Выставка посвящена шедеврам русской архитектуры XVI века
Храмовое зодчество периода правления Ивана IV (1533-1584 гг.) за четыре последующих столетия оказалось окутано тайнами и легендами. Сегодня, благодаря новым научным методам, археологическим исследованиям памятников и работе с древними архивными документами появилась возможность представить искаженные перестройками древние соборы в первоначальном виде, реконструировать облик храмов, разобранных более двухсот лет назад, увидеть чудом сохранившиеся фрагменты фасадного декора и узнать о мастерах, создавших архитектурные шедевры.
Своеобразной увертюрой экспозиции является рассказ о соборах, построенных итальянскими и псковскими мастерами во времена правления Ивана III и Василия III в последней четверти XV – первой трети XVI веков, в частности, о церкви Вознесения в Коломенском, возведённой в 1532 году в честь рождения будущего царя Ивана IV. Он родился, воспитывался, управлял страной в окружении архитектурных сооружений, созданных в предшествующую эпоху.
Постройки этого времени предвосхитили величественные соборы середины XVI века. Для погружения в эпоху на выставке представлены портретные изображения Ивана IV, в том числе фреска XVII века с его портретом, книги иностранных путешественников с видами Собора Покрова на Рву, получившего известность как храм Василия Блаженного (1555-1561 гг.) и Александровой слободы, а также «Апостол» Ивана Фёдорова (1564 г.) – книга, которая после основания Иваном IV Печатного двора в Москве открыла эру книгопечатания на Руси.
Посетители выставки узнают об архитектурных особенностях Собора Покрова на Рву, церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове (1560-1570-е гг.), Преображенского собора Соловецкого монастыря (1558-1566 гг.) и других памятников храмовой архитектуры грозненского времени. Отдельный зал посвящен разрушенному более 200 лет назад пятишатровому Борисоглебскому собору в Старице (1556-1561 гг.), построенному одним из последних удельных князей Владимиром Андреевичем Старицким, казненным по указу Ивана Грозного. Здесь представлены научные реконструкции храма, выполненные в XX столетии и в первых десятилетиях XXI века.
На выставке показаны уникальные предметы фасадного убранства грозненских храмов: керамические иконы «Распятие» и «Спас Нерукотворный», созданные в 1561 году для Борисоглебского собора в Старице, фрагменты керамической иконы Распятие, найденные во время археологических раскопок на месте этого храма, части керамических храмозданных надписей Старицкого храма и собора Покрова на Рву. Экспозицию дополняют фрагменты керамической декорации фасадов церквей XVI века, образцы кирпичей, из которых построены собор Покрова на Рву, церковь в селе Дьяково, собор Соловецкого монастыря, а также иконы XVII – XIX веков и макеты древних храмов.
Главным архитектурным символом грозненского времени является собор Покрова на Рву в Москве. История строительства и перестроек собора, изменений его внутреннего убранства второй половины XVI-XVII века раскрывается в серии работ современного архитектора-реставратора и художника Владислава Рябова члена Творческого союза художников России, много лет изучавшего памятники этого периода. Помимо Покровского собора посетители так же смогут увидеть изображения и графические реконструкции церкви в Дьякове и Борисоглебского собора в Старице, основанные на материалах последних научных исследований.
На выставке представлены произведения из коллекций Музея архитектуры имени А.В. Щусева, Государственного исторического музея, Тверского государственного объединенного музея, Музея «Ростовский Кремль», Московского государственного объединенного музея-заповедника, архива Института истории материальной культуры РАН, Российской государственной библиотеки.
Куратор выставки: Юлия Владимировна Ратомская, ученый секретарь Музея архитектуры имени А.В. Щусева. Научный руководитель проекта: Андрей Леонидович Баталов, доктор искусствоведения.