Магазины притворились культурными

23 марта Президиум ЭКОСа вновь рассмотрел проект реконструкции Пушкинской площади. Напомним, на пересечении Страстного и Тверского бульваров и Тверской улицы планируется построить подземный транспортный узел, а также торгово-развлекательный комплекс. Два года назад эти намерения московских властей вызвали единогласный протест архитектурного сообщества и широкой общественности, и скандальный проект был отправлен на доработку. Теперь эксперты, наконец, получили возможность досконально изучить и обсудить его новую редакцию.

mainImg
Заседание президиума ЭКОСа, посвященное судьбе Пушкинской площади, вызвало настоящий ажиотаж. На него пришли и чиновники Москомархитектуры, и практикующие архитекторы, и защитники объектов наследия, и, конечно, многочисленные журналисты, в том числе и представители нескольких телеканалов. Благодаря телекамерам, пристально изучающим развешанные на стенах планшеты, это обычно столь камерное и сугубо профессиональное мероприятие больше напоминало Общественный совет при мэре Москвы. Впрочем, и тема была острой и общезначимой: Пушкинская площадь – едва ли не самое «народное» место в  городе.

Идея освоения пространства под площадью впервые была зафиксирована еще в генеральном плане развития Москвы 1971 года, предполагавшем начать «подкапывать» столичный центр именно с этого места. В своем нынешнем виде проект возник в 2005-м, когда Правительство Москвы заключило инвестиционный контракт с ОАО ТДЦ «Тверской». Об этой компании известно очень немногое: 30 процентов ее акций принадлежат городу, остальные 70 – турецкой компании MNG Holding, которая и ведет проектирование. В 2006 году проект отклонил ЭКОС, в 2007 – Общественный совет, т.к. он не удовлетворял ни вопросам социальной адаптации, ни закону о наследии. В частности, эксперты потребовали существенно сократить торговую функцию и в целях минимизации давления на исторический ландшафт убрать всю наземную часть проекта, а именно трехэтажный комплекс с входной группой со стороны Сытинского переулка. Чуть позже в том же 2007 году вышло постановление Правительства Москвы, заменившее торговую функцию в проекте на культурно-досуговую, однако в прошлом году еще одно постановление восстановило торговлю в прежних правах.

Тем временем на площади начались археологические раскопки, и эти работы, никак предварительно не анонсировавшиеся, чрезвычайно озадачили и испугали местных жителей и защитников наследия – и те и другие всерьез опасались, что под видом археологических изысканий в районе площади развернулись строительные работы. При этом сам проект был окутан тайной, и только в начале этого года в СМИ появились заявления главного архитектора Москвы Александра Кузьмина о новой редакции проекта и готовности снова вынести его на ЭКОС, а затем и на публичные слушания.

Итак, что же увидели члены ЭКОСа? В своем нынешнем виде проект реконструкции Пушкинской площади по-прежнему предполагает создание под ней развитой подземной части. Она будет иметь три уровня, на которых разместятся парковка на 800 мест, всевозможные магазины и фастфуды, а также культурно-развлекательная часть, включающая в себя музей площади, четырехзальный кинотеатр, роллердром и каток. В нынешнем проекте торговля занимает всего 20 процентов от общей площади нового строительства – вместе с «досугом» центр займет порядка 30 тысяч кв.м. Из проекта исчезли все наземные объекты, уровень пушкинского сквера выравнивается к Сытинскому переулку, а сам переулок расширяется вдвое. И, наконец, подземные переходы между тремя станциями метро («Пушкинская», «Тверская» и «Чеховская) на нижнем уровне расширены вдвое и образуют общее широкое пространство.

Впрочем, на большую часть вопросов относительно внутренней планировки подземного комплекса проект ответов по-прежнему не дает. Подобная неопределенность связана с возможными обременениями, которые наложат археологические находки – фундаменты древних сооружений. Как рассказал на заседании ЭКОСа руководитель раскопок главный археолог Москвы Александр Векслер, эти фрагменты принадлежат, главным образом, Страстному монастырю, на территории которого располагались храм, некрополь и колокольня постройки архитектора Быковского, а также церкви Дмитрия Солунского (сер. XVII в., 1 треть XIX в.), Тверской башни Белого города и сооружениям Бронной слободы. Вопрос отношения авторов проекта реконструкции Пушкинской площади к этим возможным находкам особенно заинтересовал членов ЭКОСа. Председатель совета Александр Кудрявцев напрямую обратился за разъяснениями к главному архитектору проекта г-ну Х. Бозоглу, для которого, к слову, это заседание стало первым публичным выступлением в России. Как выяснилось, турецкий архитектор готов корректировать проект в соответствии с результатами археологических изысканий, несмотря даже на то, как посетовал г-н Бозоглу, что из-за многочисленных ограничений проект и так уже потерял большую часть экономической выгоды.

Нужно отметить, что столь лояльная позиция турецкого проектировщика очень импонировала председателю Президиума ЭКОСа – наверное, в истории обсуждения проекта реконструкции Пушкинской площади эксперты вообще впервые встретили готовность противоположной стороны (в данном случае проектировщиков) идти на сотрудничество. Заявление турецкого архитектора очень оживило настроение в зале и придало дискуссии более конструктивное направление. Ряд конкретных предложений по улучшению транспортной части проекта внес всегдашний его оппонент Михаил Блинкин, руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства. В частности, для того, чтобы сохранить пешеходный трафик и дать возможность людям пересекать площадь не под землей, а по ней (к слову, этим пересадочным узлом в сутки пользуются до 300 тысяч пассажиров), Блинкин предложил установить дополнительные светофоры. Светофор, по его мнению, нужен и для автомобилей, которые проезжают над тоннелем, иначе они будут создавать пробку на следующем перекрестке с Моховой улицей. Необходимо, по его мнению, также расширить сложный участок в месте слияния трех автомобильных потоков – на пересечении Сытинского переулка и Тверского бульвара.

Следует признать, что хоть нынешний проект и не совершенен, выглядит он на порядок грамотнее предыдущего. Столь же конструктивной оказалась и сама процедура заседания, что, вероятно, стало следствием налаживания взаимодействия между разными ветвями власти внутри Москомархитектуры. О том, что такой контакт действительно налажен, свидетельствовало присутствие в зале, наряду с членами ЭКОСа, главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, руководителя «Моспроекта-2» Михаила Посохина и директора НИиПИ Генплана Сергея Ткаченко. Очень положительно на ходе заседания сказалось также и то, что обновленный проект реконструкции площади был представлен ЭКОСу еще в феврале, и у экспертов было достаточно времени для его изучения и анализа. Александр Кудрявцев также отметил высокий уровень подготовки экспозиции.

И все же у ЭКОСа осталось много претензий к проекту. Их в своем выступлении сформулировал заместитель председателя совета Борис Пастернак. По его словам, главная проблема проекта в том, что Пушкинская площадь фактически исключается из пешеходного движения. Мало того, что сама площадь грозит опустеть и сделаться местом куда менее социально привлекательным, чем сейчас, так еще и не продуманы пути следования под площадью всех тех людей, приезжающих в театры и киноконцертные залы. Для того чтобы пересечь площадь, все они должны будут непременно спуститься в торговый центр, преодолев несколько лестниц, которым нет альтернативы – ни пандусов, ни травалаторов. Во-вторых, хотя новый проект и выравнивает Новопушкинский сквер, сохранения ландшафта этого памятника садово-паркового искусства в итоге не происходит, потому что главная аллея вдоль Тверского бульвара заканчивается лестничным маршем. И наконец, по результатам предварительных археологических раскопок, фундаменты церквей оказываются в зоне кинотеатра, а стена Белого города – в зоне киосков. И хотя ЭКОС категорически настаивает на сохранении этих подлинных фрагментов на их месте, пока что проект не имеет каких-либо достойных вариантов музеефикации археологических находок.

По итогам трехчасовой дискуссии ЭКОС признал проект реконструкции Пушкинской площади весьма сырым и безальтернативным. К слову, варианты со смещением тоннеля и сохранением нетронутым Тверского бульвара есть, но они до сих пор не были рассмотрены. Александр Кузьмин в своей заключительной речи согласился с правом экспертов обсудить и также и эти варианты, однако подверг большому сомнению идею прохождения тоннеля вдоль Тверской улицы – по его мнению, это помешает проведению демонстраций, шествий и парадов. По словам главного архитектора Москвы, проект реконструкции Пушкинской площади требует дополнительной корректировки, после которой он вновь будет возвращен на рассмотрение ЭКОСа. А вот о публичных слушаниях, о которых Александр Кузьмин не так давно заявлял в прессе, речи на этот раз не было. Не исключено, что этой темы на заседании избегали потому, что местные жители уже собрали 50 тысяч подписей против проекта, и дискуссия по поводу реконструкции Пушки обещает быть еще очень долгой.

Безусловно, отстаивать исторический облик площади было бы проще, если бы она находилась под охраной государства, но заявка на признание ее достопримечательным местом пребывает на рассмотрении Москомнаследия. Которое, надо признать, пока что занимает выжидательную позицию, не утверждая ни проекта реконструкции, ни охранного статуса площади. Впрочем, в том, что в конечном счете под площадь все-таки подкопаются, сомневаться не приходится – в Генплан и ПЗЗ проект уже давно внесен с оговоркой, что показатель высотности и плотности равен нулю: последнее означает, что наземного строительства на площади случиться не должно.
Фото Натальи Коряковской

25 Марта 2010

Зеленый свет альтернативе
10 июня Экспертный совет при главном архитекторе Москвы (ЭКОС) рассмотрел два альтернативных предложения по реконструкции Пушкинской площади, которые, в отличие от официального проекта, выполненного НИиПИ генплана совместно с турецкими архитекторами MNG Holding, улучшают пропускную способность транспортной развязки и при этом не противоречат идее регенерации исторической среды.
Страсти на Страстном
Первое и пока единственное заседание Президиума обновленного ЭКОСа состоялось 26 июня. Были рассмотрены два предпроектных предложения. Первое, предполагающее радикальную перестройку дома Елагиной на Страстном, эксперты единогласно отклонили. Этот проект не только грозит уничтожить хорошо сохранившуюся историческую усадьбу, но и представляет собой карикатурную копию расположенного по соседству здания Николая Лызлова. Относительно второго – проекта восстановления-достройки здания бывшей Некрасовской библиотеки, речь шла преимущественно о деталях, и проект был утвержден с небольшими поправками. Публикуем также протоколы решений ЭКОСа.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.