Шэньчжэнь – материковый «брат» островного Гонконга, свидетель и результат долгой истории присоединения этого очень успешного финансово-промышленного центра к Китаю (он перешел из-под власти Великобритании к КНР в 1997). Совершенно неудивительно, что пара гигантских городов с общим населением больше 17 млн человек пытается осмыслить свои, равно как и всеобщие, градостроительные проблемы, начиная c 2005 года. Урбанистическая биеннале проходит в двух городах одновременно, меняя местоположение внутри мегаполисов: каждый раз она переезжает из одной промзоны, нуждающейся в обновлении, в другую, предоставляя участникам брутально-романтические помещения ожидающих реконструкции бывших цехов. Но надо сказать, что то ли тонкость популярной, но всё же узко-профессиональной тематики, то ли китайский язык, то ли ещё что-то делают эту биеннале не слишком известной и даже несколько закрытой – на страницу её официального сайта можно попасть через раз, а в англоязычной Википедии даже нет страницы о ней. Зато есть страница в Facebook, однако тоже с небольшим количеством лайков на странице.
В этом году тема UABB – ‘Re-living the Cities’, а главный куратор – Аарон Бецки. В 2008 он задал венецианской архитектурной биеннале многозначную тему Out there, теперь толкование его замысла не настолько сложно, но все же тему можно понять и как возрождение городов, и как их «переобживании». По словам организаторов, речь идет о «новом использовании существующих зданий и переосмыслении наших городов, и об изменении повседневной жизни средствами проектирования», биеннале должна представить архитектуру и урбанистику как области не столько «планирования и абстракции», сколько «охоты и собирательства», собрав примеры проектов, способных стать примером «построения социальных и экономических связей».
Что и требовалось. Коллекция «Новых индустрий» Андрея и Никиты Асадовых с проектами преобразования промзон, совхозов и малых городов от реализуемых сейчас до совершенно утопических, от девелоперских до артистических, удачно поместилась в рамки темы, а широкие легкие полотнища экспозиции, знакомой нам по «Зодчеству», отлично прижились в просторном зале мукомольного завода. Из проектов, показанных в Москве, в Шэньчжэнь добрались десять.
Мы задали несколько вопросов куратору экспозиции первого российского павильона на урбанистической биеннале Шэньчжэня – Гонконга Андрею Асадову.
– Как вы отбирали проекты? Что из показанного на «Зодчестве» попало в Шэньчжэнь, а что отсеялось?
– Ввиду ограниченного пространства павильона (каждой стране отводилась площадь, равная двум пролетам или 90 м2) нам пришлось отобрать наиболее характерные «типажи» реновации объектов и территорий, а также создания культурных кластеров с помощью новых индустрий и архитектуры. Вот что вошло в экспозицию:
- центр современного искусства Винзавод (Москва)
- дизайн-завод Флакон (Москва)
- Вышний Волочёк (экспозиция Венецианской биеннале 2010г.)
- реновация моногорода Сатка (МАРШлаб)
- самарский филиал ГЦСИ (здание фабрики-кухни)
- культурный кластер Textil (Ярославские мануфактуры)
- этнопарк «Земля Олонхо» (Якутия, бюро Атриум)
- Музей науки и техники в Томске (Студия-44)
- культурный центр «Дача» (команда Мегабудка)
- Пром-дома (команда Продвижение)
– Я поделился с коллегами российским опытом «оживления» территорий и городов, проиллюстрированным проектами, вошедшими в экспозицию, а также рядом работ нашего бюро. В процессе обсуждения темы проявились абсолютно схожие вопросы, к примеру, мы обсудили, какие методы реновации подходят для мегаполисов, а какие – для малых городов.
– Что вам понравилось на UABB в целом? Что было самым интересным и что есть в «сухом остатке» от выставочных впечатлений, появились ли какие-то новые мысли о городах?
– Больше всего понравилась сама идея биеннале как инструмента по развитию городских промзон. Раз за разом выставочной площадкой становится одна из фабрик Шэньчжэня, подлежащая реновации, с целью чего проводится конкурс на ее переосмысление в новое культурное пространство. По завершении биеннале фабрика превращается в полноценный творческий кластер, инициирующий дальнейшее развитие района. На мой взгляд, Москва и другие российские города могли бы вполне перенять данный опыт, тем более, что именно такую стратегию мы предлагали в свое время для фестиваля «Зодчество».
– То есть вы предлагали проводить «Зодчество» в разных промзонах, ожидающих реконструкции?
– Да, эта идея пришла к нам в процессе подготовки выставочного турне по стране. А также в развитие темы прошедшего «Зодчества». Чтобы сам фестиваль служил инструментом «оживления» и переформатирования территорий. Как это наглядно демонстрируют наши китайские коллеги. Идея пришла полгода назад, в рамках осмысления темы Зодчества, а сейчас, после Шэньчженя, только окрепла. Когда воочию видишь, как планомерно реновируются территории с помощью новых индустрий, то не остается сомнений в эффективности подобных проектов.