Experiment R. Фотография © Asbjørn Søndergaard
По данным Архитектурной школы Орхуса, самый дорогостоящий «компонент» нестандартных бетонных конструкций в наши дни – это их опалубка. В проекте Experiment R затраты на её производство удалось снизить вполовину; не последнюю роль здесь сыграли дешёвые материалы – пенополистирол и МДФ. Кроме того, исследователям удалось сэкономить и на бетоне: на изготовление ажурной структуры ушло примерно на 70% меньше материала (если сравнивать с возведением аналогичного объекта по стандартной технологии). Сверхпрочный бетон марки CRC i2® предоставил производитель Hi-Con.
Experiment R. Фотография © Asbjørn Søndergaard
Сложную опалубку команда авторов придумала совместно с компанией Odico Formwork Robotics. В основе разработки лежит метод топологической оптимизации, который помогает найти для объекта наиболее «правильную» форму и структуру – с наилучшим распределением материала и сохранением необходимых характеристик. Метод стал широко известен в 1980-е, а с появлением 3D-печати получил второе дыхание; сейчас структурная оптимизация востребована преимущественно в авиационной и автомобильной индустрии. Орхусский эксперимент – пожалуй, первый полномасштабный образец, способный продемонстрировать архитекторам преимущество этого подхода.
Experiment R. Фотография © Asbjørn Søndergaard
Детали для опалубки вырезали с помощью абразивной проволоки, которой действовал промышленный робот. Скорость её вращения чрезвычайно высока (около 45 м/с), что в сотню раз ускоряет процесс производства формы для заливки. Для сравнения: обычный фрезерный станок с ЧПУ обрабатывает поверхность площадью 1м2 за 3-5 часов, робот-манипулятор с этим же объемом работы независимо от сложности справляется за 15 секунд.
Experiment R. Фотография © Asbjørn Søndergaard
Белоснежный прототип весом 19 тонн собрали из шести получившихся блоков и скрепили болтами.
Experiment R. Фотография © Asbjørn Søndergaard
Все компоненты для производственного процесса планируют упаковать в грузовой контейнер, чтобы получился мобильный передвижной мини-завод (ему уже придумали имя – Factory on the Fly), а в июле 2019-го сдать в коммерческую эксплуатацию.
Experiment R. Фотография © Asbjørn Søndergaard
Experiment R. Фотография © Asbjørn Søndergaard
Experiment R. Фотография © Asbjørn Søndergaard
Experiment R. Фотография © Asbjørn Søndergaard
Experiment R. Фотография © Asbjørn Søndergaard
Experiment R. Фотография © Asbjørn Søndergaard
Experiment R. Фотография © Asbjørn Søndergaard
Experiment R. Фотография © Asbjørn Søndergaard
Experiment R. Изображение предоставлено Asbjørn Søndergaard