Страсти на Страстном

Первое и пока единственное заседание Президиума обновленного ЭКОСа состоялось 26 июня. Были рассмотрены два предпроектных предложения. Первое, предполагающее радикальную перестройку дома Елагиной на Страстном, эксперты единогласно отклонили. Этот проект не только грозит уничтожить хорошо сохранившуюся историческую усадьбу, но и представляет собой карикатурную копию расположенного по соседству здания Николая Лызлова. Относительно второго – проекта восстановления-достройки здания бывшей Некрасовской библиотеки, речь шла преимущественно о деталях, и проект был утвержден с небольшими поправками. Публикуем также протоколы решений ЭКОСа.

mainImg

Дом потомственной почетной гражданки С.И. Елагиной, возведенный в 1890-е годы по проекту архитектора А.А. Драницына, расположен на Страстном бульваре под номером 11. Некогда особняк занимал доминирующее угловое положение между бульваром и несуществующим ныне проездом, и именно этим объясняются его Г-образная конфигурация и наличие двух разных, но одинаково нарядных фасадов. Южный, с двухколонным портиком, обращен к Страстному, восточный, с портиком из шести пилястр, – к нынешнему

Предпроект строительства гостиничного комплекса в составе проекта реставрации с элементами воссоздания, Страстной бул., 11. ГУП «Моспроект-2» им.М.В.Посохина, Мастерская №8, С.Д.Пошвыкин, С.В.Суздальцев.
Предпроект строительства гостиничного комплекса в составе проекта реставрации с элементами воссоздания, Страстной бул., 11. ГУП «Моспроект-2» им.М.В.Посохина, Мастерская №8, С.Д.Пошвыкин, С.В.Суздальцев.
Каретному ряду. Отметим, что дом сохранил не только фасады и ограду, но и подлинные интерьеры – двери, плафоны, печи. В чем, пожалуй, и заключается его главная ценность для современной городской среды. В 1920–1938 годы здесь располагалась редакция журнала «Огонек», и на доме установлена мемориальная доска его основателю и главному редактору, известному общественному деятелю М.Е.Кольцову.

Сегодня особняк по праву считается выявленным объектом культурного наследия и ждет статуса памятника – соответствующее решение до конца года должна принять (т.е. подтвердить или отказать в приеме под госоохрану) Межведомственная комиссия по постановке на государственную охрану объектов регионального значения, которой руководит Владимир Ресин.

Однако, как это, увы, часто случается в Москве, именно в то время, когда тянется бюрократическая процедура по присвоению объекту наследия охранного статуса, появляется проект его реконструкции, грозящий кандидату в памятники физическим уничтожением. Именно такой проект «строительства гостиничного комплекса в составе проекта реставрации здания с элементами воссоздания в режиме регенерации», выполненный архитекторами Станиславом Пошвыкиным и С. Суздальцевым из мастерской №8 «Моспроекта-2», был вынесен на рассмотрение ЭКОСа. И нужно признать, что даже ко многому привыкших членов Экспертного совета эта работа потрясла своим пренебрежительным отношением к объекту наследия.
Плановое реставрационное задание Москомнаследия, выданное в 2007 году, предусматривало проведение ремонтно-реставрационных работ с приспособлением подвального этажа и чердачного пространства, воссоздание несохранившегося одноэтажного зимнего сада на основе архивных чертежей, а также разработку проекта благоустройства территории в границах отведенного участка.

Однако в проекте Станислава Пошвыкина эти рекомендации вылились в практически полную перестройку особняка: проект предусматривает сохранение лишь части его корпуса по Страстному бульвару и снос всего восточного крыла, за исключением 6-колонного портика, который просто «навешивается» на новый объем. На месте разбираемых фрагментов дома, занимая собой практически весь участок и полностью уничтожая все деревья его двора возводится (очевидно, в режиме «регенерации») гостиничный комплекс переменной этажности на 32 апартамента с подземной 5 уровневой автоматизированной парковкой. А под видом воссоздания зимнего сада (сведения о котором сохранились в чертежах начала XX в.) во дворе дома появляется 5-тиэтажное полностью остекленное здание с деревцами на крыше.

Любопытно, что особняк Елагиной – ближайший сосед хорошо известного нового здания Николая Лызлова. Это здание было построено на месте разрушенного особняка Сухово-Кобылина: правда, к чести архитектора Николая Лызлова надо сказать, что он памятника не ломал, а пришел на площадку тогда, когда от литературно знаменитого особняка осталось только требование согласующих инстанций восстановить его в прежних формах. Что и было сделано – на сильно подросшую бетонную основу «натянули» фасад, стилизованный под «эклектику» XIX века (но не точную копию утраченного особняка). Пространство за имитацией особняка заняло крупное (в масштабе соседних доходных домов) здание, архитектура которого явным образом перекликается с «брежневским» модернизмом.

Так вот что любопытно – дом Лызлова был по-видимому здесь понят архитекторами 8-й мастерской «Моспроекта-2» как абсолютный и непререкаемый авторитет – авторы исключительно дотошно воспроизвели логику лызловского проекта. Неискушенному наблюдателю может показаться, что архитекторы хотели заручиться поддержкой соседнего здания, многократно показанного на выставках и опубликованного (уж не для согласования ли?). Проект Станислава Пошвыкина удивительно похож – тот же обрубок памятника впереди, те же стеклянно-бетонные вертикали сзади. Сохранившийся малоэтажный фронт застройки Страстного бульвара, основу которого составляют знаменитые классические здания бывшей Екатерининской больницы, примыкающий к проектируемому зданию с другой стороны, авторами вообще в расчет не принимается.

Но есть два существенных различия: во-первых, дом Лызлова, несмотря на все «обкомовские» ассоциации был все же выполнен достаточно тонко – настолько, что критики не могли решить, чего же в нем больше, ар-деко или послевоенного модернизма.
В проекте Пошвыкина этих тонкостей, увы, не наблюдается – ни в пропорциях, ни в деталях. Что особенно видно на той иллюстрации, где архитекторы «врисовали» свой проект в карандашную картинку мастерской Николая Лызлова. Вместо того, чтобы помочь проекту, это сравнение ему вредит – новый сосед, простите, выглядит плохой, хотя и старательной копией. Хотя эта копия снабжена разными модными экологическими «прибамбасами» (привет «летнему саду» мадам Елагиной): деревья не крыше, ну прямо Версаль, пострижены под шарики и конусы; атриум увит лианами; в вестибюле кусты. Высота здания Пошвыкина ниже, чем у соседнего дома, зато подземных этажей больше – как будто бы дом забили в землю большим молотом… Впрочем, можно конечно сказать, что здание создает симметричную пару и вписывается в ансамбль лызловского здания. Но как только посмотрим на картинки, становится ясно – нет, все же это плохая копия, а не ансамбль.

И наконец, во-вторых, что особенно важно: дом Лызлова был построен «с нуля» уже после разрушения усадьбы, в данном же случае усадьба еще цела, и более того, ожидает статуса памятника. Еще не поздно остановить процесс.
Пожалуй, остается только добавить, что площадь нового строительства превышает габариты существующего особняка в 11 (!) раз. Впрочем, и это еще не самое интересное в проекте 8-й мастерской.

Самое интересное – это то, что Москомнаследие не нашло в предложениях архитекторов никаких нарушений и одобрило предпроект для дальнейшей работы. Этот проект – очень характерный, прямо-таки типовой пример манипулирования с так называемым «предметом охраны» и границами территории памятника. В данном случае (как и во многих других) предметом охраны почему-то была признана только часть здания; территорию памятника, на которой официально запрещено новое строительство, в несколько приемов (читай: заседаний разных советов) сократили до пятна дома. Что, собственно, и послужило основанием для разработки варварского проекта. Что же до городских структур, которые, казалось бы, обязаны защищать интересы московской старины, то они, как красноречиво следует из данного примера, запросто закрывают глаза на самые грубые нарушения принципов реставрации объектов наследия.

Президиум ЭКОСа единогласно отклонил проект Станислава Пошвыкина. В решении Совета говорится: «Планируемые мероприятия практически приведут к полной утрате историко-культурной ценности выявленного объекта культурного наследия, радикальной трансформации его восприятия и нанесут ущерб историко-градостроительным характеристикам территории, примыкающей к Страстному бульвару». Некоторые члены Президиума ЭКОСа также высказались за то, чтобы отложить рассмотрение представленных предпроектных предложений до получения разъяснений от органов охраны памятников – в частности, о том, как подобный проект скажется на перспективах включения выявленного объекта культурного наследия в реестр.

Надо заметить, что принятое в июне решение ЭКОСа, по-видимому, возымело свое действие, и до настоящего времени предпроект пока не появлялся на регламентной комиссии у главного архитектора Александра Кузьмина.

Судьба второго рассмотренного на заседании ЭКОСа объекта – дома Салтыкова на Бронной (Тверской бульвар, вл.27/20/1) на данный момент выглядит сравнительно менее печальной. Здесь речь идет о «регенерации и реставрации» построек, выживших после варварского уничтожения основной части усадьбы в 1990-е. Иными словами, почти все что можно здесь уже сломали, теперь собираются восстанавливать силами того же «Моспроекта-2», но уже под руководством Владимира Колосницына (М. Посохин, В. Колосницин, Е. Смирнова).

На сегодняшний день от усадьбы, счастливо уцелевшей  при пожаре 1812 года, но не сумевшей пережить лихие 1990-е, сохранился лишь главный дом постройки Матвея Казакова, в котором до 2002 года находилась библиотека им. А.Н. Некрасова. С западной стороны под номером 25/18 к участку примыкает объект культурного наследия федерального значения – городская усадьба А.А. Яковлева, XVIII-XIX вв., сегодняшним москвичам более известная как Литературный институт.

Проект (об одной из неудавшихся попыток его согласования на общественном совете 23 апреля 2009 года мы писали) предусматривает реставрацию сохранившегося здания-памятника (в нем разместится государственная художественно-эстетическая школа для детей-инвалидов), а также восстановление периметральной застройки владения с воссозданием уличных фасадов основных корпусов (все это предназначено под апартаменты). В процессе восстановления, правда, будет построен новый 4-этажный объем, а также «доснесут» выжившую конюшню во дворе, и объем будущей постройки предполагается несколько покрупнее бывшей усадьбы… В сущности, это конечно никакое не восстановление утраченного в 1990-е, а новое строительство при сохранившемся доме. Ну что поделать, зато функцию изменили с офисной на жилую.

Итак, коли уж увеличенные объемы «воссоздаваемой» усадьбы уже согласованы многими инстанциями и не подлежат пересмотру, приходится рассуждать о деталях. Детали заключаются в том, чтобы сделать декор фасадов поближе к исходному классицизму бывшей усадьбы и приблизить этот декор к ранее согласованному проекту реставрации. А также убрать добавленные авторами со стороны бульвара аттики и заменить модернистский ленточный фасад над флигелем на нечто более сдержанное. Доработать силуэт нового здания со стороны Сытинского переулка и форму его бранмауэра со стороны усадьбы Яковлева.

В заключение Президиум ЭКОСа отметил, что благополучная реализация данного проекта возможна лишь при условии сохранения исторической планировочной структуры территории, примыкающей к Пушкинской площади. Именно поэтому в конце заседания члены Президиума обратились к главному архитектору Москвы Александру Кузьмину с письмом – просьбой представлять на рассмотрение ЭКОСа все актуальные материалы проекта реконструкции площади, а также ускорить решение вопроса об ее охранном статусе.

Наталья Коряковская

Ниже, для полноты и достоверности, публикуем текст упомянутого письма А.В. Кузьмину и протоколы решений ЭКОСа по двум описанным проектам.

***

Письмо А.В.Кузьмину по результатам Президиума ЭКОСа от 26.06.09

«На заседании Президиума ЭКОСа 26 июня 2009 г., в связи с многочисленными обращениями общественности вновь был поднят вопрос о состоянии дел по проекту освоения подземного пространства под Пушкинской пл. и Новопушкинским сквером.

Особую озабоченность вызывало заявление официального представителя Правительства Москвы о том, что проект появится до 2010 г. (сообщение РИА Новости от 20.06.09). А также начатые на территории Новопушкинского сквера опережающие археологические работы на месте предполагаемого размещения «культурно–досугового комплекса» при том, что проект был отклонен и отправлен на доработку решением Общественного совета при Мэре Москвы 02.07.2007 г.

В связи с неослабевающим общественным вниманием к судьбе Пушкинской площади просим Вас по мере готовности проектных материалов представлять их на рассмотрение ЭКОСа. Кроме того, просим поддержать наше обращение в Москомнаследие с просьбой информировать общественность об итогах проведения археологических работ и об их влиянии на основные проектные решения, а также ускорить решение вопроса об охранном статусе Пушкинской площади, с учетом принятого еще в апреле 2008 г. секцией Историко-культурного экспертного совета при Москомнаследии решения о принципиальной возможности отнесения объекта «Пушкинская площадь» к выявленным объектам культурного наследия в качестве достопримечательного места.»

***

Протоколы решений ЭКОСа от 26 июня 2009 г.

«ПРЕДПРОЕКТНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
СТРОИТЕЛЬСТВА ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА
В СОСТАВЕ ПРОЕКТА РЕСТАВРАЦИИ ЗДАНИЯ
С ЭЛЕМЕНТАМИ ВОССОЗДАНИЯ В РЕЖИМЕ РЕГЕНЕРАЦИИ
по адресу: Страстной бульвар, д.11, стр.1

Заказчик: ООО «Страстной,11»
Проектная организация: «Моспроект-2»им.М.В.Посохина,
Мастерская №8, С.Д.Пошвыкин, С.В.Суздальцев
Историко-культурные исследования: «Моспроект-2»им.М.В.Посохина, Мастерская №20, Е.Г.Никулина, И.В.Крымова
Проект режимов использования земель и градостроительного регламента на территории зон охраны объектов культурного наследия:
НИиПИ Генплана г. Москвы, НПО-38, Е.Е.Соловьева, Т.В.Царева
Проект реставрации: Л.В.Лазарева, Е.В.Максимова

Объектом проектирования является «Дом потомственной почетной гражданки С.И.Елагиной», 1880-е гг. арх. А.А.Драницын. 1920-1938 гг. в здании располагалась редакция журнала «Огонек», на доме установлена мемориальная доска основателю и главному редактору журнала, известному общественному деятелю М.Е.Кольцову.

Особняк сохранил целостное архитектурно-художественное решение кон.XIX века, в том числе декоративное оформление фасадов и внутренних помещений. В интерьерах 1-2-х этажного здания сохранилось оформление парадной анфилады (плафоны, изразцовые и майоликовые печи, двери, парадная лестница, паркеты). Здание обладает высокой историко-культурной ценностью, является выявленным объектом культурного наследия (подтверждение статуса - протокол секции ИКЭС № 1/37 от 19.02.09).

Общая площадь существующего здания составляет ок. 600 м2..

По плановому реставрационному заданию Москомнаследия 2007 г. предусматривалось провести ремонтно-реставрационные работы с приспособлением подвального этажа и чердачного пространства, воссоздание несохранившегося зимнего сада на основе архивных чертежей, а также разработка проекта благоустройства территории в границах отведенного участка.

Представленные проектные предложения предусматривают сохранение лишь части корпуса по Страстному бульвару и восточной фасадной стены здания. На месте разбираемой части выявленного объекта культурного наследия, занимая практически все пятно отведенного участка, возводится 2-4-х этажная пристройка (мах.отм. - 19.75 м.) с подземной 5 уровневой автоматизированной парковкой на 48 м.м. (отм. - –21.6 м.). Общая площадь здания - 7680 м2, из них надземная - 3630 м2.

В здании предполагается разместить гостиничный комплекс на 32 апартамента.

Предпроектные предложения согласованы Москомнаследием для дальнейшего проектирования «с учетом проведения историко-культурных исследований … и разработки особых регламентов регулирования градостроительной деятельности в порядке, установленным постановлением Правительства РФ № 315». (согл.№ 16-02-900/7-(6)-2 от 05.06.2009). Указанным градостроительным регламентом, разработанным НПО № 38 НИиПИ Генплана Москвы и согласованным Москомнаследием и Росохранкультурой, в охранной зоне на исторической территории домовладения выявленного памятника допускается «компенсационное строительство в рамках специальных мер, направленных на регенерацию характеристик исторической градостроительной среды с целью создания переходного масштаба от объекта современного строительства по адресу: Страстной бульвар, 9 к мелкомасштабной застройке по Страстному бульвару с использованием следующих показателей: средняя этажность 3-5 эт. (максимальная отметка 18,8 м), процент застроенности – до 70%».

Президиум ЭКОСа не может одобрить представленные «Предпроектные предложения по строительству гостиничного комплекса в составе проекта реставрации здания с элементами воссоздания в режиме регенерации», предусматривающие разборку части здания, пристройку и надстройку выявленного объекта культурного наследия, полную ликвидацию всего природного ландшафтного окружения главного дома усадьбы и строительства на ее исторической территории 4-х этажного здания с многоуровневой подземной парковкой, поскольку планируемые мероприятия практически приведут к полной утрате историко-культурной ценности выявленного объекта культурного наследия, радикальной трансформации его восприятия и нанесут ущерб историко-градостроительным характеристикам территории, примыкающей к Страстному бульвару.

В отдельных вступлениях прозвучало предложение отложить рассмотрение представленных предпроектных предложений до получения разъяснений от органов охраны памятников о перспективах включения выявленного объекта культурного наследия в реестр в связи с проектируемыми мероприятиями по реализации проекта.

 ПРОЕКТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕГЕНЕРАЦИИ
И РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ
«ДОМ САЛТЫКОВА НА БРОННОЙ»
по адресу: Тверской бульвар, вл.27/20/1

Проектная организация: «Моспроект-2» им.М.ВПосохина,
Мастерская №7, В.В.Колосницин, Е.В.Смирнова, В.В.Фадеев
Историко-культурные исследования и проект реставрации:
ООО «ЦИГИ» В.И.Шередега, Б.Е.Пастернак.

Президиум ЭКОСа отмечает, что работа над проектом ведется в течение нескольких лет, предшествующая генерация проекта получала принципиальное одобрение ЭКОСа и других согласующих инстанций. Представленный проект предусматривает изменение функционального наполнения здания с сохранением основных ранее согласованных объемно-пространственных параметров. Дополнительные варианты фасадов разработаны по замечаниям Общественного совета при Мэре Москвы от 22.04.09.

В очередной раз, выражая сожаление по поводу разрушения в 1990-х гг. уникального ансамбля городской усадьбы Салтыкова, Президиум ЭКОСа считает правильным предлагаемое изменение функционального использования проектируемого комплекса, предусматривающее реставрацию стр.1 и 1А, восстановление периметральной застройки владения с воссозданием уличных фасадов основных корпусов.

В процессе обсуждения прозвучали рекомендации по уточнению объемно-пространственного и архитектурного решения отдельных элементов проектируемого комплекса, с тем чтобы в большей мере обеспечить стилистическое единство, благородную простоту и сдержанность, свойственную лучшим образцам московского классицизма, привести фасадное решение в соответствие с ранее согласованным реставрационным проектом воссоздания уличных фасадов. В частности были указаны следующие направления, по которым рекомендуется вести работу по доработке фасадов:

• Уточнить решение проходной галереи и исключить появление аттиковых элементов на фасаде по Тверскому бульвару.
• Отмечая положительные изменения объемных характеристик части здания, обращенной в сторону двора городской усадьбы А.А. Яковлева, XVIII-XIX вв., объекта культурного наследия федерального значения (Тверской бул., д.25/18), доработать архитектурное решение брандмауэра - как глухой стены с отдельными узкими проемами на верхних этажах, в части, отступающей от границы участка.
• Учитывая вынужденный характер организации въездов в гараж на фасаде флигеля по Б.Бронной ул., считать возможным устройство аттика и плоской кровли над воссоздаваемой исторической частью здания. Разработать более «спокойное» решение фасадов дома над флигелем с учетом того, что модернистский «ленточный» вариант решения этой части здания не нашел поддержки у большинства выступавших.
• Доработать силуэтные характеристики здания при восприятии здания со стороны Сытинского пер.

В заключение было отмечено, что реализация представленного проекта возможна исключительно при условии сохранения исторической планировочной структуры территории, примыкающей к Пушкинской площади. Реализация проекта освоения территории Пушкинской пл. и Новопушкинского сквера в ранее заявленных габаритах неизбежно приведет к резким изменениям восприятия воссоздаваемого комплекса усадьбы Салтыкова на Бронной.»

***

Предпроект строительства гостиничного комплекса в составе проекта реставрации с элементами воссоздания, Страстной бул., 11. ГУП «Моспроект-2» им.М.В.Посохина, Мастерская №8, С.Д.Пошвыкин, С.В.Суздальцев. Фасады
Предпроект строительства гостиничного комплекса в составе проекта реставрации с элементами воссоздания, Страстной бул., 11. ГУП «Моспроект-2» им.М.В.Посохина, Мастерская №8, С.Д.Пошвыкин, С.В.Суздальцев. Фасады
Предпроект строительства гостиничного комплекса в составе проекта реставрации с элементами воссоздания, Страстной бул., 11. ГУП «Моспроект-2» им.М.В.Посохина, Мастерская №8, С.Д.Пошвыкин, С.В.Суздальцев. Фасады
Предпроект строительства гостиничного комплекса в составе проекта реставрации с элементами воссоздания, Страстной бул., 11. ГУП «Моспроект-2» им.М.В.Посохина, Мастерская №8, С.Д.Пошвыкин, С.В.Суздальцев.
Предпроект строительства гостиничного комплекса в составе проекта реставрации с элементами воссоздания, Страстной бул., 11. ГУП «Моспроект-2» им.М.В.Посохина, Мастерская №8, С.Д.Пошвыкин, С.В.Суздальцев. Генплан
Предпроект строительства гостиничного комплекса в составе проекта реставрации с элементами воссоздания, Страстной бул., 11. ГУП «Моспроект-2» им.М.В.Посохина, Мастерская №8, С.Д.Пошвыкин, С.В.Суздальцев. Разрез
Предпроект строительства гостиничного комплекса в составе проекта реставрации с элементами воссоздания, Страстной бул., 11. ГУП «Моспроект-2» им.М.В.Посохина, Мастерская №8, С.Д.Пошвыкин, С.В.Суздальцев. Разрез
Предпроект строительства гостиничного комплекса в составе проекта реставрации с элементами воссоздания, Страстной бул., 11. ГУП «Моспроект-2» им.М.В.Посохина, Мастерская №8, С.Д.Пошвыкин, С.В.Суздальцев. Ситуационный план (существующие строения)
Предпроект строительства гостиничного комплекса в составе проекта реставрации с элементами воссоздания, Страстной бул., 11. ГУП «Моспроект-2» им.М.В.Посохина, Мастерская №8, С.Д.Пошвыкин, С.В.Суздальцев. Ситуационный план
Проект воссоздания внешнего облика усадебных зданий XVIII – XIX вв. А.С. Салтыковой-Поливановой на Бронной. Тверской бульвар, 27/20/1. «Моспроект-2». М. Посохин, В. Колосницын и др. Макет
Проект воссоздания внешнего облика усадебных зданий XVIII – XIX вв. А.С. Салтыковой-Поливановой на Бронной. Тверской бульвар, 27/20/1. «Моспроект-2». М. Посохин, В. Колосницын и др.

23 Сентября 2009

Зеленый свет альтернативе
10 июня Экспертный совет при главном архитекторе Москвы (ЭКОС) рассмотрел два альтернативных предложения по реконструкции Пушкинской площади, которые, в отличие от официального проекта, выполненного НИиПИ генплана совместно с турецкими архитекторами MNG Holding, улучшают пропускную способность транспортной развязки и при этом не противоречат идее регенерации исторической среды.
Магазины притворились культурными
23 марта Президиум ЭКОСа вновь рассмотрел проект реконструкции Пушкинской площади. Напомним, на пересечении Страстного и Тверского бульваров и Тверской улицы планируется построить подземный транспортный узел, а также торгово-развлекательный комплекс. Два года назад эти намерения московских властей вызвали единогласный протест архитектурного сообщества и широкой общественности, и скандальный проект был отправлен на доработку. Теперь эксперты, наконец, получили возможность досконально изучить и обсудить его новую редакцию.
Технологии и материалы
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Сейчас на главной
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.
Связь прошлого и настоящего
Реконструкции исторических зданий под современный офис редко бывают деликатными по отношению к наследию. Но в проекте редевелопмента исторического здания Телеграфа в Санкт-Петербурге под офис российской IT-компания «ЭР-Телеком» архитекторы UNK corporate interiors смогли найти способ сохранить и бережно инсталлировать в новое пространство оригинальные детали интерьера. Конечно, характер пространства радикально поменялся, но сосуществование с аутентичными элементами, фактурами и материалами создает особую атмосферу, материализуя идею связи времен.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
Отель в швейной мастерской
Концепция APRELarchitects по ревитализации двух объектов культурного наследия в центре Воронежа предполагает приспособление здания швейной мастерской и колокольни Пятницкой церкви под гостиничный комплекс с музеем, спа-комплексом и оживленным двориком. Контуры утраченной колокольни предполагается восстановить с помощью легкой световой инсталляции.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
В позитивном свете
Современные общественные пространства все чаще сочетают несколько функций, и на первый план выходит их планировочная гибкость и продуманность зонирования. В новом мультипространстве LOOK UP & UPSKILL, разработанном Pergaev Bureau, объединены кафе, ресторан, библиотека, университет и даже магазин шоколада, решенные в едином стиле, создающем спокойную и одновременно вдохновляющую атмосферу.
Школа как доминанта
Бюро арх.15 актуализировало типовой проект общеобразовательной школы на 1100 мест в Хостинском районе. Функциональные блоки отличаются фасадными решениями, задействована кровля, а для оформления учебных и рекреационных пространств формальный подход отвергнут в пользу адаптивного.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.