Дом будущего близ Цюриха

В Швейцарии появился первый «настоящий» жилой дом, который проектировали компьютеры, а строили роботы и 3D-принтер.

mainImg
В конце февраля площадка NEST («Гнездо») в швейцарском Дюбендорфе пополнилась новым модулем. Трехэтажная постройка DFAB HOUSE (расшифровывается как Digital Fabrication and Living – «цифровое изготовление и проживание») стала первым по-настоящему обитаемым домом, изготовленным «от и до» по цифровым технологиям: с помощью трехмерного моделирования, роботов и 3D-принтера.
DFAB HOUSE
© NCCR Digital Fabrication / Roman Keller

Первые жильцы – сотрудники исследовательских лабораторий Empa и Eawag* – въедут сюда в ближайшие два месяца. Пространство планируют использовать не только как жилье, но и в качестве испытательного полигона, где в реальных условиях будут тестировать новинки строительной и энергетической отраслей. Основная идея проекта состоит в том, чтобы сделать возведение зданий не только более эффективным, но и устойчивым.
DFAB HOUSE
© NCCR Digital Fabrication / Roman Keller

DFAB HOUSE установили на самой верхней платформе комплекса NEST. NEST – это своего рода полномасштабная исследовательская лаборатория, состоящая из центрального ядра, на который крепятся дома-модули. Один из последних – UMAR – посвящен проблеме загрязнения окружающей среды. Он полностью состоит из «одолженных на время» материалов – переработанных и готовых к последующему повторному использованию.
DFAB HOUSE
© NCCR Digital Fabrication / Roman Keller

Новая постройка площадью 200 м2 – результат долгосрочного сотрудничества профессуры Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zürich) и экспертов 30 промышленных компаний. Тонкий бетонный потолок жилища вылит в опалубке, напечатанной на 3D-принтере, а его волнообразная стена выложена роботом-строителем. Авторы проекта считают, что помещение напоминает работы Ханса Руди Гигера, знаменитого своими эскизами к фильму «Чужой» и дизайном микрофонной стойки фронтмэна группы Korn.
  • zooming
    1 / 4
    DFAB HOUSE
    © NCCR Digital Fabrication / Roman Keller
  • zooming
    2 / 4
    DFAB HOUSE
    © NCCR Digital Fabrication / Roman Keller
  • zooming
    3 / 4
    DFAB HOUSE
    © NCCR Digital Fabrication / Roman Keller
  • zooming
    4 / 4
    DFAB HOUSE
    © NCCR Digital Fabrication / Roman Keller

Два последних этажа дома держат деревянные рамы, расположение которых было смоделировано на компьютере. В монтаже участвовали два строительных робота. Цифровое проектирование, по словам инженеров, позволило оптимизировать и сэкономить значительное количество материала.
  • zooming
    1 / 3
    DFAB HOUSE
    © NCCR Digital Fabrication / Roman Keller
  • zooming
    2 / 3
    DFAB HOUSE
    © NCCR Digital Fabrication / Roman Keller
  • zooming
    3 / 3
    DFAB HOUSE
    © NCCR Digital Fabrication / Daniel Sanz Pont

Архитектурный потенциал цифровых технологий огромен, но почти не используется на стройплощадках, сетует команда. Экспериментальные проекты вроде DFAB должны ускорить переход от теории к практике, считает профессор ETH Zürich Маттиас Колер (Matthias Kohler).



Дом получился футуристичным: по команде поднимаются жалюзи и начинает кипятиться вода в чайнике; здесь работает многоступенчатая система охраны и управления освещением. Работу «умного» дома обеспечивает оборудование компании digitalSTROM.
DFAB HOUSE
© NCCR Digital Fabrication / Roman Keller

«Умные» технологии работают не только на бытовом уровне – они также помогают контролировать энергопотребление. Фотоэлементы на крыше дают энергию – в среднем в полтора раза больше, чем необходимо для поддержания дома, а «интеллектуальная» система управления контролирует ее расход и сглаживает пики нагрузки. Тепло от сточных вод не растрачивается зря, а передается дальше через теплообменники, установленные в душевых поддонах. Неиспользованная горячая вода возвращается по трубам обратно в бойлер, что позволяет не только экономить энергию и воду, но и предотвращать рост бактерий в трубах.

*Empa – Федеральные лаборатории материаловедения и технологии, Eawag – Федеральный институт науки и технологий. Оба входят в состав Швейцарских федеральных технологических институтов (наряду с ETH Zürich).
DFAB HOUSE
© NCCR Digital Fabrication / Tom Mundy
DFAB HOUSE
© NCCR Digital Fabrication / Andrei Jipa
DFAB HOUSE
© NCCR Digital Fabrication / Roman Keller
DFAB HOUSE
© NCCR Digital Fabrication / Roman Keller
DFAB HOUSE
© NCCR Digital Fabrication / Andrei Jipa
DFAB HOUSE
© NCCR Digital Fabrication / Gramazio Kohler Forschung
DFAB HOUSE
© NCCR Digital Fabrication
DFAB HOUSE
© NCCR Digital Fabrication
DFAB HOUSE
© NCCR Digital Fabrication
DFAB HOUSE
© NCCR Digital Fabrication / Roman Keller
DFAB HOUSE
© NCCR Digital Fabrication / Roman Keller
DFAB HOUSE
© NCCR Digital Fabrication / Roman Keller
DFAB HOUSE
© NCCR Digital Fabrication / Roman Keller
DFAB HOUSE
© NCCR Digital Fabrication / Roman Keller
DFAB HOUSE
© NCCR Digital Fabrication / Roman Keller
DFAB HOUSE
© NCCR Digital Fabrication / Daniel Sanz Pont
DFAB HOUSE
© NCCR Digital Fabrication / Roman Keller
DFAB HOUSE
© NCCR Digital Fabrication / Roman Keller
DFAB HOUSE
© NCCR Digital Fabrication / Roman Keller

18 Марта 2019

Скелет суккулента
Сотрудники и студенты Штутгартского университета построили павильон с несущей конструкцией из льняного волокна, которая повторяет строение кактуса.
Своды-модули
Начальную школу Лушань по проекту Zaha Hadid Architects в сельской местности на юго-востоке Китая помогут построить роботы.
И снова подражая природе
В Штутгартском университете появился «плетёный» павильон, построенный с помощью роботов и дрона. Конструктивный принцип авторы позаимствовали у личинки моли.
Иглокожее из фанеры
В Штутгартском университете построили экспериментальный павильон, прототипом которого послужил панцирь морского ежа.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.