Светильник в кубе: Европа в поисках идентичности

Новая штаб-квартира Европейского совета в Брюсселе, масштабный проект, завершенный в непростое для Евросоюза время – еще один пример сложности воплощения амбициозных архитектурных замыслов в обстановке политической игры.

mainImg
Названное «Европой», новое здание Европейского совета – современное воплощение образа государственного института в архитектуре и пример экологичной модели строительства. Этот «дом европейских государств-членов ЕС» возник как реакция на необходимость проведения встреч участников Евросоюза в одном месте. Чиновники работают здесь с января 2017 года.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Quentin Olbrechts
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © European Union

Этого сооружения ждали десять лет; построено оно было с опозданием в 21 месяц и с на первый взгляд выросшим бюджетом. Итоговая стоимость постройки – 321 млн евро, а первоначальная смета – 240 млн, однако это не было превышением изначально запланированной суммы, а лишь следствием индексации сметы с учетом инфляции. Оригинальная конструкция «Европы» привела к задержкам в ходе строительства, а также к проблемам с оплатой. Однако бюджет новой штаб-квартиры Европейского союза все же оказался гораздо скромнее стоимости нового здания НАТО, расположенного на другой стороне Брюсселя: в его случае речь идет о сумме около миллиарда евро.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © European Union

Такие случаи стали частыми в европейском контексте. Нереалистичные прогнозы стоимости и сроков строительства – распространенная проблема государственных заказов. Достаточно вспомнить парижскую филармонию Жана Нувеля, недооцененную в три раза, или Филармонию Herzog & de Meuron в Гамбурге, стройка которой затянулась на семь лет дольше задуманного. Запрос на новаторство и уникальность, характерные для подобных проектов, обычно возникает на базе политических амбиций, которые не позволяют адекватно предсказать затраты или даже заставляют намеренно скрывать их. Но все чаще амбициозные государственные заказы сталкиваются с реальностью кризиса, что ставит под сомнение такой подход к архитектуре.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart

Увеличившиеся расходы на здание Европейского совета не ускользнули от внимания евроскептиков и стали очередным поводом для полемики в прессе. К примеру, немецкая газета Bild осудила призывы председателя ЕС Хермана Ван Ромпея к экономии ресурсов, прозвучавшие параллельно с презентацией здания. Британские издания назвали по этой причине Европейский Союз «бюрократическим органом, который тратит экстравагантные суммы»; популярная ежедневная газета Daily Mail, поддержавшая Brexit, не оценила такую архитектурную новизну (и особенно ее стоимость), написав, что «здание стало одним из наиболее очевидных символов расточительства». В 2011 премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон отозвался о неуместности строительства этого сооружения в контексте кризиса и выступил с инициативой заморозить бюджет ЕС для реализации такого рода проектов.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Thierry Henrard

Однако, если вспомнить предысторию проекта, идея создания нового пространства для заседаний Совета пришла далеко не вчера, и обстановка на континенте тогда была совсем иной. В 2001 страны-участники ЕС, в том числе позже осудившая проект Британия, поддержали инициативу – построить новую штаб-квартиру для Совета. Его предыдущее здание, корпус «Юстус Липсиус», по площади в три раза меньше новой «Европы»: оно было спроектировано в середине 1980-х, когда Жак Ширак еще не предложил проводить все встречи в Брюсселе, а ЕС готовился к росту до 12 или даже 15 членов, но никак не до 28-ми.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart

Но после договора в Ницце в 2004 Брюссель был официально назначен столицей ЕС, и стало очевидно, что в городе нет пространств для всех необходимых мероприятий. Бельгийское государство как заказчик организовало международный конкурс на новое здание; в январе 2005 года были отобраны 25 проектов, шесть из которых вышли в финал. По результатам второго этапа конкурса, длившегося три месяца, грандиозный проект в 71 тысячу квадратных метров был поручен бельгийским архитекторам Philippe Samyn and partners в сотрудничестве со студией Valle Progettazioni (Италия) и инженерами Buro Happold (Великобритания).
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart

Одним из конкурсных критериев было соответствие проекта принципам устойчивого развития. «Мы должны были разработать проект с учетом внимательного отношения к окружающей среде, и в то же время создать архитектурный символ», – вспоминает Филипп Самен. Образ здания – это «светильник в стеклянном абажуре», как окрестил автор свой эллипсоидный объем внутри прозрачного куба, который освещает в ночное время Европейский квартал в неудачно урбанизированной зоне. Штаб-квартира находится в «административном гетто», обширной монофункциональной территории без четкого характера, которая простирается на три квадратных километра. Здесь каждый день трудятся 100 тысяч «еврократов». Для горожан это – безликая часть Брюсселя, которая страдает отсутствием оригинальности, что вызвано полным подчинением офисной архитектуры финансовым соображениям.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart

«Как правило, сооружения подобного значения, к примеру, Белый дом, помещают в основании километровой перспективы, по принципу Версаля. В случае этого проекта Европейский совет принял решение разместить постройку в месте с точки зрения архитектуры ничем не примечательном. Здание расположено вдоль улицы Закона (рю де Луа), которая, нужно отметить, – «проточный канал» для машин. Это жест трогательной скромности», – рассуждает Самен.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart

Строительство этого объекта представляло собой длительный и трудоемкий процесс редкой сложности. На многих этапах шел поиск оригинальных решений. Так, здание оборудовано различными экологическими компонентами. Кровля полностью покрыта солнечными панелями, создана система сбора и хранения дождевой воды, которая поступает в санитарные узлы; в интерьере уровень влажности, освещение и температура воздуха регулируются специальным оборудованием. Структура фасада оптимизирована, что снизило на 30% количество использованной стали в сравнении с традиционными решениями. Неспроста Филипп Самен часто напоминает о своей двойной профессии – архитектора и инженера, отмечая, что архитектура – это искусство инженерной мысли.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart

Постройка состоит из двух частей: как поясняет архитектор, это сделано с целью объединить культурное наследие с современностью. Новое сооружение примыкает к обновленному историческому памятнику в стиле ар деко – Résidence Palace. Этот уникальный жилой комплекс на 180 квартир класса люкс, построенный в 1920-е годы швейцарским архитектором Мишелем Полаком, включал в себя множество интересных «объектов сервиса»: театр на 516 мест, панорамный ресторан, залы заседаний, бассейн, турецкие бани, зал для фехтования и даже теннисный корт на крыше. В своем проекте Филипп Самен сохранил его оригинальные фасады и часть интерьеров. Внутри изысканного комплекса он разместил кабинет президента Евросоюза и офисы национальных делегаций.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart

«Работа архитектора – это организация пустоты, которая возникает в процессе строительства». Восьмиуровневые крылья Résidence Palace имеют ширину в семь метров и образуют широкий квадратный двор со стороной в 70 метров. Следуя предписанным для участка ограничениям и указаниям городского плана, архитектор заполнил пустоту между двумя крыльями L-образного блока памятника кубическим объемом. Затем он деликатно поместил эллипсоид в этот куб; пустота между этими геометрическими телами образует атриум с главным вестибюлем и вмещает переходы между разными уровнями.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Quentin Olbrechts

По словам Самена, напоминающая амфору форма «светильника» была продиктована не эстетическими предпочтениями, а, прежде всего, функциональными и конструктивными ограничениями. «Такая форма возникла по двум причинам: во-первых, функциональные пространства… то расширяются, то уменьшаются на разных уровнях. …Узкое основание светильника объясняется тем, что мы не могли опереться на всю площадь участка из-за проходящего рядом железнодорожного туннеля Шумана». Этот объем – словно гигантская урна для голосования. Ее узкое основание – это минимальная площадь, требуемая для зала пресс-конференций на уровне +1, а наименьшее верхнее сужение – помещение столовой на 50 человек на уровне +11. Самый широкий уровень – +3 и +5 – это большой зал на 250 человек.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Quentin Olbrechts

Снаружи здание выглядит как полупрозрачный защитный экран, за которым можно различить контур «светильника», оберегаемого от внешнего воздействия. Двойной фасад из экстрапрозрачного стекла имеет толщину 2,70 метра: такой «буфер» максимально защищает интерьер от шума дорожного движения и обеспечивает теплоизоляцию.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © European Union

Внешняя оболочка организована по принципу лоскутного одеяла: она состоит из 3750 деревянных оконных рам, которые происходят из 28 стран, составлявших до выхода из ЕС Великобритании Европейский Союз. Дубовые рамы были собраны во время реконструкции или сноса на многочисленных стройках Европы и вторично использованы в Брюсселе. «Эти подлинные старые профили были отшлифованы, очищены, восстановлены, покрыты лаком и размещены в больших рамах из нержавеющей стали (размером 5,40 м на 3,54 м – прим. Н.Д.), чтобы сформировать фасадный фронт. Это сделано для продвижения идеи переработки материалов, а также как дань ремеслу и культурному разнообразию в Европе», – поясняет Самен. Фасад здания символически воплощает идею о равном участии всех членов ЕС в управлении союзом и призван соответствовать девизу «единство в многообразии».
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © European Union

«Одна из моих основных задач была сделать эту постройку веселой, так как сооружения подобного назначения обычно бессмысленно устрашающего вида», – признается архитектор. Как и фасад, многоцветные покрытия в интерьере формируют принцип калейдоскопа. Оформление интерьера – это результат сотрудничества архитектора и художника. «Я решил пригласить Жоржа Мёрана, чтобы создать гимн радости», а также из-за «его способности соединять квадраты, прямоугольники и цвет в особую алхимию, которая создает пространство дружелюбия и гостеприимства, – рассказывает Филипп Самен. – Я хотел поднять настроение главам государств, приезжающим в Брюссель решать неразрешимые головоломки». Любопытно, что похожий цветной калейдоскоп был сделан Ремом Колхасом 10 лет назад в проекте флага Европы – на основе 28 флагов стран-участниц ЕС.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © European Union

Одним из важнейших требований к проекту было обеспечение здания необходимым уровнем безопасности для проведения мероприятий на высшем уровне. После теракта 11 сентября 2001 в государственных учреждениях подобного типа были введены новые нормы: так, первый этаж отныне не может вмещать коммерческие функции, что, конечно, формирует закрытый характер улицы. «Europa, безусловно – привлекательное здание, оно веселее, чем другие, но у него те же недостатки, что и у всех европейских институтов: оно выражает закрытость в общественном пространстве, которое свидетельствует о дистанции между ЕС и его гражданами», –говорит Марко Шмитт (Marco Schmitt), архитектор и член Ассоциации Европейского квартала в Брюсселе. Он обращает внимание на то, что вход в здание узкий и устроен в заниженной части постройки, а требования обеспечить безопасность взяли верх над предоставлением горожанам общественного пространства. Также в целях безопасности здание закрыто для посещения за исключением одного раза в год, в мае – по случаю Дня Европы.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © European Union

Новая штаб-квартира Европейского совета представляет собой попытку создания средствами архитектуры современного символа государственного учреждения. Европа находится в наши дни на переходном этапе, когда вопрос об образе ЕС и его воплощении до конца не определен. Как отмечал в 2001 в своем исследовании европейской идентичности Рем Колхас, «материализация» Европы в Брюсселе происходит без четкой архитектурной цели и эстетической ясности; уже в то время он указывал на отсутствие мощного символа. В этом же исследовании Умберто Эко выдвинул другую версию, предпочитая идею «мягкой столицы»: он сравнил Европейский Союз с информационной сетью, где Брюссель играет роль сервера. «Мне смешно, когда я слышу, что Брюссель нуждается в большом сооружении наподобие Колизея или Эмпайр-стейт-билдинг! Европа должна найти более горизонтальный язык, отражающий различия и диалог между культурами, а не язык иерархии», – рассуждал Эко.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart

С другой стороны, бельгийский графический дизайнер Эдуард Де Ландтсхер (Eduard De Landtsheer) высказывает иное, более прагматичное мнение, в принципе ставя под сомнение амбициозные проекты: «Сегодня Европе не хватает сил перед лицом глубокого кризиса. Не через строительство грандиозных монументов мы найдем свое лицо!»
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © European Union
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © European Union
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © European Union
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Quentin Olbrechts
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart, цвета © Georges MEURANT
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart, цвета © Georges MEURANT
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart, цвета © Georges MEURANT
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Quentin Olbrechts, цвета © Georges MEURANT
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Quentin Olbrechts, цвета © Georges MEURANT
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Thierry Henrard
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © European Union, цвета © Georges MEURANT
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © European Union, цвета © Georges MEURANT
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © European Union, цвета © Georges MEURANT
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart, цвета © Georges MEURANT
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart, цвета © Georges MEURANT
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart, цвета © Georges MEURANT
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Thierry Henrard
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Thierry Henrard
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Thierry Henrard
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Thierry Henrard
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
zooming
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Thierry Henrard
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Andrès Fernandez Marcos
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Andrès Fernandez Marcos
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Andrès Fernandez Marcos
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers

25 Мая 2017

Похожие статьи
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Технологии и материалы
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Сейчас на главной
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Сад знаний
NF studio разработало технологию образовательного комплекса «Летово. Джуниор» в соответствии с актуальными тенденциями, учитывающими потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Серебряные коньки
Офисный квартал STONE Калужская сопровождают два жилых дома, что делает комплекс, а это именно он, взвешенным с функциональной точки зрения. Архитекторы Kleinewelt сделали дома серебристыми под стать офисным корпусам. В чем сходство, в чем отличия и при чем тут «Серебряные коньки» – читайте в нашем материале.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
Дан приказ ему на Сити, ей в другую сторону...
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Пресса: Движимые недвижимостью: Архитектурные и жилищные...
Что можно сказать об архитекторе по его дому, как традиции трансформируются под влиянием разгерметизации сообществ, где прорастают спустя полвека бумажные замки концептуалистов. Поступления на тематические полки ко Дню архитектора.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Русский Север и Арктика: четыре проекта
В Архангельской, Вологодской, Мурманской областях и Республике Карелия утверждена Туристическая межрегиональная схема территориального планирования. Ее цель – превратить сложный для путешествий регион в связанное и доступное направление. Ключевой инструмент – создание четырех межрегиональных «коридоров», которые укрепят горизонтальные связи между точками притяжения. В рамках стратегии разработаны пилотные проекты, которые и показываем.
Жила, жива и будет жить
Как сейчас принято, выставка куратора Сергея Хачатурова «Готический ампир» совмещает открытия исследователя в области истории искусства с крупной современной гризайлью Егора Кошелева, уверенно внедряющей в сознание зрителя эмоционально заряженный миф. Была готика в ампире, есть и сейчас; все связано. Вашему вниманию – рецензия, написанная арт-критиком и магистранткой МГУ Юлией Тихомировой.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.