Море в горах

Торговый центр Europark в Зальцбурге по проекту Массимилиано Фуксаса.

Автор текста:
Елизавета Клепанова

05 Декабря 2014
mainImg
Массимилиано Фуксас часто отмечает, что покупатели любят спроектированные им торговые центры и магазины, а его заказчики всегда довольны ростом там объема продаж, но архитектор скромно добавляет при этом, что понятия не имеет – почему. Однако «почему» становится ясно сразу, как только входишь в эти сооружения.
 
Торговый центр Europark © Philippe Ruault
Торговый центр Europark © Philippe Ruault

Начнем с того, что проектировать торговые центры в архитектурных кругах Европы долгое время считалось «не комильфо». Музеи, школы, общественные центры, театры, жилые дома – другое дело. А вот за работу над шоппинг-моллом можно было легко и незаметно для себя получить обидное клеймо коммерческого архитектора. А кому такое понравится? Вот и приходилось девелоперам довольствоваться узким кругом проектировщиков, для которых это не было проблемой.
 
Торговый центр Europark © Philippe Ruault

Но Фуксаса, как оказалось, не нужно было долго упрашивать: проектирование торговых центров, школ, музеев и всего остального он не разделял для себя по степени статусности и даже всегда подчеркивал, что только «…бесталанные архитекторы привязываются к типологии. Для хорошего архитектора неважно, проектирует ли он стул, музей, железнодорожный вокзал или шопинг-молл, а важно создание насыщенного опыта. Если вам повезет, то здание будет отлично выполнять свою функцию и нравиться людям».
 
Торговый центр Europark © Philippe Ruault

Справедливости ради нужно заметить, что такое отношение Фуксаса к работе над торговыми центрами сложилось не сразу: он признается, что для этого потребовалось определенное время и опыт. Архитектор, поживший в Париже, Нью-Йорке, Риме, рассказывает, что все необходимые магазины всегда находились рядом и при этом были «интересным приключением», и он подумал, что было бы здорово вызывать подобные переживания у посетителей коммерческих центров, которые, как правило, отличаются однообразной безвкусной архитектурой.
 
Торговый центр Europark © Philippe Ruault

Шопинг для Фуксаса – это не просто процесс покупки – продажи, а ощущение пространства и ситуаций, сравнимые с теми, что мы получаем в городе: «Я решил создать для людей, пользующихся торговыми центрами, богатый опыт, [подобный тому,] который они получили бы в старом городе с потаенными площадями и узкими улочками, где внезапно появляются церковь, сад или мост, а вид и свет постоянно меняются. Шопинг для меня – это выпить с комфортом кофе, почитать газету, съесть сэндвич и прочувствовать то, что происходит вокруг. Не обязательно покупать, но обязательно, чтобы работали все чувства, чтобы была возможность понять красоту жизни». Именно так Массимилиано Фуксас описал свой первый проект торгового центра – Europark, реализованный в пригороде Зальцбурга.
 
Торговый центр Europark © Philippe Ruault

В Зальцбурге можно встретить немало работ не австрийских архитекторов. И дело тут совсем не в том, что Австрия очень открыта к иностранным зодчим, или что «нет пророка в своем отечестве», а в том, что в Зальцбурге действует своеобразная политика отбора «кандидатов», которые будут допущены там к проектированию. Иностранный архитектор, как правило, выбирается местным комитетом по архитектуре и работает при нем в качестве советника, участвуя в обсуждении и решении проблем города, оценивая результаты конкурсов как член жюри и т.д. Единственное, что недоступно зарубежному зодчему – это параллельно проектировать для Зальцбурга. Когда служба архитектора в качестве советника заканчивается, он уже неплохо знает этот город и его особенности и потому может здесь работать.
 
Торговый центр Europark © Philippe Ruault

В случае Europark’а Фуксасу достался участок в пригороде Зальцбурга (хотя пригород в данном случае – понятие относительное: он расположен в 10 минутах езды от исторического центра). Ситуация там напоминает московские и подмосковные шопинг-кластеры с обязательными Achan, IKEA, OBI и т.д. В таком же контексте итальянскому архитектору предстояло сделать свой проект, и он мастерски справился с поставленной задачей.
 
Торговый центр Europark © Philippe Ruault

Europark был выполнен в 2 очереди. К части с прямоугольным планом по просьбе заказчиков была через несколько лет добавлена вторая, волнообразная половина с овальным залом для мероприятий. Сам Фуксас говорит, что клиенты вновь обратились к нему потому, что проект оказался для них очень выгодным с коммерческой точки зрения и, кроме того, получил несколько наград за энергоэффективность и качество архитектуры.
 
Торговый центр Europark © Philippe Ruault

У здания очень узнаваемый силуэт с конструктивно воздушным паркингом и коммуникациями на крыше. Выполнить такие прозаические вещи так элегантно – настоящее мастерство, и волнообразные конструкции красного цвета, их обрамляющие, все мировые архитектурные СМИ единодушно сравнили с морем. Сам Фуксас так объясняет свое решение сделать паркинг на крыше: «Я предпочитаю, чтобы парковочные места были расположены либо на крыше здания, либо в подземном уровне. Молл – это место для людей, а не для машин. В Зальцбурге я создал пространство для автомобилей на верхнем этаже с волнообразной крышей над ним, которая сама по себе сформировала архитектурный ландшафт».
 
Торговый центр Europark © Philippe Ruault

Продолжая разговор о внешнем облике здания, следует отметить его двухслойную оболочку, состоящую из разноцветных панелей, складывающихся в надпись «Europark», и плексигласа. Такое решение создает эффект объема для изображений и надписей днем и эффектно выглядит ночью, подсвеченное светом изнутри здания.
 
Торговый центр Europark © Philippe Ruault

Интерьер Europark’а – максимально гибкое пространство, чтобы владельцу было несложно при необходимости его трансформировать. Фуксас считает, что, так как здание должно проработать в течении многих лет, то изменения неизбежны, так что лучше разработать «толерантную» к ним систему. Сегодня в пользу этого подхода свидетельствует то, как удачно выполнен переход от прямоугольного, жесткого пространства 1-й очереди в волнообразно-овальное второго этапа проекта.
 
Торговый центр Europark © Philippe Ruault

Меня Europark приятно удивил. Это не памятник своему автору и не пустые разговоры о важности людей и разнообразии пространства. Здесь это разнообразие действительно есть, все продуманно до деталей, и в этот торговый центр действительно интересно приходить – неважно даже, за покупками или нет. То, как конструкции «работают» вместе с проектом – тоже удачный (и потому редкий) пример. Даже реклама, раздражающая нас в каждом молле, здесь удачно организована и кажется, скорее, уместным украшением интерьера, нежели диссонирующим элементом.
 
Торговый центр Europark © Philippe Ruault

Мой преподаватель в МАРХИ Дмитрий Величкин однажды рассказал нам, своим студентам, историю про то, как они с Николаем Головановым сделали квартиру, заказчик которой после завершения проекта пригласил их в гости и благодарил с блестящими глазами: он говорил, что приходит домой, и ему здесь настолько хорошо, что хочется щелкать от счастья пальцами. Эта история пришла мне на ум в зальцбургском Europark’е: хорошая архитектура все-таки не имеет национальности.
Торговый центр Europark © Philippe Ruault
Торговый центр Europark © Archivio Fuksas
zooming
Торговый центр Europark © Archivio Fuksas
Торговый центр Europark © Archivio Fuksas
Торговый центр Europark © Archivio Fuksas
zooming
Торговый центр Europark © Philippe Ruault


05 Декабря 2014

Автор текста:

Елизавета Клепанова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Сейчас на главной
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
Летающий форум
Архитекторы MVRDV выиграли конкурс на мастерплан района в центре Карлсруэ: градостроительную ось дворца XVIII века замкнет «летающий» общественный форум с садом на крыше.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Форум на холме
Недалеко от Штутгарта по проекту бюро Дэвида Чипперфильда полностью завершен культурный центр Carmen Würth Forum: теперь там открылись музей и конференц-центр.
Градосвет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Городок у старой казармы
Бюро melix воссоздает атмосферу старого Оренбурга в проекте жилого комплекса у Михайловских казарм – важного городского памятника, пришедшего в упадок. Проект победил в конкурсе, проведенном городской администрацией и теперь ищет инвестора.
Мозаика этажей
Жилой комплекс Etaget по проекту архитекторов Kjellander Sjöberg встроен в сложившуюся застройку центральной части Стокгольма, имитируя «город в городе».
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Второе дыхание «революционного движения профсоюзов»
Архитекторы KCAP и Cityförster представили проект реконструкции в Братиславе конгресс-центра Дома профсоюзов и прилегающей территории: они планируют вернуть жизнь на историческую площадь, в начале 1980-х превращенную в позднемодернистский «плац» с транспортной развязкой.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Старые стены
Восьмиэтажный кирпичный склад на чугунном каркасе в Манчестере превращен архитекторами Archer Humphryes в самый большой британский апарт-отель.
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.
Стекло и камень
В штате Вирджиния началась реконструкция руин дома Фрэнсиса Лайтфута Ли – одного из «подписантов» Декларации независимости США (1776). Чтобы не нарушить аутентичность сооружения, все новые части, включая конструктивные, будут выполнены из стекла.