Резервный капитал

На прошедшей в конце мая «Арх Москве» главный герой выставки – архитектор года-2010 Владимир Плоткин представил не только персональную экспозицию, но и две книги, посвященные постройкам и проектам ТПО «Резерв». Одна из них так и называется «ТПО Резерв. Архитектура» и является каталогом работ, выполненных с 1998 по 2010 годы, а вторая – «Владимир Плоткин. Архитектура» – содержит авторские комментарии к наиболее известным постройкам и проектам бюро.

mainImg
Структура первой книги предельно лаконична и информативна. На каждый объект здесь отведено от трех до семи разворотов, вся информация (адрес, год создания, статус (проект или постройка), заказчик) сосредоточена на первом, остальные отведены под иллюстрации. Краткое описание каждого проекта дается на двух языках, а ТЭПы вместо сухой таблицы представлены в виде забавной и наглядной инфографики, превращающей изучение работ бюро в увлекательный процесс. Всего здесь около 80 объектов, от жилого дома в проезде Загорского до последних конкурсных концепций, которые совсем недавно становились героями наших публикаций (например, центр поп-музыки в Тайбее или жилой комплекс на Саввинской набережной). Они рассортированы по типологическому принципу, так что, изучая оглавление книги, можно быстро понять, каких объектов в портфолио ТПО «Резерв» больше всего. Безусловными лидерами здесь являются жилые комплексы, на втором месте – офисно-административные здания, а замыкают список наиболее освоенных бюро типологий торгово-развлекательные и многофункциональные комплексы.

Пожалуй, что наиболее интересно в книге, так это отсутствие каких-либо разграничений между проектами, которые так и остались на бумаге, и реализованными объектами. Листая каталог насквозь, первые от вторых порой не сразу отличаешь, а вот постепенная, но неуклонная эволюция архитектурного языка ТПО «Резерв» с каждым новым разворотом становится все более очевидной. Бюро, которое по своему масштабу больше сопоставимо с проектным институтом, не стоит на месте и не воспроизводит под копирку собственные проекты сколько-то летней давности – наоборот, коллектив архитекторов под руководством Владимира Плоткина находится в постоянном поиске, скрупулезно оттачивая свой профессионализм на десятках вариантов функциональных схем и пластических систем, модулей и сеток.

Эти студийные работы – эскизы, 3D-графика, макеты, – которые обычно не покидают стен мастерской, составили каркас второй книги. «Владимир Плоткин. Архитектура» – это уже не каталог, стремящийся охватить максимальное количество работ, но авторская антология наиболее интересных проектов и реализаций. Здесь уже нет никакого единства макета и жестко зафиксированного количества разворотов на тот или иной проект – они вольно нанизаны на стержень плоткинской графики.

Сам Владимир Плоткин рассказывает, что эта, вторая, книга в свое время была придумана им как альтернатива официальному каталогу, который делался несколько лет и в какой-то момент, казалось, безнадежно забуксовал. Тогда-то главный архитектор ТПО «Резерв» и сел сам за монитор, перебрал свои презентации и тексты лекций и начал собирать собственную книгу, придумывая ее сразу либо разворотами, либо целыми разделами. При этом Плоткин сознательно отказался и от жанра монографии, и от идеи нанять для оформления своих мыслей профессионального редактора – эта книга целиком и полностью сделана им самим, от общей структуры и всех текстов до макета каждой отдельной страницы. По жанру же это, скорее, дневник или артбук, где нет никакой иерархии, а графика, рожденная на полях, порой на порядок сложнее и многослойнее архитектурных проектов.

Что здесь сразу бросается в глаза, так это многообразие способов иллюстрирования: где-то даются чертежи, где-то только визуализации и фотографии, на одних страницах они буквально теснятся, а на других размещена всего одна картинка, но очень эффектная. Эскизы тут перемешаны с экспликациями, а пояснительные записи перемежаются с авторскими комментариями. Причем последние могут быть как развернутыми (настоящие «разборы полетов»), так и, наоборот, предельно краткими, на подобие тех, что оставляют на полях фотоальбомов их владельцы, когда рисуют стрелочку к тому или иному снимку и помечают «это там-то тогда-то». Особенно забавны ремарки Плоткина по поводу рендеров: «Унылая перспектива, но картинка завораживает» (про квартал «Камушки») или «Гламурная картинка справа, самая лиричная картинка слева» (про жилой комплекс в Заречье).

Про «Аэробус», который из-за своей сверхплотной массы остается одним из самых спорных жилых объектов последнего десятилетия, Плоткин рассказывает, что сначала были «милые, невинные графические разглагольствования о мегаполисе, о мизантропии и неизбежности коллективного проживания», а потом инвестор решил реализовать придуманную концепцию буквально: «Один модуль-ячейка, размноженный тысячекратно, – мечта инвестора!» Тогда-то «в страхе от содеянного начались упражнения по гуманизации жилой матрицы»: в торцах появились рваные сломы, а «божественную» пропорцию обозначили горизонтальным утолщенным поясом и несколькими заглушками. Впрочем, как замечает в скобках архитектор: «Тщетно: в процессе все почему-то сместилось». И все же самому автору этот проект кажется очень точным отражением актуальной градостроительной ситуации: «Если у нас десятимиллионный город, то это как-то должно выражаться в архитектуре».

Вообще качество реализации – одна из самых больных и острых тем для архитектора, которая поднимается применительно практически к каждой постройке. Неожиданно много здесь и самокритики: анализируя возведенные объекты, Плоткин без прикрас перечисляет их слабые стороны, беря на себя всю ответственность за допущенные просчеты. Так, жилую часть «Фьюжн_парка», по его мнению, отличает «неопределенный рисунок перфорации стен и оконных проемов», в штаб-квартире «Аэрофлота» «декоративность белых горизонтальных полос несколько «вульгаризирует» цельную тему фасада», а про интерьер многократно воспетого ТЦ «Времена года» он сухо замечает: «Чересчур luxury, все выхолощено и скучно». Даже немного жаль, что в оценках своих бесспорных удач архитектор гораздо, гораздо скромнее: высшей похвалой постройке у Плоткина становятся наречия «неплохо» и «приемлемо», а успех здания Арбитражного суда его автор и вовсе приписывает критикам: «Хвалят за чистоту и открытость, проницаемость, легкость и рационализм, а также за уважение ко всему – и к памятникам вокруг, и к людям внутри, – все это крутится вокруг образа идеального суда, гуманного, разумного, открытого… Даже захотелось поверить и повторять, что именно эти тезисы и были суперидеей этого проекта».

Больше всего от автора достается зданию территориальных налоговых инспекций на Земляном валу. Этот проект-долгожитель (разработан в 2001-м, реализован в 2008-м) показан в динамике: сначала идут эскизы, затем чертежи («красиво начерченные фасады обещают успех реализации») и рендеры («врисовываем – на картинках все работает»), а затем фотографии построенного объекта и констатация: «Дом выпал из среды, не создав при этом суперинтересную новую ситуацию». И тут же – работа над ошибками, выводы на будущее: «Многослойную контекстуальность главного фасада надо было дожимать традиционными материалами (камень, штукатурка). Работая же с выбранной композицией, надо было бы остановиться не на ленточной, хоть и очень хорошо прорисованной теме, а на чем-то совершенно необычном. Этого, правда, всегда хочешь и это надо обязательно как-нибудь сделать».

Листая книгу дальше, понимаешь, что Плоткин данное себе обещание держит: в проекте делового центра на Дубининской квадратному противопоставляется круглое, а стеклянной плоскости – ламели (в этом объеме угадывается прообраз здания Арбитражного суда), башни административно-делового комплекса на Ходынской улице динамично «уворачиваются» друг от друга, а корпуса сервисного центра на МКАД напоминают остроугольные «дольки». Ставит себе архитектор и задачи на будущее: «Гексагональная сетка в архитектурно-планировочных схемах, как правило, надуманно формальна и чаще всего из-за своей геометрической жесткости нерациональна. Отработана многократно в 1950-1960-е годы. В данном проекте на стадии объемного решения почему-то работает остро современно (в проекте квартала «Камушки» – А.М.). Наверно, помогают динамичные сдвиги объемов в плане, разнонаправленные скосы и текстуры, гламурный рендер. Через пару лет надо будет разобраться».

Здесь нет ни манифестов, ни программных интервью, ни даже столь привычной для подобного жанра официальной биографии архитектора – вместо информации, которой в интернете и так хватает, Владимир Плоткин издал объемное эссе в картинках о своей работе и профессии. «Возможно, в архитектуре, как и вообще в изобразительном искусстве, какая-то суперполитическая идея вредна, – вскользь замечает он в комментарии к одному из проектов. – Полезнее сосредоточиться на уместности и красоте». Книга «Владимир Плоткин. Архитектура» убедительно доказывает, что ее автор верен этому постулату всей душой.
zooming
Здание Федерального Арбитражного суда Московского округа. Фото: А. Народицкий
zooming
«Времена года». Фото: А. Народицкий
Офисный комплекс «Аэрофлот – российские авиалинии». Фото: А. Народицкий
zooming
Многофункциональный комплекс «Фьюжн-парк»
zooming
Многофункциональный жилой комплекс «Аэробус»
zooming
Административный комплекс для размещения территориальных налоговых инспекций по г. Москве. Фото: А. Народицкий

20 Июня 2011

Похожие статьи
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.
Жалюзи для льда
В Домодедово по проекту мастерской Юрия Виссарионова построена ледовая арена. Чтобы протяженный фасад, обусловленный техническими характеристиками сооружения для зимних видов спорта, не выглядел однообразным, архитекторы предложили использовать навесные конструкции с разнонаправленными ламелями. Таким образом лед защищается от солнечных лучей, а стена приобретает фактурность и детализацию.
Деревья и арки
В условиях дефицита площади спорткомплекс Шаосинского университета вместил на разных уровнях серию игровых полей и площадок, общественные пространства и даже деревья.
Стержни и лепестки
Для московского района Преображенское бюро GAFA спроектировало камерный комплекс Artel, который состоит всего из двух корпусов по 12 этажей. Отсылки к ар-деко и его ответвлению – стримлайну – мы нашли не только в архитектуре, но и в благоустройстве, напоминающем поглощенную природой железнодорожную эстакаду.
Тетрис в порту
Смотровая башня, спроектированная для Старого порта Монреаля бюро Provencher_Roy, и общественная зеленая зона вокруг нее от ландшафтного бюро NIPPAYSAGE вобрали в себя множество элементов местной идентичности.
Баланс желтого
Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.
Очередной оазис
Stefano Boeri Architetti выиграли конкурс на проект жилого комплекса в Братиславе. Здесь не обошлось без их «фирменных» висячих садов.
Трое и башня
Офисный центр Neuer Kanzlerplatz, построенный в Бонне по проекту бюро JSWD, улучшает связанность городской ткани и интригует объемными фасадами из архитектурного бетона.
Вертикальный «парк»
Бывшая фабрика электроники в Шэньчжэне превращена по проекту JC DESIGN в многоярусное общественное пространство и офисы для «креативных индустрий».
В центре – пустота
В Лондоне открывается очередной летний павильон галереи «Серпентайн». В этом году южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies сместили фокус внимания с сооружения на свободное пространство вокруг и внутри него.
«Почвенная» архитектура
Медицинский центр в Провансе – землебитное сооружение без дополнительного каркаса: материал для него «добыли» непосредственно на стройплощадке. Авторы проекта – бюро Combas.
Серийный подход
Бюро AIM Architecture превратило четыре нефтехранилища бывшей промзоны на востоке Китая в общественные пространства.
На девятом облаке
В китайском мегаполисе Шицзячжуан началось строительство спортивного центра Cloud 9 по проекту MAD Architects. Чтобы максимально усилить сходство здания с облаком, его планируют обернуть полупрозрачной мембраной.
Новые ворота на 432 «гейта»
Архитекторы Coop Himmelb(l)au представили масштабный проект расширения дубайского аэропорта Аль-Мактум. Строительство планируется начать уже в этом году.
Купол-библиотека
Концептуальная библиотека в уезде Лунъю на востоке Китая задумана авторами, HCCH Studio, как эксперимент по соединению традиционных методов строительства и современных форм.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.