2007: архитектура прошлого и будущего

В уходящем году презентовались амбициозные проекты, отмечались юбилеи, вновь живо обсуждался вопрос сохранения архитектурного наследия, а также спорили о том, как правильно проводить конкурсы…

mainImg
Городом года можно смело назвать Нью-Йорк: несмотря на сетования местной архитектурной общественности на то, что самые интересные проекты реализуются в последние десятилетия в Европе или Восточной Азии, в этом году в городе Большого Яблока были сданы постройки Фрэнка Гери, Ренцо Пяьно, SANAA и «Херцог & де Мерон», представлены проекты мастерской West 8, Жана Нувеля, Стивена Холла и других видных архитекторов. Но в строительстве на месте бывшего Центра Мировой Торговли значительного прогресса не наблюдается, что несколько портит общее впечатление.
zooming
Дэвид Чипперфильд. Литературный музей современности. Фото © Stefan Mueller Naumann
zooming
Дэвид Чипперфильд


Человеком архитектурного года можно с полным правом назвать Дэвида Чипперфильда: его постройки вошли в шорт-листы Премий Мис ван дер Роэ и Стерлинга, причем последняя и была присуждена его Музею литературы современности в Марбахе, открылись его здания в  Глазго, Лянчжу и Берлине, готовы проекты музеев в Маргите, Берлине, Сент-Луисе и Лондоне, а в ближайшем будущем архитектор планирует заняться Москвой. Его работы лишены нарочитой эффектности и броскости, характерных для «знаковых» построек архитекторов-«глобалистов», и его успех в 2007 году можно отнести к редкому случаю перехода качества в количество без потери этого качества.
zooming
Оскар Нимейер


Заметными фигурами в прошедшем году были два юбиляра – Оскар Нимейер и Норман Фостер. Первый, отпраздновавший 15 декабря свой сотый день рождения, в последние годы оставался на периферии внимания публики, несмотря на активное продолжение творческой деятельности. Но необыкновенный юбилей Нимейера немедленно вывел его имя на первые полосы газет: общественность вспомнила о том, что рядом с ними живет архитектор, сотрудничавший с Ле Корбюзье и немало привнесший в архитектурную теорию и практику XX века.
zooming
Норман Фостер. «Хрустальный остров» – многофункциональный комплекс. Москва. Проект


Центр Помпиду в Париже тоже отметил свой юбилей – 30 лет, а его создатели – Ренцо Пьяно и Ричард Роджерс получили: первый - Золотую Медаль AIA, а второй – Притцкеровскую Премию.
Фостер отмечал 40 лет своей мастерской, которая пережила в этом году значительные трансформации. Их целью было освободить больше времени руководителя бюро для личного творчества, что, похоже, и отразилось на почти астрономическом количестве представленных «Foster + Partners» проектов, в том числе – и для России.
Заха Хадид. Центр исполнительских искусств в ансамбле острова Саадийат. Абу-Даби. Проект


Кроме Фостера, Россия привлекает многих архитекторов, что показала очередная выставка MIPIM, а также конкурс в Перми и планы застройки «стрелки» «Красного Октября». Возможно, наша страна в будущем даже сможет поспорить с Аравийским полуостровом за пальму первенства в масштабах строительного бума, но пока арабский мир остается вне конкуренции. Планы застройки острова в Абу-Даби, фантастические проекты Рема Колхаса и других западных звезд, а также получивший в 2007 звание самого высокого здания планеты пока еще недостроенный «Бурж Дубай» делают соревнование с ним сложным.
zooming
Остров Саадийат. Абу-Даби. Вид «района культуры». Проект


Европу волновали в прошлом году проекты более скромного масштаба, но – по разным причинам - не меньшего значения. Открытые международные  архитектурные конкурсы в Варшаве и Стокгольме, привлекшие множество участников, оказались под угрозой срыва из-за нарушения принципа анонимности проектов в Швеции и необъективных правил по отношению к архитекторам-иностранцам в Польше. Это заставило говорить о поиске оптимальной процедуры проведения конкурсов вообще; вариантом решения проблемы можно назвать всеобщее голосование горожан в Гронингене на выборах проекта городского Форума. Впрочем, в ходе таких же выборов был окончательно отвергнут проект перестройки концертного зала в Базеле Захи Хадид, несмотря на то, что она несколько раз перерабатывала свое предложение по требованию горожан.
zooming
«Фьюче Системс». Национальная библиотека Чехии. Прага. Проект


В то же время, бросающиеся в глаза здания в исторической части города могут значительно изменить его складывавшийся веками облик: так может быть в Петербурге с «Охта-Центром», а также - в Праге с новой Национальной библиотекой, или в Будапеште с офисным комплексом на площади Сервита. Как пример осторожного и вдумчивого, и, одновременно, интересного и производящего большое впечатление проекта среди старых городских кварталов можно назвать открывшееся прошлой осенью здание Музея Кёльнского диоцеза «Колумба» Петера Цумтора.
zooming
Музей кёльнского архиепископства «Колумба»
Фото: Raimond Spekking via Wikimedia Commons. Лицензия CC-BY-SA-3.0-migrated


Но памятники архитектурного наследия страдают не только и не столько от деятельности современных архитекторов: World Monuments Fund назвал самой большой угрозой для них деятельность человека в целом: ценнейшие постройки и ансамбли гибнут в ходе военных конфликтов, от строительного «бума» и последствий глобального потепления. Примеры подобных ситуаций – массовый снос исторических кварталов Пекина и Ханоя, а также – прокладка железнодорожного тоннеля совсем рядом с церковью Саграда Фамилия в Барселоне.

На что же мы можем надеяться в будущем году? Если исходить из итогов года 2007-го, то это большая продуманность новых проектов – как в отношении функциональности, так и соответствия стандартам «зеленой» архитектуры и визуальной «экологии». Той согласованности с окружающей застройкой, о которой говорится в задании почти каждого конкурса, но которую не так легко встретить в реальной жизни. Высокого архитектурного качества, а также – внимания к памятникам прошлого, которые достойны сохранения хотя бы как составляющая многообразия нашей «среды обитания», без которой эта среда – и наши впечатления – станут беднее.

31 Декабря 2007

Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.