Архитектура вечноцветущего сада

Интервью с Анхелом Фернандесом Альбой.

mainImg

Мне импонирует сравнение архитектуры с деревом или садом. Будь то влияние экономики или пресловутой моды, в архитектуре сменяют друг друга циклы увядания и расцвета. Подобно тому, как в природе крокусы цветут ранней весной, ромашки летом, а хризантемы осенью, так же меняются стили и предпочтения в архитектуре. Возможно, нет случайности и в том, что ретроспектива работ испанского архитектора Анхела Фернандеса Альбы пройдет этим летом в Королевском ботаническом саду в Мадриде, в оранжерейном павильоне 18-го века. Это выразительное сооружение, построенное выдающимся неоклассическим архитектором Хуаном де Вилланова используется теперь для проведения художественных выставок, которые весьма органично вписываются в окружение вечноцветущего сада.
Эта ретроспектива празднует карьеру Альбы как успешного практикующего архитектора. Здесь можно ознакомиться с множеством кропотливо детализированных макетов, искусных рисунков, фотографий, видеофильмов, а также с серией холстов, навеянных многообразием в природе и специально созданных для этой выставки женой Альбы и его партнером, Соледад дель Пиньо Иглесиас.

Музыкальная школа, Сиюдад Реаль, Испания (2007) Фото © Ake E:son Lindman
Дом Тусон, Сарагоса, Испания (2004) Фото © Ake E:son Lindman
  
Окончив Архитектурную школу в Мадриде в 1970-м году, Анхел Фернандес Альба учился в Архитектурной школе Барлетт в Лондоне и стажировался в США. По возвращении в Испанию в 1976 году он основал собственную архитектурную мастерскую в Мадриде. Альба известен такими проектами как испанские посольства в Стокгольме и Хельсинки, крупные госпиталя, университетские городки, музеи, культурные центры, театры, библиотеки, винодельни, оранжереи, социальные жилые комплексы и односемейные дома. Альба также курирует художественные и архитектурные выставки. Среди них экспозиции современной архитектуры и выставки произведений Пабло Пикассо, Ле Корбюзье, Эрика Мендельсона, Константина Мельникова, Алвара Аалто, Алвары Сизы и "Маримекко". В 2008-м году Анхел и Соледад были кураторами и дизайнерами Испанского павильона на 11-й Международной биеннале архитектуры в Венеции.

zooming
Городская тюрьма, Менорка, Испания (2008) Макет © Jesus Resino Фото © Sebastian Zapata Syro
      
Перед началом нашего интервью, которое состоялось в офисе архитектора в Мадриде, мы вместе посетили Музей Прадо, реконструированный Рафаэлем Монео в 2007-м году. Этот опыт позволил мне увидеть с каким вниманием Альба относится к деталям. Я и сам люблю рассматривать здания. Но я не стал бы останавливаться посреди улицы и буквально замирать, всматриваясь в конкретные переходы одного материала в другой, или пересчитывать кирпичики между окнами, стараясь разгадать различные интерпретации и намерения. Это то, чем занимается Анхел, и еще с какой увлеченностью! 

Владимир Белоголовский: Вы, должно быть, очень счастливы, что ваша выставка пройдет в саду. Это замечательная метафора к эволюции архитектурного проектирования. Какой вы представляете свою выставку?

Анхел Фернандес Альба: Это действительно очень приятно, что мои проекты будут экспонироваться в ботаническом саду, потому что в детстве я жил в замечательном доме в пригороде Саламанки. Дом был окружен огромным садом, за которым с любовью ухаживала моя мать. Садоводство познается в работе. Мне эта выставка не представляется полной ретроспективой моей карьеры. Я пытаюсь постичь что-то новое в каждом своем проекте, но иногда мне не хватает времени, чтобы просто получить удовольствие от собственной работы. Эта экспозиция позволит мне вернуться к некоторым из моих проектов и получить от них удовольствие.
     
ВБ: Многих посетителей выставки нельзя причислить к знатокам современной архитектуры. Как бы вы объяснили свою архитектуру непрофессиональной публике?

АФА: Я бы подчеркнул значимость материалов и геометрии. Это то, что понимают все. Я люблю применять в своих проектах необработанные материалы, такие, как дерево или сталь. С помощью таких материалов можно продемонстрировать, как здание сконструировано. Прошли века, но архитекторы, по-прежнему считают важными одни и те же элементы – они хотят выразить идеи с помощью различных строительных материалов. Иногда, мы, архитекторы, можем поведать историю методами, истоки которых в прошлом, а иногда мы переходим на язык современный и высокотехнологический. В своей архитектуре я люблю пользоваться как знакомыми приемами, так и совершенно новыми. 

zooming
11-я Международная биеннале архитектуры в Венеции, Павильон Испании, Венеция, Италия (2008) Фото © Reto Halme

ВБ: Но вы не только проектируете здания, но и занимаетесь дизайном выставок. С чего началось это увлечение?

АФА: Именно с этого все и началось. Моя первая выставка состоялась здесь, в Мадриде, и была посвящена жизни и творчеству Уильяма Морриса, английского архитектора, дизайнера мебели и текстиля, художника и писателя, жившего в 19-м веке. Выставка была сделана на весьма скромные средства, но оказалась очень успешной, и еще в течение двух лет она путешествовала по разным городам.

ВБ: Поговорим о вашей семье – вашем отце – строителе и старшем брате Антонио, известном архитекторе.

АФА: Мой отец, Антонио Фернандес Альба, был строителем. Сегодня его бы назвали девелопером. Ему принадлежала крупная строительная компания. Отец был очень сильной личностью. Архитектура для меня оказалась сложным выбором, так как мой отец знал профессию и индустрию изнутри. Он построил множество жилых комплексов в Саламанке и Мадриде. Мой брат, также Антонио Фернандес Альба, старше меня на 18 лет. Он – один из важнейших архитекторов и педагогов в Мадриде. Когда я был ребенком, он уже был известным архитектором и профессором мадридской Архитектурной школы. Антонио стал первым архитектором в семье и был для меня образцом, так как я мечтал стать архитектором с раннего детства. С одной стороны, живя в такой семье, я обладал большим преимуществом. С другой стороны, мне было очень непросто обрести собственный профессиональный голос, поскольку, где бы я ни оказался и что бы ни делал, присутствие моего отца и брата я ощущал постоянно. Вот почему сразу по окончании университета я решил покинуть страну. Шесть лет я путешествовал, учился и работал в Великобритании и США.

zooming
Парк Хуана Пабло II, Сити Холл, Сиюдад Реаль, Испания (2005) Фото © Reto Halme

ВБ: Вы отправились в Америку с целью найти работу у Луиса Кана, но прибыли в Филадельфию через несколько месяцев после его безвременной кончины. Что вы цените в его архитектуре?

АФА: Мне кажется, что в те годы все студенты были последователями Кана. Он был безгранично популярен в 1970-е. В некотором смысле Кан был для меня вторым отцом. Я верил его суждениям и его архитектуре безоговорочно. Он был весьма убедителен, и его язык был очень естественным. Постройки Кана обладают мистической силой и спокойствием. Я полюбил эти произведения еще больше, когда получил возможность их посетить. То же самое происходит с моими собственными зданиями. Я имею в виду, что реальность добавляет эмпирическое измерение, которое фотографии передать не могут. Когда я рассматриваю здания Кана, я пытаюсь представить, как он работал и играл с материалом, со сложными пространственными композициями, сплошными объемами и пространствами между ними. Я всегда особенно усердно работаю с пространствами. Понятно, что вся программа распределяется целиком внутри зданий. А вот пространства между зданиями могут быть, а могут и не быть. Однако это именно то, что делает архитектуру сильной, а в его случае – великой.  

ВБ: Приведите пример того, как вы играете с пространствами.

АФА: Когда я начинаю создавать очередной проект, форма участка для меня не главное. Некоторые архитекторы подчиняют свои проекты форме данного участка. Я же не ставлю перед собой такой задачи. Я знаю, чего я хочу. Если определенная геометрия присутствует, я ею воспользуюсь. Но я не беспокоюсь о конкретных формах. 

ВБ: Вам не удалось встретиться с Каном, но вы познакомились с Робертом Вентури, известным своими нападками на модернизм. Он был очень близок с Каном, а также был его помощником в мастерской и в Пенсильванском университете. Расскажите о встречах с ним.

АФА: Так как мне не довелось работать с самим Каном, я пытался познакомиться с людьми, которые хорошо его знали. Иногда я фантазировал о том, какой выбор сделал бы сам Кан в той или иной ситуации, а иногда я советовался с его учениками. Я неоднократно встречался с Вентури в том же самом ресторанчике, где он частенько бывал с Каном. Мне безумно нравилась выдающаяся книга Вентури "Сложности и противоречия в архитектуре." С тех пор, как я открыл для себя его проекты и тексты, я не переставал внимательно следить за ним. Даже став независимым архитектором, я всегда размышлял над его критическими идеями. Я отношусь к Вентури как к художнику и историку, который рассказывает о своих идеях с помощью собственных зданий. Его работы меня всегда вдохновляли – не буквально его формы, а их резонанс и строгость. К сожалению, его творчество не привлекает достаточного внимания сегодняшней критики. Хотя, я думаю, оно заслуживает того.

 

ВБ: Давайте поговорим об Испании. Считаете ли вы, что существует такое понятие, как испанская архитектура?

АФА: Я не уверен в этом. Возможно, здесь легче что-то построить, чем в других местах. Так уж повелось, что испанские архитекторы обладают большим контролем в строительстве. Испания очень открыта для всего нового и предоставляет самые широкие возможности. Раньше мы должны были путешествовать, чтобы увидеть хорошую архитектуру. Теперь люди приезжают для этого к нам. Это способствует появлению у нас собственных талантов. На протяжении многих лет мы искали вдохновения на Севере. Многие архитекторы, включая меня самого, обращаются к северным странам для постижения их поэтичной и минималистской органичной архитектуры. Мой брат, Антонио часто бывал в Финляндии и сам и со своими студентами. Он одним из первых стремился к установлению крепких связей с Севером и конечно же, он привез в Испанию сущность финской архитектуры, особенно ярко выраженную в творчестве Алвара Аалто.

ВБ: Вы курировали Испанский павильон на прошлогодней венецианской биеннале и как никто другой знаете, чем сегодня заняты молодые испанские архитекторы. Как бы вы оценили состояние испанской архитектуры и те изменения, которые в ней происходят в последнее время?

АФА: Наш павильон в Венеции состоял из двух основных частей. Во-первых, проекты маститых архитекторов, которые создают прекрасную архитектуру многие годы, но чье творчество остается в тени на международной арене. Я говорю о таких именах, как Хуан Наварро Балдавег, Виктор Лопес Котело, Джозеф Линас, Луис Клотет, и т.д. Соледад и я хотели отдать дань этим прекрасным мастерам. Вторая часть экспозиции включала экспериментальные проекты молодых испанских архитекторов.

ВБ: А эти опытные архитекторы что-то построили за пределами Испании?

АФА: Хуан Наварро построил, а другие нет. Он построил музыкальный театр на кампусе Принстонского университета около десяти лет назад.

ВБ: Он потрясающий архитектор. Его способность придавать форму объемам, обрамлять пространства и мастерски контролировать проникновение света внутрь зданий – вызывает восторг. Он – настоящий художник, и его недавно законченный Teatro del Canal в Мадриде – великолепное тому подтверждение. А что вы думаете о молодых архитекторах? Они тоже равняются на Север или их влечет что-то другое?

АФА: Они открывают что-то новое. Мне кажется, они демонстрируют широкий диапазон в экспериментальном поиске гибких форм. В сравнении с моим поколением, я думаю, что в будущем разница между различными школами мира будет ощущаться все меньше. Люди во многом оказываются под влиянием образов, а образы сегодня доступны везде.

ВБ: Каких еще вы могли бы назвать архитекторов, которые повлияли на ваше собственное творчество? От чего вы отталкиваетесь? Вам близки по духу такие архитекторы, как Алвар Аалто, Алваро Сиза, Рафаэль Монео... Что привлекает вас в работах этих мастеров, и как вы трансформируете их находки в своем собственном творчестве?
    
АФА: Мы, архитекторы, часто делаем то, что уже было сделано до нас. Главный вопрос для меня в том, как трансформировать то, что мне представляется привлекательным в творчестве других архитекторов. Иногда необходимо погрузиться в определенное настроение, пребывая в котором вы бы работали и мыслили в том же направлении без того, чтобы что-либо копировать или повторять. Есть множество архитекторов, которые повлияли на меня своими идеями, а не конкретными проектами. Мне, конечно же, близки Алвар Аалто, Сверре Фен, Эрик Гуннар Аспланд, Джеймс Стерлинг. Я также многому учусь у городов и ландшафтов. Больше всего я люблю отдавать дань мастерам, тем которые мне нравятся организацией и дизайном своих выставок. Подобные проекты предоставляют прекрасные возможности для исследований.

ВБ: Финский критик и архитектор Юхани Палласмаа написал о вас: "Проекты Анхела можно принять за работы финского архитектора, и очень хорошего." Расскажите о ваших взаимоотношениях с Финляндией.

АФА: Финляндия – это мой второй дом. Впервые я оказался там еще студентом. Я был буквально ошеломлен архитектурой Аалто. Мой второй приезд был совершенно не похож на первый, а третий отличался от второго. И так я продолжал ездить туда еще и еще. Я открывал для себя архитектуру Аалто. Я люблю чувственность его архитектуры и ауру его зданий. Они так хорошо сочетаются с окружением. Его архитектура всегда свежа и насущна. Без всяких сомнений – он мое самое большое вдохновение. Я продолжаю учиться у него все время. Его детали – очень естественны. Ничто не производит впечатления натянутости. Все очень точно, сбалансировано, я бы сказал, идеально. Аалто был настоящим изобретателем. Даже когда он совершал ошибки в планировании или в деталях, это было столь красиво, что ни у кого не возникало сомнения в том, что они были осознанными.
    
ВБ: Считаете ли вы, что архитектура должна нести в себе какие-то смысловые послания? Мне кажется, вы восприняли такие идеи от Роберта Вентури. Какова ваша позиция по поводу того, что в формах может быть заложен смысл? К примеру, образ ботинка часто возникает в различных ваших проектах или один из ваших домов имеет черты человеческого лица – оно доброе или сердитое на разных сторонах дымохода. И, конечно же, огромная девятка, выкрашенная на входе знаменитого пляжного дома Вентури, которая волшебным образом в уменьшенной версии перенеслась на фасад вашего офиса здесь, в Мадриде...
  
АФА: (Смеется) Вы знаете, мне кажется, что это сказал Алвар Аалто, что мы многое совершаем инстинктивно, а потом пытаемся найти этому объяснение. Мы играем с подобными вещами в нашем офисе, и мне это нравится. Я думаю, что если вам не доставляет удовольствия то, что вы делаете, – это ужасно. Вентури говорил, что вы должны забыть обо всем, что вам известно об архитектуре, чтобы придумать что-то новое. Я тоже так думаю. Мы прекращаем работать над проектом, потому что истекает срок. Иначе, мы архитекторы, могли бы продолжать до бесконечности. Мне нравится играть со смыслами в моих проектах. Прибрежный дом Вентури имел огромную цифру 9, чтобы она была видна с пляжа. В моем же офисе она скорее символ, некий намек.

ВБ: Дом номер 9 – это адрес вашего офиса. Вы сознательно искали такой адрес в этом районе, не так ли?

АФА: Да, мне всегда нравился номер 9, и несколько лет назад, когда я искал большее помещение для своего офиса, я действительно думал об этом. Но, знаете, если бы помещение по соседству – а это номер 11 – было бы свободно, мы, наверное, выбрали бы его, потому что в этом районе не так уж много адресов под номером 9. Это была удача. Мне понравилось это место. Оно было свободно и это было просто замечательно.

ВБ: Какой проект в вашей карьере доставил вам больше всего удовольствия?

АФА: Мне кажется, здание факультета права в городе Алькала. Это была борьба, потому что нужно было сочетать новое и старое в одном проекте. Мой брат работал над реконструкцией существующего здания, а я проектировал новый корпус. В итоге у нас получился хороший проект, возможно, лучший в моей практике. 

ВБ: Думаете ли вы, что проекты, созданные вами за многие годы как-то связаны друг с другом? 

АФА: Они все разные, но мне кажется, что мы, архитекторы, работаем над единственным проектом в течение всей карьеры, потому что на фоне различных деталей конкретных условий многое повторяется. К примеру, в госпиталях самое главное – это циркуляция. Затем идет конструкция, формы и так далее. Функция, конструкция, материалы, это то, что определяет характер каждого проекта, но то же самое происходит в любом проекте. Это то, что я имею ввиду, когда говорю, что все время работаю над одним и тем же проектом. Один проект заканчивается, другой начинается, но мы продолжаем решать одни и те же задачи – каждый раз стараясь совершенствовать наши решения. Вы никогда не можете полностью положиться на решение предыдущей задачи, поэтому мы пересматриваем свои решения и приходим к новым.

ВБ: Мы начали нашу беседу с Королевского ботанического сада, где за многие годы вы создали ряд проектов. Каким вам видится это место?

АФА: Хороший вопрос. Этот прекрасный сад представляет собой уникальное место для уединения. Вы можете прийти сюда с газетой или книгой, чтобы приятно провести утро или день. И все же я думаю над новыми возможностями открытия этого сада горожанами и превращения его в своеобразное продолжение великолепного городского парка Ретиро, расположенного поблизости. Кстати, Ретиро означает "приятное пристанище." Архитектура должна быть приятной. Я бы сказал – как прогулка в парке.  

---

После стольких разговоров с архитекторами я наконец-то слышу, что архитектура должна быть приятной! Не фокусировать наши взоры, не привлекать внимание к необычным вещам, не быть философской и риторической, а просто быть приятной. Неужели этого может быть достаточно для людей, архитекторов, критиков?.. Но разве не удовольствие мы стремимся получать от жизни? Почему же архитектуре не сделать это важной целью? Пусть не единственной, не главной, но все-таки.

16 Июля 2009

Похожие статьи
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Технологии и материалы
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
Сейчас на главной
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.