Магазины притворились культурными

23 марта Президиум ЭКОСа вновь рассмотрел проект реконструкции Пушкинской площади. Напомним, на пересечении Страстного и Тверского бульваров и Тверской улицы планируется построить подземный транспортный узел, а также торгово-развлекательный комплекс. Два года назад эти намерения московских властей вызвали единогласный протест архитектурного сообщества и широкой общественности, и скандальный проект был отправлен на доработку. Теперь эксперты, наконец, получили возможность досконально изучить и обсудить его новую редакцию.

mainImg
Заседание президиума ЭКОСа, посвященное судьбе Пушкинской площади, вызвало настоящий ажиотаж. На него пришли и чиновники Москомархитектуры, и практикующие архитекторы, и защитники объектов наследия, и, конечно, многочисленные журналисты, в том числе и представители нескольких телеканалов. Благодаря телекамерам, пристально изучающим развешанные на стенах планшеты, это обычно столь камерное и сугубо профессиональное мероприятие больше напоминало Общественный совет при мэре Москвы. Впрочем, и тема была острой и общезначимой: Пушкинская площадь – едва ли не самое «народное» место в  городе.

Идея освоения пространства под площадью впервые была зафиксирована еще в генеральном плане развития Москвы 1971 года, предполагавшем начать «подкапывать» столичный центр именно с этого места. В своем нынешнем виде проект возник в 2005-м, когда Правительство Москвы заключило инвестиционный контракт с ОАО ТДЦ «Тверской». Об этой компании известно очень немногое: 30 процентов ее акций принадлежат городу, остальные 70 – турецкой компании MNG Holding, которая и ведет проектирование. В 2006 году проект отклонил ЭКОС, в 2007 – Общественный совет, т.к. он не удовлетворял ни вопросам социальной адаптации, ни закону о наследии. В частности, эксперты потребовали существенно сократить торговую функцию и в целях минимизации давления на исторический ландшафт убрать всю наземную часть проекта, а именно трехэтажный комплекс с входной группой со стороны Сытинского переулка. Чуть позже в том же 2007 году вышло постановление Правительства Москвы, заменившее торговую функцию в проекте на культурно-досуговую, однако в прошлом году еще одно постановление восстановило торговлю в прежних правах.

Тем временем на площади начались археологические раскопки, и эти работы, никак предварительно не анонсировавшиеся, чрезвычайно озадачили и испугали местных жителей и защитников наследия – и те и другие всерьез опасались, что под видом археологических изысканий в районе площади развернулись строительные работы. При этом сам проект был окутан тайной, и только в начале этого года в СМИ появились заявления главного архитектора Москвы Александра Кузьмина о новой редакции проекта и готовности снова вынести его на ЭКОС, а затем и на публичные слушания.

Итак, что же увидели члены ЭКОСа? В своем нынешнем виде проект реконструкции Пушкинской площади по-прежнему предполагает создание под ней развитой подземной части. Она будет иметь три уровня, на которых разместятся парковка на 800 мест, всевозможные магазины и фастфуды, а также культурно-развлекательная часть, включающая в себя музей площади, четырехзальный кинотеатр, роллердром и каток. В нынешнем проекте торговля занимает всего 20 процентов от общей площади нового строительства – вместе с «досугом» центр займет порядка 30 тысяч кв.м. Из проекта исчезли все наземные объекты, уровень пушкинского сквера выравнивается к Сытинскому переулку, а сам переулок расширяется вдвое. И, наконец, подземные переходы между тремя станциями метро («Пушкинская», «Тверская» и «Чеховская) на нижнем уровне расширены вдвое и образуют общее широкое пространство.

Впрочем, на большую часть вопросов относительно внутренней планировки подземного комплекса проект ответов по-прежнему не дает. Подобная неопределенность связана с возможными обременениями, которые наложат археологические находки – фундаменты древних сооружений. Как рассказал на заседании ЭКОСа руководитель раскопок главный археолог Москвы Александр Векслер, эти фрагменты принадлежат, главным образом, Страстному монастырю, на территории которого располагались храм, некрополь и колокольня постройки архитектора Быковского, а также церкви Дмитрия Солунского (сер. XVII в., 1 треть XIX в.), Тверской башни Белого города и сооружениям Бронной слободы. Вопрос отношения авторов проекта реконструкции Пушкинской площади к этим возможным находкам особенно заинтересовал членов ЭКОСа. Председатель совета Александр Кудрявцев напрямую обратился за разъяснениями к главному архитектору проекта г-ну Х. Бозоглу, для которого, к слову, это заседание стало первым публичным выступлением в России. Как выяснилось, турецкий архитектор готов корректировать проект в соответствии с результатами археологических изысканий, несмотря даже на то, как посетовал г-н Бозоглу, что из-за многочисленных ограничений проект и так уже потерял большую часть экономической выгоды.

Нужно отметить, что столь лояльная позиция турецкого проектировщика очень импонировала председателю Президиума ЭКОСа – наверное, в истории обсуждения проекта реконструкции Пушкинской площади эксперты вообще впервые встретили готовность противоположной стороны (в данном случае проектировщиков) идти на сотрудничество. Заявление турецкого архитектора очень оживило настроение в зале и придало дискуссии более конструктивное направление. Ряд конкретных предложений по улучшению транспортной части проекта внес всегдашний его оппонент Михаил Блинкин, руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства. В частности, для того, чтобы сохранить пешеходный трафик и дать возможность людям пересекать площадь не под землей, а по ней (к слову, этим пересадочным узлом в сутки пользуются до 300 тысяч пассажиров), Блинкин предложил установить дополнительные светофоры. Светофор, по его мнению, нужен и для автомобилей, которые проезжают над тоннелем, иначе они будут создавать пробку на следующем перекрестке с Моховой улицей. Необходимо, по его мнению, также расширить сложный участок в месте слияния трех автомобильных потоков – на пересечении Сытинского переулка и Тверского бульвара.

Следует признать, что хоть нынешний проект и не совершенен, выглядит он на порядок грамотнее предыдущего. Столь же конструктивной оказалась и сама процедура заседания, что, вероятно, стало следствием налаживания взаимодействия между разными ветвями власти внутри Москомархитектуры. О том, что такой контакт действительно налажен, свидетельствовало присутствие в зале, наряду с членами ЭКОСа, главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, руководителя «Моспроекта-2» Михаила Посохина и директора НИиПИ Генплана Сергея Ткаченко. Очень положительно на ходе заседания сказалось также и то, что обновленный проект реконструкции площади был представлен ЭКОСу еще в феврале, и у экспертов было достаточно времени для его изучения и анализа. Александр Кудрявцев также отметил высокий уровень подготовки экспозиции.

И все же у ЭКОСа осталось много претензий к проекту. Их в своем выступлении сформулировал заместитель председателя совета Борис Пастернак. По его словам, главная проблема проекта в том, что Пушкинская площадь фактически исключается из пешеходного движения. Мало того, что сама площадь грозит опустеть и сделаться местом куда менее социально привлекательным, чем сейчас, так еще и не продуманы пути следования под площадью всех тех людей, приезжающих в театры и киноконцертные залы. Для того чтобы пересечь площадь, все они должны будут непременно спуститься в торговый центр, преодолев несколько лестниц, которым нет альтернативы – ни пандусов, ни травалаторов. Во-вторых, хотя новый проект и выравнивает Новопушкинский сквер, сохранения ландшафта этого памятника садово-паркового искусства в итоге не происходит, потому что главная аллея вдоль Тверского бульвара заканчивается лестничным маршем. И наконец, по результатам предварительных археологических раскопок, фундаменты церквей оказываются в зоне кинотеатра, а стена Белого города – в зоне киосков. И хотя ЭКОС категорически настаивает на сохранении этих подлинных фрагментов на их месте, пока что проект не имеет каких-либо достойных вариантов музеефикации археологических находок.

По итогам трехчасовой дискуссии ЭКОС признал проект реконструкции Пушкинской площади весьма сырым и безальтернативным. К слову, варианты со смещением тоннеля и сохранением нетронутым Тверского бульвара есть, но они до сих пор не были рассмотрены. Александр Кузьмин в своей заключительной речи согласился с правом экспертов обсудить и также и эти варианты, однако подверг большому сомнению идею прохождения тоннеля вдоль Тверской улицы – по его мнению, это помешает проведению демонстраций, шествий и парадов. По словам главного архитектора Москвы, проект реконструкции Пушкинской площади требует дополнительной корректировки, после которой он вновь будет возвращен на рассмотрение ЭКОСа. А вот о публичных слушаниях, о которых Александр Кузьмин не так давно заявлял в прессе, речи на этот раз не было. Не исключено, что этой темы на заседании избегали потому, что местные жители уже собрали 50 тысяч подписей против проекта, и дискуссия по поводу реконструкции Пушки обещает быть еще очень долгой.

Безусловно, отстаивать исторический облик площади было бы проще, если бы она находилась под охраной государства, но заявка на признание ее достопримечательным местом пребывает на рассмотрении Москомнаследия. Которое, надо признать, пока что занимает выжидательную позицию, не утверждая ни проекта реконструкции, ни охранного статуса площади. Впрочем, в том, что в конечном счете под площадь все-таки подкопаются, сомневаться не приходится – в Генплан и ПЗЗ проект уже давно внесен с оговоркой, что показатель высотности и плотности равен нулю: последнее означает, что наземного строительства на площади случиться не должно.
Фото Натальи Коряковской

25 Марта 2010

Зеленый свет альтернативе
10 июня Экспертный совет при главном архитекторе Москвы (ЭКОС) рассмотрел два альтернативных предложения по реконструкции Пушкинской площади, которые, в отличие от официального проекта, выполненного НИиПИ генплана совместно с турецкими архитекторами MNG Holding, улучшают пропускную способность транспортной развязки и при этом не противоречат идее регенерации исторической среды.
Страсти на Страстном
Первое и пока единственное заседание Президиума обновленного ЭКОСа состоялось 26 июня. Были рассмотрены два предпроектных предложения. Первое, предполагающее радикальную перестройку дома Елагиной на Страстном, эксперты единогласно отклонили. Этот проект не только грозит уничтожить хорошо сохранившуюся историческую усадьбу, но и представляет собой карикатурную копию расположенного по соседству здания Николая Лызлова. Относительно второго – проекта восстановления-достройки здания бывшей Некрасовской библиотеки, речь шла преимущественно о деталях, и проект был утвержден с небольшими поправками. Публикуем также протоколы решений ЭКОСа.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.