Дэвид Чипперфильд. Литературный музей современности. Фото © Stefan Mueller Naumann
Дэвид Чипперфильд
Человеком архитектурного года можно с полным правом назвать Дэвида Чипперфильда: его постройки вошли в шорт-листы Премий Мис ван дер Роэ и Стерлинга, причем последняя и была присуждена его Музею литературы современности в Марбахе, открылись его здания в Глазго, Лянчжу и Берлине, готовы проекты музеев в Маргите, Берлине, Сент-Луисе и Лондоне, а в ближайшем будущем архитектор планирует заняться Москвой. Его работы лишены нарочитой эффектности и броскости, характерных для «знаковых» построек архитекторов-«глобалистов», и его успех в 2007 году можно отнести к редкому случаю перехода качества в количество без потери этого качества.
Оскар Нимейер
Заметными фигурами в прошедшем году были два юбиляра – Оскар Нимейер и Норман Фостер. Первый, отпраздновавший 15 декабря свой сотый день рождения, в последние годы оставался на периферии внимания публики, несмотря на активное продолжение творческой деятельности. Но необыкновенный юбилей Нимейера немедленно вывел его имя на первые полосы газет: общественность вспомнила о том, что рядом с ними живет архитектор, сотрудничавший с Ле Корбюзье и немало привнесший в архитектурную теорию и практику XX века.
Норман Фостер. «Хрустальный остров» – многофункциональный комплекс. Москва. Проект
Центр Помпиду в Париже тоже отметил свой юбилей – 30 лет, а его создатели – Ренцо Пьяно и Ричард Роджерс получили: первый - Золотую Медаль AIA, а второй – Притцкеровскую Премию.
Фостер отмечал 40 лет своей мастерской, которая пережила в этом году значительные трансформации. Их целью было освободить больше времени руководителя бюро для личного творчества, что, похоже, и отразилось на почти астрономическом количестве представленных «Foster + Partners» проектов, в том числе – и для России.
Заха Хадид. Центр исполнительских искусств в ансамбле острова Саадийат. Абу-Даби. Проект
Кроме Фостера, Россия привлекает многих архитекторов, что показала очередная выставка MIPIM, а также конкурс в Перми и планы застройки «стрелки» «Красного Октября». Возможно, наша страна в будущем даже сможет поспорить с Аравийским полуостровом за пальму первенства в масштабах строительного бума, но пока арабский мир остается вне конкуренции. Планы застройки острова в Абу-Даби, фантастические проекты Рема Колхаса и других западных звезд, а также получивший в 2007 звание самого высокого здания планеты пока еще недостроенный «Бурж Дубай» делают соревнование с ним сложным.
Остров Саадийат. Абу-Даби. Вид «района культуры». Проект
Европу волновали в прошлом году проекты более скромного масштаба, но – по разным причинам - не меньшего значения. Открытые международные архитектурные конкурсы в Варшаве и Стокгольме, привлекшие множество участников, оказались под угрозой срыва из-за нарушения принципа анонимности проектов в Швеции и необъективных правил по отношению к архитекторам-иностранцам в Польше. Это заставило говорить о поиске оптимальной процедуры проведения конкурсов вообще; вариантом решения проблемы можно назвать всеобщее голосование горожан в Гронингене на выборах проекта городского Форума. Впрочем, в ходе таких же выборов был окончательно отвергнут проект перестройки концертного зала в Базеле Захи Хадид, несмотря на то, что она несколько раз перерабатывала свое предложение по требованию горожан.
«Фьюче Системс». Национальная библиотека Чехии. Прага. Проект
В то же время, бросающиеся в глаза здания в исторической части города могут значительно изменить его складывавшийся веками облик: так может быть в Петербурге с «Охта-Центром», а также - в Праге с новой Национальной библиотекой, или в Будапеште с офисным комплексом на площади Сервита. Как пример осторожного и вдумчивого, и, одновременно, интересного и производящего большое впечатление проекта среди старых городских кварталов можно назвать открывшееся прошлой осенью здание Музея Кёльнского диоцеза «Колумба» Петера Цумтора.
Музей кёльнского архиепископства «Колумба»
Фото: Raimond Spekking via Wikimedia Commons. Лицензия CC-BY-SA-3.0-migrated
Но памятники архитектурного наследия страдают не только и не столько от деятельности современных архитекторов: World Monuments Fund назвал самой большой угрозой для них деятельность человека в целом: ценнейшие постройки и ансамбли гибнут в ходе военных конфликтов, от строительного «бума» и последствий глобального потепления. Примеры подобных ситуаций – массовый снос исторических кварталов Пекина и Ханоя, а также – прокладка железнодорожного тоннеля совсем рядом с церковью Саграда Фамилия в Барселоне.
На что же мы можем надеяться в будущем году? Если исходить из итогов года 2007-го, то это большая продуманность новых проектов – как в отношении функциональности, так и соответствия стандартам «зеленой» архитектуры и визуальной «экологии». Той согласованности с окружающей застройкой, о которой говорится в задании почти каждого конкурса, но которую не так легко встретить в реальной жизни. Высокого архитектурного качества, а также – внимания к памятникам прошлого, которые достойны сохранения хотя бы как составляющая многообразия нашей «среды обитания», без которой эта среда – и наши впечатления – станут беднее.