Под угрозой знаменитый памятник градостроительства в Магнитогорске

В ближайшем будущем может быть утрачен всемирно известный памятник архитектурного авангарда – «Квартал № 1», единственная сохранившаяся часть плана «соцгород Магнитогорск» немецкого градостроителя-функционалиста Эрнста Мая.

mainImg
Здания квартала проектировались архитекторами из команды Эрнста Мая, за исключением домов центральной части, построенных по проектам известного советского архитектора Сергея Чернышова. . Несмотря на усилия специалистов, давно добивающихся постановки комплекса на государственную охрану, челябинские органы охраны наследия тормозят процесс. Беззащитный памятник деградирует, и уже претерпел ряд перестроек и утрат. Но до сих пор все, при желании, могло быть восстановлено. Теперь же над кварталом № 1 нависла угроза непоправимого искажения.
Интерьеры. Предоставлено автором
Квартал № 1 соцгорода. Начало 1930-х годов. Предоставлено автором

21 февраля этого года с аукциона было продано крупное общественное здание, играющее ключевую роль в композиции квартала – школа ФЗС (фабрично-заводской системы обучения) вместе с прилегающей к ней территорией. По условиям аукциона, здание может быть снесено, а его участок застроен жилыми домами. Таким образом, уникальный  памятник градостроительного искусства безвозвратно утратит свою цельность – а значит, и шанс постановки на государственную охрану.
Фасад школы ФЗС со стороны спортивных площадок. Предоставлено автором

Застройка Квартала, состоящего из тридцати восьми жилых и общественных построек, – своеобразный аналог рабочих поселков 1920 – 1930-х  в Берлине, охраняемых сегодня ЮНЕСКО,  – является живым свидетелем индустриализации 1930-х годов и знаменитой Магнитки, ставшей именем нарицательным. Он наглядно демонстрирует применение новых функционально-градостроительных идей, своеобразное преломление концепции «города-сада», организует жизнеустройство в отдельно взятом элементе (квартале) социалистического города. Здание школы ФЗС (произведение Вильгельма Шютте из группы Эрнста Мая), в свою очередь, находится  в одном типологическом ряду с учебными зданиями начала 1930-х годов в Германии.
Схема планировки квартала. Предоставлено автором

С 2007 года российские, немецкие и голландские специалисты предпринимают огромные усилия по сохранению памятника, но все они, увы, блокируются бездействием чиновников. Ни конференции, ни обращения к органам охраны наследия, ни научные публикации, ни поддержка международных форумов такого уровня, как Петербургский диалог, ни даже обращения жителей квартала и депутатов городского собрания Магнитогорска в защиту квартала не послужили аргументами для официального признания застройки квартала памятником градостроительного искусства. Квартал в Магнитогорске продолжает балансировать на грани утраты, которая теперь уже почти предрешена.
Фрагмент фасада жилого дома. Предоставлено автором

И это не единственный разрушающийся объект общего российско-германского культурного наследия. Аналогична участь комплекса «Фабрика-кухня – Торговый корпус УЗТМ» в Екатеринбурге (арх. В.Парамонов, Б.Шефлер). Особенно остро эти проблемы  культурного вандализма воспринимаются сегодня на фоне «Года Германии в регионах России».

Людмила Токменинова,
председатель секции DOCOMOMO-Урал,
член Федерального научно-методического совета по культурному наследию
при Министерстве культуры РФ,
российский куратор международной программы «Баухауз на Урале»
.

Интерьеры. Предоставлено автором


Приложение №1

Губернатору Челябинской области М.В. Юревичу
Руководителю Управления
 Министерства культуры РФ  по Уральскому федеральному округу
С.И. Исачкину
Министру культуры Челябинской области
А.В. Бетехтину
Начальнику управления государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Челябинской области
А.А. Баландину                                                                                                 

На 21 февраля назначен аукцион по продаже здания Магнитогорского торгово-экономического техникума, расположенного по адресу: г. Магнитогорск, проспект Пушкина, д. 21. Как сообщается в объявлении об аукционе, организованном Федеральным фондом развития жилищного строительства, «земельный участок площадью 2,17 га, на котором расположено здание, согласно аукционной документации, может использоваться в целях строительства многоквартирных жилых домов этажностью не выше 4-5 этажей».

Обращаем ваше внимание на тот факт, что дом 21 по проспекту Пушкина – не просто «объект недвижимости», а главное общественное здание Квартала №1, наиболее  цельного и сохранного фрагмента Соцгорода Магнитогорска, эталонного примера авангардного градостроительства начала 1930-х годов, генплан которого разрабатывался с участием всемирно известного германского архитектора Эрнста Мая.

Судьба квартала № 1 уже на протяжении нескольких лет вызывает озабоченность российских и международных общественных организаций. В сентябре 2012 года вопрос о необходимости скорейшей постановки этого комплекса зданий на государственную охрану и изыскания возможностей для его реставрации обсуждался на заседании Группы по наследию XX века в составе Федерального совета по наследию при Министерстве культуры Российской федерации, о чем соответствующим организациям было направлено официальное письмо.

После проведения ремонтно-реставрационных работ Квартал № 1 может рассматриваться как кандидат на включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Снос ключевого для квартала общественного здания и строительство чего бы то ни было на его месте неминуемо вызовет международный скандал.

Убедительно прошу вас не допустить осуществления вандализма.

Генеральный секретарь DOCOMOMO-Россия
Кандидат искусствоведения
Анна Броновицкая
20.02.2013

План первого этажа. Предоставлено автором


Приложение №2

ПЕТИЦИЯ:
Юревичу Михаилу Валериевичу, Губернатору Челябинской области,
Исачкину Сергею Ивановичу, Руководителю Управления Минкультуры России по Уральскому Федеральному округу,
Бетехтину Алексею Валериевичу, Министру культуры Челябинской области,
Баландину Александру Алексеевичу, Начальнику управления государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Челябинской области

С большим негодованием узнали мы о том, что потенциальный объект наследия мировой культуры ЮНЕСКО,  Комплекс Магнитогорского торгово-экономического техникума,  расположенного по адресу г. Магнитогорск, проспект Пушкина, дом 21,  вместе с территорией, на которой он находится, намечен для продажи на аукционе Федеральным фондом развития жилищного строительства в качестве иммобилии без особого значения. При этом потенциальному покупателю рекомендуется снести объект и на его месте создать многоквартирные дома с 4-5 этажами.

Речь идёт об уже второй попытке избавиться от Квартала нр. 1, учебного здания, построенного в 1930-х годах по планам международных звёзд современного строительства, в том числе и  Эрнстом Маем, Мартом Штамом, Фредом Форбатом, Гретой Шютте-Лихотски и Вильгельмом Шютте в конструктивистско-фукциональном стиле и завоевавшего мировое признание. Поэтому мы приходим к следующим  выводам,  совершенно очевидно не совпадающими с обещаниями со стороны ведомств:

1.) Нет интереса в том, чтобы эту главу германо-росийской истории сохранить как наследие совместной культуры и градостроительства раннего 20-го столетия, создающего основу для идентичности.
2.) Все усилия немецких, голландских и российских специалистов по согласованному решению вопроса сохранения и неотложно необходимого ремонта, мероприятия, которые ни в коем случае не должно являться препятствием для нового рентабельного использования, были отклонены.

Аукцион и снос являются формой противодействия  знаниям и реальным альтернативам и также рекомендациям по сохранению Квартала нр. 1 в г. Магнитогорск.

Начиная с 2007 года международная сеть специалистов по охране памятников, архитекторов, реставраторов, представителей общественности в лице местных политиков, журналистов и историков в который раз выступила  совместно с жителями Квартала нр. 1 за сохранение знаменательного сокровища бывшего Советского Союза посредством разъяснения исторических ценностей комплекса и в рамках профессиональной документации по архитектуре и строительству и предложениями по реставрации.  С помощью архивных документов по вопросам истории ансамбля были сделаны серьёзно обоснованные рекомендации для будущей судьбы комплекса всего Квартала нр. 1  и предложены ответственным лицам, не в последнюю очередь и те, которые были приняты на совместном семинаре экспертов и студентов факультетов  университета Баухауз в Ваймаре.
"Утрата учебного здания была бы особенно тяжёлой: оно не только является частью целого и градостроительным началом в застройке квартир, но и одновременно значительным уникатом (единственный  в своём роде памятник). При более близком рассмотрении  и посредством своей репутации особенно прогрессивных признаков открывается и выясняется по сути чистое по своему стилю происхождение от немецкой новой арахитектуры 1920-х годов. Так, к примеру, развитие лестничных клеток (так называемый принцип по Шустеру) вместо проходов к классным помещениям, которые позволяют осуществлять поперечную вентиляцию групповых помещений и малых школьных групп в данном случае 4 класса в рамках всешкольного организма. Даже быстрая смена мест помещений  классов на "классы под открытым небом" на расположенных перед зданием лужайках  казалась немецким архитекторам возможной, как доказывают выходы на восточный фасад и планы по использьованию свободного пространства специалиста по планированию садов Ульриха Вольфа." (д-р Марк Эшерих, Университет Баухауз Ваймар)
                                                 
Кварал нр. 1 Соцгорода Магнитогорска является братом сооружённых в тот же период пяти жилых рабочих посёлков Берлина, которые вот уже несколько лет являются признанным живым Всемирным наследием культуры ЮНЕСКО. Такую же оценку дала группа парламентариев городского района Левобережье, которая летом 2011 года  в научной командировке изучала немецкие строения в их сегодняшнем образе и использовании, а также относительно их охраны, сохранения и организации в рамках современных стандартов комфортабельного жилья.

Мы просим Вас проявить внимание и  взываем к Вашему авторитету для того, чтобы  спасти это потенциальное наследие мировой культуры раннего европейского авангарда, которому грозит уничтожение.
Мы готовы содействовать в роли посредников вместе с признанными международными организациями экспертов и специалистов, которые могут сопровождать Вас на этом пути в качестве компетентных консультантов.

СВОЁ СОГЛАСИЕ С ПЕТИЦИЕЙ ВЫРАЖАЮТ:
д-р Зигрид Брандт, Генеральный секретарь ICOMOS Германии; Винфрид Бренне,инженер, архитектор, Союз Немецких Архитекторов, Немецкий Веркбунд, Brenne Architekten Berlin; д-р Марк Эшерих, Университет Баухауз Ваймар; д-р Томас Флирль, сенатор по культуре и науки г. Берлина в отставке, партнёр НИИТИАГ РААСН Москвы, публицист, Берлин; проф. д-р Йорг Хаспель, упольномоченный по охране памятников Федеральной земли г. Берлина, Президент ICOMOS Германии; д-р Аннемари Йегги, директор архива Баухауз в Берлине - Музея по формообразованию; проф. д-р Барбара Крайс, архитектор/плановик города, Нюрнберг и Мюнхен; д-р Кристоф Махат, член исполкома международного отдела ICOMOS, Кёльн; д-р Моника Маркграф, фонд Баухауз Дессау, do_co.mo.mo Германии; проф., д-р Ханс-Рудольф Майер, Заведующий кафедры охраны памятников и истории архитектуры универсиета Баухауз Ваймар; д-р Эльке Писториус, историк архитектуры/плановик города, Берлин; проф., д-р Кристиане Пост, искусствовед, Академия изобразительных искусств, Нюрнберг; д-р Вольфганг Фойгт, зам. директора Германского музея архитектуры, Франкфурт на Майне; Астрид Фольперт, Берлин, немецкий куратор сети Баухауз на Урале; д-р Анке Заливако, архитектор, do_co.mo.mo Германии, ICOMOS Берлин.
20 февраля 2013 г.

Netzwerk BAUHAUS im Ural
c/o Astrid Volpert, deutsche Kuratorin
D-10117 Berlin, Reinhardtstr. 10, [email protected]

06 Марта 2013

ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Другой Вхутемас
В московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева открыта выставка к столетию Вхутемаса: кураторы предлагают посмотреть на его архитектурный факультет как на собрание педагогов разнообразных взглядов, не ограничиваясь только авангардными направлениями.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Неизвестный проект Ивана Леонидова: Институт статистики,...
Публикуем исследование архитектора Петра Завадовского, обнаружившего неизвестную работу Ивана Леонидова в коллекции парижского Центра Помпиду: проект Института статистики существенно дополняет представления о творческой эволюции Леонидова.
«Если проанализировать их сходство, становится ясно:...
Кураторы выставки о Джузеппе Терраньи и Илье Голосове в московском Музее архитектуры Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис – о том, как миф о копировании домом «Новокомум» в Комо композиции клуба имени Зуева скрывает под собой важные сюжеты об архитектуре, политике, обмене идеями в довоенной и даже послевоенной Европе.
Технологии и материалы
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Сейчас на главной
Купол-библиотека
Концептуальная библиотека в уезде Лунъю на востоке Китая задумана авторами, HCCH Studio, как эксперимент по соединению традиционных методов строительства и современных форм.
Альпийская горка
Микропроект от бюро KIDZ: корнер цветочного магазина в петербургском фудкорте, который соединяет технологичность и красоту природной несовершенности.
NEXT 2024: новая десятка
Спецпроект АРХ Москвы для молодых архитекторов NEXT пройдет уже в 15-й раз. Организаторы, во главе с куратором этого года, основателем бюро p.m. (personal message) Пабло Джонаттаном Пухно Бермео привнесли изменения: участников выбирали с помощью всероссийского конкурса, половина из них – не москвичи, а благодаря «Архитайлу» появился призовой фонд. Рассказываем, почему NEXT обязательно стоит посетить.
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Кристалл смотрит на вас
Прямо сейчас в Музее архитектуры началась Ночь музеев. Ее самая свежая новинка – «Кристалл представления» – объект Сергея Кузнецова, Ивана Грекова и компании КРОСТ, установленный во дворе. Он переливается светом, поет, он способен реагировать на приближение человека, и кто еще знает, на что еще.
Безопасное пространство
Для клиники доказательной психотерапии мастерская Lo design создала обволакивающий монохромный интерьер, который соединяет черты ваби-саби и ретрофутуризма. Наполненные предметами искусства и декора кабинеты отличаются по настроению и помогают выйти за рамки привычного мышления.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Диалог культур на острове
Этим летом стартует бронирование номеров в спроектированной BIG гостинице сети NOT A HOTEL на острове Сагисима во Внутреннем Японском море. Строительство отеля должно начаться чуть позже.
Пресса: АрхМосква: десять архитектурных бюро-финалистов NEXT...
На следующей неделе начнется выставка архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА. Темой этого года стала «ПОЛЬЗА». Рассказываем про десять молодых архитектурных бюро, возраст которых не превышает 10 лет, а также про их мечты и видение будущего архитектуры. Проекты этих бюро стали финалистами спецпроекта выставки NEXT 2024 и будут представлять свои «полезные» разработки в Гостином дворе с 22 по 25 мая. Защита финалистов и объявление победителя состоится 23 мая в 13:00 в Амфитеатре.
Место под солнцем
Две виллы в Сочи по проекту бюро ArchiNOVA: одна «средиземноморская» со ставнями и черепицей для заказчиков из Санкт-Петербурга, вторая – минималистичная с панорамным обзором на горы и море.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Три глыбы
Конкурс на проект музеев современного искусства и естественной истории, а также Парка искусства и культуры в Подгорице выиграла команда во главе с бюро a-fact.
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр по проекту Graal Architecture в коммуне Бейн недалеко от Парижа идеально вписан в холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни-2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров реализовало здесь три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.