено два варианта, обыгрывающие тему историзма XIX века с множеством декоративных деталей. Как отмечалось в докладе, была сделана попытка создать яркий образ, узнаваемый и слегка доминирующий над окружением. Для отделки был выбран натуральный камень, штукатурка и лепнина. Цветовое решение – сдержанное, гармонирующее с окружением. В «современном» варианте видеть лаконичный объем с монотонным рисунком навесных фасадов. Матовое остекление чередуется с прозрачным, задавая четкий вертикальный ритм. Первый этаж, решенный в темной клинкерной плитке, слегка утоплен, формируя вдоль здания небольшую прогулочную галерею.
zooming
Реконструкция офисного здания под гостиничный комплекс. Проектировщик «Хоумленд Архитектура». Заказчик ФГУП ГлавУпДК при МИД России
zooming
Реконструкция офисного здания под гостиничный комплекс. Проектировщик «Хоумленд Архитектура». Заказчик ФГУП ГлавУпДК при МИД России

Что касается планировочных решений, то первый этаж сохраняет просторное двухсветное пространство, где размещается большой вестибюль. Здесь же со своим автономным входом со стороны Большой Якиманки устроен ресторан. Все интерьеры общественных зон предлагается решить в «историческом» ключе. Выше этажи гостиницы отданы под номера – всего их будет 62.

Члены совета единодушно восприняли представленный проект критично. Сергей Кузнецов поинтересовался, почему в докладе не было сказано ни слова о том, что участок содержит остатки исторической церкви. «Каким образом она учитывается в новом проекте? И разве не интересно вам как архитекторам обыграть такую важную деталь? К примеру, выделить на фасадах абсиду, выявить историю места в интерьерах?» – поинтересовался Кузнецов. Юлия Подольская ответила, что в мастерской был проведен детальный историко-культурный анализ, который показал, что церковь была разрушена и не использовалась по своему прямому назначению начиная с XIX века. Поэтому сохранять в проекте было практически нечего, кроме контура стен – они хорошо читаются на планах. Представитель Департамента охраны наследия, присутствовавший на заседании, поддержал авторов, объяснив, что перед проектировщиками не стояла задача воссоздания храма, но сохранить его стены они были должны.
zooming
Реконструкция офисного здания под гостиничный комплекс. Проектировщик «Хоумленд Архитектура». Заказчик ФГУП ГлавУпДК при МИД России

Андрею Гнездилову такая постановка вопроса показалась неадекватной: нужно либо восстанавливать храм, либо сносить полностью. Сейчас это выглядит как неумелое приспособление существующего здания с очень измельченными планами. Для гостиницы такое планировочное решение не годится – уверен главный архитектор Института Генплана. Авторы проекта попробовали защититься: «Частичная разборка здания допустима, а полный снос необходимо утверждать на специальной комиссии. Что же касается восстановления, то это может затянуться на долгие годы, в то время как проект требует определенной срочности».
zooming
Реконструкция офисного здания под гостиничный комплекс. Проектировщик «Хоумленд Архитектура». Заказчик ФГУП ГлавУпДК при МИД России

Разобравшись с церковью, члены совета принялись критиковать архитектурную составляющую проекта. Сергею Кузнецову показалось неприемлемым решение надстроенного над зданием объема, обеспечивающего выход на кровлю. По мнению председателя совета, этот элемент выбивается из общей картины и требует кардинального пересмотра. Неясным Кузнецов назвал решение с центральным входом, который на фасаде никак не выделен. Архитекторы объяснили, что, согласно ГПЗУ, они не могли выходить за границы фасадов, которые следуют строго по контуру участка, а значит, не имели возможности сделать козырек или выступающую входную группу. Сергея Кузнецова такой ответ не удовлетворил: существует масса других способов обозначения главного входа, помимо козырька.
zooming
Реконструкция офисного здания под гостиничный комплекс. Проектировщик «Хоумленд Архитектура». Заказчик ФГУП ГлавУпДК при МИД России

Весьма жестко высказался Сергей Чобан. По его мнению, современный вариант в данном городском контексте мог бы быть уместен, но только не в том виде, в котором его представили совету. Сейчас здание напоминает большой чемодан, который и выбивается, и доминирует над окружением, – прокомментировал Чобан. Поэтому его рассматривать никак нельзя. А поскольку других современных версий архитекторы не представили, приходится остановиться на ретроспективных вариантах. Оба они показались Чобану неудачными. Он посоветовал авторам отойти от неуместного и плохо проработанного образа дворца XIX века и создать более спокойное решение. Отказаться от фронтонов, которые здесь получили очень неудачные пропорции, треугольных и слишком крупных карнизов и полукруглого декора. Если внимательней посмотреть на окружение, то везде легко считывается строгий вертикальный и горизонтальный ритм. Поэтому авторам в развертке улицы стоит работать с пластикой горизонтальных карнизов и вертикальных пилястр. Что же касается интерьеров, то и они Сергею Чобану категорически не понравились: «Дизайн помещений вступает в жесткое противоречие со спрятанными под ним стенами старого здания и церкви».
zooming
Реконструкция офисного здания под гостиничный комплекс. Проектировщик «Хоумленд Архитектура». Заказчик ФГУП ГлавУпДК при МИД России

К мнению коллег присоединился и Ханс Штимманн, воспринявший проект с недоумением. Садовое кольцо, по его словам, является энциклопедией московской архитектуры, а новое здание не привносит туда ничего ценного. Подводя итог затянувшемуся обсуждению, Сергей Кузнецов попросил авторов доработать представленный проект, взяв за основу один из «классических вариантов». При этом им следует проявить особое внимание к контексту, проработать кровлю и центральный вход, а также попробовать творчески подойти к наличию на участке церкви, выявив ее в новой архитектуре.

Гостиница на Земляном валу
Гостиница на Земляном валу. Проектировщик «ГРАН». Заказчик «Динас»

Участок проектирования располагается вдоль Садового кольца, недалеко от театра на Таганке и жилого комплекса Юрия Григоряна «Шоколад». Оглядываясь на весьма разнородное окружение, проектировщики из компании «ГРАН» предложили заполнить пустующее место лаконичным, но выразительным 8-этажным объемом. Ситуацию осложнял рельеф улицы с существенным перепадом высот и стесненный участок, зажатый со всех сторон существующими постройками и автомагистралями. В связи с этим была предложена детально проработанная схема движения транспорта и пешеходов, предусматривающая организацию дополнительного съезда на территорию с Садового кольца и устройство тротуара вдоль здания с лестницей и пандусами, преодолевающими перепад рельефа.
Гостиница на Земляном валу. Проектировщик «ГРАН». Заказчик «Динас»
Гостиница на Земляном валу. Проектировщик «ГРАН». Заказчик «Динас»

Для организации входа в гостиницу первый этаж решено было срезать по косой, благодаря чему удалось несколько расширить пешеходную зону. Первые два этажа были отданы под размещение вестибюля, ресторана, кафе, конференц-зала и других общественных функций. Выше расположатся апартаменты и гостиничные номера. Предусмотрено также три подземных этажа, вмещающих паркинг и технические помещения.
Гостиница на Земляном валу. Проектировщик «ГРАН». Заказчик «Динас»

Как рассказал докладчик Андрей Пахомов, архитектура здания продиктована окружением. Авторы постарались учесть ритм улицы с чередованием крупных и мелких объемов, стилистику домов и их масштаб. В результате появился мелкий масштаб деталей на фоне крупного членения всего здания, работающего на движение Садового кольца. Аппликативный эффект на главном фасаде здания и в его торце меняет габариты здания, делая его более тактичным по отношению к среде.
Гостиница на Земляном валу. Проектировщик «ГРАН». Заказчик «Динас»
Гостиница на Земляном валу. Проектировщик «ГРАН». Заказчик «Динас»

Члены совета градостроительное решение одобрили, признав, что проектировщики представили очень профессиональную работу и сумели найти правильный выход из очень непростой ситуации. Андрею Гнездилову понравилось, что проект сохраняет существующий рельеф и практически никак не влияет на ландшафт улицы. При этом Ханс Штимманн пожурил авторов за то, что они уделили недостаточное внимание пешеходам. «Мимо здания очень удобно ехать, но чтобы пройтись пешком, придется преодолеть массу препятствий» – отметил он. Сергей Кузнецов вступился за архитекторов, пояснив, что здесь они сделали все, что могли, а изменить положение магистрали и эстакады вряд ли удастся.
Гостиница на Земляном валу. Проектировщик «ГРАН». Заказчик «Динас»

Также Кузнецов похвалил авторов за остроумное решение с устройством главного входа, который хоть и находится в крайне стесненных условиях, тем не менее, работает на улицу и виден посетителям. Сергей Чобан согласился с коллегами, что работа выполнена грамотно, но обратил внимание проектировщиков на существенную стратегическую ошибку: фасад решен так, словно над маленьким домом нависает другой, большой, что выглядит неуместным в этом конкретном окружении. Авторам, по мнению Чобана, стоит взять за основу ритм соседствующего с участком дома Юрия Григоряна, сделать здание более «честным», спокойным и монолитным, не пытаясь создавать оптические эффекты и «обманывать» город. Это мнение разделили все члены совета и, в итоге, остановились на том, что проект может быть доработан в кротчайшие сроки и рассмотрен повторно в рабочем порядке.

04 Июня 2015

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.