Дом-перевертыш

Бюро Асадова построило в городе Дзержинский один из последних, по нашим временам, домов в духе неоконструктивизма.

26 Августа 2014
mainImg

Архитектор:

Андрей Асадов
Александр Асадов

Проект:

Жилой комплекс в Дзержинском
Россия, Дзержинский

Авторский коллектив:
А.Асадов, М.Асадова, А.А.Асадов, Е.Синкевич, Е.Колобаева, М.Павлова

2010 – 2012
Пластина жилого дома вытянута между улицей Ленина и железной дорогой, среди зелени, гаражей и многоэтажек в северной части подмосковного города Дзержинского. Отсюда до МКАДа – полтора километра к северу, а до Николо-Угрешского монастыря, древнего, хотя и заново отстроенного центра всей местности – два километра к югу, пешком полчаса. Новый жилой комплекс получил название «Угрешский». 
Жилой комплекс в г.Дзержинском © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс в г.Дзержинском © Архитектурное бюро Асадова

Комплекс, собственно, состоит из одного дома: два этажа подземной парковки на 190 машин, отделение банка, кафе и магазины в цоколе, семнадцать жилых этажей сверху, квартиры бизнес-класса от одной до трех комнат. Он построен в 2012 году, и «…стал акцентом в городской среде уже благодаря своему размеру, – рассказывает архитектор Андрей Асадов. – Поэтому хотелось сделать его максимально четким и структурным. В результате композиционно получился  дом-перевертыш, состоящий из двух секций с полукруглыми эркерами на торцах. Силуэт дома маркирует перелом главной улицы города. А детали разрабатывались в продолжении главной идеи, выявляя двухсекционную  структуру и полукруглые акценты по углам».  

Перевертыш – это потому, что объем дома построен согласно любимому архитекторами авангарда 1920-х, а потом неоконструктивизма 2000-х, принципу симметрии вращения: одна его часть (она же секция) отражает другую, но не зеркально, а так, как будто ее повернули на шарнире. Представим себе макетный ножик со скругленным лезвием, острый нос которого смотрит точно на юг, другой на север, как стрелка компаса, которая недавно крутилась, покачивалась и вот – замерла. 

От воображаемого движения остался след: параболические контуры острых «носов», похожие на лопасти вентиляторов, указывают направление остановленного вращения (как в солярном знаке), которое подхватывают, в свою очередь, пластины фасадных выступов. Выступов два: со стороны улицы Ленина подлиннее и со стороны двора покороче, они тоже подчиняются симметрии вращения, их поддерживают уступы лоджий в самом конце пластины, соответствующие «носам» и также симметричные. Ступенька соответствует стыковке секций, в остальном малозаметной, в числе прочего потому, что пластины на западном и восточном фасадах наложены слегка внахлест, как бы желая избежать жесткого разделения дома на северную и южную части. 

Чередование пластин выступов и уступов подчеркнуто цветом: выступающие части фасадов – белые с красным торцом, что графически усиливает их «шаг вперед». Соседние плоскости, отступившие на шаг назад, – наоборот, прошиты энергичными красными горизонталями на фоне серых вертикальных простенков. Как будто с части дома аккуратно сняли белую «кожу», обнажив полосатую структуру «внутренностей», почти экорше. Можно было бы даже (предварительно оговорившись, разумеется), прочесть форму так: с аккуратного белого, алюминиевого современного дома сняли стружку, и под верхним слоем обнаружилась авангардная основа всей современной архитектуры. Или так: город – порождение коммуны беспризорников «имени Дзержинского», город-коммуна, но его центр застроен после войны уже более респектабельными и уютными сталинскими домами – они стоят ближе к центру города по улице Ленина. Фасады «Угрешского» дома почти буквально демонстрируют на себе этот процесс «зарастания» авангардно-коммунального домашним. Все это, конечно, не более чем предположения, но раз они возникают, значит, дом к ним провоцирует, значит, он не пуст и не лишен идей.
Жилой комплекс в г.Дзержинском © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс в г.Дзержинском © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс в г.Дзержинском © Архитектурное бюро Асадова

Между тем геометрия здания остается простой и чистой, хотя ее и поддерживает, как выше признался архитектор, множество деталей. Главенство горизонталей подчеркнуто серыми штрихами на торцевых «лопастях», чей ряд впрочем прерывается неожиданной вставкой – точнее, выемкой: в пазуху врезана ярко-красная ниша с шестью белыми балконами, она властно сдвигает ряд окон, сбивает ритм. Это – акцент, предназначенный для главной видовой точки, угол, открывающийся со стороны поворота улицы Ленина и смотрящий в направлении монастыря (может быть, это зашифрованный «красный угол»? смысловая игра красного-белого, традиционного-авангардного здесь определенно присутствует, хотя и не навязывает себя). Другие тонкости: красные рамки окон в белой плоскости, серые прямоугольники между окнами, опять же поддерживающие горизонталь, чередование окон и лоджий, и наконец, кружево небольших решетчатых балконов, разбросанных по фасаду с достаточной нерегулярностью, – необходимая отделка. 

Дом достаточно уверенно можно отнести к популярному в 2000-е и даже в конце 1990-х, направлению неоконструктивизма. Отталкиваясь от справедливого, хотя и несколько ностальгического убеждения в том, что авангард – наше все, архитекторы стремились возродить его принципы и приемы, взглянуть на мир его глазами, временами страдая от противоречия, заключенного в реплицировании мотивов того движения, которое само принципиально отрицало всякий повтор. Впрочем, неоконструктивизм остался одной из приятных, честных и искренних попыток обращения к корням, дало свои, как правило отмеченные ноткой идеализма плоды и в малом, и в крупном масштабе. Надо думать, что будет справедливым признать рассматриваемый дом несколько запоздавшим, но зрелым образцом неоконструктивизма: симметрия вращения, острые носы, примат горизонтали, тонкая стереометрическая игра, аккуратно уложенная с рамки простой геометрии, и, особенно, – плакатная красно-белая раскраска, – все это хорошо известные приема архитектуры двадцатых. Намеренные сбивки ритма для оживления формы, тонкая отделка, чуждые коллективизму балкончики (а также 17-этажный масштаб и материал строительства и отделки: монолитный каркас, алюминиевые панели) – принадлежат нашему времени и приставке «нео».

Есть у дома и еще одно приятное качество, выделяющее его уже в рамках современности, 2010-х, очень простое качество – это просто дом. После 2010 архитектура как-то совсем отвлеклась от собственно домов, перейдя к масштабу макро: генпланам, поселкам и районам; и микро: благоустройству, паркам и скверам. Всё это очень важные области, но несложно заметить, что разнообразие городской среды помимо рисунка тротуарной вымостки создают еще и здания, продуманность их объемов, деталей, фактуры и цвета. Как только архитекторы от них отвлекаются, дома вновь переходят в ведение типового строительства, и без того более дешевого и вездесущего. А так приятно  иногда увидеть тщательно придуманный архитектором дом. Просто дом. 
Жилой комплекс в г.Дзержинском © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс в г.Дзержинском © Архитектурное бюро Асадова


Архитектор:

Андрей Асадов
Александр Асадов

Проект:

Жилой комплекс в Дзержинском
Россия, Дзержинский

Авторский коллектив:
А.Асадов, М.Асадова, А.А.Асадов, Е.Синкевич, Е.Колобаева, М.Павлова

2010 – 2012

26 Августа 2014

author pht

Авторы текста:

Юлия Тарабарина, Влада Нистратова

Технологии и материалы

Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.
Стекло для городского калейдоскопа
Современные технологии и классические традиции, строгий и даже торжественный ритм: «Искра-Парк» словно бы переносит нас в 1930-е. С одной поправкой – на объемный, крупного рельефа и зеркального стекла фасад южного корпуса; он возвращает в наши дни.
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.

Сейчас на главной

Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.
Башня-знак
Самое высокое деревянное здание в мире, 18-этажная башня Mjøstårnet на юге Норвегии, одновременно привлекает внимание к своему городу – Брумунндалу – и служит знаком возможностей дерева как строительного материала.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.