Светильник в кубе: Европа в поисках идентичности

Новая штаб-квартира Европейского совета в Брюсселе, масштабный проект, завершенный в непростое для Евросоюза время – еще один пример сложности воплощения амбициозных архитектурных замыслов в обстановке политической игры.

mainImg
Названное «Европой», новое здание Европейского совета – современное воплощение образа государственного института в архитектуре и пример экологичной модели строительства. Этот «дом европейских государств-членов ЕС» возник как реакция на необходимость проведения встреч участников Евросоюза в одном месте. Чиновники работают здесь с января 2017 года.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Quentin Olbrechts
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © European Union

Этого сооружения ждали десять лет; построено оно было с опозданием в 21 месяц и с на первый взгляд выросшим бюджетом. Итоговая стоимость постройки – 321 млн евро, а первоначальная смета – 240 млн, однако это не было превышением изначально запланированной суммы, а лишь следствием индексации сметы с учетом инфляции. Оригинальная конструкция «Европы» привела к задержкам в ходе строительства, а также к проблемам с оплатой. Однако бюджет новой штаб-квартиры Европейского союза все же оказался гораздо скромнее стоимости нового здания НАТО, расположенного на другой стороне Брюсселя: в его случае речь идет о сумме около миллиарда евро.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © European Union

Такие случаи стали частыми в европейском контексте. Нереалистичные прогнозы стоимости и сроков строительства – распространенная проблема государственных заказов. Достаточно вспомнить парижскую филармонию Жана Нувеля, недооцененную в три раза, или Филармонию Herzog & de Meuron в Гамбурге, стройка которой затянулась на семь лет дольше задуманного. Запрос на новаторство и уникальность, характерные для подобных проектов, обычно возникает на базе политических амбиций, которые не позволяют адекватно предсказать затраты или даже заставляют намеренно скрывать их. Но все чаще амбициозные государственные заказы сталкиваются с реальностью кризиса, что ставит под сомнение такой подход к архитектуре.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart

Увеличившиеся расходы на здание Европейского совета не ускользнули от внимания евроскептиков и стали очередным поводом для полемики в прессе. К примеру, немецкая газета Bild осудила призывы председателя ЕС Хермана Ван Ромпея к экономии ресурсов, прозвучавшие параллельно с презентацией здания. Британские издания назвали по этой причине Европейский Союз «бюрократическим органом, который тратит экстравагантные суммы»; популярная ежедневная газета Daily Mail, поддержавшая Brexit, не оценила такую архитектурную новизну (и особенно ее стоимость), написав, что «здание стало одним из наиболее очевидных символов расточительства». В 2011 премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон отозвался о неуместности строительства этого сооружения в контексте кризиса и выступил с инициативой заморозить бюджет ЕС для реализации такого рода проектов.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Thierry Henrard

Однако, если вспомнить предысторию проекта, идея создания нового пространства для заседаний Совета пришла далеко не вчера, и обстановка на континенте тогда была совсем иной. В 2001 страны-участники ЕС, в том числе позже осудившая проект Британия, поддержали инициативу – построить новую штаб-квартиру для Совета. Его предыдущее здание, корпус «Юстус Липсиус», по площади в три раза меньше новой «Европы»: оно было спроектировано в середине 1980-х, когда Жак Ширак еще не предложил проводить все встречи в Брюсселе, а ЕС готовился к росту до 12 или даже 15 членов, но никак не до 28-ми.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart

Но после договора в Ницце в 2004 Брюссель был официально назначен столицей ЕС, и стало очевидно, что в городе нет пространств для всех необходимых мероприятий. Бельгийское государство как заказчик организовало международный конкурс на новое здание; в январе 2005 года были отобраны 25 проектов, шесть из которых вышли в финал. По результатам второго этапа конкурса, длившегося три месяца, грандиозный проект в 71 тысячу квадратных метров был поручен бельгийским архитекторам Philippe Samyn and partners в сотрудничестве со студией Valle Progettazioni (Италия) и инженерами Buro Happold (Великобритания).
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart

Одним из конкурсных критериев было соответствие проекта принципам устойчивого развития. «Мы должны были разработать проект с учетом внимательного отношения к окружающей среде, и в то же время создать архитектурный символ», – вспоминает Филипп Самен. Образ здания – это «светильник в стеклянном абажуре», как окрестил автор свой эллипсоидный объем внутри прозрачного куба, который освещает в ночное время Европейский квартал в неудачно урбанизированной зоне. Штаб-квартира находится в «административном гетто», обширной монофункциональной территории без четкого характера, которая простирается на три квадратных километра. Здесь каждый день трудятся 100 тысяч «еврократов». Для горожан это – безликая часть Брюсселя, которая страдает отсутствием оригинальности, что вызвано полным подчинением офисной архитектуры финансовым соображениям.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart

«Как правило, сооружения подобного значения, к примеру, Белый дом, помещают в основании километровой перспективы, по принципу Версаля. В случае этого проекта Европейский совет принял решение разместить постройку в месте с точки зрения архитектуры ничем не примечательном. Здание расположено вдоль улицы Закона (рю де Луа), которая, нужно отметить, – «проточный канал» для машин. Это жест трогательной скромности», – рассуждает Самен.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart

Строительство этого объекта представляло собой длительный и трудоемкий процесс редкой сложности. На многих этапах шел поиск оригинальных решений. Так, здание оборудовано различными экологическими компонентами. Кровля полностью покрыта солнечными панелями, создана система сбора и хранения дождевой воды, которая поступает в санитарные узлы; в интерьере уровень влажности, освещение и температура воздуха регулируются специальным оборудованием. Структура фасада оптимизирована, что снизило на 30% количество использованной стали в сравнении с традиционными решениями. Неспроста Филипп Самен часто напоминает о своей двойной профессии – архитектора и инженера, отмечая, что архитектура – это искусство инженерной мысли.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart

Постройка состоит из двух частей: как поясняет архитектор, это сделано с целью объединить культурное наследие с современностью. Новое сооружение примыкает к обновленному историческому памятнику в стиле ар деко – Résidence Palace. Этот уникальный жилой комплекс на 180 квартир класса люкс, построенный в 1920-е годы швейцарским архитектором Мишелем Полаком, включал в себя множество интересных «объектов сервиса»: театр на 516 мест, панорамный ресторан, залы заседаний, бассейн, турецкие бани, зал для фехтования и даже теннисный корт на крыше. В своем проекте Филипп Самен сохранил его оригинальные фасады и часть интерьеров. Внутри изысканного комплекса он разместил кабинет президента Евросоюза и офисы национальных делегаций.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart

«Работа архитектора – это организация пустоты, которая возникает в процессе строительства». Восьмиуровневые крылья Résidence Palace имеют ширину в семь метров и образуют широкий квадратный двор со стороной в 70 метров. Следуя предписанным для участка ограничениям и указаниям городского плана, архитектор заполнил пустоту между двумя крыльями L-образного блока памятника кубическим объемом. Затем он деликатно поместил эллипсоид в этот куб; пустота между этими геометрическими телами образует атриум с главным вестибюлем и вмещает переходы между разными уровнями.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Quentin Olbrechts

По словам Самена, напоминающая амфору форма «светильника» была продиктована не эстетическими предпочтениями, а, прежде всего, функциональными и конструктивными ограничениями. «Такая форма возникла по двум причинам: во-первых, функциональные пространства… то расширяются, то уменьшаются на разных уровнях. …Узкое основание светильника объясняется тем, что мы не могли опереться на всю площадь участка из-за проходящего рядом железнодорожного туннеля Шумана». Этот объем – словно гигантская урна для голосования. Ее узкое основание – это минимальная площадь, требуемая для зала пресс-конференций на уровне +1, а наименьшее верхнее сужение – помещение столовой на 50 человек на уровне +11. Самый широкий уровень – +3 и +5 – это большой зал на 250 человек.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Quentin Olbrechts

Снаружи здание выглядит как полупрозрачный защитный экран, за которым можно различить контур «светильника», оберегаемого от внешнего воздействия. Двойной фасад из экстрапрозрачного стекла имеет толщину 2,70 метра: такой «буфер» максимально защищает интерьер от шума дорожного движения и обеспечивает теплоизоляцию.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © European Union

Внешняя оболочка организована по принципу лоскутного одеяла: она состоит из 3750 деревянных оконных рам, которые происходят из 28 стран, составлявших до выхода из ЕС Великобритании Европейский Союз. Дубовые рамы были собраны во время реконструкции или сноса на многочисленных стройках Европы и вторично использованы в Брюсселе. «Эти подлинные старые профили были отшлифованы, очищены, восстановлены, покрыты лаком и размещены в больших рамах из нержавеющей стали (размером 5,40 м на 3,54 м – прим. Н.Д.), чтобы сформировать фасадный фронт. Это сделано для продвижения идеи переработки материалов, а также как дань ремеслу и культурному разнообразию в Европе», – поясняет Самен. Фасад здания символически воплощает идею о равном участии всех членов ЕС в управлении союзом и призван соответствовать девизу «единство в многообразии».
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © European Union

«Одна из моих основных задач была сделать эту постройку веселой, так как сооружения подобного назначения обычно бессмысленно устрашающего вида», – признается архитектор. Как и фасад, многоцветные покрытия в интерьере формируют принцип калейдоскопа. Оформление интерьера – это результат сотрудничества архитектора и художника. «Я решил пригласить Жоржа Мёрана, чтобы создать гимн радости», а также из-за «его способности соединять квадраты, прямоугольники и цвет в особую алхимию, которая создает пространство дружелюбия и гостеприимства, – рассказывает Филипп Самен. – Я хотел поднять настроение главам государств, приезжающим в Брюссель решать неразрешимые головоломки». Любопытно, что похожий цветной калейдоскоп был сделан Ремом Колхасом 10 лет назад в проекте флага Европы – на основе 28 флагов стран-участниц ЕС.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © European Union

Одним из важнейших требований к проекту было обеспечение здания необходимым уровнем безопасности для проведения мероприятий на высшем уровне. После теракта 11 сентября 2001 в государственных учреждениях подобного типа были введены новые нормы: так, первый этаж отныне не может вмещать коммерческие функции, что, конечно, формирует закрытый характер улицы. «Europa, безусловно – привлекательное здание, оно веселее, чем другие, но у него те же недостатки, что и у всех европейских институтов: оно выражает закрытость в общественном пространстве, которое свидетельствует о дистанции между ЕС и его гражданами», –говорит Марко Шмитт (Marco Schmitt), архитектор и член Ассоциации Европейского квартала в Брюсселе. Он обращает внимание на то, что вход в здание узкий и устроен в заниженной части постройки, а требования обеспечить безопасность взяли верх над предоставлением горожанам общественного пространства. Также в целях безопасности здание закрыто для посещения за исключением одного раза в год, в мае – по случаю Дня Европы.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © European Union

Новая штаб-квартира Европейского совета представляет собой попытку создания средствами архитектуры современного символа государственного учреждения. Европа находится в наши дни на переходном этапе, когда вопрос об образе ЕС и его воплощении до конца не определен. Как отмечал в 2001 в своем исследовании европейской идентичности Рем Колхас, «материализация» Европы в Брюсселе происходит без четкой архитектурной цели и эстетической ясности; уже в то время он указывал на отсутствие мощного символа. В этом же исследовании Умберто Эко выдвинул другую версию, предпочитая идею «мягкой столицы»: он сравнил Европейский Союз с информационной сетью, где Брюссель играет роль сервера. «Мне смешно, когда я слышу, что Брюссель нуждается в большом сооружении наподобие Колизея или Эмпайр-стейт-билдинг! Европа должна найти более горизонтальный язык, отражающий различия и диалог между культурами, а не язык иерархии», – рассуждал Эко.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart

С другой стороны, бельгийский графический дизайнер Эдуард Де Ландтсхер (Eduard De Landtsheer) высказывает иное, более прагматичное мнение, в принципе ставя под сомнение амбициозные проекты: «Сегодня Европе не хватает сил перед лицом глубокого кризиса. Не через строительство грандиозных монументов мы найдем свое лицо!»
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © European Union
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © European Union
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © European Union
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Quentin Olbrechts
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart, цвета © Georges MEURANT
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart, цвета © Georges MEURANT
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart, цвета © Georges MEURANT
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Quentin Olbrechts, цвета © Georges MEURANT
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Quentin Olbrechts, цвета © Georges MEURANT
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Thierry Henrard
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © European Union, цвета © Georges MEURANT
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © European Union, цвета © Georges MEURANT
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © European Union, цвета © Georges MEURANT
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart, цвета © Georges MEURANT
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart, цвета © Georges MEURANT
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart, цвета © Georges MEURANT
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Thierry Henrard
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Thierry Henrard
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Thierry Henrard
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Thierry Henrard
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
zooming
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Thierry Henrard
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Andrès Fernandez Marcos
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Andrès Fernandez Marcos
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Andrès Fernandez Marcos
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers

25 Мая 2017

Похожие статьи
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Вожу с собой
Автономный дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.