Владимир Григорьев: «Панельная застройка везде одинакова, а территория, природные особенности, приметы истории – различны»

В Санкт-Петербурге стартовал открытый конкурс «Ресурс периферии», участникам которого предлагается разработать концепцию повышения качества среды жилых кварталов 1970-1990-х годов. Выясняем подробности у главного архитектора города.

mainImg
Архи.ру:
Почему для конкурса «Ресурс периферии» выбраны кварталы именно 1970-80-х годов застройки? Кажется, что у них с качеством среды все не так уж плохо – по крайней мере, есть простор и зелень. Чего не скажешь о новейшей застройке.

Владимир Григорьев:
Ряд уже прошедших конкурсов Комитета по градостроительству и архитектуре был посвящен преобразованию основных градостроительных зон Санкт-Петербурга, как известно – это исторический центр, промышленно-селитебный (серый) пояс, пояс новых жилых районов. Современная же застройка как раз является следствием того, что не использованы ресурсы уже освоенных территорий. И именно на преодоление территориального разрастания города за счет застройки природных, сельскохозяйственных и других открытых пространств направлена политика повышения эффективности и качества освоенных территорий.

Почему выбран именно Красногвардейский район? И действительно ли цель конкурса – разработать универсальную методику, которую можно будет экстраполировать и на другие районы Петербурга?

Для конкурса был выбран жилой район «Ржевка-Пороховые», так он назывался в период проектирования и строительства. Да, эта территория принадлежит Красногвардейскому району, чему я очень рад. У нас сложилось продуктивное сотрудничество с Администрацией и главой района Евгением Разумишкиным, и я надеюсь, что это станет одним факторов успешности конкурса.

Говоря об универсальности, мы понимаем, что проблема территорий массовой жилой застройки типовыми проектами из изделий ДСК является одной из самых волнующих для большинства городов России. Формулируя задачи конкурса, мы опирались на глобальные цели национального проекта и политики государства – повысить качество и комфорт городов, а также на концентрированное внимание к пожеланиям людей на оздоровление их жизни. Создать коммуникационный каркас, используя территориальные ресурсы, включить в эту, по сути, систему общественных пространств внутри микрорайонные, плохо артикулированные участки, объединить пешеходными и веломаршрутами точки привлекательности и притяжения. Об этом мы думали.
Введение в программу архитектурно-градостроительного конкурса «Ресурс периферии»
Изображение предоставлено пресс-службой Комитета по градостроительству и архитектуре
Введение в программу архитектурно-градостроительного конкурса «Ресурс периферии»
Изображение предоставлено пресс-службой Комитета по градостроительству и архитектуре

Конкурс по понятным причинам не такой громкий, как «Тучков Буян» или Музей блокады. Но, кажется, в сухом остатке он более значим для рядового горожанина?

Мы отчетливо увидели как люди, жители района активно заинтересованы в том, что касается их места жизни. Одной из черт конкурса является его междисциплинарность. Мы пригласили социологов из института дизайна и урбанистики ИТМО, и они помогли нам провести онлайн-опрос жителей. В составе приложений к программе конкурса есть карты, на которых отмечены как места, которые оцениваются людьми положительно, так и те, которые нуждаются в преобразовании. Также мы получили маршруты повседневных передвижений пешком, на велосипедах и других современных средствах мобильности. На конференции, посвященной подготовке программы конкурса, кстати, прошла она в одном из интересных мест района – Музее стрит-арта, были представители муниципального округа, городские активисты, жители.
Музей Стрит-арта на территории Завода слоистых пластиков в Красногвардейском районе
Wikimedia Commons, CC BY-SA 4.0

Какие еще особенности есть в проведении конкурса?

Как я уже отметил, мы привлекали социологов, кроме того, активный интерес проявили представители МО «Ржевка» и «Пороховые», архитектурные критики, журналисты. Была создана рабочая группа. Отмечу, что одной из задач конкурса мы видим объединение усилий, организационных и финансовых в том числе, ради осуществления единого плана по поэтапному улучшению качества жизни людей. И видим поддержку, что радует. Например, 1 декабря мы объявили конкурс вместе с администрацией района и Союзом архитекторов Санкт-Петербурга в общественном пространстве обновленной советской библиотеки – современном общественном пространстве и арт-резиденции Красногвардейского района – «Шкаф».
Библиотека и арт-резиденция ШКАФ
Фотография предоставлена библиотекой и арт-резиденцией ШКАФ

Для конкурса разработана анкета, которая помогает составить портрет жителя Красногвардейского района. Но она достаточно общая. Получается, что это формальность? Почему в Петербурге до сих пор не распространена практика соучаствующего планирования?

В рамках подготовки конкурса мы в содружестве с социологами провели два опроса. Один из них был направлен на составление «портрета жителя» и включал в себя большое количество вопросов, в том числе про возраст, род занятий, семейное положение, социальный статус, основные виды досуга и другие. Второй опрос проводился на основе карты, на которой горожанам предлагалось обозначить свои повседневные маршруты, любимые места, а также оставить свои пожелания о том, что нуждается в сохранении или изменении. Таким образом, мы получили достаточно широкое представление как о самих жителях, так и об их отношении к своему району.
Введение в программу архитектурно-градостроительного конкурса «Ресурс периферии»
Изображение предоставлено пресс-службой Комитета по градостроительству и архитектуре

Среди членов жюри – специалисты по ландшафту Лариса Канунникова и Надежда Керимова. Это говорит о том, что озеленение стало играть большую роль?

Мы не могли не пригласить представителя Комитета по благоустройству, ведь именно в сотрудничестве с коллегами, отвечающими за благоустройство территории, состояние дорог, предстоит выработать алгоритм улучшения взаимодействия между многими и зачастую разрозненными участниками процесса организации жизни людей.

Надежда Керимова является одним из членов экспертной группы, и мы надеемся, что именно от экспертов, а кроме нее как специалиста по ландшафту, также присутствуют социолог, транспортник, эколог, мы получим рекомендации для совершенствования среды во всей полноте ее проявлений как пространства для общения людей, не только между собой, но и с природой. Там, как известно, протекает прекрасная река Охта, есть усадьба Жерновка архитектора Кваренги, другие привлекательные места, которые надо общими усилиями привести в порядок и сделать достоянием жителей.
Введение в программу архитектурно-градостроительного конкурса «Ресурс периферии»
Изображение предоставлено пресс-службой Комитета по градостроительству и архитектуре

В федеральной программе создания комфортной среды малых городов большую роль играет вопрос идентичности. Как с этим обстоит дело в конкурсе «Ресурс периферии»?

Программа конкурса во многом ориентирована именно на «вытаскивание» и акцентирование особенностей, примет, достопримечательностей этого района Санкт-Петербурга: от планировочных, пространственных задач на уровне создания каркаса общественных пространств до предложений по дизайну городской среды. Панельная застройка везде одинакова, а территория, природные особенности, приметы истории – различны. На этом и необходимо сыграть.
Вид из Полюстровского парка на застройку квартала
Фотография Алены Кузнецовой
Ранее КГА проводил конкурс «Петербургский стиль XXI века», участники которого искали способы достичь высокого качества жилой среды новых районов города. Удалось ли применить наработки победителей, архитекторов бюро KATARSIS Петра Советникова и Веры Степанской?

Конкурс «Петербургский стиль XXI века» был проведен в 2016 году. В его условиях не могло быть обязательств относительно реализации, так как конкурс был для молодых архитекторов, в том числе и студентов архитектурных факультетов. Мы с удовлетворением видим успехи многих участников конкурса, в первую очередь – его победителей, и нам хочется верить, что участие в конкурсах КГА способствует профессиональному росту молодых. Так что результат пока не реализован, но это пока. Конкурсы, помимо прочего, проводятся с просветительскими целями, способствуют расширению кругозора и расширению возможностей.

В 2020 году завершилось два крупных конкурса – на парк «Тучков буян» и штаб-квартиру «Газпром нефти». Что Вы думаете об их организации и результатах? Есть ли у них принципиальные отличия от тех конкурсов, организацией которых занимается КГА?

Упомянутые вами конкурсы более высокого уровня – что естественно, учитывая статус заказчика. Решение об обустройстве на набережной Малой Невы масштабного городского парка было принято президентом России Владимиром Путиным, и с его согласия организатором конкурса выступил ДОМ РФ, пригласивший КБ Стрелка для подготовки технического задания, определения жюри и проведения всех необходимых процедур. Они справились блестяще. Было подано более 200 заявок из 50 стран. Потом жюри отобрало 8 финалистов, разработавших конкурсные предложения.

В процессе подготовки конкурса был проведен опрос жителей о названии будущего парка, но, главное, социологи опросили людей, каким они хотят видеть парк. Пожелания нашли отражение в техзадании: как вы знаете, в программе было мало функциональных объектов, не считая главного общественного здания – театра Бориса Эйфмана, так как люди хотели получить пространство для отдыха на природе в центре города.

В случае с конкурсом на штаб-квартиру Газпрома я не знаю, велась ли подобная работа с жителями, экспертами. Ведь участок известен своим уникальным археологическим слоем, поэтому сейчас мы видим реакцию общественности и логичное требование на обнародование планов по застройке столь значимого места. Меня пригласили однажды поучаствовать в круглом столе, где обсуждали проект-победитель этого конкурса – «Хрустальный корабль» японской компании Nikken Sekkei. Проект интересен, но что несколько умаляет достоинства этого конкурса по сравнению с конкурсом на концепцию парка Тучков Буян – это, конечно, отсутствие взаимодействия с горожанами, которые хотели бы, чтобы их пожелания в случае застройки Охтинского Мыса были обязательно приняты во внимание.
Концепция развития территории Охтинского мыса, 2020
Изображение предоставлено пресс-службой «Газпром нефть» © Nikken Sekkei

И в том и в другом случае на организацию конкурса и гонорары участникам были потрачены значительные средства. «Ресурс периферии», безусловно, скромнее – это открытый конкурс с призовым фондом 1,5 млн рублей. Мы не ориентируемся на звезд, а стремимся привлечь молодых архитекторов к проблемам городской среды. Вместе с тем некоторые принципы проведения конкурса у нас общие с КБ Стрелка. Мы также приветствуем междисциплинарный подход к формированию программы, к составу участников. Также ориентируемся на мнение жителей, также целью конкурса является не новое строительство, а создание зеленых общественных пространств, расширение возможностей использования людьми свободных территорий рядом с домом, улучшение качества жизни жителей, независимо от того, где они живут: в центре или на периферии города.
Официальное открытие конкурса «Ресурс периферии»
Фотография предоставлена арт-резиденцией «ШКАФ»
В заключение нашего разговора, пользуясь случаем, хочу поздравить коллектив редакции и читателей «Архи.ру» с Новым годом и Рождеством!

Пусть следующий год будет радостней и лучше, и подарит городу много новых интересных и полезных идей, которые сделают его комфортнее и красивее. В том числе – в рамках нашего конкурса «Ресурс периферии»!

30 Декабря 2020

Похожие статьи
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Пора вставать
Рассказываем об итогах конкурса «Ресурс периферии», который петербургский Комитет по градостроительству и архитектуре организовал для улучшения среды спальных районов. Работы победивших команд будут взяты за основу при разработке и реализации программы.
Технологии и материалы
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Сейчас на главной
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.