Под угрозой знаменитый памятник градостроительства в Магнитогорске

В ближайшем будущем может быть утрачен всемирно известный памятник архитектурного авангарда – «Квартал № 1», единственная сохранившаяся часть плана «соцгород Магнитогорск» немецкого градостроителя-функционалиста Эрнста Мая.

mainImg
Здания квартала проектировались архитекторами из команды Эрнста Мая, за исключением домов центральной части, построенных по проектам известного советского архитектора Сергея Чернышова. . Несмотря на усилия специалистов, давно добивающихся постановки комплекса на государственную охрану, челябинские органы охраны наследия тормозят процесс. Беззащитный памятник деградирует, и уже претерпел ряд перестроек и утрат. Но до сих пор все, при желании, могло быть восстановлено. Теперь же над кварталом № 1 нависла угроза непоправимого искажения.
Интерьеры. Предоставлено автором
Квартал № 1 соцгорода. Начало 1930-х годов. Предоставлено автором

21 февраля этого года с аукциона было продано крупное общественное здание, играющее ключевую роль в композиции квартала – школа ФЗС (фабрично-заводской системы обучения) вместе с прилегающей к ней территорией. По условиям аукциона, здание может быть снесено, а его участок застроен жилыми домами. Таким образом, уникальный  памятник градостроительного искусства безвозвратно утратит свою цельность – а значит, и шанс постановки на государственную охрану.
Фасад школы ФЗС со стороны спортивных площадок. Предоставлено автором

Застройка Квартала, состоящего из тридцати восьми жилых и общественных построек, – своеобразный аналог рабочих поселков 1920 – 1930-х  в Берлине, охраняемых сегодня ЮНЕСКО,  – является живым свидетелем индустриализации 1930-х годов и знаменитой Магнитки, ставшей именем нарицательным. Он наглядно демонстрирует применение новых функционально-градостроительных идей, своеобразное преломление концепции «города-сада», организует жизнеустройство в отдельно взятом элементе (квартале) социалистического города. Здание школы ФЗС (произведение Вильгельма Шютте из группы Эрнста Мая), в свою очередь, находится  в одном типологическом ряду с учебными зданиями начала 1930-х годов в Германии.
Схема планировки квартала. Предоставлено автором

С 2007 года российские, немецкие и голландские специалисты предпринимают огромные усилия по сохранению памятника, но все они, увы, блокируются бездействием чиновников. Ни конференции, ни обращения к органам охраны наследия, ни научные публикации, ни поддержка международных форумов такого уровня, как Петербургский диалог, ни даже обращения жителей квартала и депутатов городского собрания Магнитогорска в защиту квартала не послужили аргументами для официального признания застройки квартала памятником градостроительного искусства. Квартал в Магнитогорске продолжает балансировать на грани утраты, которая теперь уже почти предрешена.
Фрагмент фасада жилого дома. Предоставлено автором

И это не единственный разрушающийся объект общего российско-германского культурного наследия. Аналогична участь комплекса «Фабрика-кухня – Торговый корпус УЗТМ» в Екатеринбурге (арх. В.Парамонов, Б.Шефлер). Особенно остро эти проблемы  культурного вандализма воспринимаются сегодня на фоне «Года Германии в регионах России».

Людмила Токменинова,
председатель секции DOCOMOMO-Урал,
член Федерального научно-методического совета по культурному наследию
при Министерстве культуры РФ,
российский куратор международной программы «Баухауз на Урале»
.

Интерьеры. Предоставлено автором


Приложение №1

Губернатору Челябинской области М.В. Юревичу
Руководителю Управления
 Министерства культуры РФ  по Уральскому федеральному округу
С.И. Исачкину
Министру культуры Челябинской области
А.В. Бетехтину
Начальнику управления государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Челябинской области
А.А. Баландину                                                                                                 

На 21 февраля назначен аукцион по продаже здания Магнитогорского торгово-экономического техникума, расположенного по адресу: г. Магнитогорск, проспект Пушкина, д. 21. Как сообщается в объявлении об аукционе, организованном Федеральным фондом развития жилищного строительства, «земельный участок площадью 2,17 га, на котором расположено здание, согласно аукционной документации, может использоваться в целях строительства многоквартирных жилых домов этажностью не выше 4-5 этажей».

Обращаем ваше внимание на тот факт, что дом 21 по проспекту Пушкина – не просто «объект недвижимости», а главное общественное здание Квартала №1, наиболее  цельного и сохранного фрагмента Соцгорода Магнитогорска, эталонного примера авангардного градостроительства начала 1930-х годов, генплан которого разрабатывался с участием всемирно известного германского архитектора Эрнста Мая.

Судьба квартала № 1 уже на протяжении нескольких лет вызывает озабоченность российских и международных общественных организаций. В сентябре 2012 года вопрос о необходимости скорейшей постановки этого комплекса зданий на государственную охрану и изыскания возможностей для его реставрации обсуждался на заседании Группы по наследию XX века в составе Федерального совета по наследию при Министерстве культуры Российской федерации, о чем соответствующим организациям было направлено официальное письмо.

После проведения ремонтно-реставрационных работ Квартал № 1 может рассматриваться как кандидат на включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Снос ключевого для квартала общественного здания и строительство чего бы то ни было на его месте неминуемо вызовет международный скандал.

Убедительно прошу вас не допустить осуществления вандализма.

Генеральный секретарь DOCOMOMO-Россия
Кандидат искусствоведения
Анна Броновицкая
20.02.2013

План первого этажа. Предоставлено автором


Приложение №2

ПЕТИЦИЯ:
Юревичу Михаилу Валериевичу, Губернатору Челябинской области,
Исачкину Сергею Ивановичу, Руководителю Управления Минкультуры России по Уральскому Федеральному округу,
Бетехтину Алексею Валериевичу, Министру культуры Челябинской области,
Баландину Александру Алексеевичу, Начальнику управления государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Челябинской области

С большим негодованием узнали мы о том, что потенциальный объект наследия мировой культуры ЮНЕСКО,  Комплекс Магнитогорского торгово-экономического техникума,  расположенного по адресу г. Магнитогорск, проспект Пушкина, дом 21,  вместе с территорией, на которой он находится, намечен для продажи на аукционе Федеральным фондом развития жилищного строительства в качестве иммобилии без особого значения. При этом потенциальному покупателю рекомендуется снести объект и на его месте создать многоквартирные дома с 4-5 этажами.

Речь идёт об уже второй попытке избавиться от Квартала нр. 1, учебного здания, построенного в 1930-х годах по планам международных звёзд современного строительства, в том числе и  Эрнстом Маем, Мартом Штамом, Фредом Форбатом, Гретой Шютте-Лихотски и Вильгельмом Шютте в конструктивистско-фукциональном стиле и завоевавшего мировое признание. Поэтому мы приходим к следующим  выводам,  совершенно очевидно не совпадающими с обещаниями со стороны ведомств:

1.) Нет интереса в том, чтобы эту главу германо-росийской истории сохранить как наследие совместной культуры и градостроительства раннего 20-го столетия, создающего основу для идентичности.
2.) Все усилия немецких, голландских и российских специалистов по согласованному решению вопроса сохранения и неотложно необходимого ремонта, мероприятия, которые ни в коем случае не должно являться препятствием для нового рентабельного использования, были отклонены.

Аукцион и снос являются формой противодействия  знаниям и реальным альтернативам и также рекомендациям по сохранению Квартала нр. 1 в г. Магнитогорск.

Начиная с 2007 года международная сеть специалистов по охране памятников, архитекторов, реставраторов, представителей общественности в лице местных политиков, журналистов и историков в который раз выступила  совместно с жителями Квартала нр. 1 за сохранение знаменательного сокровища бывшего Советского Союза посредством разъяснения исторических ценностей комплекса и в рамках профессиональной документации по архитектуре и строительству и предложениями по реставрации.  С помощью архивных документов по вопросам истории ансамбля были сделаны серьёзно обоснованные рекомендации для будущей судьбы комплекса всего Квартала нр. 1  и предложены ответственным лицам, не в последнюю очередь и те, которые были приняты на совместном семинаре экспертов и студентов факультетов  университета Баухауз в Ваймаре.
"Утрата учебного здания была бы особенно тяжёлой: оно не только является частью целого и градостроительным началом в застройке квартир, но и одновременно значительным уникатом (единственный  в своём роде памятник). При более близком рассмотрении  и посредством своей репутации особенно прогрессивных признаков открывается и выясняется по сути чистое по своему стилю происхождение от немецкой новой арахитектуры 1920-х годов. Так, к примеру, развитие лестничных клеток (так называемый принцип по Шустеру) вместо проходов к классным помещениям, которые позволяют осуществлять поперечную вентиляцию групповых помещений и малых школьных групп в данном случае 4 класса в рамках всешкольного организма. Даже быстрая смена мест помещений  классов на "классы под открытым небом" на расположенных перед зданием лужайках  казалась немецким архитекторам возможной, как доказывают выходы на восточный фасад и планы по использьованию свободного пространства специалиста по планированию садов Ульриха Вольфа." (д-р Марк Эшерих, Университет Баухауз Ваймар)
                                                 
Кварал нр. 1 Соцгорода Магнитогорска является братом сооружённых в тот же период пяти жилых рабочих посёлков Берлина, которые вот уже несколько лет являются признанным живым Всемирным наследием культуры ЮНЕСКО. Такую же оценку дала группа парламентариев городского района Левобережье, которая летом 2011 года  в научной командировке изучала немецкие строения в их сегодняшнем образе и использовании, а также относительно их охраны, сохранения и организации в рамках современных стандартов комфортабельного жилья.

Мы просим Вас проявить внимание и  взываем к Вашему авторитету для того, чтобы  спасти это потенциальное наследие мировой культуры раннего европейского авангарда, которому грозит уничтожение.
Мы готовы содействовать в роли посредников вместе с признанными международными организациями экспертов и специалистов, которые могут сопровождать Вас на этом пути в качестве компетентных консультантов.

СВОЁ СОГЛАСИЕ С ПЕТИЦИЕЙ ВЫРАЖАЮТ:
д-р Зигрид Брандт, Генеральный секретарь ICOMOS Германии; Винфрид Бренне,инженер, архитектор, Союз Немецких Архитекторов, Немецкий Веркбунд, Brenne Architekten Berlin; д-р Марк Эшерих, Университет Баухауз Ваймар; д-р Томас Флирль, сенатор по культуре и науки г. Берлина в отставке, партнёр НИИТИАГ РААСН Москвы, публицист, Берлин; проф. д-р Йорг Хаспель, упольномоченный по охране памятников Федеральной земли г. Берлина, Президент ICOMOS Германии; д-р Аннемари Йегги, директор архива Баухауз в Берлине - Музея по формообразованию; проф. д-р Барбара Крайс, архитектор/плановик города, Нюрнберг и Мюнхен; д-р Кристоф Махат, член исполкома международного отдела ICOMOS, Кёльн; д-р Моника Маркграф, фонд Баухауз Дессау, do_co.mo.mo Германии; проф., д-р Ханс-Рудольф Майер, Заведующий кафедры охраны памятников и истории архитектуры универсиета Баухауз Ваймар; д-р Эльке Писториус, историк архитектуры/плановик города, Берлин; проф., д-р Кристиане Пост, искусствовед, Академия изобразительных искусств, Нюрнберг; д-р Вольфганг Фойгт, зам. директора Германского музея архитектуры, Франкфурт на Майне; Астрид Фольперт, Берлин, немецкий куратор сети Баухауз на Урале; д-р Анке Заливако, архитектор, do_co.mo.mo Германии, ICOMOS Берлин.
20 февраля 2013 г.

Netzwerk BAUHAUS im Ural
c/o Astrid Volpert, deutsche Kuratorin
D-10117 Berlin, Reinhardtstr. 10, volpertber@aol.com

06 Марта 2013

ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Другой Вхутемас
В московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева открыта выставка к столетию Вхутемаса: кураторы предлагают посмотреть на его архитектурный факультет как на собрание педагогов разнообразных взглядов, не ограничиваясь только авангардными направлениями.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Неизвестный проект Ивана Леонидова: Институт статистики,...
Публикуем исследование архитектора Петра Завадовского, обнаружившего неизвестную работу Ивана Леонидова в коллекции парижского Центра Помпиду: проект Института статистики существенно дополняет представления о творческой эволюции Леонидова.
«Если проанализировать их сходство, становится ясно:...
Кураторы выставки о Джузеппе Терраньи и Илье Голосове в московском Музее архитектуры Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис – о том, как миф о копировании домом «Новокомум» в Комо композиции клуба имени Зуева скрывает под собой важные сюжеты об архитектуре, политике, обмене идеями в довоенной и даже послевоенной Европе.
Технологии и материалы
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Сейчас на главной
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».