Стальная паутина министерства культуры

Здание Министерства культуры и коммуникаций в Париже архитектора Франсиса Солера.

Автор текста:
Елизавета Клепанова

10 Декабря 2014
mainImg
Во всех городах с историческим центром рано или поздно встает вопрос: что делать с наследием? Как правило, архитектурным памятникам дается «вторая жизнь», и они получают новую функцию – или даже несколько. В такой момент, за очень редким исключением, возникает резкое противоречие между планируемым и существующим видами использования. По очевидным причинам, приходится делать перепланировку, проводить реконструкцию, в общем, всеми правдами и неправдами пытаться подготовить здание к жизни в современном ритме. Сразу нужно отметить, что сделать это грамотно сложно с объективной точки зрения и потому удается совсем немногим архитекторам, причем даже небольшой процент удачных реноваций обычно остается спорным.
 
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Georges Fessy, Nicolas Borel
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Georges Fessy, Nicolas Borel

Сразу отмечу, что мне понадобилось время, чтобы понять и оценить проект, о котором я хочу вам сегодня рассказать. Я долго ходила вокруг этого здания, смотрела на него с разных точек и подробно изучала сопутствующие ему материалы. Это вовсе не было любовью с первого взгляда. Миланская школа с обязательным курсом реконструкции и реставрации оставила неизгладимый след в моем сознании, и я придирчиво отмечала про себя, что, например, из-за создания нового фасада появились явные визуальные нарушения в частях фасада исторического. В общем, на фоне общего положительного впечатления у меня оставались сомнения, в которых мне хотелось разобраться.
 
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Georges Fessy, Nicolas Borel

Архитектор, сделавший проект этой реновации – замечательный Франсис Солер. Он особенный мастер, и понимание его работ всегда требует определенной интеллектуальной подготовки, так как они всегда сочетают в себе философский смысл и необычайно интересные концепции. Но, к сожалению, именно по перечисленным причинам его проекты часто остаются нереализованными, и Жан Нувель (которого я тоже очень люблю) побеждает у него в конкурсах – выступая, возможно, с менее глубокими, но более понятными большинству предложениями.
 
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Georges Fessy, Nicolas Borel

Впрочем, в этом конкретном конкурсе – на новое здание Министерства культуры и коммуникаций в Париже – все же победил Солер. Французский Минкультуры, ранее рассредоточенный по семнадцати округам города, решил соорудить для себя новую штаб-квартиру, чтобы собрать все свои департаменты в одном месте. И место, конечно, было выбрано прекрасное: в самом центре города, на территории бывшей революционной части Пале-Рояль, в непосредственной близости от Лувра и «Комеди Франсез». На предоставленной министерству площадке располагались два здания в разных стилях: первое – 1920 года, второе – 1960 года, никак не связанные между собой. Более ранняя постройка была спроектирована как резервный склад для крупного универмага в Лувре, а второе строение служило пристройкой к Министерству финансов, в то время занимавшему северное крыло Лувра. В задание конкурса входило объединение этих зданий в единое сооружение: с общей структурой переходов и уровней, с удобными планировками и гармоничным внешним обликом. Учитывая огромную разницу между двумя постройками по всем пунктам, это задание напоминало поручение Золушке отделить горох от чечевицы. Хотя прослеживался и идейный подтекст: министерство же культуры? Значит, должно соединять в себе различные стили и ценности, рассматривать все эпохи как равно важные и вообще показывать архитектурным решением своей штаб-квартиры, что основа культуры – гармония.
 
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Georges Fessy, Nicolas Borel

Первое действие Солера было довольно радикальным: он проделал брешь в стене одного из зданий, мотивируя это тем, что офисам, которые планировались со стороны улицы Бон-Анфан, из-за ее узости и темноты не будет хватать света. Несмотря на смелость этого шага, все получилось удачно, ведь даже сегодня на этой улице очень мало света и, если на секунду представить, как темно тут было раньше, то подход Солера представляется единственно верным. Сохранившиеся от стены материалы архитектор распределил, насколько это было возможно, по периметру получившегося внутреннего двора. Во этом дворе был разбит очень приятный сад, который стал прекрасной альтернативой узкой темной улице.
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Georges Fessy, Nicolas Borel

Прежде, чем приступить к разработке планов, Солер изучил толщину стен, глубину зданий, уменьшил размеры наклонных ребер и ликвидировал все то, что, с его точки зрения, выступало наружу без значительных на то причин. В результате, стали возможными относительно безболезненное объединение двух зданий между собой, соединение этажей, располагавшихся на разных уровнях, создание удобных рабочих мест.
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Georges Fessy, Nicolas Borel

Главный вход был сделан со стороны оживленной улицы Сент-Оноре: он представляет собой просторный холл с низким потолком. Есть здесь и лестница, подобная тем, что обычно бывают в крупных исторических универмагах. До реставрации она находилась в плачевном состоянии. Стеклянный фасад заменен раздвижными окнами, а офисы представляют собой пространство свободного плана во всю глубину здания, без каких-либо перегородок.
 
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Georges Fessy, Nicolas Borel

После перепланировки центральное пространство постройки превратилось в служебную зону, а остальные помещения за счет упрощения периметра были присоединены к саду. Стоит отметить, что архитектурное решение внутренних зон основывается на ранее существующей структуре с минимальными ее изменениями. При этом архитектор создал пространства с максимально гибкой геометрией. Новые планы штаб-квартиры Министерства культуры кажутся удобными и уместными и, в принципе, не оставляют вопросов, чего не скажешь о довольно спорном решении фасадов.
 
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Georges Fessy, Nicolas Borel

Франсис Солер полностью покрыл стены и крыши перестраиваемых корпусов сетью из нержавеющей стали. Орнамент напоминает узоры Гектора Гимара в стиле ар нуво, но сам Солер рассказывает, что в структуре сетки использованы отмасштабированные на компьютере до неузнаваемости фрески Джулио Романо из Палаццо дель Те в Мантуе. Получился такой забавный переход к современному искусству путем упрощения истории с помощью новейших технологий. Модульные элементы сетки – одного размера по всему периметру здания, исключая внутренний двор с садом.
 
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Georges Fessy, Nicolas Borel

Собственно, мои сомнения породила именно эта сетка. Она выглядит очень эффектно и привлекательно, даже – с определенных ракурсов – создает эффект дымки. К тому же она формально не причиняет вреда историческим фасадам: они отреставрированы, но больше никак не изменены. Однако, опять же, с определенных ракурсов, эти модули дробят фасад на визуально непропорциональные части, что кажется не совсем верным решением. Было также не совсем понятно, как чувствуют себя сотрудники министерства, так как рисунок сетки очень насыщен и, как мне казалось, может раздражать при взгляде изнутри здания. Согласитесь, не всем приятно проводить рабочий день, периодически взглядывая на стальные переплетения вместо вида за окном.
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Georges Fessy, Nicolas Borel

Однако мое мнение насчет неудобства сетки для пользователей сооружения Солера впоследствии изменилось. Оказалось, что она работает по принципу ажурных оконных решеток в арабском зодчестве: умело скрывает интерьер снаружи, но при этом обеспечивает прекрасную видимость изнутри (Солер, кстати, родился и вырос в Алжире). Получилась такая восточная философия: тебя не видно, но ты прекрасно видишь все вокруг.
 
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Georges Fessy, Nicolas Borel

Здание Министерства культуры и коммуникаций в Париже – прекрасный ответ заданию конкурса: исторические здания объединены в единое целое внутренне и внешне, причем это сделано изящно и со смыслом. Франсис Солер выполнил прекрасный проект реновации и не просто подарил зданиям, улице, площади – всему этому месту – вторую жизнь, но также приспособил его к современности так искусно, что сохранил его исторический дух. А орнамент-сетку, как мне кажется, можно воспринимать как паутину, которую оставляют на бутылках особенно редких, коллекционных вин, чтобы подчеркнуть их ценность. Это, конечно, всего лишь версия – ведь архитектуру Солера нельзя прочесть легко и быстро, но, если вы умеете читать между строк, то со временем определенно откроете в ней для себя что-то особенное.
 
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Georges Fessy, Nicolas Borel
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Georges Fessy, Nicolas Borel
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Georges Fessy, Nicolas Borel
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Francis Soler Architecte
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Francis Soler Architecte
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Francis Soler Architecte
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Francis Soler Architecte
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Francis Soler Architecte
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Francis Soler Architecte


10 Декабря 2014

Автор текста:

Елизавета Клепанова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Сейчас на главной
Деревянный рай
Один из кварталов в составе крупного и очень передового по многим параметрам района Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».