Соборы Грозного

Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.

mainImg
Долгое время считалось, что архитектор должен знать историю своей профессии. Сначала – чтобы тоньше интерпретировать ордер древних, потом – чтобы отвечать национальному духу. Затем на некоторое время архитекторы решили, что лучше не знать или знать не всё – ради свежести взгляда; но все равно продолжили подсматривать, уже за новациями. Потому что как ты сделаешь следующий шаг, если не сверишься с предыдущим. А потом опять по кругу: античность, Италия, русский дух и коллеги. 

Но есть и другая разновидность исторического знания: самого по себе; оно отпочковалось от «знания для дела» где-то на рубеже XIX и XX веков, а может и раньше, и зажило своей жизнью, лишь косвенно касаясь профессионалов проектирования в период их подготовки в институте, ну и еще тогда, когда им по каким-либо причинам надо блеснуть знанием истории, потому что – ну учили же их чему-нибудь. Действительно, учили, чему-нибудь и как-нибудь, поскольку с первых курсов надо же еще и работать, осваивать практику. Ладно, архитекторы, не сердитесь на меня, ваш труд тяжел и упорен, – и тем не менее в той части истории архитектуры, которая не служит непосредственно для внедрения в современные проекты, даже от лучших, чутких и внимательных профессионалов иногда можно услышать настолько устаревшие суждения, что волосы дыбом. К примеру, что шатер церкви Вознесения в Коломенском происходит от деревянных шатров, которые русский народ строил издавна, и как следствие служит, как и все шатровые храмы, выражением «русского народного» взгляда на архитектуру. 

Так что выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», на днях открывшаяся в Музее архитектуры, имеет большое просветительское значение. Мне не нравится ее маркетинговое название, речь скорее не о тайнах, а об историографических мифах, развенчиванию которых она, в сущности, посвящена. А вот это уже интересно, скажете вы, давайте что-нибудь развенчаем. Но не тут-то было, историки люди крайне острожные, правду не «рубят», тихо так говорят. Тихушники. Из экспликаций, обширных, но осторожных, ее можно не сразу и вычитать, хотя она там точно есть (проверяли).

Следовательно, вкратце перескажем.

Церковь Вознесения в Коломенском (1530–1532) – постройка итальянца Петра Ганнибала, или Пьетро Аннибале, известного как Петрок Малый, – первый шатровый храм, и один из самых ярких и величественных, дал начало развитию всей типологии, которая уже затем была усвоена в дереве. Декоративная, но слепленная довольно мощно, аркада у нее внутри имитирует круговой обход и вероятно, ее архитектура может быть поставлена в ряд копий Гроба Господня, как и Пизанский баптистерий. 
Церковь Вознесения в Коломенском. Графика из фондов Музея архитектуры. Выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», – 12.05.2024, Музей архитектуры
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Церковь Вознесения в Коломенском, 1530–1532. Шатер и аркада с интерьере
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Церковь Вознесения в Коломенском, 1530–1532. Фрагмент ренессансного декора в интерьере
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Церковь Трифона в Напрудной построена не в 1492 году, а в 1560-е. Крещатый свод – тоже «изобретение» итальянских архитекторов, вариант одной из известных в период Ренессанса конструкций, спроецированный на русский контекст. Первый известный памятник – церковь Рождества Христова в селе Юркино, построена в самом начале XVI века и имеет совершенно итальянский декор: керамические ионики и аканты.

Собор Новодевичьего монастыря построили не в 1525 году, а к концу 1540-х – 1550 году, и это первая копия Успенского собора Московского Кремля периода Ивана Грозного, более точная, нежели ранние, такие, как Архангельский собор того же Кремля. 

Да что там, даже соборы московского Рождественского монастыря и владимирского Успенского Княгинина монастыря, – храмы со ступенчатым верхом-горкой, – построены не в начале XVI века, как долгое время считали, а в 1540-е, тогда же, когда и собор Медведевой пустыни и собор Успенского монастыря в Странице (1537).
Собор Рождественского монастыря в Москве. Реконструкция Александра Фуфаева. Выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», – 12.05.2024, Музей архитектуры
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Керамика собора Медведевой пустыни. Выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», – 12.05.2024, Музей архитектуры
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В середине XVI века Иван IV инициировал сначала большое паломничество, собирая святыни, которым молился о победе над Казанью, и потом – строительство храмов в честь победы, говоря точнее, конечно, в благодарение Богу и святым, – многие из них были многопридельными, то есть представляли собой либо живописные асимметричные комплексы, как собор Авраамиева Богоявленского монастыря, где Иван Грозный заимствовал посох Авраамия Ростовского, данный Иоанном Богословом в видении для сокрушения идола Велеса (посох вернул и, собственно, для его последующего хранения построил собор). 

Другие храмы из этого же ряда – тоже живописные, но симметричные. Самый заметный и известный, главный из них, – собор Покрова на Рву, он же храм Василия Блаженного (1555–1561). Его тоже построили архитекторы ренессансной выучки, которых Иван Грозный не без труда, но, по-видимому все же заполучил несмотря на противодействие ближайших западных соседей, опасавшихся проникновению в Московию квалифицированных специалистов. Опасения понятны: специалистов вербовали, в основном, для военных нужд; но и архитекторов тоже попутно искали. 
  • zooming
    Собор Покрова на Рву, 1555-1561. Интерьер шатра центральной Покровской церкви
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Собор Покрова на Рву, 1555-1561. Муфтированные колоны центрального восьмерика
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Церковь Косьмы и Дамиана в Муроме. Между 1556–1565. Один из храмов-«памятников» победе над Казанью – с шатром, архитектурные особенности которого близки шатру собора Покрова на Рву. Макет. Выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», – 12.05.2024, Музей архитектуры
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Борисоглебский собор в Старице. 1558. Составной макет. Собор был пятишатровым – единственное каменное пятишатровое здание, известное и для XVI, и для XVII века в русской архитектуре. Его центрально-симметричная композиция родственна особенностям композиции собора Покрова на Рву. Выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», – 12.05.2024, Музей архитектуры
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове, рядом с Коломенским, – сейчас они составляют один московский парк – построили не в 1526 году, а в 1560-е, после Покрова на Рву, как его реплику, – тоже центрально-симметричную, с четырьмя храмами-башнями по углам.
Церковь Иоанна Предтечи в Дьякове. Реконструкция Владислава Рябова. Выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», – 12.05.2024, Музей архитектуры
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Такие же реплики композиции собора Покрова – приделы Благовещенского собора в Кремле и Преображенский собор Соловецкого монастыря, центральный барабан которого – шатровый, а на иконах его и вообще изображали с шатровым храмом в центре, – что вторит композиции собора Покрова на Рву, где тоже в центре шатер. 
Макет-реконструкция Соловецкого монастыря, собор в центре. Выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», – 12.05.2024, Музей архитектуры
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Ну и наконец – следите за руками – комплекс Александровой слободы, который служил столицей Ивана Грозного в период опричнины – построен не в начале XVI века Василием III, а в 1570-е годы: собственно, как опричный дворец. И собор, и шатровая церковь; а вот колокольню реконструировали, надстроили. 

Главная ценность выставки в том, что все эти новые и уточненные датировки указаны в текстах и в подписях, памятники выстроены в правильном порядке. Выставку консультировал историк архитектуры, доктор искусствоведения Андрей Баталов, автор нескольких больших книг об архитектуре XVI века (вот про собор Покрова на Рву, а вот про Вознесение в Коломенском) и многих из перечисленных передатировок – иными словами, тут мы получаем самую новую информацию из первых рук. 
Доктор искусствоведения Андрей Баталов
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

А идея и работа по наполнению принадлежат куратору выставки, ученому секретарю Музея архитектуры Юлии Ратомской; она тоже специалист по истории архитектуры XVI века и курирует в музее не первую выставку, посвященную истории архитектуры: только что, в январе закрылась выставка о церквях Щусева в составе большой, юбилейной, и относительно недавно была выставка, посвященная реставратору деревянной архитектуры Александру Ополовникову.   
Куратор выставки, Ученый секретарь ГНИМА Юлия Ратомская. Выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», – 12.05.2024, Музей архитектуры
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Словом, выставку можно понять как просветительскую: на ней этак вкратце представлена самая актуальная версия истории самого яркого периода русской архитектуры XVI века, самые интересные и впечатляющие памятники, каждый уникален, хрестоматиен, – тем более важен свежий взгляд на них.

Немаловажно и то, что вся эта вереница шедевров представляет собой результат взаимодействия московского контекста с работами европейских архитекторов, носителей ренессансной традиции. Грубо говоря, версию Ренессанса, адаптированную его же мастерами для Москвы: с ее становящимся новым типом государственности и ее государя с его специфическими планами и сложным характером, но, тем не менее, большими талантами в разных областях. 

Характер государя отчасти иллюстрируют 6 минут фильма 1915 года. Фильм немой, но парадоксальным образом снят по опере Римского-Корсакова «Псковитянка». Грозного в нем играет Шаляпин. А показывают кино в зале с колоннами, сейчас он посвящен наименее сохранному собору – Бориса и Глеба в Старице (1558-1561), в XIX веке его разобрали на кирпич, а он был пятишатровым и построен не Грозным, а его кузеном князем Владимиром Старицким, который в начале 1550-х входил в ближний круг и помогал брать Казань и Астрахань, а в 1569 попал в опалу и был казнен по подозрению в покушении на жизнь царя. 
  • zooming
    Керамическое панно Борисоглебского собора в Старице. Выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», – 12.05.2024, Музей архитектуры
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Федор Шаляпин в роли Ивана Грозного в немом фильме 1915 года. Выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», – 12.05.2024, Музей архитектуры
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Старицкий собор был украшен прекрасной полихромной керамикой, и на выставке для нас ее собрали из разных музеев: ГИМа, Старицкого музея и рисунки из ГНИМА, и предлагают не только восхититься маленькими керамическими дланями, собранными из фрагментов, и большими панно с Распятием и Спасом Нерукотворным: цельная форма, уверенный обобщенный орнамент, – но и сравнить их с панно на Успенском соборе в Дмитрове. Собор – начала XVI века и построен итальянцами, а панно – вероятно, «старицкого» времени, 1550-х, поскольку совпадают во многих деталях и технике исполнения. 
  • zooming
    Керамическое панно Борисоглебского собора в Старице. Выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», – 12.05.2024, Музей архитектуры
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Керамическое панно Борисоглебского собора в Старице. Выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», – 12.05.2024, Музей архитектуры
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Керамическое панно Борисоглебского собора в Старице. Выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», – 12.05.2024, Музей архитектуры
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Керамический декор Борисоглебского собора в Старице. Выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», – 12.05.2024, Музей архитектуры
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Керамический декор Борисоглебского собора в Старице. Выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», – 12.05.2024, Музей архитектуры
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Керамика – одно из сильных и увлекательнейших мест «топовых» памятников грозненской архитектуры. Керамику московская архитектура получает сначала с познеготической традицией – см. церковь Сошествия Святого Духа в Троице-Сергиевом монастыре, она тоже есть на выставке, в первом зале с предисторией, – затем архитектурный керамический декор есть по всех, практически, итальянских постройках XVI века – а в полихромном виде он расцветает как раз в грозненское время. Это и шары, и вставки-звездочки на шатре собора Покрова на Рву. Его фрагменты тоже привезли на выставку из Исторического музея. 

И керамика, и макеты, которых ГНИМА хранит немало, составляют зрелищную основу выставки – тут есть, что рассматривать, и смотрится все вместе довольно величественно. Как и медитативная комната в самом конце анфилады, в которой зрителю предлагают, по словам куратора Юлии Ратомской, задуматься над еще не раскрытыми тайнами, – а на самом деле отдохнуть наедине с собой и красивой графикой, романтизированной острыми тенями. 
Собор Покрова на Рву. Реконструкция Владислава Рябова в «медитативном» последнем зале Анфилады. Выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», – 12.05.2024, Музей архитектуры
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Но выставка ценна не только тем, что наглядно показывает новый взгляд на историю русского XVI века и не только зрелищностью объектов. Во время ее подготовки, как это нередко бывает, были обнаружены и сопоставлены некоторые листы и предметы. Часть экспонатов показывают впервые: например, чертежи собора Авраамиева монастыря из Ростовского музея или копию изображения Старицкого собора, найденную архивистом Ольгой Ким как раз во время подготовки выставки. В процессе также сошлись некоторые вещи из разных музеев. Эти сравнительно небольшие, но совершенно новые открытия не акцентированы – а зря! – но они есть. 

И еще есть роскошная графика Владислава Рябова, архитектора-реставратора и художника, знаменитого множеством исторических реконструкций и панорам средневекового города, и отдельных памятников.

В его графике и собор Покрова на Рву, и Дьяковская церковь и – совсем недавняя реконструкция – Старицкий собор, предстают не только детально прорисованными, по кирпичику, и от того особенно ажурными. В них памятники показаны и в сечениях, часть стен «снята» для наглядности, лестницы парят, наглядно демонстрируя нам структуру зданий. 
Собор Покрова на Рву. Графика Владислава Рябова. Выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», – 12.05.2024, Музей архитектуры
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Словом, посмотреть есть на что. И в целях ликвидации безграмотности, и просто потому, что красиво. 

Еще надо сказать вот что. Для выставки не нашли партнеров и музей делал ее, полагаясь исключительно на свои силы. Дизайн экспозиции сделала Александра Шейнер на совершенно общественных началах, используя части стендов выставки, посвященной 150-летию Алексея Щусева, – их ступенчатые края получили окраску терракотовых полос, деликатно намекающую на декор собора Покрова. «Недорого, зато экологично, – говорит директор музея Наталья Шашкова. – Мы, конечно, дополнили решения предыдущей застройки, но и не так много выбросили». 
Выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», – 12.05.2024, Музей архитектуры
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Кто-то, может быть, спросит, зачем музей все это делает? А оправдывает свой авторитет самого большого архитектурного музея, чья задача еще и просветительская, завещана, к слову, и Щусевым в том числе. Сравнить там, кирпичи, изразцы, объемы, пропорции, чертежи... На открытии много говорили о том, что музей едва ли не единственный, который позволяет себе показывать чертежи, – материал, казалось бы, для профанного зрителя не интересный. Зато информативный. 
Выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», – 12.05.2024, Музей архитектуры
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», – 12.05.2024, Музей архитектуры
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Архитекторов сюда надо бы водить, и группами, и по одному. 

03 Марта 2024

Похожие статьи
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.