Терраньи и Голосов: Новокомум, Комо – Клуб им. Зуева, Москва. Сходства и параллели в авангарде
выставка
Наследие
дата:
02.06.2019
- 30.06.2019
страна:
Италия
город:
Комо
адрес:
Сан Пьетро ин Атрио, Via Odescalchi
Вторник-воскресенье 10:30 – 19:30
организатор:
Кураторы: Алессандро Де Маджистрис, Анна Вяземцева
Фотопроект: Роберто Конте
Идея и координация: Эбе Джанотти – Made In MAARC
График и дизайн экспозиции: Джованна Саладанна – Made In MAARC
При сотрудничестве администрации Комо и Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева
В центре экспозиции – сопоставление двух зданий – Новокомума в Комо и Клуба им. Зуева в Москве, основанное на архивных документах и сравнении их формальных характеристик.
Под патронажем:
Министерство культуры Италии
Итальянский институт культуры в Москве
Регион Ломбардия
Политекнико, Милан – Школа архитектуры
Университет «Тор Вергата», Рим – Кафедра истории архитектуры
НИИТИАГ, Москва
Союз архитекторов Комо,
Союз инженеров Комо,
Общество Друзей музеев и исторических и художественных памятников Комо
Музей шелка, Комо
Дом поэзии, Комо
Фонд Алессандро Вольта
Общество Театра Комо
Выставка "Терраньи и Голосов: Новокомум в Комо - Клуб им. Зуева в Москве. Сходства и параллели в авангарде" является первой в серии выставок проекта Made In MAARC, посвященных рационалистической архитектуре и абстрактному искусству Комо. В ХХ веке Комо стал колыбелью новых художественнных тенденций в Италии: именно здесь родились и работали Антонио Сант-Элия (1888-1916) – основоположник архитектурного футуризма и герой настоящей выставки Джузеппе Терраньи (1904 – 1943), а на рубеже 1920-1930-х сформировалось своеобразное направление абстрактного искусства.
Цель проекта – показать взаимодействие архитектурного и художественного авангарда Комо, одного из первых в Италии, с аналогичными течениями в Европе, содействовать распространению знаний о нем и богатстве его наследия на международном уровне, а также привлечь внимание к значению роли, которую Комо сыграл в международной полемике о современной архитектуре. В проекте принимают участие итальянские и зарубежные исследователи. Открытие выставки состоится 1 июня 2019 в 18.00 в выставочном пространстве Сан Пьетро ин Атрио в Комо.
Пресс-конференция пройдет в день открытия в 11.30 часов в Палаццо Альбриччи Перегрини на виа Ровелли 28 при участии кураторов Алессандро Де Маджистрис (Политекнико, Милан) и Анны Вяземцевой (Университет Рим–3 и НИИТИАГ, Москва), а также фотографа Роберто Конте. Будут также присутствовать советник по культуре администрации Комо Карола Джентилини, президент архива Терраньи Аттилио Терраньи, директор Государственного музея имени А. В. Щусева Елизавета Лихачева и заведующая сектором научного экспозиционно-выставочного отдела Полина Стрельцова.
Выставка является продолжением международной конференции, организованной Made In MAARC в 2016 году в Союзе архитекторов Комо. Она представляет результаты научного исследования, посвященного выявлению возможных контактов и взаимовлияния архитекторов Джузеппе Терраньи и Ильи Голосова. Кроме того, она включает описание культурных связей между двумя странами и международного исторического контекста. В центре экспозиции – сопоставление двух зданий – Новокомума в Комо и Клуба им. Зуева в Москве, основанное на архивных документах и сравнении их формальных характеристик. Выставка ориентирована не только на специалистов, но и самую широкую аудиторию, с целью привлечь внимание жителей Комо и туристов к уникальному и богатому местному наследию ХХ века. Именно по этой причине пояснительные тексты представлены на двух языках – итальянском и английском, а экспонаты поданы в яркой, доступной и привлекательной форме. Учитывая популярный характер выставки, в Комо экспонаты представлены в репродукциях, воспроизводящих реальный размер чертежей и рисунков, в Москве же экспозиция будет дополнена оригиналами. Эскизы и проекты Клуба им. Зуева впервые сопоставляются с проектными материалами Новокомума, экспозицию сопровождают богатый визуальный ряд, архивные документы и фотографии. Специально для выставки был подготовлены фотопроект Роберто Конте, выполненный в 2016-2019 гг., и документальный фильм (сценарий – Анна Вяземцева, сьемки – Антон Овчаров), основанный на интервью с ведущими исследователями искусства и архитектуры авангарда в Италии и России. Выставку сопровождает насыщенная программа мероприятий для широкой аудитории.
Отрывок кураторского предисловия к выставке:
Выставка посвящена двум шедеврам архитектуры ХХ века: жилому дому “Новокомум” и рабочему клубу им. Зуева. Эти два совершенно разных по назначению здания были спроектированы и построены почти одновременно – в 1927– 1930 годах, в странах, разделенных культурно, политически и экономически, то есть в довольно различных условиях. Авторами их были архитекторы разных поколений, с разным профессиональным образованием и опытом. Илья Голосов был уже известным сорокалетним мастером, одной из ключевых фигур архитектуры мирового авангарда. Терраньи только начинал проектировать, но уже уверенно входил в круг мастеров, ратовавших в 1920-х годах за обновление итальянской архитектуры в согласии с тем, что происходило в других странах: молодое советское зодчество, знакомое Западу, представляло собой значительное и оригинальное явление.
Глубоко различные условия работы в 1930-1940-е годы определили для творчества обоих мастеров совершенно разные пути развития. Обе постройки сразу же стали знаковыми произведениями новой архитектуры. Но в 1930-е годы, при сложившихся тоталитарных режимах в обеих странах, их судьба сложилась особенным образом. Несмотря на очевидные различия, здания сочли похожими, главным образом, из-за схожести, на первый взгляд, основного формального акцента – стеклянного цилиндра, встроенного в угол здания и определившего в обоих случаях не только характер постройки, но и всего его окружения.
Сначала сравнение постройки Терраньи с советским конструктивизмом и “большевистской” архитектурой получило резкие отлики в профессиональной полемике, отразившейся на истории завершения Новокомума, а затем сказалось и на дальнейшей неоднозначной рецепции построек Терраньи. В послевоенное время те же эпитеты стали вновь поводом для сравнения, основанного, главным образом, на формальном прочтении, где свой вклад оставил сам Бруно Дзеви.
Вскоре сравнение «Новокомума» с Клубом им. Зуева превратилось в клише истории «современного движения». Как ни парадоксально, но этот эпизод так никогда и не стал предметом более детального исследования, основанного на архивных документах и изучении культурных контактов между Италией и СССР, которое могло бы выявить возможные точки пересечения ее протагонистов. Посмертная судьба героев этой выставки сложилась по-разному: Терраньи стал самым известным в мире итальянским архитектором межвоенного времени, тогда как Голосов, несмотря на значимость своих произведений и теоретической мысли, до настоящего времени на Западе сколько-нибудь серьезно не изучался.
Приглашая зрителя сравнивать и размышлять, выставка избегает упрощений и скороспелых сопоставлений, она знакомит зрителя с двумя ключевыми произведениями архитектуры ХХ века и рассказывает о сопровождавших их появление непростых событиях истории Италии и Советского Союза между двумя мировыми войнами.