Удариться об кирпич

В 2019 году архитекторы бюро Megabudka предложили замостить Сокольническую площадь клинкерным кирпичом – возродить эксперименты, которые проводили в Москве начала XX века. Проект реализован: что-то, как всегда, сократили, но кирпич довольно-таки уверенно «держит удар». Ищем 10 отличий и рассматриваем прообразы.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

21 Августа 2023
mainImg
Архитектор:
Кирилл Губернаторов
Дарья Листопад
Артем Укропов
Мастерская:
Megabudka
Проект:
Сокольническая площадь
Россия, Москва, Сокольническая площадь

Авторский коллектив:
Кирилл Губернаторов, Кирилл Гудков, Антон Горовой, Дарья Листопад, Артём Укропов, Артём Нецветаев, Наталья Суворова, Игорь Яковлев

2019 — 2019 / 5.2023

совместно с Мосинжпроект
0 Архитекторы Megabudka – мастера работы с общественным мнением, и когда они в 2020 году выставляли проект на голосование (см. наш рассказ), то те версии, которые считали неправильными, нарисовали заметно более неприятными, чем основной вариант. 
  • zooming
    Сокольническая площадь
    © Megabudka/Предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
  • zooming
    Стромынка
    © Megabudka

Так что неудивительно – победил и был положен в основу реализации вариант с кирпичным мощением. Это удача, поскольку непривычное покрытие, в сущности, решило всю площадь, поглотив большую часть искажений, при муниципальном благоустройстве почти неизбежных. 
Сокольническая площадь, реализованный проект благоустройства
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 2023
Сокольническая площадь, реализованный проект благоустройства
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 2023
Сокольническая площадь, реализованный проект благоустройства
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 2023

Мощение из клинкерного кирпича покрывает всю протяженную – 300 м в длину – площадь, которая теперь, к слову сказать, называется Сквером московского метро. Радикальное благоустройство потребовалось из-за строительства открытым способом станции БКЛ «Сокольники» (ее рабочим названием было «Стромынка»). Унылую площадь между выходом из метро красной ветки и входом в парк пару лет назад полностью перекопали; сейчас ближе к Стромынке и старому входу метро под площадью – вестибюль метро. Соответственно, с этой стороны и приблизительно до середины бульвара поставлены крупные объемы вентиляционных шахт, и, кроме того, здесь было больше ограничений на посадку деревьев, поэтому пустовато. Но, к счастью, впечатление скрашивает архитектура поблизости, не вся, конечно, но железобетонная стекляшка и пожарная часть вызывают уважение, чего нельзя сказать про башню отеля Холидей в торце площади. 
Сокольническая площадь, реализованный проект благоустройства
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 2023
Сокольническая площадь, реализованный проект благоустройства
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 2023

Вентиляционные киоски метро – сооружения крупные и как правило крайне неуклюжие. Архитекторы Megabudka превратили их в «арт-объекты»: покрыли терракотовой плиткой больше чем на половину высоты, да еще изогнули кирпичную поверхность в месте стыковки с горизонталью площади. Несколько нижних рядов клинкера плавно поднимаются, потом их «эстафету» подхватывает плитка. Я лично наблюдала: велосипедисты используют эти скосы как вариант скейт-парка, заезжают на них. 
Сокольническая площадь, реализованный проект благоустройства
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 2023

Есть европейские референсы, да и получилось футуристическим образом – кирпич как будто натянут на вентиляционные ящики, они визуально прорастают из кирпичной поверхности, этакие трубы парохода, пароход – станция, погружен в землю, а пешеходы на площади и сама площадь «плывут» на его кровле. Венткиоски из неуклюжей неизбежности превратились в загадочные постройки не без сюрреалистической ноты. Они и сами по себе несколько сюрреалистичные, как функция – трубы, которыми «дышит» станция метро, но станции-то мы не видим, ее проявления в городе неожиданны, особенно в таком размере. Архитекторы подчеркнули эту странность и, кажется, в Москве это первый и пока единственный пример столь художественного осмысления вентвыходов метро. Примеры маскировки, и неплохие, есть, а вот чтобы так образно – не вспоминается. 

В проекте было, конечно, интереснее: с шахтами метро «поженили» городской туалет, а поначалу даже писсуары. Писсуары отменили почти сразу, а туалет отпал уже после голосования – сейчас остались только вентшахты и технические входы. 
Сокольническая площадь, реализованный проект благоустройства
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 2023
  • zooming
    Сокольническая площадь, реализованный проект благоустройства
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 2023
  • zooming
    Сокольническая площадь, реализованный проект благоустройства
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 2023

Впрочем, в проекте эти глубокомысленные объемы либо полностью кирпичные, либо с вентрешетками золотистого цвета – решетки стали черными, цельность «труб» разрушилась, стало жестковато, а сила «проросшего», вспучившегося кирпичного объема пропала. 
Сокольническая площадь, реализованный проект благоустройства
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 2023

Приподнятые клумбы с волнистым контуром, призванным настраивать на спокойную прогулку, реализованы, засажены цветами и деревьями, но в проекте предполагались деревянные скамейки, а остались – кирпичные. Что, с одной стороны, брутально, и лучше поддерживает образ площади – скамейки связаны с ней, как и вентшахты; но сидеть можно будет только в нынешнее, теплое время года. 
  • zooming
    Сокольническая площадь, реализованный проект благоустройства
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 2023
  • zooming
    Сокольническая площадь
    © Megabudka/Предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
  • zooming
    Сокольническая площадь, реализованный проект благоустройства
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 2023
  • zooming
    Сокольническая площадь, реализованный проект благоустройства
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 2023

Кроме того, стыки клинкера мощения площади ничем не промазаны, а швы между кирпичами скамеек очень широкие и заметные.
Сокольническая площадь, реализованный проект благоустройства
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 2023

Зато реализовано три вида авторских фонарей, придуманных Megabudka специально для этого проекта как современный вариант исторических: с парами и гроздьями овальных ламп, и фонари-колокольчики, свешивающиеся, впрочем, не между деревьями, а вместо деревьев, с клумб. Одни вторят своими опорами изогнутой линии венткиосков, другие опираются на шары, обозначая вход на площадь.
  • zooming
    Сокольническая площадь, реализованный проект благоустройства
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 2023
  • zooming
    Сокольническая площадь, реализованный проект благоустройства
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 2023

Все бы хорошо, но по сравнению с живой кирпичной фактурой под ногами их металлические опоры, покрашенные темно-зеленой краской, выглядят какими-то пластмассовыми, искусственными. Когда фонарь стоит в паре с деревьями – слов нет, хорошо. А когда деревьев рядом нет и не предвидится (напомню, из-за ограничений метро) – получается лысовато. 
  • zooming
    Сокольническая площадь, реализованный проект благоустройства
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 2023
  • zooming
    Сокольническая площадь, реализованный проект благоустройства
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 2023

Когда-то в конце восьмидесятых о первой московской пешеходной улице, Старом Арбате, шутили, что он «офонарел». Здесь не в такой степени, скорее фрагментарно, но моменты «офонарелости» тоже наблюдаются. 
  • zooming
    Сокольническая площадь, реализованный проект благоустройства
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 2023
  • zooming
    Сокольническая площадь, реализованный проект благоустройства
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 2023

Тем более что в клумбы пунктирного внутреннего ряда, которые без скамеек, насадили вместо деревьев – тоже фонари. По проекту лампы-«колокольчики» должны были свисать между деревьями, а теперь их заменяют. Интересно почему, ведь клумбы были придуманы как раз для того, чтобы в них поместились комли деревьев, посаженных выше ограничений станции метро. 
Сокольническая площадь, реализованный проект благоустройства
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 2023

Фонари несколько «проседают» по масштабу, – может быть, когда деревья разрастутся, они станут их уютным дополнением, но пока что маловаты – и сложно определиться, насколько чужеродные. Может быть, авторов подвела попытка балансировать на грани истории и современности, сделать что-то актуальное, но похожее на московские фонари Михаила Минкуса. Какие-то они... как игрушки. 

А вот в части кирпичного мощения грань между историей и современностью, а может быть даже футуристичностью, выдержать удалось. Скажу больше – этот сюжет, безусловно, «вытянул» всю площадь, из-за него сюда хочется приходить. 

Авторы ссылаются на историческое мощение клинкером европейских, прежде всего голландских, городов и на пример мощения клинкером в Москве – образец клинкерной мостовой «в елочку», найденный в 2015 на Пушечной улице при реализации программы «Моя улица». В момент, когда той мостовой грозило уничтожение, Николай Аввакумов опубликовал в своем блоге подробный рассказ об уличном клинкере, там перечислены и другие примеры экспериментов первой трети XX века, в том числе советских, по кирпичному мощению в Москве. Фрагмент клинкерной мостовой на Пушечной улице в конечном счете сохранили, перенеся к церкви Софии. 

Получается, что Сокольники – продолжение эксперимента по внедрению голландской технологии, начатого в начале века. Но после 1930-х про клинкер в Москве все забыли, вероятно потому, что он дорого стоит, – в современной Москве кирпичное мощение первым внедрил Сергей Скуратов: в Тессинском переулке, в ЭгоДоме, в доме на улице Бурденко. В каждом случае оно становится логичным продолжением кирпичной фактуры собственно зданий, дома то ли врастают в землю, то ли вырастают из нее, образуют вокруг себя пятно родного им материала, что сильнейшим образом помогает формированию среды – отличной «от других». И очень несвойственной Москве, которая исторически перешла от брусчатки к асфальту, а потом уж бетонной плитке и граниту.  
  • zooming
    Сад: липы, клён и кирпичная вымостка в приватном дворе Skuratov house
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Спуск с тротуара улицы ко входу в здание
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Но мне кирпичное мощение больше всего напоминает церковный пол, каким он был в XVI–XVII веках, до повсеместного распространения чугунных плит. Такие полы сохранились много где, нередко – отреставрированные в 1970-е – 1980-е годы. От сравнения усиливается ощущение интерьерности кирпичного мощения – терракота с ее теплым оттенком уютна сама по себе, но сопоставление с интерьером, особенно историческим, делает ее особенно «домашней». 
Церковь Троицы в Голенищеве, середина XVII в. Законсервированный исторический пол в интерьере галереи. Слева – современное покрытие
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Словом, под ноги-то мы смотрим часто, и эффект изменения ощущений от городского пространства, когда мы под ногами обнаруживаем что-то нетипичное, достаточно силен. В домах Скуратова он заставляет, вероятно, поднять глаза на фасад и оценить родственность материала. 

В площади Megabudk-и – в данном случае хочется сказать именно «в» – эффект использован во много большем масштабе и самоценен; хотя объемы, плавно прорастающие вверх, напоминают усеченные здания и, как и скамейки-бортики, работают на «обволакивание», погружение человека в кирпичную площадь. 
  • zooming
    Клинкерное мощение. Сокольническая площадь, реализованный проект благоустройства
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 2023
  • zooming
    Клинкерное мощение. Сокольническая площадь, реализованный проект благоустройства
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 2023

Словом, тут довольно уютно. Особенно в тех частях, где больше деревьев. Сейчас кажется, что зелени маловато, но, во-первых, достаточно логично, что количество зелени нарастает по мере приближения к парку, а во-вторых, сейчас новопосаженные липы молодые с маленькими листьями производят какое-то весеннее впечатление – даже в конце лета.

Будем надеяться, что деревья разрастутся, цветы подсадят, и еще – что московское благоустройство примет на вооружение мощение клинкером. Ведь это интересно. Хотя маловероятно. 
Сокольническая площадь, реализованный проект благоустройства
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 2023
Сокольническая площадь, реализованный проект благоустройства
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 2023
Архитектор:
Кирилл Губернаторов
Дарья Листопад
Артем Укропов
Мастерская:
Megabudka
Проект:
Сокольническая площадь
Россия, Москва, Сокольническая площадь

Авторский коллектив:
Кирилл Губернаторов, Кирилл Гудков, Антон Горовой, Дарья Листопад, Артём Укропов, Артём Нецветаев, Наталья Суворова, Игорь Яковлев

2019 — 2019 / 5.2023

совместно с Мосинжпроект

21 Августа 2023

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Похожие статьи
Реставрация и сыр
Совсем недавно, в августе 2023, в Костроме открылся ресторан «Сыровар». Рассмотрели интерьер и отреставрированный дом, с удивлением обнаружили, что имя заказчика указано, имя автора интерьера известно, а вот про реставраторов не сказано ничего.
Дуга и мир
Изучили ландшафт винодельни Гай Кодзора и новый павильон – DUGA bar, или Мир. Это бетонная циркумференция, открытая панораме и ветру, элегантное и уместное на горе сооружение. Рассматриваем новый павильон, делимся впечатлениями о винодельне.
По мотивам
Сравниваем храм, который планируется построить около ЖК «Символ», с его предполагаемыми и настоящими прообразами.
Технологии и материалы
Напольные покрытия для здоровых помещений
Компания «Tarkett» – мировой лидер в производстве напольных покрытий – одной из первых перестроила свой бизнес в соответствии с зелеными стандартами и экономикой замкнутого цикла. Рассказываем о продукции Tarkett, безопасной для человека и природы
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Новые тренды вентилируемых фасадов от компании SIBALUX
В рамках Art-Techno форума 2023 компания SIBALUX представила уникальную технологию цифровой печати тематических фасадов и новые цветовые решения в коллекциях METAL, BRUSH и RUSTY. А также познакомила проектировщиков с комплексным подходом в реализации объектов, который обеспечивает полное соответствие фасада – проекту.
Евгений Циулин: «Мы взяли формат легко читаемой брошюры...
Segezha Group – компания, которая не только производит CLT-панели, но и активно продвигает ценности деревянного домостроения, – выпустила несколько брошюр-руководств для инженеров и архитекторов по проектированию деревянных зданий. Беседуем с руководителем проектного направления о принципах работы с деревом, его пожароустойчивости, об уникальных проектах из дерева и первом доме под Вологдой, а также о новых проектах Segezha на Крайнем Севере.
Как на картине
Скамейка – будничный предмет, который нередко встречается на полотнах художников. На нем, бывает, сидят поэты и композиторы, но чаще обычные люди: читают книги, беседуют, надевают коньки или играют в шахматы. Мы сопоставили картины с ассортиментом компании «Хоббика», нашли много сходств, а также выяснили, что жизнь на скамейках за сто лет изменилась не так уж сильно.
Микрорайон
«Новая Елизаветка»:
новая жизнь краснодарского...
Формат загородной жизни сегодня востребован как никогда раньше. Проект «Новая Елизаветка» от ГК «ИНСИТИ» в Прикубанском округе Краснодара – это полноценный микрорайон столицы Кубани, в котором сочетаются преимущества жизни в городе и за городом.
Cтудия дизайна Dulux: жизнь в новом цвете
Цвет в архитектуре имеет значение. И, выбирая цвета, архитекторы прежде всего думают об эстетике, но, когда дело доходит до выбора краски для конкретных задач, то тут необходимо подумать и о практической стороне дела – защите материала, влагостойкости, истираемости. Cтудия дизайна Dulux была создана специально для профессионалов – дизайнеров и архитекторов, чтобы помочь им сделать правильный выбор.
Проба на вечность: в Екатеринбурге возвели мемориал...
32 тонны атмосферостойкой стали Forcera производства «Северстали» были использованы для монументальной стелы «Город трудовой доблести», торжественно открытой в центре Екатеринбурга в рамках III Всероссийского форума городов трудовой доблести «Рубежи победы»
15 лет «МасТТех»: итоги и перспективы
Сегодня системы Masttech известны среди ведущих девелоперов России. Компания активно сотрудничает с архитектурными мастерскими и проектными институтами: «СПИЧ», «Атриум», «Олимпроект», «ТПО Резерв», «Моспроект» и другими, а все системы остекления Masttech сертифицированы и прошли испытания в НИИСФ РААСН
Ресторан MUME – китайская слива расцвела
в «Башне...
Муме, или мейхуа, – это дикая китайская слива, цветение которой с древних времен художники запечатлевали на гравюрах, а поэты – в хокку. Сегодня на одном из верхних этажей «Башни Федерации» в Москве-Сити можно найти еще одно произведение искусства, которое создано в честь этого прекрасного явления, – ресторан китайской кухни MUME.
INFINITY SYSTEM
Световая система с механическим (запатентованным) немагнитным фиксатором светильника в треке, позволяет устанавливать новые светильники в будущем, в отличие от других систем, для которых невозможно обновить светильники через несколько лет.
Облицовочный кирпич BRAER: новые реалии помогают совершенствоваться
Следуя за трендом на фасады из темного кирпича, компания BRAER – один из ведущих отечественных производителей кирпича и тротуарной плитки – в этом году выпустила новые коллекции кирпича и обновила уже завоевавшие популярность серии, представив в них модели темных оттенков.
Блеск металла
Декор из металла популярен в интерьерном дизайне благодаря уникальному сочетанию цвета, идеальной поверхности и тактильных ощущений. Рассказываем о продукции Homapal, ведущего мирового производителя металлизированных HPL пластиков
Эстетика порождает этику
От восприятия человека, не обладающего специальными познаниями в области строительства и ремонта, могут быть скрыты определяющее детали интерьера, но общее эстетическое восприятие позволит различить шаблонный проект от оригинального.
Малые, но большие
К малым архитектурным формам относятся в том числе достаточно крупные объекты: беседки, перголы, въездные знаки и контейнерные площадки – без них сложно представить современный парк или двор жилого комплекса. В ассортименте компании «Хоббика» представлено большое разнообразие крупноформатных МАФ, предлагаем краткий обзор-навигатор.
Стоит ли экономить на фасадном материале?
Почему практика удешевления фасадного материала в процессе стройки приводит к перерасходу бюджета, какие контраргументы в споре с заказчиком может привести архитектор, и на чем реально можно сэкономить в отношении фасадов, рассказывает исполнительный директор компании «КИРИЛЛ» Дмитрий Самылин.
Микрорайон «Любимово» в Краснодаре: город в городе
Микрорайон «Любимово» в Краснодаре от компании «ИНСИТИ» стал первым опытом проектирования и строительства отдельного микрорайона с развитой инфраструктурой – социальной и транспортной, не только для столицы Кубани, но и для всего юга России.
Сталь Forcera: благородная патина
Атмосферостойкая сталь – одновременно изысканный и брутальный материал, моментально превращающий объект в иконическое здание-скульптуру. Компания «Северсталь» представляет видеокейс уникального спорткомплекса в ЖК Veren Village, где использовалась атмосферостойкая сталь Forcera
Сейчас на главной
Геотектонические структуры
Штаб-квартира нефтегазовой компании Eni под Миланом по проекту Morphosis вдохновлена геологическими формациями, которые обеспечивают ее существование.
Согретый камень
Жилой комплекс в Зеленогорске архитектурное бюро «Маяк» интерпретирует как россыпь камней. Нестандартный абрис пятиугольных в плане домов не только помог с образной частью проекта, но и во многом облегчил работу с плотностью застройки и инсоляцией квартир.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Четвертая четверть
Бюро Benthem Crouwel Architects и OVA выиграли конкурс на последний незастроенный сектор вокруг площади Победы (Витезне Намнести) в Праге.
Галерея для курьера
Что думают профессионалы об интерьерах мест общего пользования в современных жилых комплексах? Вместе с выпускниками Geometrium School мы рассмотрели пять проектов: от ар-деко во всем его блеске до сдержанного северного минимализма.
Уэс Андерсон в Волынщино
Студенты Британской высшей школы дизайна разработали под руководством Елены Бабкиной и Полины Лонтани эскизный проект интерьера спа-отеля в усадьбе Василия Долгорукова-Крымского в деревне Волынщино. В основе концепции – цвет как средство терапии и эстетика фильмов Уэса Андерсона.
Бамбуковый листопад
В китайском уезде Аньцзи началось строительство масштабного Центра культуры и искусства по проекту бюро MAD. Его архитектура отражает специфику уезда, славящегося бамбуковыми рощами и плантациями белого чая.
На все времена
Модульная технология, соединенная с конструктивом из клееной древесины, позволяет бюро Rhizome создавать гостиницы, которые быстро возводятся, нравятся посетителям и получают высокие отценки от архитектурного сообщества: на прошлой неделе новый отель «Времена года. Игора» взял сразу три премии. Рассказываем об этом проекте подробнее.
Все наоборот
Мало премий вместо многих, вручение в первый день а не в последний, проекции вместо планшетов, деревья внутри, а объекты на улице – обновление фестиваля Архитектон пошло, как будто бы, по надежному пути переворачивания всех традиций профессионального цеха – ну или хотя бы тех, что подвернулись под руку. Придраться, конечно же, есть к чему, но ощущение свежее и импровизационное. Так, чего доброго, и Москву начнут учить. Мы рассказывали об элементах фестиваля частями в телеграме, теперь рассматриваем все целиком.
«Собор спорта»
В Бордо завершено строительство спортивного центра UCPA по проекту бюро NP2F. Это сооружение предлагает горожанам компромиссный вариант между занятиями спортом в помещении и на открытом воздухе.
Архивуд-14: строить мосты
В этом сезоне жюри не стало присуждать гран-при: судя по тому, что в шорт-лист попало несколько работ, не успевших добраться до премии в предыдущие годы, а лучшим домом признали бесспорно прекрасную, но серийную модель, – «урожай» построек из дерева в 2023 был не слишком обильным. Зато среди финалистов много необычных типологий и свою долю признания получили проекты реставрации и ревитализации. Знакомим со всеми финалистами.
Торжество хорошего вкуса
Объявлены финалисты Премии Стерлинга-2023, главной архитектурной награды Великобритании. Несмотря на социальную нагрузку и различие в функции, все здания объединяет эстетическая выверенность.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Китайская симфония
Строительство китайского центра «Парк Хуамин» стало долгой историей, которая завершилась относительно недавно. Здание соседствует с традиционным китайским садом, но оно очень современно, лаконично и технологично, а простые по форме, но эффектные белые ламели обещают когда-нибудь включиться как медиафасад. А еще этот комплекс по-настоящему многофункционален, в его объеме увязаны разные типы жилых помещений, офисы, большой фитнес, конференц-залы и рестораны. В нем можно с комфортом проводить международные форумы, выходя наружу только для того, чтобы прогуляться. Рассматриваем подробно.
Новое сердце
Архитекторы UNStudio выиграли конкурс на проект жилой и офисной башен в Дюссельдорфе, дополненных общественным центром.
Лиственница с елкой
Микродом для семьи архитектора Кати Сванидзе с видом на луг и лес, незапланированной елкой на террасе, а также артефактами, добытыми в Переславле-Залесском.
Ансамбль индивидуальностей
Стартовало строительство первой очереди многофункционального комплекса INDY Towers на улице Куусинена по проекту архитектурного бюро «Остоженка». Проект открывает новые ракурсы сходства между колонной и небоскребом, изучаем нюансы и переклички.
Семь видений
Студия дизайна Елены Крыловой, которая работала над пространствами Mriya Resort&spa, оформила интерьеры пятизвездочного отеля, расположенного в границах старых кварталов Еревана. Национальный колорит авторы объединяют с современными технологиями: в атриуме, например, проходят цирковые и театральные представления.
Красный камень
Фасад коворкинга в индийском городе Пуна закрыт ящиками с растениями, выполненными из местного охристо-красного песчаника. Авторы проекта – PMA madhushala.
Башня-петля
У пролива Дарданеллы-Чанаккале в Турции открылась для публики телебашня по проекту бюро IND [Inter.National.Design] и Powerhouse Company. Она задумана не только как техническое, но и как общественное сооружение.
Море, дюны, кортен
Мария Яско спроектировала для комплекса Nordic Spa, одной из самых популярных туристических локаций Калининградской области, винную гостиную. Новый объект развивает стилистику, заданную предыдущими авторами, а также привносит новые веяния: прежде всего, монооболочку из кортеновской стали.
Кофе в консерватории
Команда архитекторов переосмыслила кафе в Екатеринбурге с двадцатилетней историей, которое работает в одном из самых старых зданий города. Сводчатые залы дополнила винтажная мебель, мозаичное панно из колотой плитки, а также более продуманные посадочные места.
Дом для дизайна
Новый интерьер и экспозиция Музея прикладных искусств в Брно созданы силами лучших чешских дизайнеров, причем только из местных материалов.
Дом с головокружением
Студия ELASTICOFarm реконструировала для молодого шеф-повара дом 1970-х годов в пригороде Турина Камбьяно. Свой проект архитекторы назвали «Дыра с домом вокруг».
Фонтанная площадь в Пущино
Сегодняшние проекты благоустройства нередко затрагивают исторические районы городов, внося ноту современности в традиционную застройку. Недавно открытая Фонтанная площадь в подмосковном Пущино, научном центре, или как сейчас принято говорить наукограде, – пример возрождения городских традиций через архитектуру в чисто модернистской среде