Ген перемен

В Норвегии 2011-й объявлен Годом архитектуры; среди сотни событий его программы главным стал Архитектурный фестиваль, прошедший в Осло в конце сентября.

Нина Фролова

Автор текста:
Нина Фролова

07 Ноября 2011
mainImg
0 В 1911 была основана Национальная ассоциация норвежских архитекторов (Norske arkitekters landsforbund — NAL), и в нынешнем году отмечается ее столетие. Вполне сформировавшаяся национальная архитектура появилась в Норвегии еще в 19 веке, но последние сто лет, безусловно, стали для нее определяющими: она прошла путь от явления регионального масштаба до международного уровня. Сейчас проекты норвежских архитекторов широко публикуются в журналах и демонстрируются на выставках по всему миру, а бюро «Снохетта», пожалуй, входит в двадцатку самых известных мастерских планеты.
zooming
Национальный оперный театр в Осло. Бюро «Снохетта», 2007. Фото Нины Фроловой
zooming
Инсталляция перед зданием Национальной Оперы в Осло. Фото Нины Фроловой


Тем не менее, программа юбилейного года не была посвящена самодовольному подведению итогов и обращению к славной истории. По мнению ее составителей, сейчас архитектура, как и мир в целом, переживает период бурных перемен. Потепление климата, рост населения и изменения в его составе, активная урбанизация заставляют по-новому взглянуть на роль архитектора в обществе, задачи, стоящие перед ним, и пути их решения. Но эти трансформации — вовсе не катастрофа, потому что «ген перемен» есть у каждого архитектора: эта профессия сама по себе основана на врожденном стремлении человека к новому, обновлению и изменениям.
Макет общественного центра, построенного норвежскими архитекторами в рамках Года архитектуры в трущобах Бангкока. Фото Нины Фроловой


Под девизом Room for change («пространство для перемен») программу Года архитектуры составили разнообразные конференции, открытые дискуссии (в том числе и с участием широкой публики), воркшопы, выставки (часто — проектов для конкретных городов или районов), конкурсы, дни открытых дверей Open House во всех крупных городах, серии экскурсий, бесплатные архитектурные консультации населения, кинопоказы, специальная программа на телевидении и многое другое. В результате, норвежские архитекторы общались и сотрудничали друг с другом и зарубежными коллегами, с представителями других творческих профессий и властей, со студентами, школьниками и населением в целом. Год архитектуры был посвящен усилению существующих и созданию новых связей между архитектором и обществом; одна из его тем — вовлеченность: профессионал не должен забывать о людях, для которых работает, а у публики вполне можно разбудить интерес к архитектуре. Безусловно, мнение большинства в творческом процессе не должно быть определяющим, но участие «подготовленных», интересующихся архитектурными проблемами жителей в обсуждении проекта новой школы или общественного пространства исключительно полезно.
zooming
Выставка, посвященная открытым дискуссиям Года архитектуры. Фото Нины Фроловой


Среди примеров «работы с населением» в Год архитектуры — программа национального телевидения Håkon and Haffner's Building Bricks. Основатели бюро Fantastic Norway Хокон Осарёд и Эрленд Хаффнер в доступной и живой, почти игровой форме коснулись ключевых проблем архитектуры: удобного жилища, здания-достопримечательности, спальных районов, городского/общественного пространства. Коллеги обвинили их в излишнем упрощении предмета, но эта передача выполнила свою роль, открыв широкую дискуссию об архитектуре в обществе.
Выставка Building Blocks в Осло основана на проектах, созданных архитекторами по заказу и совместно с детьми 8 – 16 лет. В Тромсё, где активно исследуют возможности ландшафтной архитектуры в заполярье, в том числе и на базе самого северного в мире ботанического сада, прошел воркшоп для всех желающих, посвященный устройству в суровых климатических условиях городского мини-огорода (подобный опыт очень пригодился бы отечественным архитекторам, отвергающим многие аспекты зарубежного «озеленения» из-за якобы неподходящего климата).
zooming
Центр Vulkan, где проходил Фестиваль архитектуры. Слева здание Школы коммуникаций (арх. Кристин Ярмунд, 2011), позади - студенческое общежитие в бывшем элеваторе (бюро HRTB, 2001)


Хотя события года архитектуры охватили все месяцы от января до ноября, его кульминацией стал фестиваль архитектуры в Осло, а главным событием фестиваля — День архитектуры, прошедший 23 сентября. Как и в предыдущие годы, NAL отметило его конференцией с участием норвежских и зарубежных специалистов. Но в этот раз, в связи с круглой датой, конференция была посвящена самому важному на сегодняшний день вопросу: как архитектура отвечает на новые экономические, экологические, политические и культурные вызовы. В современном мире меняется сам тип архитектурного дискурса, центр тяжести сдвигается с «облика» архитектуры на ее «эффективность» (в самом широком понимании этого слова). Организаторы разделили эту проблему на три части: Communication (общение), Exchange (обмен) и Participation (со-участие).
Конференция в День архитектуры проходила в реконструированном здании завода. Фото Нины Фроловой


Вступлением для Дня архитектуры стал доклад писателя, философа и редактора отдела культуры ведущей норвежской газеты Aftenposten Кнута Олава Омоса (Knut Olav Åmås). Он очертил ситуацию в современной норвежской архитектуре, подчеркнул основные проблемы. Важно заметить, что они оказались весьма близки российским реалиям, несмотря на все внешние различия. Омос считает, что сейчас архитекторы должны активнее участвовать в общественной жизни, так как архитектура — это зеркало общества, она свидетельствует о его настоящем и будущем. Люди, в частности, читатели Aftenposten интересуются архитектурой в аспекте этики и эстетики, качества проектов, национальной идентичности и т. д. Но не всегда они получают достаточно информации из первых рук: архитекторы — в большинстве своем интроверты, мало кто из них пытается писать о своем взгляде на профессию и общество, и эти тексты для неподготовленных читателей чаще всего тяжелы для понимания; нехватка ораторов порой делает «рупором» профессии людей этого не очень заслуживающих или представляющих точку зрения лишь малой доли коллег.
Внутри профессионального сообщества никто открыто не критикует друг друга: все подобные дискуссии происходят за кулисами, так же как и конкуренция за девелоперов, имеющих огромную власть: именно они принимают решение о том, что, как и где будет построено. Архитекторы редко пытаются обратиться к обществу, высокомерно относясь к вкусу и к суждению публики, они почти невидимы в общественной жизни — хотя и популизм, безусловно, ответом стать не может.
План перехода к «зеленой» архитектуре пока воплощается в жизнь с трудом: большинство проектов очень отсталы в экологическом аспекте. Малые и средние норвежские города для полноценного развития нуждаются в новых генпланах, которых пока нет. Существующий дефицит жилья ликвидируется с помощью новых домов низкого качества, которые вскоре придется заменять.
По мнению Омоса, все эти проблемы можно решить, наладив конструктивный диалог с обществом — для этого архитекторам придется взять на себя педагогическую роль, объясняя свою позицию четко и доступным языком.
zooming
Центр конгрессов и выставок Vulkan. Слева - здание конференц-центра, где проходил День архитектуры. Фото Нины Фроловой


Очевидно, все три темы Дня архитектуры — со-участие, обмен и коммуникация — являются частью и этого диалога, и нового «круга обязанностей» архитектора, поэтому переход к основному разделу конференции получился вполне естественным. В секторе Participation наиболее ярким было выступление любимца Америки Тедди Круса (Teddy Cruz): он рассказал о важности участия жителей в решении самых тяжелых проблем на примере городов-близнецов Сан-Диего и Тихуаны, разделенных государственной границей США и Мексики и стеной, препятствующей притоку на север нелегальных иммигрантов и контрабанды. В Тихуане работают американские заводы, но они ничего не принесли в город, кроме загрязнения окружающей среды. Трущобы частично строятся из мусора, завозимого из США, например, старых автомобильных покрышек. В Сан-Диего за пределами gated communities возникают такие же стихийные поселения, в которых нет ничего, кроме «творческого потенциала бедности». Для этих беднейших жителей США, легальных и нелегальных, необходимо изменить законы о зонировании, сделав территорию программно «раздробленной» и функционально насыщенной: для нескольких домов можно создать единую кухню, церковь использовать как общественный центр и т. д. Часть идей может принести туда архитектор – посредник между жителями и властями, но большинство планов сможет предложить население (в сотрудничестве с архитекторами). Так можно «спроектировать» экономический и политический процесс превращения иммигрантов в социально защищенных граждан США.
Дискуссия в ходе конференции. В центре - Даниэль Дендра и Биджой Джайн. Фото Ingebjørg Semb. Оформление конференции - бюро Сами Ринтала


Еще один вариант «со-участия» представили французские архитекторы Дойна Петреску (Doina Petrescu) и Константин Петку (Constantin Petcou): их модульная система Ecobox позволяет создавать городские огороды, домовые библиотеки, общие кухни, которые можно легко переносить с места на место, «захватывая» на время не используемое городское пространство. Инициативу архитекторов быстро подхватывают жители banlieue — неблагополучных пригородов Парижа — и сами развивают тот или иной проект уже без участия «инициаторов» (архитектор-инициатор, занимающийся «упреждающими» проектами без заказчика — важный аспект новой архитектуры).
Реконструкция конференц-центра еще не завершена: над посетителями Дня архитектуры двигалась стрела крана. Фото Нины Фроловой


Секцию Exchange открыл глава индийского бюро Studio Mumbai Биджой Джайн (Bijoy Jain): он рассказал о постоянном обмене идеями и навыками, который идет между ним и его сотрудниками-ремесленниками — столярами, каменщиками, резчиками, имеющими традиционное образование. Такой метод работы не только позволяет добиваться тщательности в исполнении деталей, но и привносит новое в проектирование: так, вместо чертежей сотрудники мастерской постоянно делают макеты, часто — частей будущего здания в натуральную величину. В результате, интерьер бюро больше напоминает мастерскую столяра, чем офис архитектора: именно его Studio Mumbai показали на прошлой венецианской биеннале, где удостоились награды жюри.
zooming
Конференция в День архитектуры проходила в реконструированном здании завода. Фото Нины Фроловой


Но настоящей «звездой» как этой секции, так и всей конференции стал хорошо известный москвичам по проектам Института «Стрелка» Даниэль Дендра (Daniel Dendra), рассказавший о вызовах современности с точки зрения методики Open Source и Crowd Source. По его мнению, Интернет сделал знания равно доступными каждому жителю планеты, стали возможными удаленное обучение и, соответственно, удаленная работа. Прекрасный пример этого — проект Дендра Open Japan, когда для пострадавшей от недавнего землетрясения страны работали в течение 72-часового марафона архитекторы Китая, России, Европы и т. д., передавая проекты друг другу, как эстафетную палочку. Такой широкий, демократичный и гуманистический подход сможет преобразить профессию архитектора, считает Дендра, так как многие существующие методы не отвечают требованиям современности. Так, конкурс на проект нового Египетского музея в Каире заставил архитекторов-участников наработать количество человеко-часов, равное полной 40-летней карьере 10 архитекторов. В результате, был выбран один проект, а все остальные оказались бесполезными. Одновременно существует дефицит архитекторов: всего 2% зданий в мире строится с их участием, «зеленые» технологии внедряются очень медленно; публика не доверяет архитекторам, а выпускаемые вузами студенты часто не готовы к практической деятельности. Выходом может стать план Exchange 2.0: знание, «устойчивость», сотрудничество и прогнозирование.
zooming
Конференция в День архитектуры. Зона reception. Оформление конференции - бюро Сами Ринтала. Фото Нины Фроловой


Крейг Дайкерс (Craig Dykers), один из основателей бюро «Снохетта», выступил в секции Communication. Общение, считает он, играет ключевую роль в работе архитектора: конечное качество постройки больше говорит о нем (т. е. насколько хорошо удалось договориться между собой всем участникам процесса), а не об исходном замысле. Но и сложность многих проектов заключается именно в коммуникации: например, павильон мемориала на месте бывшего ВТЦ в Нью-Йорке расположен над 4 другими сооружениями, и его проект бюро Дайкерса нужно было согласовывать с их проектировщиками и заказчиками. Обсуждая свой проект университетской библиотеки в Торонто с местными жителями, архитекторы «Снохетты» предложили им выбрать самый интересный и актуальный для проекта образ из серии картинок на тему природы: им оказалось фото стайки сурикатов, которое было истолковано как символ единства и сотрудничества.
zooming
Конференция в День архитектуры проходила в реконструированном здании завода. Фото Нины Фроловой


Конференция длилась целый день; среди выступавших был также редактор журнала Volume Джефри Инаба (Jeffrey Inaba) и другие норвежские и зарубежные специалисты; доклады чередовались с открытым обсуждением. Было высказано немало разных идей, но самой важным в День архитектуры стал сам способ его проведения. Столетие национального архитектурного союза отмечали в Осло не праздником, не речами о чувстве гордости (хотя гордиться есть чем), а серьезным разговором о будущем профессии. Такой подход сам по себе — повод для гордости.
zooming
Дети участников конференции занимались LEGO-архитектурой. Фото Нины Фроловой

07 Ноября 2011

Нина Фролова

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Злободневное
Megabudka опубликовали в инстаграме собственный «проект капитального ремонта здания ТАСС» – в виде небоскреба. Такого рода полезные шутки становятся распространенными; но в данном случае ироническое предложение перекликается не только с актуальной московской повесткой, но и с историей места.
Культ цикличности
На плато Гиза в рамках биеннале современного искусства в Египте 2021 реализована инсталляция Александра Пономарева Уроборос.
Ажурный XX-конструктив
Во дворе Музея архитектуры на Воздвиженке установлена инсталляция группы DNK ag. Она приурочена к 20-летнему юбилею бюро, и впервые была показана на Арх Москве. Предполагается, что объект простоит во дворе музея один год и послужит началом для новой традиции – регулярно обновляемого выставочного проекта «Современная архитектура во дворе МУАРа».
180 человек одних партнеров
Крупнейшим акционером Foster + Partners стала частная канадская инвестиционная фирма. Финансовое вливание позволит архитектурному бюро развиваться дальше, в том числе расширять число партнеров и обеспечивать их преемственность.
Дело роботов
В Амстердаме установили первый в мире стальной мост, напечатанный на 3D-принтере. Собственно производством занимались четыре робота.
Галька на берегу
Проект аэропорта в Геленджике от АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» стал единственным российским победителем премии Architizer A+Awards 2021 года.
Игра в кубе
В Minecraft создана виртуальная копия двух зданий Дарвиновского музея: модернистского и постмодернистского, типично-«лужковского». Можно гулять как снаружи, так и по залам.
Пять нелинейных
Вчера на МУФ анонсировали новый масштабный проект Zaha Hadid architects для Москвы – многофункциональный ЖК Union towers, спроектированный в 82 квартале Хорошево-Мневников по заказу концерна КРОСТ.
Выше всех
«Газпром» обещает построить в Петербурге башню высотой 703 метра. Рядом с Лахта центром должен появиться небоскреб Лахта-2, а автор – тот же, Тони Кеттл, только он уже не работает в RJMJ.
Не только Алёнка
Музей Cтрит-арта запускает он-лайн курс по паблик-арту, который поможет архитекторам актуализировать свои проекты при помощи современного искусства.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Истина в Зодчестве
Алексей Комов выбран куратором следующего фестиваля «Зодчество». Тема – «Истина». Рассматриваем выдержки из тезисов программы.
«Ориентация на неудачу»
Foster + Partners и Zaha Hadid Architects вышли из-за идеологических разногласий из архитектурного объединения Architects Declare, созданного для борьбы с изменением климата и сохранения биоразнообразия.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Вопросы к закону об архитектурной деятельности
Мария Элькина, Сергей Чобан и Олег Шапиро опубликовали письмо – фактически петицию – с призывом не принимать закон об архитектурной деятельности в нынешней редакции. Письмо призывают подписывать и отправлять на подпись коллегам.
От фундамента до ложки
Ориентируясь на вкус друзей-заказчиков, архитекторы Ольга Буденная и Роман Леонидов задумали и осуществили дом в ближнем Подмосковье как игру в ар-нуво. А заодно обогатили типологию частного жилья современными функциями гаражного лофта и детской художественной студии-мастерской.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Норману Фостеру – 85
Мастеру архитектурного хай-тека, любителю лыжных марафонов, а с недавних пор еще и звезде Instagram, британцу Норману Фостеру исполнилось сегодня 85 лет.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Драгоценное пространство
Evotion design и T+T architects сообщили о завершении интерьера штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте. В центре атриума здесь парит переговорная-«Диамант», и все похоже на шкатулку с драгоценностями, в том числе высокотехнологичными.
Имена многократного использования
Дублинское бюро Grafton стало лауреатом Притцкеровской премии-2020: это лишь последняя из града наград и других знаков признания, который сыпется на основательниц этой мастерской в последние годы.
Проектируя себя
В марте в МАРШ стартуют два интенсива, которые помогут архитекторам выстроить бизнес-стратегию, а также найти и сформулировать миссию. Подробности от куратора курса.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Технологии и материалы
Графика трехмерного фасада
В предместье немецкого Саарбрюкена, на ведущей в город автостраде появился новый объект ─ столь примечательный, что его невозможно не заметить. Масштабная постройка торгового центра MÖBEL MARTIN сохраняет характерные для больших моллов лаконичные модернистские формы, однако его фасады получили необычную объемную пластическую разработку. Пространственная оболочка фасада создана посредством алюминиевых композитных панелей ALUCOBOND® A2.
«Фирма «КИРИЛЛ»:
25 лет для самых красивых домов
В ноябре 2021 года одному из ведущих поставщиков облицовочного кирпича на российском рынке «Фирме «КИРИЛЛ» исполнилось 25 лет. Архи.ру восстанавливает хронологию последней четверти века, связанную с использованием этого материала в строительстве и архитектуре.
Как укладка металлических бордюров влияет на дизайн...
Любой дизайн можно испортить неаккуратной работой, особенно если в отделке помещения участвует металлический бордюр. Он способен внести в интерьер утончённость, а может закапризничать в неумелых руках и подчеркнуть кривизну укладки отделочного материала. Как правильно устанавливать металлические бордюры, чтобы дизайнеру было проще контролировать исполнителя и не пришлось краснеть перед заказчиком?
Больше воздуха
Cтеклянные навесы и павильоны Solarlux расширяют пространство загородного дома, позволяя наслаждаться ландшафтом в любое время года и суток.
Испытание пространством и временем
Цифровая эпоха приучает к быстрым переменам. То, что еще вчера находилось в авангарде технологического прогресса, сегодня может безнадежно устареть. Множество продуктов создается под сиюминутные потребности, потому, что завтрашний день открывает новые горизонты возможностей. И в этом смысле архитектура остается неким символом здорового консерватизма
Тенденции в освещении жилых комплексов
Современные тенденции в строительстве жилых комплексов таковы, что застройщик использует качественный свет для освещения мест общего пользования даже на объектах эконом класса и среднего ценового сегмента. Это необходимо, чтобы у покупателя возникло желание купить квартиру именно в данном ЖК. Каким образом реализовать эту задумку, мы разберем в этой статье.
Ясное небо от AkzoNobel
Рассказываем про ключевой цвет Dulux 2022 – им назван воздушный и нежный светло-голубой оттенок «Ясное небо» (14BB 55/113), призванный стать «глотком свежего воздуха», символом перемен и свободы.
Rehau для особенных архитектурных решений
Самые популярные на европейском рынке пластиковые окна – это не только шумоизоляция и теплосбережение, но и стильный дизайн с богатой палитрой оттенков, разнообразием фактур и индивидуальными решениями.
Гуляют все!
Как сделать уличную площадку интересной для разных категорий горожан, знает компания Lappset: мини-футбол и паркур для подростков, эффективные тренировки для взрослых и развитие координации движений для пожилых.
Корабль на берегу города
Образ двух глядящихся друг в друга озер; или космического паруса, наводящего тень и освещающего одновременно; или корабля, соединяющего город и бухту; все это – здание Центра культуры и конгрессов в Люцерне. А материальность этому метафорическому плаванию обеспечивают серебристые сверхлегкие сотовые панели ALUCORE ®.
Каменная речка
Компания Zabor Modern представляет технологию ограждения без столбов и фундамента, которая позволяет экономить на монтаже и добиваться высоких эстетических решений.
«ОРТОСТ-ФАСАД»: мы знаем фасады от «А» до «Я»
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» завершила выполнение работ по проектированию, изготовлению и монтажу уникальной подсистемы и фасадных панелей с интегрированным клинкерным кирпичом на ЖК «Садовые кварталы».
Тектоника, фактура, надежность: за что мы любим кирпичные...
У многих вещей есть свой канонический образ, так кирпич обычно ассоциируется с однотонной кладкой терракотового цвета. Однако новый, третий по счету, выпуск каталога облицовочного кирпича Terca полностью разрушает стереотипы. Представленные в нем образцы настолько многочисленно-разнообразны, что для путешествия по страницам каталога читателю потребуется свой Вергилий. Отчасти выполняя его функцию, расскажем о трёх, по нашему мнению, самых интересных и привлекательных видах кирпича из этого каталога.
Сейчас на главной
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
В поисках устойчивости
На прошлой неделе стали известны итоги Всемирного фестиваля архитектуры WAF-2021. Главные призы получили проекты, которые вносят выдающийся вклад в устойчивое развитие городов, фокусируясь на чистой энергии, повторном использовании и биоразнообразии. Рассказываем о работах, взявших гран-при, и победителях основных номинаций.
«Открытый город»: Мечты о городе
Следующий проект воркшопа «Открытого города» создан под руководством Kleinewelt Architekten. В основу проектов положены фоны византийской и древнерусской живописи, однако их формы применены к более чем современной типологии.
Игра в архетипы
Бюро ОСА предложило Нур-Султану жилой комплекс, в котором брутальные башни соседствуют с высокоплотной квартальной застройкой. Рассказываем, как концепция встраивается в череду мега-проектов новой столицы Казахстана.
Первый шаг
Бюро OMA завершило первую из четырех фаз реконструкции легендарного универмага KaDeWe в Берлине. Центром обновленного пространства стала отделанная темным деревом «воронка» атриума с веером эскалаторов.
Нечто особенное
В ожидании главных итогов Всемирного фестиваля архитектуры, рассказываем о победителях в специальных номинациях, которые демонстрируют самые разные аспекты архитектурного процесса: от инженерных решений или использования цвета до эффектной подачи.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Праздник, который всегда с тобой
Двор в петербургских Никольских рядах снова открывается на зимний сезон. Рассказываем, как архитекторам из бюро KATARSIS удалось создать круглогодичную атмосферу праздника: катальная горка, посвящение Хаяо Миядзаки, трдельники и виды на Коломну.
Рядом с Лидвалем и Нобелем
Жилой комплекс по проекту мастерской Анатолия Столярчука в Нейшлотском переулке: аккуратная смена масштаба, дань памяти места, финские дополнения к функциональной типологии – в частности, сауны в квартирах, и планы получения сертификата BREEAM.
И вонзил в него нож
Лидер Coop Himmelb(l)au Вольф Д. Прикс представил три проекта, которые он реализует сейчас в России: комплекс в Крыму в Севастополе – который, как оказалось, можно строить, минуя санкции, потому что это объект культуры; «СКА Арену» на месте разрушенного модернистского здания СКК в Петербурге – его на презентации символизировал разрезаемый архитектором торт – и музыкально-театральный комплекс в Кемерове.
Самый «зеленый»
West Mall на Большой Очаковской улице станет первым в России торговым центром, построенным по международным экологическим стандартам с применением зеленых технологий. Заказчик проекта, компания «Гарант-Инвест», планирует сертифицировать его по стандартам BREEAM и LEED.
Серебряная хижина
Интровертный дом от SA lab со ставнями и рассчитанном алгоритмами окном в кровле дает возможность для уединения и созерцательного отдыха.
Альпийские луга на крышах
Бюро Benthem Crouwel выиграло конкурс на проект многофункционального комплекса в Праге: на кровлях планируется воспроизвести флору горных массивов Чехии.
Отель на понтонах
Инициативный проект Антона Кочуркина и Аллы Чубаровой представляет собой модульный отель на понтонных – или бетонных – платформах. Группы модулей могут складываться в любые рисунки.
«Открытый город»: Археология будущего
Начинаем публиковать проекты воркшопов «Открытого города» 2021 – фестиваля архитектурного образования, который ежегодно проводит Москомархитектура. Первый проект – Археология будущего, курировали Даниил Никишин, Михаил Бейлин / Citizenstudio.
Третья ипостась Билярска
Проект-победитель конкурса Малых городов: культурно-рекреационный кластер, деликатно вписанный в ландшафт заповедника, который расширяет пространство паломнического центра «Святой ключ» неподалеку от древней столицы Волжской Булгарии.
«Маленькие миры»
Жилой комплекс в Кортрейке для молодых пациентов с ранней деменцией и пожилых людей, переживших инсульт или же страдающих соматоформными расстройствами, воплощает собой концепцию «невидимой заботы». Авторы проекта – Studio Jan Vermeulen совместно с Tom Thys Architecten.
Непрерывность путей
Квартал 5B по проекту бюро Raum в Нанте соединяет офисы и мастерские железнодорожной компании, городской паркинг и доступное жилье.
Растворение с углублением
Обнародован проект реконструкции Шестигранника Жолтовского для Музея современного искусства «Гараж». Его авторы – знаменитое японское бюро SANAA, известное крайней тонкостью решений и интересом к современному искусству. Проект предполагает появление под павильоном подземного пространства с большим безопорным выставочным залом и хранением, а также максимально возможную проницаемость верхней части здания.
Таежными тропами
Благоустройство живописного, но труднодоступного маршрута в пермском заповеднике Басеги призвано помочь туристам во время восхождения как физически, предоставляя места для отдыха и обогрева, так и духовно, открывая самые красивые места без ущерба для экосистемы.
Парковый узел
Проект «Супер-парка Яуза» предлагает связать несколько известных парков на северо-востоке Москвы велопешеходным и беговым маршрутом, улучшив проницаемость этой части города и, кроме того, соединив части двух крупных туристических маршрутов Москвы и Подмосковья. Это своего рода проект-шарнир.
Город-впечатление
Проект-победитель конкурса Малых городов для Мосальска предполагает создание цепочки разнообразных пространств, которые привлекут туристов и сделают досуг горожан более насыщенным.
Ритмическое соответствие
Дом первой очереди проекта Ленинский, 38 – светлая пластина, вытянутая в глубине участка параллельно проспекту – можно рассматривать как пример баланса контекстуальной уместности и пластической, также как и фактурной, детализации, организованной сложным, но достаточно строгим ритмом.
Стереоскопичность и непрагматичность
Экспозиционный дизайн, реализованный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки, которая справедливо претендует на роль главного художественного события года, активно реагирует на ее содержание и даже интерпретирует его, буквально вылепливая в залах ГТГ «пространство Врубеля». Разбираемся, как оно выстроено и почему.
Дом среди холмов
Вилла на юге Португалии по проекту бюро Promontorio и Жуана Краву – архетипическое огражденное пространство среди ландшафта.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.