Монументы эфемерности

Сергей Хачатуров об Архстоянии-2014.

author pht

Автор текста:
Сергей Хачатуров

28 Июля 2014
mainImg
В нынешнем году международный фестиваль ландшафтных объектов Архстояние проводится в девятый раз. В пресс-материалах прежде всего впечатляет список партнеров и меценатов фестиваля, от некоммерческой организации «Архполис», администрации Калужской области, национального парка «Угра» до посольств разных стран, архитектурных и дизайнерских бюро. Занятно: чем более внушительной становится организационная платформа фестиваля, его инфраструктура, тем эфемернее и призрачнее идейное, концептуальное наполнение.

Придуманное куратором Антоном Кочуркиным название нового Архстояния – «Здесь и сейчас». Главная тема – исследование временных параметров искусства и архитектуры. Ее сформулировал куратор международной программы Архстояния, известный режиссер и продюсер Ричард Кастелли. Он обращает внимание на важность присутствия временной составляющей в восприятии архитектуры, на зависимость понимания образа от конкретных исторических условий. 

Строго говоря, Время один из главных оппонентов феномену Архитектуры. Архитектура создает образ Вечности, неподвластный разрушительному движению Времени. Время этот образ подтачивает, превращая великолепные чертоги в руины. Об этом сочинил гениальный акростих «Река времен» Гавриил Державин. Меланхолией руин на фестивале молодых объектов, сделанных молодыми архитекторами, заниматься как-то не пристало. Потому Время попытались материализовать как некую пространственно-пластическую метафору, не входящую в конфликт с архитектурой, а наделяющую ее новым измерением. 

Сразу при входе в парк «Версаль», перед ротондой Александра Бродского посетитель видит собранный из деревянных реек макет электронных часов немца Марка Форманека. С шести вечера пятницы до двух ночи воскресенья можно было наблюдать, как рабочие прилаживали к цифрам стремянки, вынимали и переставляли планки, фиксируя точное время на каждую минуту. Подобным по логике кунштюкам отдает дань патриарх и вдохновитель первоначальной идеи Архстояния Николай Полисский. Он тоже любит приборы, по определению высокотехничные и нашпигованные сложнейшей электроникой (типа Андронного коллайдера), воплощать кустарным способом из срубленных веток, бревен и прутьев. Только все-таки с немцем имеются отличия. Полисский кустарным способом создает совершенные, причастные вечности формы. Форманек делает наоборот: он представляет вечность как тотальную эфемерность, в которой логика оказывается практически тем же, что и тавтология, и даже абсурд. Хрупкие тонкие реечки не организуют такой визуальный образ, который мог бы ассоциироваться с платоническим отражением вечного света Истины и Красоты.
Перформанс Сашико Абе, 2014. Фотография Сергея Хачатурова
Перформанс Марка Форманека, 2014. Фотография Кирилла Логовского

Монументы эфемерности стали своего рода антитезой тому, что занимает в Никола-Ленивце Николая Полисского и его артель. С каждым годом плотность пластических тем на Архстоянии истончается, уступая место гибкому интеллектуальному тренингу. В оставшемся от прошлых фестивалей домике «Удаленный офис» в благоговейной тишине восседает среди облаков бумажной стружки императрица нынешнего царства эфемерности японская художница Сашико Абе. На Ливерпульской биеннале 2010 года Сашико Абе была в числе лучших экспонентов. В руках художницы лишь ножницы и бумага, которую она режет, превращая в прихотливо вьющиеся стружки. Белые стружки заплетают все пространство деревянного домика. Этот медитативный акт, конечно, восхищает и призрачной своею тихой красотой, и теми вытканными мыслеформами, что облаками двигаются в пространственно-временном континууме. Заставляют пережить ломкие фигуры времени тонко и нежно.
Перформанс Сашико Абе, 2014. Фотография Кирилла Логовского

Желание поймать ускользающие облака времени определило занятный гастрономический проект «Облачная кухня» Жан-Люка Бриссона. Наследник французских ювелиров гастрономии мсье Бриссон смикшировал никола-ленивецкие кулинарные рецепты с французскими кулинарными фантазиями. Пробовать «облака» надо было в перчатках, обмакивая хлеб во что-то розовое и белое. 
«Облачная кухня» Жан-Люка Бриссона, 2014. Фотография Кирилла Логовского

С образом истаивающего времени связана и тема исчезновения. Александр Алеф Вайсман предложил посетить архитектурно-оптический объект «Купель», в котором выстроены коридоры бесконечных зеркальных отражений, а собственной фигуры посетитель не видит. В лабиринте «Сад знаний» Антона Кочуркина собраны артефакты времени: свидетельства археологии и народной культуры земли Никола-Ленивец. 

Конечно же, время улавливается и звуками. В одном из хитов прошлых фестивалей, Арке Бориса Бернаскони, Сергей Комаров и Владислав Добровольский (группа Cyland) устроили кабинет звучащих ящичков. В двенадцати камерах-ячейках внутренней комнаты Арки хранится библиотека звуков. Выдвинешь ящичек – услышишь опус, созданный по принципам сонорики или алеаторики.
 
Вообще саунд-арт, примиряющий Архитектуру и с contemporary art, и с интертекстуальными видами творчества, и со Временем, давно стал желанным гостем Архстояния. Помним шедевр этого направления, воздвигнутый композитором и музыкантом Дмитрием Власиком со товарищи звуковой собор с колоколами на главной площади «Версаля», с ротондой Бродского в центре. Музицировали на Архстоянии и Петр Айду, и другие замечательные экспериментаторы со звуком. Теперь приехали группа Cyland, Варя Павлова (Lisokot), Сергей Касич. Касич и Варя обжили звуком новый, только что сделанный большой арх-объект – бельведер «Ленивый зиккурат». Его выполнила проектная группа «Поле – Дизайн» во главе с Владимиром Кузьминым и Николаем Калошиным. Башня не что иное, как многоярусный ступенчатый сруб, по внешнему периметру опоясанный лестницами. Он создан по модульному принципу из клетей-«кубиков». И в идеале он именно то место, в котором архитектура принимает у себя разные пространственно-временные художества. Выстроенная в композиции «Атональная архитектоника – Зиккурат» саунд-артистская многоступенчатая архитектура Сергея Касича, так же как и экспериментальный вокал Вари Павловой (Lisokot) способствуют немало к украшению восприятия нового арх-объекта.
Ленивый зиккурат, 2014. Владимир Кузьмин, Николай Калошин. Фотография Кирилла Логовского
Ленивый зиккурат, 2014. Владимир Кузьмин, Николай Калошин. Фотография Кирилла Логовского
Музыкальное Архстояние, 2014. Фотография Кирилла Логовского

В целом же новый фестиваль подтвердил некую бинарную логику событий в Никола-Ленивце. Не требующие резонанса в разных междисциплинарных сферах, самодостаточные в своей эстетической ценности объекты Николая Полисского и его артели ведут диалог с принципами нового проектного мышления молодых, для которых важно осваивать новые измерения творческого общения и разрабатывать принципы видового, жанрового полифонизма. Граница этого диалога точно проходит по ленте дорожного шоссе.

28 Июля 2014

author pht

Автор текста:

Сергей Хачатуров
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.

Сейчас на главной

Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Десять часов роста
В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.
Евгений Подгорнов: «Проектировать надо так, чтобы...
Руководитель петербургского бюро Intercolumnium рассказывает, почему в портфолио компании есть работы от хай-тека до историзма, рассуждает о высотных доминантах и о заказчиках как источниках драйва, необходимого городу.
Новая ячейка
Жилой квартал на территории IT-парка: компания Архиматика сочетает инновационные технологии с человечным масштабом и уютной средой.
Градсовет 18.12.2019
Вторая и, по всей видимости, успешная попытка согласовать жилой дом, выходящий окнами на Троицкий собор и Фонтанку.
В преддверии театра
На Земляном валу справа от въезда в туннель под Таганской площадью, перед Театром на Таганке и рядом с торцом ЖК «Шоколад», достраивается здание 8-этажной гостиницы Novotel по проекту бюро «Гран» Павла Андреева.
Энергия студента
Показываем работы финалистов студенческого конкурса «АРХПроект», а также рассказываем о том, как организаторы попытались выйти за рамки сухой процедуры: с помощью менторов, лектория и выставки с вечеринкой в «Севкабель порту».
Кино на плоту
Летний кинотеатр от архитектурного бюро «А4» как универсальное общественное пространство и вариация на тему паркового павильона.
Перемена мест слагаемых
Используя приемы и материалы типового дачного строительства, Spirin architects находят свой убедительный архитектурный ответ на вызов предельно ограниченного бюджета.
Заседание в бассейне
Новый корпус штаб-квартиры adidas по проекту бюро COBE включает переговорные и актовый зал в виде разных типов спортивных сооружений, включая бассейн.
Метод сращивания
Вариант современного контекстуализма – фактурная и орнаментальная архитектура, сдержанно-классичная, но явным образом не принадлежащая ни к одному стилю. T+T architects использовали этот современный подход для деликатной работы в историческом центре Екатеринбурга.
Между Мегой и рекой
Парк у торгового центра, сделанный по всем канонам современного общественного пространства: здесь учтены потребности горожан, идентичность, экономическая и экологическая устойчивость.