28.10.2009

Дорога на минус первом этаже

Пару лет назад в Москве громко обсуждался проект реконструкции Нового Арбата – проезжую часть улицы городские власти собирались убрать под землю, а саму ее превратить в пешеходный бульвар с многочисленными зонами отдыха и магазинами. Реализация этого проекта до сих пор под вопросом – слишком уж центральная и ответственная трасса, - а вот сама идея прятать автомагистрали под землю и предоставлять город в распоряжение пешеходов московским архитекторам оказалась очень близка. Например, архитектурная концепция застройки Минской улицы, разработанная мастерской ABD architects и победившая в прошлом году в открытом конкурсе, предусматривает именно такой градостроительный сценарий.

информация:

открыть большое изображение
Предметом конкурсного проектирования стал отрезок  Минской улицы от Кутузовского проспекта до Большой Филевской, и прилегающие к ней кварталы. Это район Фили-Давыдково – один из самых благополучных в смысле инфраструктуры и экологии и одновременно густонаселенных на западе столицы. Здесь практически нет промышленных предприятий, зато очень много небольших тенистых улочек и тихих двориков, окруженных пятиэтажками. Вот уже несколько лет хрущевки массово сносятся и уступают место высотным многоквартирным домам. И чем активнее идет этот процесс, тем очевиднее городским властям, что району остро не хватает единой концепции развития, которая бы упорядочила разнокалиберную современную застройку и сформировала центр Фили-Давыдково.

Еще одна масштабная градостроительная задача связана с развитием самой Минской улицы, которая в ближайшем будущем станет частью общегородской магистрали - Четвертого транспортного кольца. Для того, чтобы интересы города и жителей района не вошли в серьезные противоречия и нужна была новая архитектурная концепция, которая с одной стороны дала бы возможность реализовать элементы городской программы развития транспортной инфраструктуры, а с другой позволила максимально снизить негативное влияние общегородской автомобильной магистрали на окружающую застройку. К сожалению, мы знаем немало примеров, когда крупные транспортные коммуникации буквально «разрывают» ткань городской застройки. Та же Ленинградка в Москве, или Кифисия в Афинах. В прошлом году Москомархитектуры объявила закрытый конкурс на архитектурную концепцию формирования застройки Минской улицы на участке от Смоленского направления МЖД до Большой Филевской улицы, по итогам которого проект ABD architects был признан одним из лучших.
 
Как уже было сказано, суть разработанной ABD architects градостроительной концепции заключается в том, чтобы увести Минскую улицу под землю и благоустраивать не то пространство, что прилегает к ней, а то, что еще совсем недавно было проезжей частью. Минская улица – отнюдь не самая широкая в Москве, однако по 3-4 полосы в каждую сторону наберется, и их освобождение от автотранспорта даст району поистине колоссальные территории. 
 
Существующая транспортная схема района предельно традиционна. По Минской улице его можно проехать насквозь, на круговом перекрестке, расположенном примерно посередине реконструируемого отрезка, уйти направо или налево, и по любой из периметральных улиц объехать район и вернуться обратно на главную ось. Достоинства этой схемы очевидны: в Фили-Давыдково почти не бывает пробок (если не считать улиц, прилегающих к «Горбушке»), и попасть в любую точку района можно несколькими маршрутами. Поэтому архитекторы хоть и уводят его основную транспортную магистраль под землю, но сохраняют принцип организации движения машин в границах района. В частности, проект ABD architects предусматривает создание четырех дополнительных трасс. Эти вновь сформированные улицы образуют транспортное кольцо с односторонним движением, которое охватит основную часть проектируемой территории и позволит вывести автомобильный транспорт из центральной зоны застройки. Две перпендикулярных Минской улицы – Малая Филевская и Олеко Дундича – также нырнут в этом месте под землю, а вот Кастанаевская, на пересечении с которой и существует сейчас шумный автомобильный круговорот, фактически разомкнется на два изолированных друг от друга отрезка. 
 
В районе станции метро «Филевский парк» на Минской улице архитекторы предлагают создать многоуровневые перехватывающие парковки. Организация любой масштабной пешеходной зоны предусматривает строительство большого количества торговых, жилых и офисных комплексов, и, конечно, в каждый из них будет приезжать множество людей на автомобилях. Расчет архитекторов прост: нырнуть из тоннеля в «карман»  стоянки быстрее и удобнее, чем искать парковку на прилегающих улицах, а, значит, подземные парковки не будут пустовать, а дворы, в свою очередь, освободятся от машин. 
 
Освобожденное от автотранспорта пространство проектировщики называют многофункциональной общественной зоной, которая со временем должна превратится в локальный городской центр. Та его часть, которая раньше была собственно дорожным полотном, превращается в зеленый бульвар, изрезанный пешеходными дорожками. При этом ABD architects верны своему излюбленному принципу создания визуально комфортной среды обитания, и ни одна дорожка, в отличие от бывшей автострады, не проложена прямо. Зигзагообразный в плане бульвар гарантирует пешеходам интересные перспективы, а «содержание» прогулок призваны обеспечить многочисленные места отдыха и игровые площадки, а также зоны для проведения общественных мероприятий.
 
Вдоль бульвара также разместятся магазины и различные службы быта – проектом предусмотрена целая цепочка таких объемов высотой в 2-3 этажа. В плане представляющие собой узкие клинья, они соединяют 30-этажные многоквартирные башни с основным торгово-офисным центром, расположенным рядом со станцией метро. Помимо жилых небоскребов, которых на участке будет всего 8, в районе создается 11 жилых кварталов с периметральной застройкой высотой 8-12 этажей. И если башни формируют систему визуальных акцентов, то замкнутые кварталы не только обеспечивают четкое разделение общественных и приватных пространств, но и органично продолжают градостроительную традицию района Фили-Давыдково. 
 
И если Новый Арбат представить себе без потока машин довольно сложно, то превращение Минской улицы в пешеходный бульвар кажется едва ли не закономерным. Авторы концепции развития района очень чутко уловили характер его застройки и смогли воссоздать современными средствами очарование тихих филевских двориков.


открыть большое изображение
открыть большое изображение
Фотографии макета
Фотографии макетаоткрыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
Фотография макета
Фотография макетаоткрыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
Схема высотности
Схема высотностиоткрыть большое изображение
Развертки по Минской улице
Развертки по Минской улице
Функциональное зонирование
Функциональное зонирование открыть большое изображение
Пространственная модель
Пространственная модельоткрыть большое изображение
Транспортная схема
Транспортная схемаоткрыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Юрий Сафронов
  • Карен Сапричян
  • Сергей Чобан
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Антон Ладыгин
  • Сергей Сенкевич
  • Антон Яр-Скрябин
  • Даниил Лоренц
  • Юлий Борисов
  • Вера Бутко
  • Александр Скокан
  • Дмитрий Ликин
  • Иван Кожин
  • Станислав Белых
  • Рустам Керимов
  • Сергей Орешкин
  • Антон Барклянский
  • Полина Воеводина
  • Андрей Асадов
  • Михаил Канунников
  • Владимир Биндеман
  • Игорь Шварцман
  • Владимир Плоткин
  • Екатерина Кузнецова
  • Антон Лукомский
  • Анатолий Столярчук
  • Александр Попов
  • Сергей Труханов
  • Алексей Гинзбург
  • Евгений Герасимов
  • Юлия Тряскина
  • Всеволод Медведев
  • Марк Сафронов
  • Илья Машков
  • Павел Андреев
  • Роман Леонидов
  • Тотан Кузембаев
  • Олег Мединский
  • Сергей Скуратов
  • Андрей Романов
  • Наталья Сидорова
  • Николай Миловидов
  • Екатерина Грень
  • Зураб Басария
  • Илья Уткин
  • Никита Бирюков
  • Наталия Зайченко
  • Никита Явейн
  • Константин Ходнев
  • Сергей Кузнецов
  • Левон Айрапетов
  • Валерий Лукомский
  • Александр Бровкин
  • Александра Кузьмина
  • Дмитрий Васильев
  • Арсений Леонович
  • Валерия Преображенская
  • Василий Крапивин
  • Олег Карлсон
  • Алексей Курков
  • Никита Токарев
  • Антон Бондаренко
  • Александр Асадов
  • Владимир Ковалёв
  • Олег Шапиро
  • Наталия Шилова
  • Дмитрий Селивохин
  • Антон Надточий
  • Андрей Гнездилов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект остановки общественного транспорта
  • Гимназия А+
  • Реконструкция здания на Зубовской площади
  • Свердловская филармония
  • Международный терминал Ватерлоо
  • Здание офиса продаж ЖК «Селигер Сити»
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Гостиница на площади Советской Армии

Технологии:

12.10.2018

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
10.10.2018

Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево

Когда появляется желание сделать что-то абсолютно новое или индивидуальное или воссоздать что-то историческое и гениальное, даже большой палитры стандартных декоров FunderMax может не хватить для полета фантазии архитектора или дизайнера. И тут на помощь приходит FunderMax Individual.
ООО «Декотек Инжиниринг»
01.10.2018

Капремонт системы отопления без сварки

Инновационные решения от Viega Megapress: впервые в России ремонт системы отопления многоэтажного дома проведен полностью без применения сварки, методом холодной опрессовки.
Viega
01.10.2018

Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.
HAWORTH
25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
другие статьи