26.08.2014

Дом-перевертыш

Бюро Асадова построило в городе Дзержинский один из последних, по нашим временам, домов в духе неоконструктивизма.

информация:

Жилой комплекс в г.Дзержинском © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс в г.Дзержинском © Архитектурное бюро Асадова

Пластина жилого дома вытянута между улицей Ленина и железной дорогой, среди зелени, гаражей и многоэтажек в северной части подмосковного города Дзержинского. Отсюда до МКАДа – полтора километра к северу, а до Николо-Угрешского монастыря, древнего, хотя и заново отстроенного центра всей местности – два километра к югу, пешком полчаса. Новый жилой комплекс получил название «Угрешский». 
Жилой комплекс в г.Дзержинском © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс в г.Дзержинском © Архитектурное бюро Асадова

Комплекс, собственно, состоит из одного дома: два этажа подземной парковки на 190 машин, отделение банка, кафе и магазины в цоколе, семнадцать жилых этажей сверху, квартиры бизнес-класса от одной до трех комнат. Он построен в 2012 году, и «…стал акцентом в городской среде уже благодаря своему размеру, – рассказывает архитектор Андрей Асадов. – Поэтому хотелось сделать его максимально четким и структурным. В результате композиционно получился  дом-перевертыш, состоящий из двух секций с полукруглыми эркерами на торцах. Силуэт дома маркирует перелом главной улицы города. А детали разрабатывались в продолжении главной идеи, выявляя двухсекционную  структуру и полукруглые акценты по углам».  

Перевертыш – это потому, что объем дома построен согласно любимому архитекторами авангарда 1920-х, а потом неоконструктивизма 2000-х, принципу симметрии вращения: одна его часть (она же секция) отражает другую, но не зеркально, а так, как будто ее повернули на шарнире. Представим себе макетный ножик со скругленным лезвием, острый нос которого смотрит точно на юг, другой на север, как стрелка компаса, которая недавно крутилась, покачивалась и вот – замерла. 

От воображаемого движения остался след: параболические контуры острых «носов», похожие на лопасти вентиляторов, указывают направление остановленного вращения (как в солярном знаке), которое подхватывают, в свою очередь, пластины фасадных выступов. Выступов два: со стороны улицы Ленина подлиннее и со стороны двора покороче, они тоже подчиняются симметрии вращения, их поддерживают уступы лоджий в самом конце пластины, соответствующие «носам» и также симметричные. Ступенька соответствует стыковке секций, в остальном малозаметной, в числе прочего потому, что пластины на западном и восточном фасадах наложены слегка внахлест, как бы желая избежать жесткого разделения дома на северную и южную части. 

Чередование пластин выступов и уступов подчеркнуто цветом: выступающие части фасадов – белые с красным торцом, что графически усиливает их «шаг вперед». Соседние плоскости, отступившие на шаг назад, – наоборот, прошиты энергичными красными горизонталями на фоне серых вертикальных простенков. Как будто с части дома аккуратно сняли белую «кожу», обнажив полосатую структуру «внутренностей», почти экорше. Можно было бы даже (предварительно оговорившись, разумеется), прочесть форму так: с аккуратного белого, алюминиевого современного дома сняли стружку, и под верхним слоем обнаружилась авангардная основа всей современной архитектуры. Или так: город – порождение коммуны беспризорников «имени Дзержинского», город-коммуна, но его центр застроен после войны уже более респектабельными и уютными сталинскими домами – они стоят ближе к центру города по улице Ленина. Фасады «Угрешского» дома почти буквально демонстрируют на себе этот процесс «зарастания» авангардно-коммунального домашним. Все это, конечно, не более чем предположения, но раз они возникают, значит, дом к ним провоцирует, значит, он не пуст и не лишен идей.
Жилой комплекс в г.Дзержинском © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс в г.Дзержинском © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс в г.Дзержинском © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс в г.Дзержинском © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс в г.Дзержинском © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс в г.Дзержинском © Архитектурное бюро Асадова

Между тем геометрия здания остается простой и чистой, хотя ее и поддерживает, как выше признался архитектор, множество деталей. Главенство горизонталей подчеркнуто серыми штрихами на торцевых «лопастях», чей ряд впрочем прерывается неожиданной вставкой – точнее, выемкой: в пазуху врезана ярко-красная ниша с шестью белыми балконами, она властно сдвигает ряд окон, сбивает ритм. Это – акцент, предназначенный для главной видовой точки, угол, открывающийся со стороны поворота улицы Ленина и смотрящий в направлении монастыря (может быть, это зашифрованный «красный угол»? смысловая игра красного-белого, традиционного-авангардного здесь определенно присутствует, хотя и не навязывает себя). Другие тонкости: красные рамки окон в белой плоскости, серые прямоугольники между окнами, опять же поддерживающие горизонталь, чередование окон и лоджий, и наконец, кружево небольших решетчатых балконов, разбросанных по фасаду с достаточной нерегулярностью, – необходимая отделка. 

Дом достаточно уверенно можно отнести к популярному в 2000-е и даже в конце 1990-х, направлению неоконструктивизма. Отталкиваясь от справедливого, хотя и несколько ностальгического убеждения в том, что авангард – наше все, архитекторы стремились возродить его принципы и приемы, взглянуть на мир его глазами, временами страдая от противоречия, заключенного в реплицировании мотивов того движения, которое само принципиально отрицало всякий повтор. Впрочем, неоконструктивизм остался одной из приятных, честных и искренних попыток обращения к корням, дало свои, как правило отмеченные ноткой идеализма плоды и в малом, и в крупном масштабе. Надо думать, что будет справедливым признать рассматриваемый дом несколько запоздавшим, но зрелым образцом неоконструктивизма: симметрия вращения, острые носы, примат горизонтали, тонкая стереометрическая игра, аккуратно уложенная с рамки простой геометрии, и, особенно, – плакатная красно-белая раскраска, – все это хорошо известные приема архитектуры двадцатых. Намеренные сбивки ритма для оживления формы, тонкая отделка, чуждые коллективизму балкончики (а также 17-этажный масштаб и материал строительства и отделки: монолитный каркас, алюминиевые панели) – принадлежат нашему времени и приставке «нео».

Есть у дома и еще одно приятное качество, выделяющее его уже в рамках современности, 2010-х, очень простое качество – это просто дом. После 2010 архитектура как-то совсем отвлеклась от собственно домов, перейдя к масштабу макро: генпланам, поселкам и районам; и микро: благоустройству, паркам и скверам. Всё это очень важные области, но несложно заметить, что разнообразие городской среды помимо рисунка тротуарной вымостки создают еще и здания, продуманность их объемов, деталей, фактуры и цвета. Как только архитекторы от них отвлекаются, дома вновь переходят в ведение типового строительства, и без того более дешевого и вездесущего. А так приятно  иногда увидеть тщательно придуманный архитектором дом. Просто дом. 
Жилой комплекс в г.Дзержинском © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс в г.Дзержинском © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс в г.Дзержинском © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс в г.Дзержинском © Архитектурное бюро Асадова

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Зураб Басария
  • Сергей Скуратов
  • Наталия Порошкина
  • Левон Айрапетов
  • Карен Сапричян
  • Марк Сафронов
  • Александр Попов
  • Константин Ходнев
  • Михаил Канунников
  • Кристина Павлова
  • Александр Скокан
  • Валерий Лукомский
  • Евгений Герасимов
  • Илья Уткин
  • Олег Мединский
  • Вера Бутко
  • Андрей Асадов
  • Игорь Шварцман
  • Алексей Гинзбург
  • Никита Токарев
  • Станислав Белых
  • Наталья Сидорова
  • Тотан Кузембаев
  • Сергей Кузнецов
  • Павел Андреев
  • Александр Бровкин
  • Дмитрий Реутт
  • Юлий Борисов
  • Даниил Лоренц
  • Никита Явейн
  • Иван Кожин
  • Екатерина Кузнецова
  • Валерия Преображенская
  • Андрей Гнездилов
  • Антон Надточий
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Рустам Керимов
  • Наталия Зайченко
  • Олег Карлсон
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей Орешкин
  • Юрий Сафронов
  • Антон Лукомский
  • Сергей Труханов
  • Илья Машков
  • Роман Леонидов
  • Наталия Шилова
  • Олег Шапиро
  • Андрей Романов
  • Александр Порошкин
  • Вероника Дубовик
  • Юлия Тряскина
  • Полина Воеводина
  • Александр Асадов
  • Иван Рубежанский
  • Евгений Подгорнов
  • Дмитрий Ликин
  • Сергей Чобан
  • Дмитрий Васильев
  • Анатолий Столярчук
  • Катерина Грень
  • Владимир Ковалёв
  • Владимир Плоткин
  • Арсений Леонович
  • Всеволод Медведев
  • Василий Крапивин
  • Александра Кузьмина
  • Николай Миловидов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Загородный дом
  • Концепция благоустройства улиц Тверская и 1-я Тверская-Ямская
  • Концепция благоустройства улиц Тверская и 1-я Тверская-Ямская
  • Российский павильон на EXPO 2010 в Шанхае
  • Российский павильон на Всемирной EXPO-2010 в Шанхае
  • Кёнигсберг–Калининград
  • Рублево-Архангельское, архитектурно-градостроительная концепция
  • Рублево-Архангельское, архитектурно-градостроительная концепция
  • Архитектурно-градостроительная концепция территории «Рублево-Архангельское»

Технологии:

11.09.2019

«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel

Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
AkzoNobel , Dulux
10.09.2019

Разреши себе творить

Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Dulux
03.09.2019

Когда отель становится достопримечательностью…

Отель GF Victoria в городе Адехе на юге острова Тенерифе стал местной достопримечательностью благодаря трехступенчатой покрытой растительностью крыше.
Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
другие статьи