В уходящем году презентовались амбициозные проекты, отмечались юбилеи, вновь живо обсуждался вопрос сохранения архитектурного наследия, а также спорили о том, как правильно проводить конкурсы…
Дэвид Чипперфильд. Литературный музей современности. Фото © Stefan Mueller Naumann
Городом года можно смело назвать Нью-Йорк: несмотря на сетования местной архитектурной общественности на то, что самые интересные проекты реализуются в последние десятилетия в Европе или Восточной Азии, в этом году в городе Большого Яблока были сданы постройки Фрэнка Гери, Ренцо Пяьно, SANAA и «Херцог & де Мерон», представлены проекты мастерской West 8, Жана Нувеля, Стивена Холла и других видных архитекторов. Но в строительстве на месте бывшего Центра Мировой Торговли значительного прогресса не наблюдается, что несколько портит общее впечатление.Дэвид Чипперфильд
Человеком архитектурного года можно с полным правом назвать Дэвида Чипперфильда: его постройки вошли в шорт-листы Премий Мис ван дер Роэ и Стерлинга, причем последняя и была присуждена его Музею литературы современности в Марбахе, открылись его здания в Глазго, Лянчжу и Берлине, готовы проекты музеев в Маргите, Берлине, Сент-Луисе и Лондоне, а в ближайшем будущем архитектор планирует заняться Москвой. Его работы лишены нарочитой эффектности и броскости, характерных для «знаковых» построек архитекторов-«глобалистов», и его успех в 2007 году можно отнести к редкому случаю перехода качества в количество без потери этого качества.Оскар Нимейер
Заметными фигурами в прошедшем году были два юбиляра – Оскар Нимейер и Норман Фостер. Первый, отпраздновавший 15 декабря свой сотый день рождения, в последние годы оставался на периферии внимания публики, несмотря на активное продолжение творческой деятельности. Но необыкновенный юбилей Нимейера немедленно вывел его имя на первые полосы газет: общественность вспомнила о том, что рядом с ними живет архитектор, сотрудничавший с Ле Корбюзье и немало привнесший в архитектурную теорию и практику XX века.Норман Фостер
Центр Помпиду в Париже тоже отметил свой юбилей – 30 лет, а его создатели – Ренцо Пьяно и Ричард Роджерс получили: первый - Золотую Медаль AIA, а второй – Притцкеровскую Премию. Фостер отмечал 40 лет своей мастерской, которая пережила в этом году значительные трансформации. Их целью было освободить больше времени руководителя бюро для личного творчества, что, похоже, и отразилось на почти астрономическом количестве представленных «Foster + Partners» проектов, в том числе – и для России.Норман Фостер. «Хрустальный остров» – многофункциональный комплекс. Москва. Проект
Кроме Фостера, Россия привлекает многих архитекторов, что показала очередная выставка MIPIM, а также конкурс в Перми и планы застройки «стрелки» «Красного Октября». Возможно, наша страна в будущем даже сможет поспорить с Аравийским полуостровом за пальму первенства в масштабах строительного бума, но пока арабский мир остается вне конкуренции. Планы застройки острова в Абу-Даби, фантастические проекты Рема Колхаса и других западных звезд, а также получивший в 2007 звание самого высокого здания планеты пока еще недостроенный «Бурж Дубай» делают соревнование с ним сложным.Заха Хадид. Центр исполнительских искусств в ансамбле острова Саадийат. Абу-Даби. Проект
Европу волновали в прошлом году проекты более скромного масштаба, но – по разным причинам - не меньшего значения. Открытые международные архитектурные конкурсы в Варшаве и Стокгольме, привлекшие множество участников, оказались под угрозой срыва из-за нарушения принципа анонимности проектов в Швеции и необъективных правил по отношению к архитекторам-иностранцам в Польше. Это заставило говорить о поиске оптимальной процедуры проведения конкурсов вообще; вариантом решения проблемы можно назвать всеобщее голосование горожан в Гронингене на выборах проекта городского Форума. Впрочем, в ходе таких же выборов был окончательно отвергнут проект перестройки концертного зала в Базеле Захи Хадид, несмотря на то, что она несколько раз перерабатывала свое предложение по требованию горожан.Остров Саадийат. Абу-Даби. Вид «района культуры». Проект
В то же время, бросающиеся в глаза здания в исторической части города могут значительно изменить его складывавшийся веками облик: так может быть в Петербурге с «Охта-Центром», а также - в Праге с новой Национальной библиотекой, или в Будапеште с офисным комплексом на площади Сервита. Как пример осторожного и вдумчивого, и, одновременно, интересного и производящего большое впечатление проекта среди старых городских кварталов можно назвать открывшееся прошлой осенью здание Музея Кёльнского диоцеза «Колумба» Петера Цумтора. «Фьюче Системс». Национальная библиотека Чехии. Прага. Проект
Но памятники архитектурного наследия страдают не только и не столько от деятельности современных архитекторов: World Monuments Fund назвал самой большой угрозой для них деятельность человека в целом: ценнейшие постройки и ансамбли гибнут в ходе военных конфликтов, от строительного «бума» и последствий глобального потепления. Примеры подобных ситуаций – массовый снос исторических кварталов Пекина и Ханоя, а также – прокладка железнодорожного тоннеля совсем рядом с церковью Саграда Фамилия в Барселоне. Музей кёльнского архиепископства «Колумба» Фото: Raimond Spekking via Wikimedia Commons. Лицензия CC-BY-SA-3.0-migrated
На что же мы можем надеяться в будущем году? Если исходить из итогов года 2007-го, то это большая продуманность новых проектов – как в отношении функциональности, так и соответствия стандартам «зеленой» архитектуры и визуальной «экологии». Той согласованности с окружающей застройкой, о которой говорится в задании почти каждого конкурса, но которую не так легко встретить в реальной жизни. Высокого архитектурного качества, а также – внимания к памятникам прошлого, которые достойны сохранения хотя бы как составляющая многообразия нашей «среды обитания», без которой эта среда – и наши впечатления – станут беднее.
|