Всё для людей – в космосе

НАСА выбрало лучший напечатанный на 3D-принтере дом для жизни на Марсе.

Автор текста:
Алина Измайлова

mainImg
Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США подвело итоги своего масштабного конкурса по «изобретению» жилья, которое можно использовать при колонизации Марса, Луны и других планет. Победителем завершающего этапа стало нью-йоркское «мультипланетарное архитектурное и технологическое проектное агентство» AI SpaceFactory. Конкурс 3D-Printed Habitat Challenge стартовал в 2015 и состоял из нескольких серий. В общей сложности в этом «долгоиграющем» проекте НАСА успели проявить себя 60 команд.
Проект MARSHA
© AI SpaceFactory and Plomp

Финальное состязание проходило с 1 по 4 мая на полигоне Университета Брэдли, штат Иллинойс. За три дня участники должны были построить прототип своего проекта с помощью роботов и 3D-принтера. Марсианское жилище MARSHA высотой 4,5 метра (в три раза меньше предполагаемого оригинала), предложенное AI SpaceFactory, привлекло судей своим «гуманистическим» дизайном. Инженеры намеренно отказались от популярных в космической архитектуре объемов: вместо опирающегося на поверхность планеты купола или врытого туда наполовину бункера они предложили структуру в форме вытянутого яйца. Разработчики позаботились не только о минимальном воздействии на окружающую среду, но и психологическом комфорте членов экспедиции.
Проект MARSHA
© AI SpaceFactory and Plomp

Четырехэтажное здание заполнено естественным светом, поступающим из большого проема в потолке и небольших окон по периметру. Окна расположены на всех четырех этажах и в сумме охватывают панораму на все 360° вокруг постройки. В дом также планируют встроить систему освещения, которое будет соответствовать земным циркадным циклам.
  • zooming
    1 / 8
    Проект MARSHA
    © AI SpaceFactory and Plomp
  • zooming
    2 / 8
    Проект MARSHA
    © AI SpaceFactory and Plomp
  • zooming
    3 / 8
    Проект MARSHA
    © AI SpaceFactory and Plomp
  • zooming
    4 / 8
    Проект MARSHA
    © AI SpaceFactory and Plomp
  • zooming
    5 / 8
    Проект MARSHA
    © AI SpaceFactory and Plomp
  • zooming
    6 / 8
    Проект MARSHA
    © AI SpaceFactory and Plomp
  • zooming
    7 / 8
    Проект MARSHA
    © AI SpaceFactory and Plomp
  • zooming
    8 / 8
    Проект MARSHA
    © AI SpaceFactory and Plomp

Обстановка марсианского укрытия приближена к домашней: здесь есть отдельные каюты для членов экипажа, комната для неформального общения и отдыха и даже мини-сад. От больших перепадов температур на «красной планете» обитателей MARSHA призваны спасти двойные стены. Большое внимание авторы проекта также уделили устойчивости сооружения к атмосферному давлению и структурным нагрузкам.
Проект MARSHA
© AI SpaceFactory and Plomp

Судьи оценили экологичность строительного материала, а также долговечность, герметичность и прочность постройки. Конструкция сделана из смеси базальтового волокна (на Марсе его собираются добывать из местного грунта) и биопластика на растительной основе. По итогам испытаний этот материал оказался более прочным и долговечным, нежели его бетонный конкурент (на этом этапе в конкурсе участвовала также команда Университета штата Пенсильвания).
  • zooming
    1 / 4
    Строительство прототипа MARSHA
    © AI SpaceFactory
  • zooming
    2 / 4
    Строительство прототипа MARSHA
    © AI SpaceFactory
  • zooming
    3 / 4
    Строительство прототипа MARSHA
    © AI SpaceFactory
  • zooming
    4 / 4
    Строительство прототипа MARSHA
    © AI SpaceFactory

Как пояснил основатель AI SpaceFactory Дэвид Мэлотт в интервью на сайте Space Bandits, самым большим препятствием для строительства в космосе является чрезвычайно дорогая транспортировка стройматериалов. Так, по словам Мэлотта, за 100 млн долларов на Луну можно привезти 5 тонн груза, при этом средний дом на Земле весит около 50 тонн. Поэтому строительство аналогичного на Луне обойдется в 1 млрд долларов, а чтобы доставить на наш естественный спутник все необходимые ресурсы, потребуется около 10 рейсов. «За ту же цену мы могли бы посадить [на Луну] 50 роботизированных аппаратов и построить [целую] лунную деревню – когда научимся собирать материалы с поверхности», – говорит основатель космического стартапа.
Проект MARSHA
© AI SpaceFactory and Plomp

Технологии строительства на далеких небесных телах инженеры надеются адаптировать под земные нужды. «Колонизация Луны и Марса проложит путь к исследованию дальнего космоса и обеспечит доступ к энергии и ресурсам. Земля имеет ограниченное количество ресурсов, и [хотя] мы уже привели наш климат к критической точке, треть планеты [все еще] живет в непригодных условиях. Технологии AI SpaceFactory, разработанные для космоса, изменят подход к строительству на Земле», – уверен Дэвид Мэлотт. В ближайшее время агентство планирует приступить к проекту TERA (от terrestrial analogue) – «земному аналогу» MARSHA. Финансирование планируется собрать по схеме краудфандинга.
Проект MARSHA
© AI SpaceFactory and Plomp

Отметим, что на одном из предыдущих этапов конкурса НАСА в число победителей вошел бывший российский стартап Apis Cor (теперь фирма базируется в Бостоне). Вместе с нью-йоркской командой SEArch+ бостонская фирма предложила лучший, по мнению судей НАСА, архитектурный план и интерьер для космического жилища. Проект консорциума представляет из себя витую башню, где в течение земного года могут жить и работать четыре человека.



Компания Apis Cor, которая делает оборудование для 3D-печати зданий, была создана молодым инженером из Иркутска Никитой Чен-юн-таем. В 2017 с помощью собственных машин Apis Cor напечатала дом в подмосковном Ступине. Компания SEArch + – помимо профессиональных достижений – интересна тем, что в ее руководстве преимущественно женщины. Уже более десяти лет они работают над проектированием жилищ за пределами Земли. 
Проект MARSHA
© AI SpaceFactory and Plomp
Проект MARSHA
© AI SpaceFactory and Plomp
Проект MARSHA
© AI SpaceFactory and Plomp
Проект MARSHA
© AI SpaceFactory and Plomp
Строительство прототипа MARSHA
© AI SpaceFactory
Строительство прототипа MARSHA
© AI SpaceFactory
Строительство прототипа MARSHA
© AI SpaceFactory
Строительство прототипа MARSHA
© AI SpaceFactory
Строительство прототипа MARSHA
© AI SpaceFactory
Строительство прототипа MARSHA
© AI SpaceFactory
Строительство прототипа MARSHA
© AI SpaceFactory
Строительство прототипа MARSHA
© AI SpaceFactory
Строительство прототипа MARSHA. Команда AI SpaceFactory
© AI SpaceFactory
Строительство прототипа MARSHA. Команда AI SpaceFactory
© AI SpaceFactory


16 Мая 2019

Автор текста:

Алина Измайлова
comments powered by HyperComments

Статьи по теме: Робототехника в строительстве

Своды-модули
Начальную школу Лушань по проекту Zaha Hadid Architects в сельской местности на юго-востоке Китая помогут построить роботы.
И снова подражая природе
В Штутгартском университете появился «плетёный» павильон, построенный с помощью роботов и дрона. Конструктивный принцип авторы позаимствовали у личинки моли.
Иглокожее из фанеры
В Штутгартском университете построили экспериментальный павильон, прототипом которого послужил панцирь морского ежа.

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Двенадцать формул
Два московских учебных заведения показывают в открытых мастерских Баухауза проект, посвященный общественным пространствам. Методы спекулятивного дизайна и «сенсорная урбанистика» помогли поставить правильные вопросы и получить серьезные выводы.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Умер Иона Фридман
Архитектор-теоретик, озвучивший в конце 1950-х идею мобильной, саморазвивающейся силами жителей и изменяемой архитектуры – своего рода пространственной сети, приподнятой над традиционным городом и способной охватить весь мир.
Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Новое время Советской площади
Благоустройство центральной площади Гаврилова Посада, профинансированное из трех источников и призванное помочь городу стать туристическим, выглядит современно и ставит задачи осмысления местной идентичности.
Разобрано по весне
Временный и уже разобранный павильон на площади перед «Зарядьем»: кольцеобразный, с деревянной конструкцией и фасадом из металла и поликарбоната. Внутри был тот самый искусственный снег, березы елки.
Метод обнимания
TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью предальпийского городка в итальянском Трентино-Альто-Адидже.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.