Образ малой формы

Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...

mainImg
Мы много пользуемся – как, наверное, и все – Яндекс Картами, и давно наблюдаем за их развитием как главного городского приложения. Не без интереса заметили появление сотен трехмерных реалистичнных изображений достопримечательностей по всей России, в том числе самых современных построек, к примеру, «ГЭС-2» Ренцо Пьяно, Ельцин Центра Бориса Бернаскони.

Кроме того, на Яндекс Картах появились 3D-модели не только зданий, но и малых форм. И не только скульптур, но и скамеек.

Например, несколько скамеек в виде колец – недалеко от метро Аэропорт, на безымянном бульваре за Амбулаторным прудом. Или скамейка из органных трубок на Космодамианской набережной рядом с Домом Музыки на Павелецкой. 
  • zooming
    «Технологичная скамейка» рядом с метро Аэропорт
    Яндекс Карты
  • zooming
    Скамейка рядом с Домом Музыки
    Яндекс Карты
  • zooming
    Скамейка-«турбина» недалеко от метро Аэропорт
    Фотография © Георгий Копылов
  • zooming
    Музыкальная скамейка на набережной у Дома Музыки. Архитекторы A4
    Фотография © Георгий Копылов

Нам известен целый ряд скамеек и малых архитектурных форм, появившихся в Москве за последние 15 лет, но именно этих мы не знаем.

Сразу после публикации определились авторы скамейки у Дома Музыки, реализованной в составе проекта благоустройства набережных острова Балчуг под руководством Департамента капремонта Москвы – это архитекторы бюро A4. Авторов скамеек-турбин пока ищем.  

«Литературная скамейка» – две дугообразные лавочки на Пушкинской площади – определенно нарисованы «в пандан» самому памятнику как достопримечательности. 
  • zooming
    «Литературные скамейки» на Пушкинской площади
    Яндекс Карты
  • zooming
    «Литературная скамейка» на Пушкинской площади
    Фотография © Георгий Копылов

Видя, что  Яндекс Карты взяли курс на реалистичность – от 3D зданий и деревьев до детализированных дорог с полосами и развязками – мы задали представителям сервиса несколько вопросов: почему именно было решено работать над трехмерными изображениями скамеек и других малых форм, сколько именно объектов отрисовано и сколько планируется, как были выбраны предметы для дизайнерской работы.
cic = 1

Михаил Лукашин, руководитель группы картографического дизайна Яндекс Карт:

Последние два года мы делаем Карты более интуитивно-понятными, чтобы по ним было проще ориентироваться. Вместо абстрактных объектов на карте появляется все больше реалистичных и легко-узнаваемых 3D-моделей. Например, зданий, памятников и малых архитектурных форм. Сейчас таких 3D-макетов у нас уже более 550 в 35 городах России.

В работе по визуализации зданий на картах важны одновременно две вещи: реалистичность и точность архитектурных деталей и нужная мера обобщения и детализации, чтобы изображение не было слишком «тяжелым» и не перегружало карты. За последние годы мы хорошо освоили этот баланс, создав свой собственный дизайн-код для трехмерной визуализации. Однако работа с малыми архитектурными формами – особый  челлендж для картографических дизайнеров. Она сложнее, потому что масштаб объекта меньше, он должен считываться как сопоставимый с реальным в сравнении со зданием – и в то же время быть узнаваемым.  

На данный момент мы отрисовали девять скамеек. Выбирали по тем или иным критериям узнаваемости: скамейки с необычной формой турбины или органа, расположенные в неочевидных местах или просто культовые. Первой пришла на ум всем известная «скамейка Воланда» на Патриарших, к которой пользователи охотно оставляют отзывы и загружают фото. Из других необычных примеров – «скамейка для интровертов» напротив Дома культуры  «ГЭС-2», на ней умещается только один человек. «Большая глина» Урса Фишера попала на карты как объект, входящий в ансамбль «ГЭС-2». 

Мы не можем сказать, что готовы в ближайшее время заняться моделированием многих малых форм даже в Москве – хотя петербургский «Чижик-Пыжик» на карте присутствует – но какие-то объекты мы могли бы запланировать к добавлению.
  • zooming
    Большая глина №4, Урс Фишер
    Яндекс Карты
  • zooming
    ГЭС-2 вместе с «Большой глиной»
    Яндекс Карты
  • zooming
    Чижик-Пыжик на набережной Мойки рядом с Михайловским замком
    Яндекс Карты
  • zooming
    Модель Михайловского замка с обозначением места скульптуры Чижик-Пыжик
    Яндекс Карты

Таким образом, малые объекты – это, с одной стороны, в некоторых случаях «пара» большим, заметным; а с другой – опыт для работы с мелким материалом. То есть, в сущности, для отрисовывания города как такового, целиком. Когда мы видим нарисованных в 3D Чижиков-Пыжиков и автомобильные полосы с их разметкой, и в то же время знаем о новых правилах полигональной модели для Москвы, – то можем предположить появление, в какой-то момент, полной трехмерной модели всего на свете. 

Есть, впрочем, и другие примеры в наборе Яндекс Карт: трехмерная модель скульптуры «Дорогу утятам!» в Новодевичьем парке, как мне удалось понять, появилась на картах «в пандан» к скамейке: довольно малопримечательной, но с хорошим видом на монастырь. 
  • zooming
    Скамейка с видом на Новодевичий монастырь рядом со скульптурной группой «Дорогу утятам!»
    Яндекс Карты
  • zooming
    Скамейка с видом на Новодевичий монастырь (2012–2016) рядом со скульптурной группой «Дорогу утятам!» (1991)
    Фотография © Георгий Копылов

А скульптура, вообще-то любопытная, это подарок Барбары Буш детям СССР, она копирует скульптуру Нэнси Шёна по мотивам американской сказки Роберта Макклоски «Дорогу утятам», стоящую в Бостоне. В Москве ее установили в 1991 году, затем несколько раз вандалы спиливали и похищали утят и даже маму, но скульптуру восстановили, в последний раз – в 2000 году, и открыли в присутствии Михаила Горбачева. 

Так вот, глядя на старые панорамы, можно заметить, что в момент установки скульптуры, в 1991 и в 2000, и даже в 2012, рядом с утятами, а они расположены на выходе одной из аллей парка к пруду, не было никаких скамеек, а те, что были поблизости, были другими: классическими, московскими, изогнутыми. Какими они были в Новодевичьем парке и в 1960-е, и в 1970-е, и заменены были между 2012 и 2016. 

Рисование мелочей провоцирует исследование города, ставит какие-то новые вопросы. Надо сказать, что, если скульптуры, как правило, восстанавливают даже когда те страдают от вандалов и воров, то вот «урбанистическая мелочь» – вещь очень преходящая, и идет под нож без раздумий. Затем появляются копии, люди рассматривают старые фотографии, способные напомнить им о городе другого времени. Хорошие киношники восстанавливают фактуру для съемок на определенный период. Но, по большей части, не всякий отличит новую скамейку или фонарь от старой, и еще меньше кто – скажет, по каким признакам можно судить. 
«Скамейка туриста» на Никольской
Фотография © Георгий Копылов

Малые формы городского благоустройства – скорее, часть привычного окружения, как интерьер собственной квартиры. Предмет личных воспоминаний. Вот например, с одной девяти скамеек Яндекса, той, что на детской площадке в Сокольниках, у меня связано одно личное: 15 лет назад я там так поругалась с мамочкой из-за места на той самой – вот удивительно! – скамейке, что до сих пор не могу забыть... Может быть, у людей есть какие-то еще истории о скамейке в Сокольниках, потому она и появилась на картах? 
  • zooming
    Детская скамейка в парке Сокольники
    Фотография © Георгий Копылов
  • zooming
    Детская скамейка в парке Сокольники
    Фотография © Георгий Копылов

К тому же это самая свежая из традиционных скамеек, то есть обычных для взгляда, но сделанных недавно. Любопытно сравнить ее с роскошным прообразом викторианского типа, сфотографированным в одном из парков Москвы. 
  • zooming
    Викторианская скамейка типа «голова льва» в московском парке
    Фотография © Георгий Копылов
  • zooming
    Детская скамейка в парке Сокольники
    Фотография © Георгий Копылов

Как далеко способны уйти повторения от своих прообразов, подумать страшно. 

Большая часть скамеек, появившихся сейчас на картах, относится именно к «традиционной» разновидности. Это неудивительно – она, та самая викторианская скамейка, заимствованная больше ста лет назад всеми просвещенными странами, оказалась очень живучей. Может быть, ее придумали хорошо? Многие люди говорили мне об эргономичности «классических» скамеек и неудобстве современных рубленых форм. Тем не менее, их попросту больше, следовательно, и шанс получить некое название возрастает. 

Вот, например, скамейка Воланда на Патриарших прудах. Понятно, почему она попала в список – достопримечательность. Никто ведь не может доказать, что легендарный разговор об атеистах проходил именно на ней. Ну, разве что музейщики. И, кстати, почему не Берлиоза? В конце концов, это было место его последнего, опять же легендарного, прижизненного выступления. Скамейка как скамейка, справа и слева такие же. Но нет, кота на ней нарисовали. Я поначалу подумала, что кот настоящий – ну то есть, бронзовый. Но нет, он существует только на картах. Вот вам и воспроизводство мифа... Чистейшее. 
  • zooming
    Скамейка Воланда на Патриарших прудах
    Яндекс Карты
  • zooming
    Скамейка Воланда на Патриарших прудах
    Фотография © Георгий Копылов

«Скамейка туриста» на Никольской, совершенно традиционная, согласно моему предположению, напоминает о ЧМ-18. «Зеленая скамейка» в Коломенском – кажется вымыслом, говоря точнее, мифологизацией обыденности: рядом немало похожих скамеек, так же спрятанных в кустах. Но как они похожи друг на друга. В московском благоустройстве период расцвета длился, кажется, до конца 1970-х и воспевал, с небольшими вариациями, всю ту же викторианскую скамейку с двумя чугунными опорами по бокам. 
  • zooming
    «Скамейка туриста» на Никольской
    Фотография © Георгий Копылов
  • zooming
    «Зеленая скамейка» в Коломенском
    Фотография © Георгий Копылов

Московское благоустройство 2010-х отразилось в трех уже упомянутых объектах, пока неизвестного, к сожалению, авторства, и – в «Скамейке интроверта», чей макет появился на Якиманской набережной напротив «ГЭС-2». 
  • zooming
    «Скамейка интроверта» на Якиманской набережной
    Фотография © Георгий Копылов
  • zooming
    «Скамейка интроверта» на Якиманской набережной
    Фотография © Георгий Копылов

Дело, однако, в том, что никакая она не «интроверта». 

Современная Якиманская набережная появилась в результате реализации проекта КБ «Стрелка» и голландских ландшафтных архитекторов OKRA. Проектом руководил Баудевейн Алмекиндерс и это был один из первых больших проектов в рамках программы «Моя улица», – он соединил цельным пешеходным и велосипедным пространством Парк Горького и Балчуг. Сообщалось, что установили 22 скамейки и 39 урн. На отрезок напротив «ГЭС-2» пришлось 15 скамеек: две длинные, их поставили спиной к воде, и 13 одиночных, группами пореже и погуще, некоторые из них развернуты друг к другу, а две по центру стоят параллелельно, смотрят на Дом культуры и на канал. Строго говоря, эта была пара скамеек для совместного созерцания и тихой беседы – к примеру, для пары, которая давно знает друг друга. Ну и мало ли для кого еще. 

До 2024 года не дотянули 9 скамеек из 15: одна длинная посередине, четыре одиночки к востоку и четыре к западу, среди одна из нашей созерцающей пары. Так и появляются скамейки для интровертов, когда соседей забрали. Неизвестно, почему. Что-то там с запчастями, вероятно. 

Но этот случай показывает нам, как быстро исчезает «городская мелочь», благоустройство, насколько оно временно. Так что его, вероятно, полезно и фиксировать, и «отрисовывать», и давать, в конце-то концов, скамейкам имена. Предположу, что «Скамейка интроверта», отмеченная в Яндекс Картах, просто так уже не исчезнет. Радуюсь, что в этом, может быть, заключается сила слова. Ну, и рисунка. 

Но хотелось бы поднять и другой вопрос: не только скоротечности малых форм и их незащищенности, в отличие от тех же городских скульптур – но и анонимности этих объектов. Казалось бы, волна популярности благоустройства, да и даже споров вокруг него, в 2010-е годы принесла множество имен, и иностранных, и наших. Но как-то все это быстро забывается, вымывается из повестки. Повестка она же какая: поговорили и забыли. На домах по реновации таблички вешают, хотя мне иногда кажется, что это в наказание, а на благоустройстве – ничего не написано, и не всегда легко выяснить. А ведь его много, уже очень много. Прежде всего, конечно, в голову приходят, как одни из первых, скамейки Wowhaus вокруг цветочных клумб на Крымской набережной и их же скамейки – вот те действительно для интровертов, обращенные высокой спинкой к прохожим, в парке Красногвардейских прудов. Но авторских объектов намного больше. 

Вот что мы предлагаем: кто знает авторские скамейки, не обязательно в Москве, но обязательно придуманные для конкретного места – напишите нам место и архитекторов. Сами авторы уникальных скамеек – тоже, напишите, пожалуйста. А мы соберем материал.

Предложить вашу скамейку можно в опроснике ниже:

31 Марта 2025

Похожие статьи
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Краеведение по следам Ленинианы
Два года назад художница из Санкт-Петербурга Ксения Клёнова придумала проект ПостLeniniana, приуроченный к столетию смерти Ленина. Она планирует посетить 100 городов России с необычными памятниками Ленину, поговорить о них с жителями и написать книгу. Сейчас она проехала 20 населённых пунктов и регулярно отчитывается, – так, по ходу дела, возникают путевые заметки. Показываем.
Заметки о Ломоносове
Исследовали, благодаря открытой экскурсии Москомархитектуры, два самых звучных образовательных кластера. Здание Ломоносов уже построено и действует. Изучили достоинства, вложили персты в раны недостатков. Главное достижение – архитектура здания современная, – засчитано.
Удариться об кирпич
В 2019 году архитекторы бюро Megabudka предложили замостить Сокольническую площадь клинкерным кирпичом – возродить эксперименты, которые проводили в Москве начала XX века. Проект реализован: что-то, как всегда, сократили, но кирпич довольно-таки уверенно «держит удар». Ищем 10 отличий и рассматриваем прообразы.
Реставрация и сыр
Совсем недавно, в августе 2023, в Костроме открылся ресторан «Сыровар». Рассмотрели интерьер и отреставрированный дом, с удивлением обнаружили, что имя заказчика указано, имя автора интерьера известно, а вот про реставраторов не сказано ничего.
Дуга и мир
Изучили ландшафт винодельни Гай Кодзора и новый павильон – DUGA bar, или Мир. Это бетонная циркумференция, открытая панораме и ветру, элегантное и уместное на горе сооружение. Рассматриваем новый павильон, делимся впечатлениями о винодельне.
По мотивам
Сравниваем храм, который планируется построить около ЖК «Символ», с его предполагаемыми и настоящими прообразами.
Технологии и материалы
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Сейчас на главной
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.