Новая страница

2008 год завершается не подведением итогов, а попыткой заглянуть в будущее.

author pht

Автор текста:
Нина Фролова

29 Декабря 2008
mainImg
Многим кажется, что вот-вот в мировой архитектуре наступит «долгожданный» поворот от броских знаковых построек к социально значимым и скромным по форме сооружениям. Что архитекторы, вместо желания прославится, построив здание-достопримечательность масштаба страны или даже континента, задумаются о потребностях общества, будут пытаться превратить пребывающие в запустении города в процветающие, неспокойные районы сделать приятными для жизни, создать новые рабочие места и улучшить экологическую ситуацию. Что десятилетие зданий-«icons», начавшееся осенью 1997 открытием Музея Гуггенхайма в Бильбао, подошло к концу, и теперь цели и задачи архитектуры будут сверены с суровой реальностью.
zooming
_


Но эти высокоморальные критики, видящие неблагородную цель большинства архитекторов в возведении гигантского сооружения в форме пузыря или кристалла в ОАЭ или Китае, а лучше всего – в Европе или Америке, забывают о том, что нередко именно в таких проектах впервые применяются многие новаторские приемы, определяющие развитие архитектуры в ближайшем будущем, приемы, которые чаще всего касаются не облика, а функции и структуры здания. Даже «Бурж Дубай», кажущийся всего лишь памятником беспредельному самомнению девелоперов, имеет конструкцию революционного типа, используя которую можно построить небоскреб, значительно превышающий предполагаемую высоту «дубайской башни» (около 900 м) – причем предел ее возможностей еще не определен. Сейчас сверхгигантские постройки кажутся абсолютно нефункциональными, но, возможно, через несколько лет эта схема окажется весьма востребованной.

Если же ожидать, что вместо элегантных или броских офисных комплексов, жилых домов и культурных институтов в связи с изменениями в финансовой атмосфере будут возводиться остроумные, недорогие и «зеленые» постройки вроде лауреатов премии AR Awards, то эти ожидания, скорее всего, окажутся совершенно необоснованными: такие проекты, тонко настроенные на конкретную ситуацию, гораздо сложнее поставить на поток, чем самые смелые работы «знакового» типа. Скорее всего, вместо них появятся безликие типовые корпуса – если что-то будет строиться вообще. Поэтому положительное влияние финансового кризиса на архитектуру – гораздо более сомнительная вещь, чем кажется на первый взгляд. Впрочем, одно можно сказать точно: в наступающем году, а, возможно, и позже, будут реже сносить старые здания (как памятники, так и не успевшие стать таковыми постройки), чаще можно будет видеть примеры реконструкции имеющегося «фонда» - хотя и не такие яркие, как, к примеру, лондонская «Тейт Модерн».

В то же время, можно ожидать, что многие архитекторы обратятся к теоретической работе, «бумажному» творчеству, будут меньше полагаться на CAD, используя его лишь как вспомогательное средство, но не как способ создания исходного эскиза проекта…
При этом немало архитекторов может вовсе покинуть профессию: Европа уже потеряла целое поколение из-за экономического упадка начала 1990-х. Не все согласны сидеть, как Заха Хадид во время кризиса 1970-х, за чертежной доской при свечах, зимой в нетопленной квартире.

С особыми проблемами столкнутся города как некий конечный архитектурный продукт: для их поддержания в стабильном состоянии нужны постоянные финансовые вливания. Если они прекратятся, возможно, их ожидают некие трансформации (в зависимости от продолжительности нынешней экономической ситуации), идущие в разрез с установившейся тенденцией – прогнозировать неостановимую урбанизацию населения Земли.

Безусловно, 2009-й может принести нечто совершенно непредвиденное, опровергнув все предсказания, но также может стать и достаточно вялым продолжением 2008-го. В любом случае, революционный тип развития в чистом виде мало свойственен для архитектуры, и даже неблагоприятные внешние условия не смогут стать причиной значительных – тем более, катастрофических – потрясений. Они представят для архитектурного сообщества, наряду с трудностями, и новые возможности. Воспользоваться ли ими – этот вопрос каждый должен решить для себя сам.

29 Декабря 2008

author pht

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана. С помощью фасадов KMEW архитекторам удалось подчеркнуть уникальность комплекса и отразить его высокий статус.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.

Сейчас на главной

Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.