Под угрозой знаменитый памятник градостроительства в Магнитогорске

В ближайшем будущем может быть утрачен всемирно известный памятник архитектурного авангарда – «Квартал № 1», единственная сохранившаяся часть плана «соцгород Магнитогорск» немецкого градостроителя-функционалиста Эрнста Мая.

mainImg
Здания квартала проектировались архитекторами из команды Эрнста Мая, за исключением домов центральной части, построенных по проектам известного советского архитектора Сергея Чернышова. . Несмотря на усилия специалистов, давно добивающихся постановки комплекса на государственную охрану, челябинские органы охраны наследия тормозят процесс. Беззащитный памятник деградирует, и уже претерпел ряд перестроек и утрат. Но до сих пор все, при желании, могло быть восстановлено. Теперь же над кварталом № 1 нависла угроза непоправимого искажения.
Интерьеры. Предоставлено автором
Квартал № 1 соцгорода. Начало 1930-х годов. Предоставлено автором

21 февраля этого года с аукциона было продано крупное общественное здание, играющее ключевую роль в композиции квартала – школа ФЗС (фабрично-заводской системы обучения) вместе с прилегающей к ней территорией. По условиям аукциона, здание может быть снесено, а его участок застроен жилыми домами. Таким образом, уникальный  памятник градостроительного искусства безвозвратно утратит свою цельность – а значит, и шанс постановки на государственную охрану.
Фасад школы ФЗС со стороны спортивных площадок. Предоставлено автором

Застройка Квартала, состоящего из тридцати восьми жилых и общественных построек, – своеобразный аналог рабочих поселков 1920 – 1930-х  в Берлине, охраняемых сегодня ЮНЕСКО,  – является живым свидетелем индустриализации 1930-х годов и знаменитой Магнитки, ставшей именем нарицательным. Он наглядно демонстрирует применение новых функционально-градостроительных идей, своеобразное преломление концепции «города-сада», организует жизнеустройство в отдельно взятом элементе (квартале) социалистического города. Здание школы ФЗС (произведение Вильгельма Шютте из группы Эрнста Мая), в свою очередь, находится  в одном типологическом ряду с учебными зданиями начала 1930-х годов в Германии.
Схема планировки квартала. Предоставлено автором

С 2007 года российские, немецкие и голландские специалисты предпринимают огромные усилия по сохранению памятника, но все они, увы, блокируются бездействием чиновников. Ни конференции, ни обращения к органам охраны наследия, ни научные публикации, ни поддержка международных форумов такого уровня, как Петербургский диалог, ни даже обращения жителей квартала и депутатов городского собрания Магнитогорска в защиту квартала не послужили аргументами для официального признания застройки квартала памятником градостроительного искусства. Квартал в Магнитогорске продолжает балансировать на грани утраты, которая теперь уже почти предрешена.
Фрагмент фасада жилого дома. Предоставлено автором

И это не единственный разрушающийся объект общего российско-германского культурного наследия. Аналогична участь комплекса «Фабрика-кухня – Торговый корпус УЗТМ» в Екатеринбурге (арх. В.Парамонов, Б.Шефлер). Особенно остро эти проблемы  культурного вандализма воспринимаются сегодня на фоне «Года Германии в регионах России».

Людмила Токменинова,
председатель секции DOCOMOMO-Урал,
член Федерального научно-методического совета по культурному наследию
при Министерстве культуры РФ,
российский куратор международной программы «Баухауз на Урале»
.

Интерьеры. Предоставлено автором


Приложение №1

Губернатору Челябинской области М.В. Юревичу
Руководителю Управления
 Министерства культуры РФ  по Уральскому федеральному округу
С.И. Исачкину
Министру культуры Челябинской области
А.В. Бетехтину
Начальнику управления государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Челябинской области
А.А. Баландину                                                                                                 

На 21 февраля назначен аукцион по продаже здания Магнитогорского торгово-экономического техникума, расположенного по адресу: г. Магнитогорск, проспект Пушкина, д. 21. Как сообщается в объявлении об аукционе, организованном Федеральным фондом развития жилищного строительства, «земельный участок площадью 2,17 га, на котором расположено здание, согласно аукционной документации, может использоваться в целях строительства многоквартирных жилых домов этажностью не выше 4-5 этажей».

Обращаем ваше внимание на тот факт, что дом 21 по проспекту Пушкина – не просто «объект недвижимости», а главное общественное здание Квартала №1, наиболее  цельного и сохранного фрагмента Соцгорода Магнитогорска, эталонного примера авангардного градостроительства начала 1930-х годов, генплан которого разрабатывался с участием всемирно известного германского архитектора Эрнста Мая.

Судьба квартала № 1 уже на протяжении нескольких лет вызывает озабоченность российских и международных общественных организаций. В сентябре 2012 года вопрос о необходимости скорейшей постановки этого комплекса зданий на государственную охрану и изыскания возможностей для его реставрации обсуждался на заседании Группы по наследию XX века в составе Федерального совета по наследию при Министерстве культуры Российской федерации, о чем соответствующим организациям было направлено официальное письмо.

После проведения ремонтно-реставрационных работ Квартал № 1 может рассматриваться как кандидат на включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Снос ключевого для квартала общественного здания и строительство чего бы то ни было на его месте неминуемо вызовет международный скандал.

Убедительно прошу вас не допустить осуществления вандализма.

Генеральный секретарь DOCOMOMO-Россия
Кандидат искусствоведения
Анна Броновицкая
20.02.2013

План первого этажа. Предоставлено автором


Приложение №2

ПЕТИЦИЯ:
Юревичу Михаилу Валериевичу, Губернатору Челябинской области,
Исачкину Сергею Ивановичу, Руководителю Управления Минкультуры России по Уральскому Федеральному округу,
Бетехтину Алексею Валериевичу, Министру культуры Челябинской области,
Баландину Александру Алексеевичу, Начальнику управления государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Челябинской области

С большим негодованием узнали мы о том, что потенциальный объект наследия мировой культуры ЮНЕСКО,  Комплекс Магнитогорского торгово-экономического техникума,  расположенного по адресу г. Магнитогорск, проспект Пушкина, дом 21,  вместе с территорией, на которой он находится, намечен для продажи на аукционе Федеральным фондом развития жилищного строительства в качестве иммобилии без особого значения. При этом потенциальному покупателю рекомендуется снести объект и на его месте создать многоквартирные дома с 4-5 этажами.

Речь идёт об уже второй попытке избавиться от Квартала нр. 1, учебного здания, построенного в 1930-х годах по планам международных звёзд современного строительства, в том числе и  Эрнстом Маем, Мартом Штамом, Фредом Форбатом, Гретой Шютте-Лихотски и Вильгельмом Шютте в конструктивистско-фукциональном стиле и завоевавшего мировое признание. Поэтому мы приходим к следующим  выводам,  совершенно очевидно не совпадающими с обещаниями со стороны ведомств:

1.) Нет интереса в том, чтобы эту главу германо-росийской истории сохранить как наследие совместной культуры и градостроительства раннего 20-го столетия, создающего основу для идентичности.
2.) Все усилия немецких, голландских и российских специалистов по согласованному решению вопроса сохранения и неотложно необходимого ремонта, мероприятия, которые ни в коем случае не должно являться препятствием для нового рентабельного использования, были отклонены.

Аукцион и снос являются формой противодействия  знаниям и реальным альтернативам и также рекомендациям по сохранению Квартала нр. 1 в г. Магнитогорск.

Начиная с 2007 года международная сеть специалистов по охране памятников, архитекторов, реставраторов, представителей общественности в лице местных политиков, журналистов и историков в который раз выступила  совместно с жителями Квартала нр. 1 за сохранение знаменательного сокровища бывшего Советского Союза посредством разъяснения исторических ценностей комплекса и в рамках профессиональной документации по архитектуре и строительству и предложениями по реставрации.  С помощью архивных документов по вопросам истории ансамбля были сделаны серьёзно обоснованные рекомендации для будущей судьбы комплекса всего Квартала нр. 1  и предложены ответственным лицам, не в последнюю очередь и те, которые были приняты на совместном семинаре экспертов и студентов факультетов  университета Баухауз в Ваймаре.
"Утрата учебного здания была бы особенно тяжёлой: оно не только является частью целого и градостроительным началом в застройке квартир, но и одновременно значительным уникатом (единственный  в своём роде памятник). При более близком рассмотрении  и посредством своей репутации особенно прогрессивных признаков открывается и выясняется по сути чистое по своему стилю происхождение от немецкой новой арахитектуры 1920-х годов. Так, к примеру, развитие лестничных клеток (так называемый принцип по Шустеру) вместо проходов к классным помещениям, которые позволяют осуществлять поперечную вентиляцию групповых помещений и малых школьных групп в данном случае 4 класса в рамках всешкольного организма. Даже быстрая смена мест помещений  классов на "классы под открытым небом" на расположенных перед зданием лужайках  казалась немецким архитекторам возможной, как доказывают выходы на восточный фасад и планы по использьованию свободного пространства специалиста по планированию садов Ульриха Вольфа." (д-р Марк Эшерих, Университет Баухауз Ваймар)
                                                 
Кварал нр. 1 Соцгорода Магнитогорска является братом сооружённых в тот же период пяти жилых рабочих посёлков Берлина, которые вот уже несколько лет являются признанным живым Всемирным наследием культуры ЮНЕСКО. Такую же оценку дала группа парламентариев городского района Левобережье, которая летом 2011 года  в научной командировке изучала немецкие строения в их сегодняшнем образе и использовании, а также относительно их охраны, сохранения и организации в рамках современных стандартов комфортабельного жилья.

Мы просим Вас проявить внимание и  взываем к Вашему авторитету для того, чтобы  спасти это потенциальное наследие мировой культуры раннего европейского авангарда, которому грозит уничтожение.
Мы готовы содействовать в роли посредников вместе с признанными международными организациями экспертов и специалистов, которые могут сопровождать Вас на этом пути в качестве компетентных консультантов.

СВОЁ СОГЛАСИЕ С ПЕТИЦИЕЙ ВЫРАЖАЮТ:
д-р Зигрид Брандт, Генеральный секретарь ICOMOS Германии; Винфрид Бренне,инженер, архитектор, Союз Немецких Архитекторов, Немецкий Веркбунд, Brenne Architekten Berlin; д-р Марк Эшерих, Университет Баухауз Ваймар; д-р Томас Флирль, сенатор по культуре и науки г. Берлина в отставке, партнёр НИИТИАГ РААСН Москвы, публицист, Берлин; проф. д-р Йорг Хаспель, упольномоченный по охране памятников Федеральной земли г. Берлина, Президент ICOMOS Германии; д-р Аннемари Йегги, директор архива Баухауз в Берлине - Музея по формообразованию; проф. д-р Барбара Крайс, архитектор/плановик города, Нюрнберг и Мюнхен; д-р Кристоф Махат, член исполкома международного отдела ICOMOS, Кёльн; д-р Моника Маркграф, фонд Баухауз Дессау, do_co.mo.mo Германии; проф., д-р Ханс-Рудольф Майер, Заведующий кафедры охраны памятников и истории архитектуры универсиета Баухауз Ваймар; д-р Эльке Писториус, историк архитектуры/плановик города, Берлин; проф., д-р Кристиане Пост, искусствовед, Академия изобразительных искусств, Нюрнберг; д-р Вольфганг Фойгт, зам. директора Германского музея архитектуры, Франкфурт на Майне; Астрид Фольперт, Берлин, немецкий куратор сети Баухауз на Урале; д-р Анке Заливако, архитектор, do_co.mo.mo Германии, ICOMOS Берлин.
20 февраля 2013 г.

Netzwerk BAUHAUS im Ural
c/o Astrid Volpert, deutsche Kuratorin
D-10117 Berlin, Reinhardtstr. 10, [email protected]

06 Марта 2013

ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Другой Вхутемас
В московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева открыта выставка к столетию Вхутемаса: кураторы предлагают посмотреть на его архитектурный факультет как на собрание педагогов разнообразных взглядов, не ограничиваясь только авангардными направлениями.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Неизвестный проект Ивана Леонидова: Институт статистики,...
Публикуем исследование архитектора Петра Завадовского, обнаружившего неизвестную работу Ивана Леонидова в коллекции парижского Центра Помпиду: проект Института статистики существенно дополняет представления о творческой эволюции Леонидова.
«Если проанализировать их сходство, становится ясно:...
Кураторы выставки о Джузеппе Терраньи и Илье Голосове в московском Музее архитектуры Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис – о том, как миф о копировании домом «Новокомум» в Комо композиции клуба имени Зуева скрывает под собой важные сюжеты об архитектуре, политике, обмене идеями в довоенной и даже послевоенной Европе.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.