Торговый центр Europark в Зальцбурге по проекту Массимилиано Фуксаса.
Торговый центр Europark © Philippe Ruault
Массимилиано Фуксас часто отмечает, что покупатели любят спроектированные им торговые центры и магазины, а его заказчики всегда довольны ростом там объема продаж, но архитектор скромно добавляет при этом, что понятия не имеет – почему. Однако «почему» становится ясно сразу, как только входишь в эти сооружения.
Торговый центр Europark © Philippe Ruault
Начнем с того, что проектировать торговые центры в архитектурных кругах Европы долгое время считалось «не комильфо». Музеи, школы, общественные центры, театры, жилые дома – другое дело. А вот за работу над шоппинг-моллом можно было легко и незаметно для себя получить обидное клеймо коммерческого архитектора. А кому такое понравится? Вот и приходилось девелоперам довольствоваться узким кругом проектировщиков, для которых это не было проблемой.
Торговый центр Europark © Philippe Ruault
Но Фуксаса, как оказалось, не нужно было долго упрашивать: проектирование торговых центров, школ, музеев и всего остального он не разделял для себя по степени статусности и даже всегда подчеркивал, что только «…бесталанные архитекторы привязываются к типологии. Для хорошего архитектора неважно, проектирует ли он стул, музей, железнодорожный вокзал или шопинг-молл, а важно создание насыщенного опыта. Если вам повезет, то здание будет отлично выполнять свою функцию и нравиться людям».
Торговый центр Europark © Philippe Ruault
Справедливости ради нужно заметить, что такое отношение Фуксаса к работе над торговыми центрами сложилось не сразу: он признается, что для этого потребовалось определенное время и опыт. Архитектор, поживший в Париже, Нью-Йорке, Риме, рассказывает, что все необходимые магазины всегда находились рядом и при этом были «интересным приключением», и он подумал, что было бы здорово вызывать подобные переживания у посетителей коммерческих центров, которые, как правило, отличаются однообразной безвкусной архитектурой.
Торговый центр Europark © Philippe Ruault
Шопинг для Фуксаса – это не просто процесс покупки – продажи, а ощущение пространства и ситуаций, сравнимые с теми, что мы получаем в городе: «Я решил создать для людей, пользующихся торговыми центрами, богатый опыт, [подобный тому,] который они получили бы в старом городе с потаенными площадями и узкими улочками, где внезапно появляются церковь, сад или мост, а вид и свет постоянно меняются. Шопинг для меня – это выпить с комфортом кофе, почитать газету, съесть сэндвич и прочувствовать то, что происходит вокруг. Не обязательно покупать, но обязательно, чтобы работали все чувства, чтобы была возможность понять красоту жизни». Именно так Массимилиано Фуксас описал свой первый проект торгового центра – Europark, реализованный в пригороде Зальцбурга.
Торговый центр Europark © Philippe Ruault
В Зальцбурге можно встретить немало работ не австрийских архитекторов. И дело тут совсем не в том, что Австрия очень открыта к иностранным зодчим, или что «нет пророка в своем отечестве», а в том, что в Зальцбурге действует своеобразная политика отбора «кандидатов», которые будут допущены там к проектированию. Иностранный архитектор, как правило, выбирается местным комитетом по архитектуре и работает при нем в качестве советника, участвуя в обсуждении и решении проблем города, оценивая результаты конкурсов как член жюри и т.д. Единственное, что недоступно зарубежному зодчему – это параллельно проектировать для Зальцбурга. Когда служба архитектора в качестве советника заканчивается, он уже неплохо знает этот город и его особенности и потому может здесь работать.
Торговый центр Europark © Philippe Ruault
В случае Europark’а Фуксасу достался участок в пригороде Зальцбурга (хотя пригород в данном случае – понятие относительное: он расположен в 10 минутах езды от исторического центра). Ситуация там напоминает московские и подмосковные шопинг-кластеры с обязательными Achan, IKEA, OBI и т.д. В таком же контексте итальянскому архитектору предстояло сделать свой проект, и он мастерски справился с поставленной задачей.
Торговый центр Europark © Philippe Ruault
Europark был выполнен в 2 очереди. К части с прямоугольным планом по просьбе заказчиков была через несколько лет добавлена вторая, волнообразная половина с овальным залом для мероприятий. Сам Фуксас говорит, что клиенты вновь обратились к нему потому, что проект оказался для них очень выгодным с коммерческой точки зрения и, кроме того, получил несколько наград за энергоэффективность и качество архитектуры.
Торговый центр Europark © Philippe Ruault
У здания очень узнаваемый силуэт с конструктивно воздушным паркингом и коммуникациями на крыше. Выполнить такие прозаические вещи так элегантно – настоящее мастерство, и волнообразные конструкции красного цвета, их обрамляющие, все мировые архитектурные СМИ единодушно сравнили с морем. Сам Фуксас так объясняет свое решение сделать паркинг на крыше: «Я предпочитаю, чтобы парковочные места были расположены либо на крыше здания, либо в подземном уровне. Молл – это место для людей, а не для машин. В Зальцбурге я создал пространство для автомобилей на верхнем этаже с волнообразной крышей над ним, которая сама по себе сформировала архитектурный ландшафт».
Торговый центр Europark © Philippe Ruault
Продолжая разговор о внешнем облике здания, следует отметить его двухслойную оболочку, состоящую из разноцветных панелей, складывающихся в надпись «Europark», и плексигласа. Такое решение создает эффект объема для изображений и надписей днем и эффектно выглядит ночью, подсвеченное светом изнутри здания.
Торговый центр Europark © Philippe Ruault
Интерьер Europark’а – максимально гибкое пространство, чтобы владельцу было несложно при необходимости его трансформировать. Фуксас считает, что, так как здание должно проработать в течении многих лет, то изменения неизбежны, так что лучше разработать «толерантную» к ним систему. Сегодня в пользу этого подхода свидетельствует то, как удачно выполнен переход от прямоугольного, жесткого пространства 1-й очереди в волнообразно-овальное второго этапа проекта.
Торговый центр Europark © Philippe Ruault
Меня Europark приятно удивил. Это не памятник своему автору и не пустые разговоры о важности людей и разнообразии пространства. Здесь это разнообразие действительно есть, все продуманно до деталей, и в этот торговый центр действительно интересно приходить – неважно даже, за покупками или нет. То, как конструкции «работают» вместе с проектом – тоже удачный (и потому редкий) пример. Даже реклама, раздражающая нас в каждом молле, здесь удачно организована и кажется, скорее, уместным украшением интерьера, нежели диссонирующим элементом.
Торговый центр Europark © Philippe Ruault
Мой преподаватель в МАРХИ Дмитрий Величкин однажды рассказал нам, своим студентам, историю про то, как они с Николаем Головановым сделали квартиру, заказчик которой после завершения проекта пригласил их в гости и благодарил с блестящими глазами: он говорил, что приходит домой, и ему здесь настолько хорошо, что хочется щелкать от счастья пальцами. Эта история пришла мне на ум в зальцбургском Europark’е: хорошая архитектура все-таки не имеет национальности.Торговый центр Europark © Philippe Ruault
Торговый центр Europark © Archivio Fuksas
Торговый центр Europark © Archivio Fuksas
Торговый центр Europark © Archivio Fuksas
Торговый центр Europark © Archivio Fuksas
Торговый центр Europark © Philippe Ruault
|