Грядут перемены. Подведены итоги Рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода за период 2006–2007 годов

В пятницу, 1 февраля, в Доме архитектора прошла торжественная церемония объявления и награждения победителей, завершившаяся знаменитым поеданием «героя вечера» – огромного 40-килограмового торта в виде здания-победителя. Архитектура участвоваших в Рейтинге зданий демонстрирует, что в стилевых предпочтениях нижегородской школы намечаются существенные перемены – считает обозреватель Архи.ру Елена Петухова

mainImg

Победитель Рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода 2006–2007 гг. – административно-офисное здание в Холодном переулке, спроектированное архитекторами бюро «Арко» Юрием Болговым и Александром Гребенниковым (ГИП – Олег Щепанов, строительство: ООО «Япыстрой», заказчик: ООО «Легионпром НН», ЗАО ЮЦ «Практика».

К радости кондитеров нынешний лауреат не доставил им обычных хлопот с соблюдением «загадочных» пропорций, приданием коржам причудливых форм и созданием из крема и марципанов невообразимых архитектурных излишеств. Лаконичная архитектура дома с двойным названием «Денди-Хамелеон» лишь в одном осложнила жизнь пекарям – им пришлось на собственном опыте постараться разгадать закономерность чередования на фасаде больших и маленьких оконных проемов. Эта немаловажная деталь была исполнена при помощи разноцветной глазури, что в переводе с зефирно-бисквитного на архитектурно-строительный язык означает навесные фасадные системы. Правда, кондитерские технологии отстают от строительных, и добиться от сахара эффекта «хамелеон», как на композитных панелях Alucobond spectra colours, которыми облицован дом, изготовителям праздничного торта не удалось.

В статьях, посвященных итогам конкурсов, обычно подробно рассказывается о церемонии награждения и о достоинствах проекта-победителя и его соперников. Но мне хотелось бы поделиться неожиданным и от этого особенно ярким впечатлением, полученным на основе анализа работ, участвовавших в нижегородском Рейтинге 2006-2007 гг. Они свидетельствуют о том, что архитектура Нижнего Новгорода находится на переломном этапе, результатом которого, как очень хочется верить, станет новый подъем нижегородской школы, способный оказать не меньшее влияние на российскую архитектуру, чем предыдущий. 
 
Писать о современной российской архитектуре достаточно сложно, но очевидно, что для профессиональной прессы постсоветского периода некоторые региональные школы стали особенной, нежно любимой находкой. И здесь нижегородская школа в отношении насыщенности художественными аллюзиями и вольготности интерпретаций превосходила даже современную архитектуру Санкт-Петербурга. Однако пик интереса к Нижнему пришелся на конец 1990-х – начало 2000-х годов. Тогда стало очевидно, что в 400 километрах от столицы существует и развивается абсолютно уникальная архитектурная «резервация», которая в пику неуклюжим московским рефлексиям на темы постмодернизма сформировала собственную палитру выразительных средств, нашла свой масштаб и методологию встраивания в историческую среду.

С тех пор нижегородские мастера уверенно заняли места среди когорты российских архитекторов, чьи имена постоянно мелькают на страницах профессиональной прессы, но острота восприятия нижегородских событий постепенно сошла на нет. Редакторы архитектурных журналов не считают дни до сдачи очередной постройки, на фестивалях и конкурсах объекты из Нижнего не имеют карт-бланш за актуальность. Да что говорить, на нынешнюю церемонию подведения итогов Рейтинга, куда в прошлые годы с готовностью приезжали и президент Союза архитекторов России Юрий Гнедовский и директор Центра Современной Архитектуры Ирина Коробьина, почти никто из приглашенных гостей не приехал. Можно подумать, что мода на Нижний Новгород прошла и никто больше не ждет от него архитектурных потрясений. А зря…

Как раз сейчас с архитектурой Нижнего Новгорода происходят интересные метаморфозы. Более того, ее специфика, равно как и особенности этого города, позволяют увидеть этот процесс, проследить этапы его развития и, в конце концов, насладиться результатами трансформации. Это чем-то напоминает геологию, точнее вулканологию, где незначительные на первый взгляд события, выстраиваясь в определенную последовательность, предвещают извержение вулкана. В архитектуре все происходит приблизительно также. На фоне превалирующих стилистических канонов сначала появляются отдельные проекты, в которых можно заметить решения, альтернативные мейнстриму. Такие проекты становятся все радикальнее, их число растет, что неминуемо приводит к началу реализации – одного, другого, третьего. Окончание строительства каждого нового объекта стимулирует дальнейшие эксперименты. И так до полной смены доминирующей архитектурной стилистики.

Нынешний рейтинг можно считать одним из важнейших этапов такой метаморфозы. Он зафиксировал переходное состояние, при котором характерные черты предыдущей фазы сосуществуют с абсолютно новыми элементами, предвещающими следующую стадию развития. Такие «Рубиконы» обычно восстанавливаются задним числом и сильно страдают от субъективизма восстанавливающих. Мы же имеем прекрасную возможность «занять места в первом ряду» и, не полагаясь на чужие трактовки, вывести собственную эволюционную теорию.

Среди более чем 30 объектов, отобранных для рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода 2006-2007 гг. по принципу «нельзя не заметить», подавляющее большинство не соответствовало традиционным представлениям о нижегородской школе, среди которых прежде всего: игра с выступающими-западающими объемами и активное использование цвета. Из 10 зданий, вошедших в шорт-лист, по результатам опроса 70 нижегородских архитекторов, только 3 отвечали стереотипу («Одуванчик», «Ковбой», «Парк Авеню»).

В остальных – привычные «нижегородские» черты уступили стилистике, принципиально отличной от стереотипов вчерашнего мейнстрима этой школы. Вместо ярких, в духе русского авангарда цветных пятен, создающих анти-камуфляжные фасады, теперь преобладают строгие и сдержанные цвета, облегающие лаконичные формы. Чувствуется, как очаровательно яркие «одуванчики» уступают место оттенкам серым, бежевым и зеленоватым... серьезным. Но в Нижнем «строгость» не означает ни холодности - ни, паче чаяния, сухости. Характер новой нижегородской архитектуры по-прежнему определяет самое трепетное внимание к тонким нюансам формы, пропорций, а также – что немаловажно – человеческий масштаб этих зданий. То и другое вместе придают им теплоту без экстравагантности. Как будто бы нижегородские архитекторы, пройдя стадию экспериментов, начали работать в найденной тональности, созвучной их родному городу.

Итак, один из представленных объектов («Призма») демонстрировал фактически полный отказ от прежнего выразительного инструментария. Еще один («Чайка») смотрелся скорее гостем из подмосковных яхт-клубов. В данном случае представляется важным, что на первом этапе рейтинга сами нижегородские архитекторы отобрали объекты, несущие в себе приметы новой архитектуры. Это означает, что потребность в обновлении, стремление к ней исповедуют сами творцы, т.е. это не искусственная реформа, насаждаемая извне, а абсолютно естественная, органичная, при которой переход к новой эстетике не означает отказ или ниспровержение прежних идеалов. Сохраняется важнейший фактор преемственности, обеспечивающий сохранение лучших традиций и самого понятия «школа».

В этой ситуации победа «Денди-Хамелеона» выглядит симптоматично. Жюри избежало падения в крайности и своим решением ясно продемонстрировало поддержку курса на обновление нижегородской школы. Авторы «Хамелеона» Юрий Болгов и Александр Гребенников второй раз подряд попадают в итоговый шорт-лист Рейтинга. Но если в 2006 году радикализм их «Радиодома» смотрелся как провокационная эскапада (высокопрофессиональное хулиганство) – то в этом году столь же лаконичный, но при этом серьезный и элегантный «Денди-Хамелеон» получил заслуженную награду, опередив творения весьма именитых нижегородских архитекторов. А что же эти именитые? Неужели столпы нижегородской школы окажутся не у дел в грядущей смене «формаций»? Отнюдь. Нескольких часов прогулки по улицам Нижнего Новгорода и разглядывания информационных щитов с компьютерными визуализациями строящихся объектов оказалось достаточно, чтобы убедиться: именитые не то чтобы уступают первенство в реформировании созданной ими самими школы, а даже опережают своих коллег. Судя по радикальности проектов не исключено, что инициатива обновления исходит как раз от них. И если они не представили на нынешний рейтинг свои последние проекты, то только потому, что в конкурсе участвуют лишь завершенные постройки. Так что следующий Рейтинг сулит не только усиление конкурентной борьбы, но и полномасштабную демонстрацию новейшей архитектуры Нижнего Новгорода.

zooming
Торжественное разрезание торта архитекторами-авторами здания-победителя. Юрий Болгов и Александр Гребенников
zooming
Фрагмент торта. Лестница из шоколада, стекло из глазури.
zooming
Ажиотаж вокруг торта продолжался достаточно долго, что бы архитекторы почувствовали «бремя славы»
zooming
Победитель Рейтинга нижегородской архитектуры 2006-2007 гг.
Административно-офисное здание в Холодном переулке
Проект: «Арко»
Архитекторы: Юрий Болгов, Александр Гребенников
zooming
«Призма». Реконструкция здания столовой под административно-офисный центр. ООО АПМ «АРТ проект». Архитекторы: Ольга Добротина, Елена Григорьева, Андрей Никитин, Сергей Шагалов.
zooming
«Ковбой». Жилой дом на пересечении улиц Белинского и Студёной. Творческая мастерская Андрея Степового. Архитекторы: Андрей Степовой, Елена Миронова, Сергей Поливанов
zooming
«Ганзей». Многофункциональный комплекс на улице Варварской. ТМ «Пестова и Попова». Архитекторы: Евгений Пестов, Ирина Варичева, Наталья Пестова
zooming
«Кит». Вторая очередь многофункционального комплекса на пересечении улиц Пискунова и Ошарской. Бюро «Проспект». Архитекторы: Борис Тарасов, Илья Вихорев
zooming
«Парк Авеню». Торговый центр «Парк Авеню» на улице Веденяпина. ТМ «Пестова и Попова». Архитекторы: Евгений Пестов, Ирина Варичева, Сергей Попов, Элла Погарская
zooming
«Одуванчик». Пенсионный фонд на проспекте Ленина. ТМ «Пестова и Попова». Архитекторы: Евгений Пестов, Ирина Капустина, Сергей Попов, Елена Пестова.
zooming
«Пеленгатор». Жилой дом в квартале между улицами Славянской и Студёной. ТМ Быкова. Архитекторы: Александр Сазонов, Виктор Быков, Ольга Алексеева.
zooming
«Николь». Административно-гостиничное здание по Московскому шоссе. Мастерская Юрия Чакрыгина. Архитекторы: Арсений Чакрыгин, Юрий Чакрыгин, Елена Пронина
zooming
«Чайка». База «Чайка» в пос. Жёлнино. ТМ Валерия Никишина Архитекторы: Андрей Рубцов, Валерий Никишин, Николай Членов, Наталья Краснова.
Нижний Новгород. Февраль 2008. Улица Б. Печерская
Строительство административного здания на пересечении улиц Фрунзе и Б.Печерская ТМА «Пестова и Попова».
3-D визуализация проекта строящегося здания. ТМ «Пестова и Попова». Архитекторы: Евгений Пестов, А.Каменюк, П.Васильев, С.Мичурин

04 Февраля 2008

Пресса: Смена приоритетов
На асфальте: Смена приоритетов НИЖНИЙ НОВГОРОД — В начале февраля в Нижнем Новгороде подвели итоги VII Рейтинга архитектуры — традиционного конкурса построек, который проводится с 1997 г. Рейтинг придумала, продумала и организует журналист и архитектурный критик Марина Игнатушко. Неизменный партнер рейтинга — Государственный центр современного искусства. Лучшим нижегородским зданием за 2006-2007 гг. признан административно-офисный центр в Холодном переулке, спроектированный архитекторами Юрием Болговым и Александром Гребенниковым. Этот объект, по мнению архитекторов и критиков, характеризует новые тенденции нижегородской архитектуры — стремление к простоте и строгости форм, лаконичности выразительных средств
Пресса: Подведены итоги VII рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода
1 февраля 2008 г. в нижегородском Доме архитектора были подведены итоги конкурса лучших зданий, построенных за последние два года в Нижнем Новгороде. «Рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода» проводится с 1997 года, его итоги традиционно завершаются представлением кондитерской модели лучшего здания – победителя. В этом году акция отметила первый юбилей - 10 лет
Пресса: Итоги VII Рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода
Офисно – административное здание «Денди Хамелеон» архитекторов Юрия Болгова и Александра Гребенникова стало победителем VII Рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода 2006/2007, итоги которого были подведены 1 февраля 2008 года в нижегородском Доме архитектора
Пресса: Между городом и деревней. В Нижнем Новгороде подведены...
В жесткой борьбе административно-офисное здание "Денди-Хамелеон" архитекторов Болгова и Гребенникова вырвало победу у загородной базы отдыха "Чайка" (ТМ Валерия Никишина). Деловая серьезность здесь конкурировала с элегантным эстетством.
Удивительный Нижний
Продолжаем рассматривать постройки нижегородского рейтинга 2020-2021 годов. В этой подборке самое опасное: здания, чьи прообразы несложно угадать, отчего они вызывают некоторое, скажем так, дежавю. Делает ли это их хуже – сложно сказать, это каждый решает для себя.
Цветной Нижний
Продолжаем публиковать проекты короткого и длинного списков рейтинга Нижнего Новгорода: вперемежку, но в тематических подборках. В «цветной» подборке – проекты, в которых, на наш взгляд, ощутимее всего прослеживаются самые узнаваемые, хотя не единственные, черты нижегородской школы.
Клетки-прятки
Продолжаем публиковать проекты 14 рейтинга нижегородской архитектуры. На наш взгляд, офисный центр на улице Кулибина не укладывается ни в какую подборку, поэтому его публикуем отдельно. К тому же он симпатичный. И хорошо спрятался.
Светлый Нижний
В феврале в Нижнем Новгороде объявили победителя XIV рейтинга его архитектуры. Мы рассказали о нескольких проектах, потом нам пришлось сделать паузу, поскольку очень сложно писать об архитектуре в сложившихся обстоятельствах. Но мы не можем не рассказывать об архитектуре, поэтому продолжаем, сейчас вашему вниманию – 3 других работы победителя рейтинга Станислава Горшунова.
Рейтинг Нижнего: три полюса
Несмотря на полное отсутствие рабочего настроения публикуем обзор результатов и части проектов короткого списка 14 рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода. Победителей наградили в прошлую пятницу; «тортом» стал павильон №2 нижегородской ярмарки, построенный в 2021 году про проекту Станислава Горшунова. Рассматриваем три самых показательных, на наш взгляд, объекта рейтинга, включая победивший.
Рейтинговая революция
Полуторамесячный марафон подведения итогов рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода за 2008-2009 гг. закончился. На этот раз целых 7 объектов были признаны равноправными лидерами, после чего, согласно традиции, воссозданы в кремо-бисквитном формате и церемониально съедены.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.