Первый шатровый

Репортаж с презентации новой книги о церкви Вознесения в Коломенском, в которой она, не то чтобы в первый раз, но впервые во всеуслышание, названа первым шатровым храмом в истории русской архитектуры.

Автор текста:
Алла Павликова

03 Февраля 2014
mainImg
В минувшую пятницу в ИТАР-ТАСС состоялась презентация новой книги «Церковь Вознесения в Коломенском: архитектура, археология, история», написанной археологом Леонидом Беляевым и историком архитектуры Андреем Баталовым. Несмотря на крепкий мороз последнего январского дня, это событие собрало полный зал журналистов, исследователей, ученых, экскурсоводов и просто неравнодушных к истории Москвы людей. Сама книга была представлена для ознакомления прямо в зале, и любой желающий мог подойти и полистать ее страницы.
Обложка книги «Церковь Вознесения в Коломенском». Авторы – Леонид Беляев и Андрей Баталов. Фотография Аллы Павликовой
Страницы книги. Фотография Аллы Павликовой
Страницы книги. Фотография Аллы Павликовой
Страницы книги. Фотография Аллы Павликовой

Сергей Худяков,
директор Московского государственного музея-заповедника «Коломенское»,
Сергей Худяков. Фотография Аллы Павликовой

по решению научно-методического совета которого книга и вышла в печать, напомнил собравшимся, что в 1994 году храм был включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Выход книги, написанной известными учеными Леонидом Беляевым и Андреем Баталовым, по словам Худякова, как раз и был приурочен к 20-летию этой даты и 90-летию музея. Многие годы различные ученые исследовали территорию музея-заповедника Коломенское, где находятся 36 памятников архитектуры и еще 18 объектов культурного наследия. В этом ряду церковь Вознесения всегда занимала главенствующее место, вызывая при этом массу вопросов у исследователей.

Новая книга – первая научная монография, полностью посвященная церкви Вознесения в Коломенском. Она подводит итог двухсотлетним исследованиям загадочного шедевра, приоткрывает завесу тайны над именем архитектора, построившего столь необычное для Москвы сооружение, разрушает мифы, связанные с эволюционным развитием русского зодчества, раскрывает секреты знаменитого «каменного трона» и древних коломенских кладбищ XIV–XVI веков, – уверен директор музея.

Леонид Беляев,
доктор исторических наук, заведующий сектором археологии города Москвы Института археологии РАН, главный редактор журнала «Российская археология»,
Автор книги Леонид Беляев. Фотография Аллы Павликовой

рассказал, что работать на территории музея он начал еще в начале 1970-х годов. Памятники Коломенского всегда были более доступны для изучения, чем, скажем, памятники московского Кремля. Именно Коломенское и, в частности, церковь Вознесения позволили составить довольно целостную археологическую картину Москвы. Например, благодаря тому, что культурный слой вокруг церкви был перекрыт строительными остатками 1530-х, появилась уверенность, что под ними располагаются слои XIV-XV столетий. Археологические находки пролили свет и на саму церковь. Изучение ее фундаментов, которые представляют собой совершенно незаурядное инженерное сооружение, убедило исследователей в уникальности здания. Было очевидно, что архитектура церкви Вознесения с ее уходящим в небо шатром в виде многогранной пирамиды, была новаторской для своего времени.

Позднее, когда появилась возможность посетить знаменитые памятники Европы, взойти по ступеням баптистерия во Флоренции или заглянуть под кровлю баптистерия в Пизе, стали отчетливо видны объединяющие черты между итальянской архитектурой с ее романо-готическими традициями в период раннего Ренессанса и архитектурой церкви в Коломенском. «О том, что автор мог быть итальянцем, говорилось и в более ранних исследованиях, так или иначе затрагивающих церковь Вознесения в Коломенском, – рассказывает Леонид Беляев, – Но сама идея близости церкви к паломнической архитектуре Европы, берущей свое начало от храма Гроба Господня в Иерусалиме, – это абсолютно новая научная концепция».

Андрей Баталов,
доктор искусствоведения, профессор, заместитель генерального директора по научной работе Музеев Московского Кремля, главный научный сотрудник НИИ Российской академии художеств, ведущий научный сотрудник Государственного НИИ искусствознания,
Автор книги Андрей Баталов. Фотография Аллы Павликовой
Авторы книги Леонид Беляев и Андрей Баталов на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС. Фотография Аллы Павликовой

пояснил, что в своей книге они постарались «обрушить достаточно ветхое строение мифа о русской архитектуре. Главный миф об эволюционном развитии архитектуры, о происхождении сложных форм из простейших, а всех каменных форм – из деревянных сформировался еще в 1830-е годы. Известный ученый Иван Забелин, создавший огромную базу для изучения московской истории, написал статью о самобытности русской архитектуры и тем самым навсегда заключил русское зодчество в тесные объятия теории происхождения каменных шатровых храмов из деревянных. После Великой Отечественной войны, на патриотической волне эта теория стала жесткой идеологической схемой. Все несоответствия данной теории пришлось устранить, вплоть до того, что были передатированы некоторые деревянные храмы – притом, что самые ранние шатровые деревянные храмы относятся лишь к XVII веку».

Материалы исследования, представленные в книге, доказывают, что церковь Вознесения – это первый каменный шатровый храм. Все прочие шатровые храмы были построены после победы над Казанью – то есть спустя десятилетия после завершения строительства церкви Вознесения в Коломенском. У самой этой церкви прообразов не было.

Что касается мастера, построившего церковь Вознесения, то авторы книги пришли к выводу, что им мог быть Пьетро Анибале, в русской историографии более известный как Петрок Малой – архитектор родом из Ломбардии, попавший на службу Московского князя. Его же считают автором церкви Вознесения в московском Кремле, взорванной в 1812 году, цитадели Китай-Города и церкви Георгия. Пьетро Анибале перенес на берега Москвы-реки реалии Тосканы, объединив самостоятельный творческий замысел с исконно русскими традициями, – заключил профессор Баталов.

Дмитрий Швидковский,
доктор искусствоведения, вице-президент Российской академии художеств,
Дмитрий Швидковский. Фотография Аллы Павликовой

назвал представленную книгу «выдающейся, поскольку она не только является образцом уникального междисциплинарного исследования, объединившего усилия архитекторов, археологов, историков и искусствоведов, но, кроме того, определяет место русской архитектуры XVI века в мировой культуре».

***
Добавим: предположение о том, что церковь Вознесения в Коломенском была построена итальянским архитектором, и стала начальной точкой развития типологии русских шатровых храмов, было впервые высказано в одной из статей историка и реставратора Сергея Сергеевича Подъяпольского. Книга развивает эту в версию и доводит ее до логического конца. Кроме того, она суммирует результаты раскопок и все исторические сведения о храме. Так что эта книга, при достаточной ее популярности у читателей, может стать причиной окончательного закрепления итальянской версии происхождения русских шатров – в противовес «аутентичной-почвенной», в которой до сих пор уверены многие. Неудивительно, что на презентации было столько народу. 

Книга уже поступила в продажу, приобрести ее можно в музее-заповеднике «Коломенское».



03 Февраля 2014

Автор текста:

Алла Павликова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Сейчас на главной
Деревянный рай
Один из кварталов в составе крупного и очень передового по многим параметрам района Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».