Данный проект – ответ на насущный для Москвы вопрос комплексного освоения территорий, вплотную прилегающих к крупнейшим магистралям города. Не секрет, что та же МКАД на протяжении многих лет обстраивалась бессистемно и без какой-либо заботы о внешнем облике растущих объектов. И лишь несколько лет назад стало очевидно, что земли московской кольцевой – во-первых, одни из последних в городе свободных участков под застройку, во-вторых, достойны яркого архитектурного решения, особенно в местах пересечения со значимыми радиальными направлениями.
Конечно, не каждый перекресток стоит трактовать как парадные въездные ворота в Москву и украшать триумфальной аркой, но как место притяжения разного рода активностей – однозначно. Поэтому многофункциональные комплексы в таких точках – наиболее подходящее решение, и владелец данного участка – 17-ти гектаров на пересечении МКАД и Лыковского проезда, – ООО «ДС Девелопмент», это отлично понимал. В ноябре прошлого года девелопер провел закрытый конкурс на лучший проект застройки территории, ограниченной с одной стороны МКАД, с других – уже упомянутым Лыковским проездом, трамвайным депо и невыразительной лесополосой. Проект ПАМ Виссарионова долгое время считался лидером состязания и даже обсуждался с заказчиком как итоговый вариант, но, в конце концов, уступил место другому замыслу. Однако как концепция он продолжает существовать и достоин внимания.
Композиционное решение комплекса сформировано двумя ключевыми факторами: желанием заказчика как можно плотнее застроить полученный участок и соседством с магистралью, не утихающей ни днем ни ночью. С одной стороны, это привело к созданию высотных объектов, с другой – объектов, максимально закрытых от дороги. И если фасады 30-этажных офисных башен, имеющих сложную волнообразную форму, все-таки предполагалось сделать стеклянными (их приличный «рост» должен был отчасти выровнять экологический дисбаланс, присущий трассе), то расположенный на одном уровне с МКАД торгово-развлекательный комплекс архитекторы «зачехлили» как можно надежнее. В тех местах, где центр вплотную прилегает к автостраде, его парусоподобная кровля спускается до самой земли – сама собой напрашивается ассоциация с одеялом, которое заботливая мама подтыкает под каждый бочок своего чада. В состав комплекса также входит бизнес-парк, чьи четыре корпуса обступают открытую многоэтажную парковку с эксплуатируемой кровлей, и дугообразные корпуса гостиницы и апартотеля, между которыми врезан остекленный объем конференц-центра.
В целом комплекс трактован архитекторами как «город в городе», четко разделенный на жилой, и торговый, и офисный кварталы. И поскольку ни один город не обходится без собственной инженерно-транспортной инфраструктуры, здесь вопросы дорожной сети продуманы самым тщательным образом. При этом архитекторы сознательно не стали изобретать велосипед: транспортная инфраструктура комплекса вторит существующей в данном месте сложной развязке МКАД, что позволило создать наиболее удобные для посетителей комплекса маршруты. Въезды на территорию застройки предусмотрены с обеих сторон МКАД, а также со стороны Звенигородского проспекта – второй мощной транспортной артерии, проходящей в непосредственной близости от участка. При этом логистически каждая функциональная зона комплекса способна существовать независимо от своих соседей: во избежание возможных заторов заезды-выезды спроектированы в каждом квартале «мини-города».
Без сомнения, с планировочной и инфраструктурной точек зрения данный проект заслуживает самой высокой оценки. При этом составляющие его объекты настолько разноплановы по своим объемам и формам, что вызывают ощущение стилистического многообразия. Это богатая копилка идей, собрание архетипов – объектов, которые могут быть построены по соседству с автострадой и стать ее органичным дополнением.