10.12.2015

Урбанистика в мукомольном

На градостроительной биеннале Шэньчжэня-Гонконга впервые открылась российская экспозиция. Наша – в Шэньчжэне.

информация:

Российский павильон на Международной биеннале урбанистики и архитектуры UABB-2015. Фотография © Андрей Асадов
Российский павильон на Международной биеннале урбанистики и архитектуры UABB-2015. Фотография © Андрей Асадов

Bi-City UABB, или «биеннале двух городов», Шэньчжэня и Гонконга, в этом году проводится шестой раз, в России она известна не очень хорошо и наша страна участвует в ней впервые. Устройством российской экспозиции занимались Союз архитекторов России, агентство развития городов «Точка роста» и Архитектурное Бюро Асадова, которые показали на биеннале проект, уже обкатанный в Москве на октябрьском «Зодчестве» в ЦДХ – выставку разнообразных примеров преобразования городских и сельских пространств «Новые индустрии», сопроводив её масштабным панно Егора Орлова, также участвовавшим в фестивале Союза архитекторов. Андрей Асадов прочел в Шэньчжэне лекцию, посвященную опыту преобразования российских городов.

Шэньчжэнь – материковый «брат» островного Гонконга, свидетель и результат долгой истории присоединения этого очень успешного финансово-промышленного центра к Китаю (он перешел из-под власти Великобритании к КНР в 1997). Совершенно неудивительно, что пара гигантских городов с общим населением больше 17 млн человек пытается осмыслить свои, равно как и всеобщие, градостроительные проблемы, начиная c 2005 года. Урбанистическая биеннале проходит в двух городах одновременно, меняя местоположение внутри мегаполисов: каждый раз она переезжает из одной промзоны, нуждающейся в обновлении, в другую, предоставляя участникам брутально-романтические помещения ожидающих реконструкции бывших цехов. Но надо сказать, что то ли тонкость популярной, но всё же узко-профессиональной тематики, то ли китайский язык, то ли ещё что-то делают эту биеннале не слишком известной и даже несколько закрытой – на страницу её официального сайта можно попасть через раз, а в англоязычной Википедии даже нет страницы о ней. Зато есть страница в Facebook, однако тоже с небольшим количеством лайков на странице.

В этом году тема UABB – ‘Re-living the Cities’, а главный куратор – Аарон Бецки. В 2008 он задал венецианской архитектурной биеннале многозначную тему Out there, теперь толкование его замысла не настолько сложно, но все же тему можно понять и как возрождение городов, и как их «переобживании». По словам организаторов, речь идет о «новом использовании существующих зданий и переосмыслении наших городов, и об изменении повседневной жизни средствами проектирования», биеннале должна представить архитектуру и урбанистику как области не столько «планирования и абстракции», сколько «охоты и собирательства», собрав примеры проектов, способных стать примером «построения социальных и экономических связей».
Российский павильон на Международной биеннале урбанистики и архитектуры UABB-2015. Фотография © Андрей Асадов
Российский павильон на Международной биеннале урбанистики и архитектуры UABB-2015. Фотография © Андрей Асадов

Что и требовалось. Коллекция «Новых индустрий» Андрея и Никиты Асадовых с проектами преобразования промзон, совхозов и малых городов от реализуемых сейчас до совершенно утопических, от девелоперских до артистических, удачно поместилась в рамки темы, а широкие легкие полотнища экспозиции, знакомой нам по «Зодчеству», отлично прижились в просторном зале мукомольного завода. Из проектов, показанных в Москве, в Шэньчжэнь добрались десять.

Мы задали несколько вопросов куратору экспозиции первого российского павильона на урбанистической биеннале Шэньчжэня – Гонконга Андрею Асадову.

­– Как вы отбирали проекты? Что из показанного на «Зодчестве» попало в Шэньчжэнь, а что отсеялось?

– Ввиду ограниченного пространства павильона (каждой стране отводилась площадь, равная двум пролетам или 90 м2) нам пришлось отобрать наиболее характерные «типажи» реновации объектов и территорий, а также создания культурных кластеров с помощью новых индустрий и архитектуры. Вот что вошло в экспозицию:
  • центр современного искусства Винзавод (Москва)
  • дизайн-завод Флакон (Москва)
  • Вышний Волочёк (экспозиция Венецианской биеннале 2010г.)
  • реновация моногорода Сатка (МАРШлаб)
  • самарский филиал ГЦСИ (здание фабрики-кухни)
  • культурный кластер Textil (Ярославские мануфактуры)
  • этнопарк «Земля Олонхо» (Якутия, бюро Атриум)
  • Музей науки и техники в Томске (Студия-44)
  • культурный центр «Дача» (команда Мегабудка)
  • Пром-дома (команда Продвижение)
 – О чём была лекция?

– Я поделился с коллегами российским опытом «оживления» территорий и городов, проиллюстрированным проектами, вошедшими в экспозицию, а также рядом работ нашего бюро. В процессе обсуждения темы проявились абсолютно схожие вопросы, к примеру, мы обсудили, какие методы реновации подходят для мегаполисов, а какие – для малых городов.
Российский павильон на Международной биеннале урбанистики и архитектуры UABB-2015. Экспозиция. Фотография © Андрей Асадов
Российский павильон на Международной биеннале урбанистики и архитектуры UABB-2015. Экспозиция. Фотография © Андрей Асадов

– Что вам понравилось на UABB в целом? Что было самым интересным и что есть в «сухом остатке» от выставочных впечатлений, появились ли какие-то новые мысли о городах?

– Больше всего понравилась сама идея биеннале как инструмента по развитию городских промзон. Раз за разом выставочной площадкой становится одна из фабрик Шэньчжэня, подлежащая реновации, с целью чего проводится конкурс на ее переосмысление в новое культурное пространство. По завершении биеннале фабрика превращается в полноценный творческий кластер, инициирующий дальнейшее развитие района. На мой взгляд, Москва и другие российские города могли бы вполне перенять данный опыт, тем более, что именно такую стратегию мы предлагали в свое время для фестиваля «Зодчество».

– То есть вы предлагали проводить «Зодчество» в разных промзонах, ожидающих реконструкции?

– Да, эта идея пришла к нам в процессе подготовки выставочного турне по стране. А также в развитие темы прошедшего «Зодчества». Чтобы сам фестиваль служил инструментом «оживления» и переформатирования территорий. Как это наглядно демонстрируют наши китайские коллеги. Идея пришла полгода назад, в рамках осмысления темы Зодчества, а сейчас, после Шэньчженя, только окрепла. Когда воочию видишь, как планомерно реновируются территории с помощью новых индустрий, то не остается сомнений в эффективности подобных проектов.
Российский павильон на Международной биеннале урбанистики и архитектуры UABB-2015. Экспозиция. Фотография © Андрей Асадов
Российский павильон на Международной биеннале урбанистики и архитектуры UABB-2015. Экспозиция. Фотография © Андрей Асадов
Российский павильон на Международной биеннале урбанистики и архитектуры UABB-2015. Экспозиция. Фотография © Андрей Асадов
Российский павильон на Международной биеннале урбанистики и архитектуры UABB-2015. Экспозиция. Фотография © Андрей Асадов
Российский павильон на Международной биеннале урбанистики и архитектуры UABB-2015. Экспозиция. Фотография © Андрей Асадов
Российский павильон на Международной биеннале урбанистики и архитектуры UABB-2015. Экспозиция. Фотография © Андрей Асадов
Российский павильон на Международной биеннале урбанистики и архитектуры UABB-2015. Экспозиция. Фотография © Андрей Асадов
Российский павильон на Международной биеннале урбанистики и архитектуры UABB-2015. Экспозиция. Фотография © Андрей Асадов
Российский павильон на Международной биеннале урбанистики и архитектуры UABB-2015. Экспозиция. Фотография © Андрей Асадов
Российский павильон на Международной биеннале урбанистики и архитектуры UABB-2015. Экспозиция. Фотография © Андрей Асадов
Российский павильон на Международной биеннале урбанистики и архитектуры UABB-2015. Экспозиция. Фотография © Андрей Асадов
Российский павильон на Международной биеннале урбанистики и архитектуры UABB-2015. Экспозиция. Фотография © Андрей Асадов

comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Проект из каталога (случайный выбор):

Дом «Два в одном»
Рейульф Рамстад, 2011 – 2017
Дом «Два в одном»

Другие новости (зарубежные):

Проект из каталога (случайный выбор):

Технологии:

19.08.2019

Tejas Borja. Революция в керамической черепице

Уникальность производства керамики Tejas Borja – в применении технологии цифровой струйной печати на поверхности черепицы, которая позволяет получить полную имитацию природных материалов: сланца, камня, дерева, цемента, мрамора и других.
Компания «Красные крыши»
14.08.2019

Свет и тень

Панели из фиброцемента EQUITONE [linea] – современный материал, который способен вдохновить на творческий эксперимент. Он создан архитекторами, и его главные свойства: контрастная фактура, тактильность и долговечность.
EQUITONE
12.08.2019

Центр художественной гимнастики в Лужниках: кровельная конструкция как изящный взмах гимнастической ленты

Самой заметной особенностью проекта, как и сложностью, стала нелинейная форма гигантской металлической «скульптуры» – кровли. Детали проектирования и реализации.
Riverclack
08.08.2019

Ключевой элемент

Специально для ЖК «Садовые кварталы» компания «ОртОст-Фасад» разработала материал, сочетающий силу стеклофибробетона и эстетику кирпича. Рассказываем о его особенностях и достоинствах на примере трех новых реализованных корпусов.
ОртОст-Фасад
07.08.2019

GRAPHISOFT BIM PROJECT 2019: активные вузы, талантливые студенты и профессиональные BIM-проекты

Компания GRAPHISOFT завершила подведение итогов Второго конкурса «BIM PROJECT 2019». К участию принимались курсовые или дипломные студенческие проекты, выполненные в среде ARCHICAD в рамках обучения.
GRAPHISOFT
другие статьи