Юлия Бычкова и Антон Кочуркин: «Земли в России много, а рук мало»

Организаторы фестиваля «Архстояние» и других проектов Никола-Ленивца – о том, как территория будет развиваться после ухода «Архполиса», о старых и новых планах любимого многими места.

Юлия Тарабарина

Беседовала:
Юлия Тарабарина

mainImg
0 В январе стало известно о том, что «Архполис» сворачивает свою деятельность из-за потери источника финансирования и проекты Никола-Ленивца будут продолжать свою работу самостоятельно, без титульного спонсора. Мы задали несколько вопросов бессменным организаторам фестиваля «Архстояние» Юлии Бычковой и Антону Кочуркину.
«Ротонда» Александра Бродского, 2009. Фотография © Архстояние, 2014
Юлия Бычкова и Антон Кочуркин, продюсер и куратор фестиваля Архстояние. Фотография © Екатерина Баталова

– Очень сочувствую потере спонсора, и желаю проектам Никола-Ленивца побыстрее найти финансовую поддержку; думаю не ошибусь, если скажу, что сейчас вся архитектурная и артистическая Москва болеет за вас.

В недавнем пресс-релизе говорилось о пересмотре масштаба культурной программы и приостановке развития гостевой инфраструктуры. Что это означает конкретно? Какие части проектов Никола-Ленивца опирались на поддержку «Архполиса» и будут теперь сокращены?

Антон Кочуркин: Арт-события, в том числе фестиваль «Архстояние» финансировались инвестором наполовину (кроме последнего года), поэтому «Архстояние» в том или ином формате будет продолжаться, а вот развитие инфраструктуры сейчас заморожено. На деньги «Архполиса» опирались прежде всего инфраструктурные проекты и операционные расходы: творческий поселок, Мехдвор, кемпинг, ресторан, ферма, команда. Существующая инфраструктура будет функционировать, но пока без дополнительных сервисов. Мы ищем инвесторов на уже проработанный, но не реализованный гостиничный проект.

Снизится объем инвестиций по уходу за территорией – регулярные ландшафтные работы, уход за лесом, парковые работы. Некоторые из проектов, такие как ферма и детский лагерь, вышедшие на самоокупаемость, продолжат функционирование. Мы также не отказываемся от творческих резиденций в Никола-Ленивце.

– Если возможно, расскажите чуть подробнее об этих устойчивых проектах. Что делается на ферме, с какой регулярностью открыт детский лагерь? И как, к примеру, функционирует молодежная гостиница «Казарма»?

Нашу ферму создают прекрасная пара Анна и Сергей Морозовы. На данный момент это порядка 15 га возделываемой земли. Пока мы только выращиваем растительные культуры и кормим себя и резидентов, а также продаем на внешние рынки то, что пользуется спросом. Этим летом ребята сделали прекрасный «Салат-бар» прям в середине фермерского участка и он был постоянно полон. Туристический формат «истории со вкусом» всегда востребован и популярен.

Лагерь стартует в конце мая и завершается в августе. Всего 5 смен по 100 детей в каждой. И каждая смена тематическая: Английская, Мультимедиа, Фото или Архитектура и искусство. Несмотря на то, что мы предлагаем детям жить в палатках, это не отпугивает, а даже стимулирует родителей отдавать нам своих чад для выживания и закаливания в творческой среде.

Казарма – это молодежный формат гостиницы и мы стараемся сдавать ее полностью под одну компанию, что получается. Там прекрасный вид на «Бобур» и отличная баня.

– Насколько я помню, «Архполис» был прямо или косвенно связан с проектом строительства нового поселка где-то в окрестностях Никола-Ленивца и с более масштабной, чем фестивальная, реорганизацией территории. Как пересекался фестиваль «Архстояние» с этими проектами, насколько они реализованы и что с ними теперь будет?

Юлия Бычкова: На данный момент разработан весь генплан территории и основные объекты застройки: гостиницу с общественными функциями спроектировал Евгений Асс, фермерский комплекс – Александр Бродский. Совместно с бюро Snøhetta мы сделали проект общественного центра.
Бюро Александра Бродского. «Дом фермера»; Никола-Ленивец. Проект, 2014 © Бюро Александра Бродского
Бюро Александра Бродского. Мастер-план творческого поселка с фермой; Никола-Ленивец. Проект, 2014 © Бюро Александра Бродского

Проект коттеджного поселка разработан с участием Василия Щетинина, Антона Кочуркина, Ивана Овчинникова – этот проект планировалось запустить уже в сентябре 2014 как инструмент основного устойчивого заработка для территории, но – увы.
Евгений Асс. Гостинично-образовательный центр в Звизжах, проект. 2013 © Евгений Асс
Евгений Асс. Гостинично-образовательный центр в Звизжах, проект. 2013 © Евгений Асс

– Инвесторов вы сейчас ищете на гостиницу, спроектированную Евгением Ассом?

Ю.Б.: Евгений Викторович проектировал для нас гостинично-образовательный центр на месте старых коровников в Звизжах. Это получился замечательный и экспериментальный проект. Но с развитием Мехдвора и художественных мастерских напротив в той же деревне стало очевидно, что набор функций данного проекта должен быть переосмыслен, так же как и экономическая модель.

Для нас сейчас важно запустить в реализацию такие проекты, как всесезонный кемпинг (авторы 8 линий + Мел + Мегабудка), а также проект нового формата творческого поселка (авторы И. Овчинников + 8 линий), который разработан специально под конечного потребителя. Первый нам даст возможность всесезонно размещать гостей парка и экономически-устойчивую модель, а второй создаст новый круг «стейкхолдеров» территории, которые могут в той или иной мере участвовать в проекте.
Мастерплан гостевого поселка в деревне Кольцово © 8 линий, Мегабудка, Ксения Аджубей
Вариант гостевого дома для поселка вокруг пруда в Кольцово. 8 Линий © 8 Линий, 2014
В застройке гостевого поселка в Кольцово также планируется использовать модульные «Дубль дома» Ивана Овчинникова © Bioarchitects, 2013
Парящие избы. деревня Кольцово. Василий Щетинин © Василий Щетинин, 2014
Зимняя рецепция © 8 линий, 2014

– Самый острый вопрос не только для Никола-Ленивца, но сейчас и вообще для многих: планируете ли повышать цены? В частности, на билеты, на ночевки в гостевых домах?

А.К.: Возможно небольшое повышение, как это происходит каждый год, но оно не связано с потерей инвестиций в проект, а связано в целом с политикой фестиваля.

– Какие ваши самые яркие воспоминания о сотрудничестве с «Архполисом»?

Ю.Б.: Во многом благодаря деятельности «Архполиса» на территории появились такие успешные проекты как Ночь Новых Медиа, Детский лагерь и ферма Никола-Ленивца. Артель Николая Полисского смогла запустить и создать такие проекты как «Вселенский разум» и «Бобур». Все это – начинания, которые заронили правильные векторы и воспитали ряд отличных кураторов и менеджеров, таких как Иван Полисский, Катя Мелихова, Анна и Сергей Морозовы и другие. Данная ситуация станет хорошей проверкой и позволит понять, насколько наша команда может вытянуть все направления проекта, что жизнеспособно, а что нет. И, конечно, за три года существования «Архполиса» появились навыки управления другого масштаба и качества. Это важно. Так как любой из нас сейчас может выйти на рынок труда с пониманием задач и практическими навыками. И быть востребованным. Земли в России много, а рук мало.
«Ротонда» Александра Бродского. Фотография © Архстояние, 2014

– Какие спонсоры поддерживали «Архстояние» и другие проекты Никола-Ленивца до появления «Архполиса»?

А.К: Николая Полисского и «Архстояние» поддерживало и поддерживает ряд крупных, частных, а также нишевых спонсоров, существующих на рынке архитектуры и строительства: Solo, Крост, Vitra, Bars, Solo,VIP to VIP, Nora, Artishok и много других. Мы получали гранты российских и зарубежных фондов. Самый большой грант был выделен Евросоюзом в 2009 году. Последнее время нам удавалось выходить на таких партнеров как Peugeot, Mini, Яндекс, фонд Елены и Геннадия Тимченко.

– Какие источники финансирования вы сейчас рассматриваете как основные для проектов Никола-Ленивца?

Ю.Б.: Процесс фандрайзинга у нас включен постоянно и мы по-прежнему занимаемся поиском государственных источников. Скорее всего у нас будет синтезированная, как всегда, система: частные вложения, нишевые спонсоры, госгранты, краудфандинг + инфраструктурный заработок. Фестиваль «Архстояние» уже в прошлом году собрал на спонсорах и билетах около 50% своего годового бюджета. Так что есть надежда, что выход на самоокупаемость не за горами.

– Насколько успешен, с вашей точки зрения, краудфандинг – в частности, я помню ваш проект по поиску средств на строительство «Ленивого зиккурата», их удалось собрать таким образом или пришлось привлечь титульного спонсора?

А.К.: Crowdfunding очень капризная штука. Популярность того или иного объекта, собираемого таким образом, зависит от тысячи причин. «Ленивый зиккурат», к сожалению, не собрал планируемых денег. Очевидно, что в нашей стране далеко не все разделяют проблемы Архитектуры. Краудфандинг по моему опыту работает лучше в тех жанрах, где больше «движухи», там, где эффект достигается сиюминутно (музыкальные фестивали, кино и т.д.).
Ленивый Зиккурат. Владимир Кузмин и Николай Калошин, Архстояние, 2014. Фотография © Никита Шохов
Перформанс Мака Форманека Nikola-Lenivets Time, Архстояние 2014. Фотография © Никита Шохов

– Теперь давайте взглянем на ситуацию с другой стороны, оптимистической. Что, как вы считаете, удастся сохранить скорее всего и несмотря ни на что?

Ю.Б.: Мы сейчас пересматриваем схему управления проектом и, я уверена, что нам удастся выстроить систему самоуправления на территории, где основные участники процесса создают свои проекты, не ожидая больших инвестиций, а рассчитывают прежде всего на свои силы. Инвестиции в этом случае как правило сами приходят.

Никола-Ленивецкие промыслы Николая Полисского и фестиваль «Архстояние» – это частные бренды и они продолжат свое существование и развитие. Люди, которые их делают, преданы процессу. Очень надеемся, что общими усилиями мы не прервем развития Детского лагеря, Ночь новых медиа и фермы Никола-Ленивца.
Перформанс «Ножницы и бумага» Сашико Абе, Архстояние 2014. Фотография © Никита Шохов

– Как изменится летняя программа? Каковы в целом вашим планы на наступивший год?

А.К.: Летняя программа ужмется, мы собираемся провести только одно массовое событие – «Архстояние». Однако в течение теплого сезона будут работать творческие и образовательные резиденции.

В этом году мы решили изменить географию фестиваля «Архстояние» и перейти в деревню Звизжи, примыкающую к территории Никола-Ленивца. В Звизжах живут люди, многие из которых нам помогали все эти годы, фестиваль помог многим из них создать свои маленькие локальные бизнесы. В этом году «Архстояние» займется преобразованием общественных пространств деревни. Нисколько не умаляя ценности «Архстояния» как лидера парковой и ландшафтной архитектуры, мы переориентируем задачу на полезное «сельское» искусство, на нужные, но по скудости заброшенные места. Надеюсь во время всеобщего кризиса фестиваль сможет помочь деревне.

– Речь об Арт-резиденции Звизжи? Кто там работает и как «Архстояние» планирует взаимодействовать с Арт-резиденцией?

Ю.Б.: Да, деревня Звизжи – часть территории Никола-Ленивецкого проекта, одна из трех деревень, входящих в состав территории. В 2012–2013 годах мы реализовывали проект «Резиденция в Звизжах» совместно с АМК и фондом Мондриана (Голландия). Проекты были представлены на «Архстоянии». Это был очень полезный для нас проект, так как мы очень многое поняли про местный социум и наладили «горизонтальные связи» во взаимодействии с местным населением. В целом программа арт-резидениции у нас существует постоянно, но пока без ‘open call’. Программа открытого набора в резиденцию должна опираться на устойчивое финансирование. Мы приглашаем тех авторов, с которыми планируем работать над проектами, предоставляем им жилье и питание и вместе работаем над идеей. Так следующими резидентами НЛ станут пермские художники «Куда бегут собаки» и архитекторы Gijs Van Vaerenbergh (Бельгия) и Мартин Райниш (Чехия).
 

09 Февраля 2015

Юлия Тарабарина

Беседовала:

Юлия Тарабарина
Похожие статьи
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Пресса: Искусство выстояло перед публикой
В Никола-Ленивце завершился фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние». Новых объектов в этом году не строили, вместо этого обустраивали и озвучивали уже существующие.
Пресса: 7 коубов с «Архстояния»
В последние выходные июля в Никола-Ленивце прошёл фестиваль «Архстояние». The Village изучил семь объектов, представленных на фестивале.
Пресса: В Калужской области открылся международный фестиваль...
Девятый международный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» по теме «Здесь и сейчас» открылся сегодня, 25 июля, на территории национального парка «Угра» в Никола-Ленивце Дзержинского района Калужской области
Пресса: Диалог с бревном
25 июля в деревне Никола-Ленивец (Калужская область) начинается 9-й фестиваль ландшафтных арт-объектов "Архстояние-2014. Здесь и сейчас".
Пресса: «Архстояние» — это больше, чем мы сами»
Ежегодно на несколько дней огромная территория парка вокруг деревни Никола-Ленивец Калужской области превращается в пространство удивительных арт-объектов. В этом году к привычному «Архстоянию» добавился фестиваль «Архстояние детское: Можно!». Накануне грядущих событий продюсер фестиваля Юлия Бычкова побеседовала с корреспондентом «Известий».
Технологии и материалы
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?