2007: архитектура прошлого и будущего

В уходящем году презентовались амбициозные проекты, отмечались юбилеи, вновь живо обсуждался вопрос сохранения архитектурного наследия, а также спорили о том, как правильно проводить конкурсы…

Нина Фролова

Автор текста:
Нина Фролова

31 Декабря 2007
mainImg
0 Городом года можно смело назвать Нью-Йорк: несмотря на сетования местной архитектурной общественности на то, что самые интересные проекты реализуются в последние десятилетия в Европе или Восточной Азии, в этом году в городе Большого Яблока были сданы постройки Фрэнка Гери, Ренцо Пяьно, SANAA и «Херцог & де Мерон», представлены проекты мастерской West 8, Жана Нувеля, Стивена Холла и других видных архитекторов. Но в строительстве на месте бывшего Центра Мировой Торговли значительного прогресса не наблюдается, что несколько портит общее впечатление.
zooming
Дэвид Чипперфильд. Литературный музей современности. Фото © Stefan Mueller Naumann
zooming
Дэвид Чипперфильд


Человеком архитектурного года можно с полным правом назвать Дэвида Чипперфильда: его постройки вошли в шорт-листы Премий Мис ван дер Роэ и Стерлинга, причем последняя и была присуждена его Музею литературы современности в Марбахе, открылись его здания в  Глазго, Лянчжу и Берлине, готовы проекты музеев в Маргите, Берлине, Сент-Луисе и Лондоне, а в ближайшем будущем архитектор планирует заняться Москвой. Его работы лишены нарочитой эффектности и броскости, характерных для «знаковых» построек архитекторов-«глобалистов», и его успех в 2007 году можно отнести к редкому случаю перехода качества в количество без потери этого качества.
zooming
Оскар Нимейер


Заметными фигурами в прошедшем году были два юбиляра – Оскар Нимейер и Норман Фостер. Первый, отпраздновавший 15 декабря свой сотый день рождения, в последние годы оставался на периферии внимания публики, несмотря на активное продолжение творческой деятельности. Но необыкновенный юбилей Нимейера немедленно вывел его имя на первые полосы газет: общественность вспомнила о том, что рядом с ними живет архитектор, сотрудничавший с Ле Корбюзье и немало привнесший в архитектурную теорию и практику XX века.
zooming
Норман Фостер


Центр Помпиду в Париже тоже отметил свой юбилей – 30 лет, а его создатели – Ренцо Пьяно и Ричард Роджерс получили: первый - Золотую Медаль AIA, а второй – Притцкеровскую Премию.
Фостер отмечал 40 лет своей мастерской, которая пережила в этом году значительные трансформации. Их целью было освободить больше времени руководителя бюро для личного творчества, что, похоже, и отразилось на почти астрономическом количестве представленных «Foster + Partners» проектов, в том числе – и для России.
zooming
Норман Фостер. «Хрустальный остров» – многофункциональный комплекс. Москва. Проект


Кроме Фостера, Россия привлекает многих архитекторов, что показала очередная выставка MIPIM, а также конкурс в Перми и планы застройки «стрелки» «Красного Октября». Возможно, наша страна в будущем даже сможет поспорить с Аравийским полуостровом за пальму первенства в масштабах строительного бума, но пока арабский мир остается вне конкуренции. Планы застройки острова в Абу-Даби, фантастические проекты Рема Колхаса и других западных звезд, а также получивший в 2007 звание самого высокого здания планеты пока еще недостроенный «Бурж Дубай» делают соревнование с ним сложным.
Заха Хадид. Центр исполнительских искусств в ансамбле острова Саадийат. Абу-Даби. Проект


Европу волновали в прошлом году проекты более скромного масштаба, но – по разным причинам - не меньшего значения. Открытые международные  архитектурные конкурсы в Варшаве и Стокгольме, привлекшие множество участников, оказались под угрозой срыва из-за нарушения принципа анонимности проектов в Швеции и необъективных правил по отношению к архитекторам-иностранцам в Польше. Это заставило говорить о поиске оптимальной процедуры проведения конкурсов вообще; вариантом решения проблемы можно назвать всеобщее голосование горожан в Гронингене на выборах проекта городского Форума. Впрочем, в ходе таких же выборов был окончательно отвергнут проект перестройки концертного зала в Базеле Захи Хадид, несмотря на то, что она несколько раз перерабатывала свое предложение по требованию горожан.
zooming
Остров Саадийат. Абу-Даби. Вид «района культуры». Проект


В то же время, бросающиеся в глаза здания в исторической части города могут значительно изменить его складывавшийся веками облик: так может быть в Петербурге с «Охта-Центром», а также - в Праге с новой Национальной библиотекой, или в Будапеште с офисным комплексом на площади Сервита. Как пример осторожного и вдумчивого, и, одновременно, интересного и производящего большое впечатление проекта среди старых городских кварталов можно назвать открывшееся прошлой осенью здание Музея Кёльнского диоцеза «Колумба» Петера Цумтора.
zooming
«Фьюче Системс». Национальная библиотека Чехии. Прага. Проект


Но памятники архитектурного наследия страдают не только и не столько от деятельности современных архитекторов: World Monuments Fund назвал самой большой угрозой для них деятельность человека в целом: ценнейшие постройки и ансамбли гибнут в ходе военных конфликтов, от строительного «бума» и последствий глобального потепления. Примеры подобных ситуаций – массовый снос исторических кварталов Пекина и Ханоя, а также – прокладка железнодорожного тоннеля совсем рядом с церковью Саграда Фамилия в Барселоне.
zooming
Музей кёльнского архиепископства «Колумба»
Фото: Raimond Spekking via Wikimedia Commons. Лицензия CC-BY-SA-3.0-migrated


На что же мы можем надеяться в будущем году? Если исходить из итогов года 2007-го, то это большая продуманность новых проектов – как в отношении функциональности, так и соответствия стандартам «зеленой» архитектуры и визуальной «экологии». Той согласованности с окружающей застройкой, о которой говорится в задании почти каждого конкурса, но которую не так легко встретить в реальной жизни. Высокого архитектурного качества, а также – внимания к памятникам прошлого, которые достойны сохранения хотя бы как составляющая многообразия нашей «среды обитания», без которой эта среда – и наши впечатления – станут беднее.

31 Декабря 2007

Нина Фролова

Автор текста:

Нина Фролова
Технологии и материалы
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Из чего сделан фасад дома-победителя «Золотого Трезини»?
Для реконструкции и нового строительства в исторической части Васильевского острова архитекторы бюро «Проксима» использовали кирпич Terca Stockholm концерна Wienerberger и фасадную плитку ZEITLOS от Stroeher. Материалы поставила компания «Славдом».
Delabie ставит на черный
Компания Delabie представляет линейку сантехнических изделий Black Spirit, выполненных в матовом черном покрытии. В нее вошли как раковины, смесители и унитазы, так и многочисленные аксессуары, позволяющие добиться эффекта total black.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
Строительный атом архитектуры
В рамках семинара «Городские кварталы» архитектор Роман Леонидов проследил историю кирпичного строительства от древнего Вавилона до наших дней.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
История в кирпиче. В Музее архитектуры прошел семинар...
Компания «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецкий кирпичный завод в партнерстве с Музеем архитектуры им. А.В. Щусева провели семинар для архитекторов, представив самый широкий взгляд на материал, от истоков и философии работы с кирпичом в разные исторические эпохи до современных особенностей технологии и производства.
Плитка BRAER: рассчет на века
Метод вибропрессования делает тротуарную плитку BRAER прочной, а технология ColorMix позволяет добиваться многообразия оттенков. При правильном монтаже изделие будет сохранять свои свойства десятки лет. Рассказываем о важных нюансах при укладке и эксплуатации.
Экология вне времени
Компания «Новые горизонты» разработала линейку игровых площадок, выполненных в природном стиле и из экологичных материалов, которые прослужат долгие годы.
Реставраторы провели работы в мемориальном комплексе...
В Беслане прошла выездная школа реставрации Союза реставраторов России. Ее участники выполнили восстановительные и консервационные работы на руинах школы №1. Проект состоялся при поддержке компании Baumit, специалистов в области реставрации исторических зданий.
МасТТех. Этапы большого пути
Алюминиевые архитектурные конструкции Masttech используют в своих проектах архитекторы ведущих бюро, таких как СПИЧ, ATRIUM, ТПО «Резерв». Не так давно специалисты компании разработали – по техническому заданию АБ Цимайло, Ляшенко и Партнеры – эксклюзивное решение оконно-витражного блока, который монтируется сразу на два этажа.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Pipe Module: лаконичные световые линии
Новинка компании m³light – модульный светильник из ударопрочного полиэтилена. Из такого светильника можно составлять различные линии, подчеркивая архитектуру пространства
Быстро, но красиво
Ведущий производитель стеновых ограждающих конструкций группа компаний «ТехноСтиль» выпустила линейку модульных фасадов Urban, которые можно использовать в городской среде.
Быстрый монтаж, высокие технические показатели и новый уровень эстетики открывают больше возможностей для архитекторов.
Сейчас на главной
Трапеза с видом
Для интерьера ресторана Da Vittorio в основании башни Allianz в Милане Андреа Маффеи выбрал стиль, который по его мнению больше всего подходит крупным современным мегаполисам и ориентирован на активную городскую молодежь.
Путь завода
На прошлой неделе в новом центре изучения конструктивизма «Зотов» открылась первая выставка: «1922. Конструктивизм. Начало». Идея создания центра принадлежит Сергею Чобану, а проект ближайших домов, приспособления здания хлебозавода к музейной функции, и дизайн его первой экспозиции архитектор разработал в соавторстве с коллегами по АБ СПИЧ. Мы решили, что такой комплексный проект надо рассматривать целиком – так получился лонгрид о конструктивизме на Пресне, консервации, новациях, многослойном подходе и надежде.
Храм спорта
В Ла-Пас началось строительство стадиона для футбольного клуба «Боливар», сильнейшего в Боливии. Авторы проекта – испанцы L35 Arquitectos.
Три проекта для Подмосковья
Публикуем три из пяти проектов, представленных в рамках VI Форума проектировщиков Московской области в качестве образцовой работы с территориями и с проектной документацией. Надеемся чуть позже показать еще два, более масштабных.
Откопать счастье
Проект «Архитектура + Археология», курированный бюро KATARSIS, совершенно справедливо был отмечен гран-при Открытого города. Он гигантский, романтичный, интерактивный и, я бы так сказала, меланхолически-позитивный. Если МАРШ съедали город, то тут откапывали из песка и исследовали. А еще – авторы дали нам ооочень подробный отчет. Настоящие археологи.
Вопрос циркуляции
В Париже завершилась многолетняя реконструкция исторического комплекса Национальной библиотеки Франции: теперь там расположены научные институты и музейные залы. Авторы проекта – Atelier Gaudin Architectes.
Ось Савеловского
БЦ в окружении крупной городской развязки у Савеловского вокзала берет на себя роль пространственной оси – то есть оси вращения: закручивается спиралью, чередуя идеальное стекло этажей с глубокими уступами междуярусных перекрытий, в которые спрятаны изобретенные архитекторами форточки. Оно скульптурно и претендует на роль нового городского акцента несмотря на сравнительно небольшой – девятиэтажный – рост.
Пресса: Подменное настоящее
Иногда так любишь какое-нибудь прошлое, что как-то забываешь, когда живешь, сейчас или тогда, особенно если «сейчас» отличается от «тогда» достаточно резко. В случае, если настоящее не отличается от прошлого — и даже старательно не отличается, стремится с ним отождествиться,— любить и забываться сложнее.
Из созвездия Ворона
Cheng Chung Design (CCD) создало в интерьерах отеля W в городе Чанша модель Вселенной, предлагая постояльцам совершить космическое путешествие.
И в зной, и в стужу
Бюро Megabudka, известное разнообразными исследованиями творческих проблем, поделилось с нами статьей Артема Укропова, посвященной наработкам в области проектирования детских площадок в разных климатических условиях. Не то чтобы все изложенное в ней совершенно ново и неожиданно, но собрано вместе. Делимся.
Панъевропейский проект
Конкурс на проект реконструкции здания Европейского Парламента в Брюсселе выиграл консорциум Europarc из пяти континентальных мастерских.
Ода к ОАМ
В Петербурге начала работу VIII архитектурная биеннале. На дискуссии, где обсуждалось архитектурное просвещение, зал и председатель ОАМ попросили у редакции Архи.ру больше критики. Мы решили попробовать, и начать с самой выставки.
Убежище и пропитание, или съесть архитектуру
Самый вкусный, красивый и чувственный проект Открытого города – показываем третьим в нашей редакционной подборке. Каждый гастрономический сюжет сопровожден в нем внушительной, так сказать, арх-подготовкой, от референсов до аксонометрии. Так и хочется его съесть. Ну, его и съели.
Конечно можно
Рузанна Аветисян придумала для салона красоты в Казани интерьер, в котором посетитель чувствует себя как дома и погружается в приятные воспоминания о детстве и путешествиях. Уютное пространство в природной гамме дополняют фактурные детали: сухой борщевик, плетеные светильники или панно, сотканное из сорго.
Незаброшенная типография
Показываем три проекта урбанистического лагеря в Себеже, который был посвящен возрождению здания бывшей типографии. Победила команда под руководством Евгении Репиной и Сергея Малахова с проектом, который предлагает очень деликатные вкрапления в существующее здание.
Сценарии для Московской области
Мособлархитектура и АПМО провели VI Форум проектировщиков – главный ежегодный практикум для архитекторов Подмосковья, собрав ответы на наиболее насущные вопросы при подготовке проектной документации, а также представив новые подходы к территориям на примере лучших практик.
Имманентная бионика
Продолжаем публиковать проекты Открытого города, выбранные редакцией. Следующий посвящен программированию бионических форм, его курировало бюро «Чехарда». Формы – из российской природы, размещены на карте страны и доступны для изучения посредством смартфона.
Архитектура и анимация: ЧЕРЕЗ
Начинаем публиковать кураторские проекты Открытого города. Мы – редакция – выбрали пять проектов. Один из них мультфильм ЧЕРЕЗ, сделанный группой молодых архитекторов под кураторством dnk ag и режиссерским тьюторством. Получился вполне профессиональный фильм артхаусного свойства.
Петля в бору
Деликатное благоустройство соснового бора в спутнике Нижнего Новгорода не нарушает сложившийся природный ландшафт, но раскрывает красоту места и помогает посетителям насытиться впечатлениями.
Радости Монпарнаса
Архитекторы бюро MVRDV продолжают оттачивать приемы эффективной и экологически безопасной реконструкции объектов позднего модернизма. Им удалось вернуть Парижу целый квартал многофункциональной застройки Gaîté Montparnasse.
Ре-контейнер
Сообщество p.m. (personal message) дало вторую жизнь морскому контейнеру, в котором работает кофейня: авторы наладили инженерные системы, продумали эргономику и добавили яркие акценты. Барная стойка, например, сделана их переработанных пластиковых крышечек.
Инструкция не прилагается
Детская площадка, разработанная бюро UTRO, предлагает игру без заложенного взрослыми сценария: за счет ландшафта и абстрактных фигур дети могут наделять пространство какими угодно смыслами, развивая воображение.