Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

28.10.2009

Дорога на минус первом этаже

Объект:
Конкурсное предложение архитектурной концепции застройки ул.Минская, г.Москва
Адрес:
Россия, Москва. ул. Минская
Мастерская:
ABD architects
Авторский коллектив:
Б.Левянт, Б.Стучебрюков, С. Джабраилов, Л.Микишев, Я.Голубева, М.Степура, Д.Хомякова, А.Волынцев

Пару лет назад в Москве громко обсуждался проект реконструкции Нового Арбата – проезжую часть улицы городские власти собирались убрать под землю, а саму ее превратить в пешеходный бульвар с многочисленными зонами отдыха и магазинами. Реализация этого проекта до сих пор под вопросом – слишком уж центральная и ответственная трасса, - а вот сама идея прятать автомагистрали под землю и предоставлять город в распоряжение пешеходов московским архитекторам оказалась очень близка. Например, архитектурная концепция застройки Минской улицы, разработанная мастерской ABD architects и победившая в прошлом году в открытом конкурсе, предусматривает именно такой градостроительный сценарий.

Предметом конкурсного проектирования стал отрезок  Минской улицы от Кутузовского проспекта до Большой Филевской, и прилегающие к ней кварталы. Это район Фили-Давыдково – один из самых благополучных в смысле инфраструктуры и экологии и одновременно густонаселенных на западе столицы. Здесь практически нет промышленных предприятий, зато очень много небольших тенистых улочек и тихих двориков, окруженных пятиэтажками. Вот уже несколько лет хрущевки массово сносятся и уступают место высотным многоквартирным домам. И чем активнее идет этот процесс, тем очевиднее городским властям, что району остро не хватает единой концепции развития, которая бы упорядочила разнокалиберную современную застройку и сформировала центр Фили-Давыдково.

Еще одна масштабная градостроительная задача связана с развитием самой Минской улицы, которая в ближайшем будущем станет частью общегородской магистрали - Четвертого транспортного кольца. Для того, чтобы интересы города и жителей района не вошли в серьезные противоречия и нужна была новая архитектурная концепция, которая с одной стороны дала бы возможность реализовать элементы городской программы развития транспортной инфраструктуры, а с другой позволила максимально снизить негативное влияние общегородской автомобильной магистрали на окружающую застройку. К сожалению, мы знаем немало примеров, когда крупные транспортные коммуникации буквально «разрывают» ткань городской застройки. Та же Ленинградка в Москве, или Кифисия в Афинах. В прошлом году Москомархитектуры объявила закрытый конкурс на архитектурную концепцию формирования застройки Минской улицы на участке от Смоленского направления МЖД до Большой Филевской улицы, по итогам которого проект ABD architects был признан одним из лучших.
 
Как уже было сказано, суть разработанной ABD architects градостроительной концепции заключается в том, чтобы увести Минскую улицу под землю и благоустраивать не то пространство, что прилегает к ней, а то, что еще совсем недавно было проезжей частью. Минская улица – отнюдь не самая широкая в Москве, однако по 3-4 полосы в каждую сторону наберется, и их освобождение от автотранспорта даст району поистине колоссальные территории. 
 
Существующая транспортная схема района предельно традиционна. По Минской улице его можно проехать насквозь, на круговом перекрестке, расположенном примерно посередине реконструируемого отрезка, уйти направо или налево, и по любой из периметральных улиц объехать район и вернуться обратно на главную ось. Достоинства этой схемы очевидны: в Фили-Давыдково почти не бывает пробок (если не считать улиц, прилегающих к «Горбушке»), и попасть в любую точку района можно несколькими маршрутами. Поэтому архитекторы хоть и уводят его основную транспортную магистраль под землю, но сохраняют принцип организации движения машин в границах района. В частности, проект ABD architects предусматривает создание четырех дополнительных трасс. Эти вновь сформированные улицы образуют транспортное кольцо с односторонним движением, которое охватит основную часть проектируемой территории и позволит вывести автомобильный транспорт из центральной зоны застройки. Две перпендикулярных Минской улицы – Малая Филевская и Олеко Дундича – также нырнут в этом месте под землю, а вот Кастанаевская, на пересечении с которой и существует сейчас шумный автомобильный круговорот, фактически разомкнется на два изолированных друг от друга отрезка. 
 
В районе станции метро «Филевский парк» на Минской улице архитекторы предлагают создать многоуровневые перехватывающие парковки. Организация любой масштабной пешеходной зоны предусматривает строительство большого количества торговых, жилых и офисных комплексов, и, конечно, в каждый из них будет приезжать множество людей на автомобилях. Расчет архитекторов прост: нырнуть из тоннеля в «карман»  стоянки быстрее и удобнее, чем искать парковку на прилегающих улицах, а, значит, подземные парковки не будут пустовать, а дворы, в свою очередь, освободятся от машин. 
 
Освобожденное от автотранспорта пространство проектировщики называют многофункциональной общественной зоной, которая со временем должна превратится в локальный городской центр. Та его часть, которая раньше была собственно дорожным полотном, превращается в зеленый бульвар, изрезанный пешеходными дорожками. При этом ABD architects верны своему излюбленному принципу создания визуально комфортной среды обитания, и ни одна дорожка, в отличие от бывшей автострады, не проложена прямо. Зигзагообразный в плане бульвар гарантирует пешеходам интересные перспективы, а «содержание» прогулок призваны обеспечить многочисленные места отдыха и игровые площадки, а также зоны для проведения общественных мероприятий.
 
Вдоль бульвара также разместятся магазины и различные службы быта – проектом предусмотрена целая цепочка таких объемов высотой в 2-3 этажа. В плане представляющие собой узкие клинья, они соединяют 30-этажные многоквартирные башни с основным торгово-офисным центром, расположенным рядом со станцией метро. Помимо жилых небоскребов, которых на участке будет всего 8, в районе создается 11 жилых кварталов с периметральной застройкой высотой 8-12 этажей. И если башни формируют систему визуальных акцентов, то замкнутые кварталы не только обеспечивают четкое разделение общественных и приватных пространств, но и органично продолжают градостроительную традицию района Фили-Давыдково. 
 
И если Новый Арбат представить себе без потока машин довольно сложно, то превращение Минской улицы в пешеходный бульвар кажется едва ли не закономерным. Авторы концепции развития района очень чутко уловили характер его застройки и смогли воссоздать современными средствами очарование тихих филевских двориков.


Фотографии макета
Фотографии макета
Фотография макета
Фотография макета
Схема высотности
Схема высотности
Развертки по Минской улице
Развертки по Минской улице
Функциональное зонирование
Функциональное зонирование
Пространственная модель
Пространственная модель
Транспортная схема
Транспортная схема