По два, по три на ветку. Древолюция 2025

Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.

mainImg
В течение последних четырех лет фестиваль-практикум «Древолюция» растет. В нескольких направлениях: удаляется от «материнской» фабрики Обло основателя Николая Белоусова; получает все большую территорию; а участники приобретают все лучший скилл проведения презентаций, часть из которых – уже почти перформансы. 
  • zooming
    Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Древолюция началась в 2003 году; поездила по разным городам и затем вернулась в Галич, в окрестности завода по производству бруса, срубов и проектов деревянных домов с красивым названием Обло; для справки «обло» – это один из способов кладки бревен в срубе: есть «в обло», а есть «с остатком». Ну так вот. Фестивалей по сооружению деревянных объектов, вообще-то, немало. Был фестиваль «Города»; не так давно «Архитектон» в Петербурге показывал деревянные объекты вокруг Манежа в сквере и на площади. Древолюция отличается тем, что была задумана как практикум, то есть ее главная задача – научить студентов архитектурных вузов полноценно работать с деревом руками, делать красивые вещи – равно как и понимать, как все устроено в деревянном производстве. Ну и вторая задача придумать что-то эдакое. Следующее отличие – Древолюция устойчива, существует давно; и еще – в судействе объектов как правило участвуют известные архитекторы; ну и еще – она, кажется, проходит в самых спартанских и неформальных условиях. Хотя последний тезис кто-то, вероятно, опровергнет: были фестивали на Байкале и на Алтае, там дальше. 
  • zooming
    Николай Белоусов, основатель и куратор практикума. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Оскар Мамлеев, профессор МАРХИ, жюри. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Итак. В позапрошлом году Древолюция вышла за границы завода на территорию соседней деревни Дмитриевское; в прошлом – перебралась на другой берег озера, к селу Туровское и туристической тропе «Галичское Заозерье». 

В этом году практикум отправился дальше, к селу Толтуново; да и поле – говорит Николай Белоусов – в прошлом году было в продольном измерении 300 метров, а теперь – в поперечном. Участников в 2024 было 77, теперь 86, а заявок было 124. И объектов – было 9, стало 10. Что немудрено: поди освой такое поле. На самом деле освоили не целиком, но объекты достаточно заметны, чтобы не потеряться.

Заявленная тема практикума: «Открытая книга поля». Лирично, эмблематично, и поди разбери, о чем и про что. Кто-то трактовал ее буквально, но большинство – умозрительно. 

На мой субъективный взгляд, объекты-участники можно подразделить на те, которые попытались работать с пространством – и те, которые, растерявшись в большом пространстве, стали «просто объектами». Первые взяли на себя наибольшую ответственность и выиграли, поскольку, в силу уникальности любого выбранного участка и его трактовки, оказались редкими, сложными птицами. Вторые – ограничившие себя ролью объектов – наоборот, на первый взгляд выбрали роль попроще, но оказались в более сложной ситуации: объектов как таковых просто много, в умах жюри еще больше, так что конкуренция шире, сравнивать есть с чем, и чего-то нового в этой, второй, части, предложить не удалось. 

В этом году Николай Белоусов разделил оценщиков на две части: экспертный совет высказался и затем пошел дышать воздухом, а жюри два часа громко спорило о пустяках: дать одно призовое место или три, придумать ли для каждого проекта свою номинацию... В итоге получилось 4 места:
 
Гран-при – Летá; 1 место – Грядущее; 2 место – Стог; 3 место – Взмах. Даже в рифму. 


В первых двух пунктах мы с жюри совпали, так что я расположу проекты в том порядке, в котором нравится лично мне. В конце концов, жюри тоже 2 часа решало, определять ли места вообще. 

Летá / команда Цех
Гран-при

Андрей Рымов, Анна Золотова, Федор Драницын, Алиса Стенберг, Михаил Гаркуша, Мария Демидова, Николай Гедеванишвили, Валерия Трепыхалина, Александр Грицин, Денис Котенко, Геннадий Кочкин 

Поле расположено на одной из просторных, широких террас перед Галичским озером. К востоку поднимается склон, заросший соснами, вдоль склона перед полем – дорога в сторону деревни Быки, она приводит к полю и она же уводит с него. 

Авторы поставили по краю дороги вдоль поля 33 белых столба. Рельеф поля к входному углу плавной волной понижается, лес тоже неравномерен – авторы же выстроили верхушки столбов по ровной линии воображаемого «горизонта». Похоже, как высказался Константин Ходнев из ДНК аг, на забор коттеджного поселка, который только-только начали строить. Но это – ассоциация «сниженного» порядка, а сами столбы выглядели вполне абстрактно. К тому же по своей длине объект оказался самым масштабным, равноценным полю, хотя, вероятно, его можно было бы растянуть еще больше... Словом, думаю, он справедливо получил свой гран-при. Поскольку мощнее всех – и в то же время как-то отрешенно – работает именно с пространством поля, на равных. 
  • zooming
    Летá / команда Цех / Гран-при. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Летá / команда Цех / Гран-при. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Долгие споры вызвал вопрос: надо или не надо было присоединять к столбам «беседку» или «сени», встречающие зрителя на дороге при подъезде к столбам. Эксперты высказались в том смысле, что надо было остаться на стороне минимализма и не делать беседки вообще: мол, чем проще, тем лучше. Победителям практикума внушительно объяснили преимущества лаконики. А и зря.
  • zooming
    Летá / команда Цех / Гран-при. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Летá / команда Цех / Гран-при. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Я думаю несколько иначе. В нынешнем своем виде столбам необходим некий акцент – может быть, несколько иной, чем беседка из тонких столбов, которая получилась сейчас, более простой и крупный; «голова» ползущего по пологому склону «червяка». Можно было обойтись и без головы – но тогда столбы следовало бы сделать выше и крупнее, а их ряд длиннее. 

Напоминает ли число столбов о «тридцати трех коровах», том же числе богатырей или числе лет земной жизни Христа – гадать не будем, хотя название Лета с ударением на последнем слоге говорит о чем-то, как минимум, мифоритуальном. 
  • zooming
    1 / 7
    Летá / команда Цех / Гран-при. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 7
    Летá / команда Цех / Гран-при. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 7
    Летá / команда Цех / Гран-при. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 7
    Летá / команда Цех / Гран-при. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 7
    Летá / команда Цех / Гран-при. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    6 / 7
    Летá / команда Цех / Гран-при. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    7 / 7
    Летá / команда Цех / Гран-при. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Грядущее. Инверсия / команда Название
1 место

Тимофей Филиппов, Катя Галюк, Елизавета Калюжная, Ростислав Ершов, Алена Ефимова, Стефания Большакова, Катя Васильева, Микаэль Адамов, Левон Калачян, Никита Мозжухин, Антон Черемисов, Мария Сычёва, Акела Тавхелидзе 
 
По мнению ряда членов жюри, объект был сделан очень уж просто: как ряд из не слишком прямо сколоченных рамочек, а голубой цвет в цвет неба не вполне «попадал». По мнению мимо идущего искусствоведа, был случаен, и издали объект вызывал скорее вопросы, нежели украшал поле... 

Хотя, по словам Николая Белоусова, в солнечную погоду голубой цвет точно «попадал» в цвет неба и был похож на кусочек неба в березовой роще. 
Грядущее. Инверсия / команда Название / 1 место. Древолюция 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Тем не менее именно в нем, по масштабу меньшем, чем предыдущий, заложена наиболее острая пространственная интрига, а может быть, даже драматургия. Если 33 коровы встречают входящего или приезжающего на поле – то этот объект, все зрители сразу и дружно именовали его «голубым» – позволяет в поля уйти. Точнее, перейти с одной естественной террасы на другую, попасть с поля на лужайку. 
  • zooming
    Грядущее. Инверсия / команда Название / 1 место. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Грядущее. Инверсия / команда Название / 1 место. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Его суть – портал, или даже труба. Впрочем, прозрачная, не страшная, из такой можно выйти. На большом поле она широкая, дальше сужается вечным берниниевским жестом, на другом конце превращается из портала в дверь, узкий проход. И одновременно спускается по склону, так что тут не один пространственный аттракцион, а два. 
  • zooming
    Грядущее. Инверсия / команда Название / 1 место. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Грядущее. Инверсия / команда Название / 1 место. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Может быть, он и гран-при заслуживал. Почему? Потому что сложнее всех других именно по сценографии. К тому же именно здесь авторы устроили при показе настоящий перформанс – одна девушка, призывая «почувствовать» сначала поле, затем поляну, вела зрителей за собой; и только затем присоединился внушительный коллектив. Команда была самой большой – 13 человек. 
  • zooming
    1 / 3
    Грядущее. Инверсия / команда Название / 1 место. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    Грядущее. Инверсия / команда Название / 1 место. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    Грядущее. Инверсия / команда Название / 1 место. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

  
Дальше я буду двигаться не по пунктам решения жюри, а как нравится. 

Поле, по итогу размещения объектов, оказалось разделено на три плана: первый вдоль дороги, дальний на кромке перепада рельефа к следующей приозерной террасе, – и средний, среди поля. Вдоль дороги выстроились три объекта, и каждый из них, хотя и все по-разному, служат входом на поле. 

Противо стояние / команда КУБ+

Елизавета Росс, Алексей Беспалов, Кирилл Гилёв, Дарья Тихонова, Валерия Лубских, Екатерина Князева, Матвей Гудков
Противо стояние / команда КУБ+. Древолюция 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Я сразу прозвала этот объект для себя «пропилеями» и не собираюсь отказываться от названия, поскольку пропилеи и есть. Там, где ответвление дороги в виде накатанной колеи сворачивает на поле и идет по нему, команда установила две одинаковые этажерки. Со стороны панорамы скамейки, на торцах резьба, мотивы которой заимствованы у галичских домов, а с обратной стороны – плакетки с названиями и авторскими коллективами всех объектов, а также деревянные рамки, каждая из которых нацелена на объект, чье название подписано на соседней плакетке. 
  • zooming
    Противо стояние / команда КУБ+. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Противо стояние / команда КУБ+. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Такого на Древолюции еще не было, никто ничего не подписывал. 

Увы, «полезность» замысла помешала ему занять какое-либо призовое место. Владимир Кузьмин определил объект как скорее практический, а не художественный и даже сделал вывод, что авторы «пожертвовали собой» чтобы донести до зрителей полезную информацию. Николай Белоусов считает, что блоки должны были быть крупнее, а сейчас слишком маленькие. 
  • zooming
    Противо стояние / команда КУБ+. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Макет. Противо стояние / команда КУБ+. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Ну, вообще-то может и могли, и практической значимости никто не отменял, однако: на Древолюции такое впервые, собрана информация и пропилеи недвусмысленно указывают вход-выход. Объект, действительно, взял на себя серьезную инициативу, но это не минус, а плюс. Скажу больше: без пропилей поле как таковое «развалилось» бы, они держат его не хуже, а может быть, еще и получше, чем белые столбы. 
  • zooming
    1 / 6
    Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 6
    Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 6
    Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 6
    Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    6 / 6
    Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Еще надо сказать, что КУБ+ – не просто команда из Новосибирска, а уже и архитектурное бюро. 

Эпилог / команда Бригада

Софья Панченко, Виктория Денисова, София Рыбакова, Дарья Захарова, Максим Соложеницин
Эпилог / команда Бригада. Древолюция 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Объект-башня поставлен на той же линии дороги, но на дальнем краю поля, там, где дорога уходит в лес. На самой высокой точке территории. Глядя на него, еще раз понимаешь, зачем авторам Леты понадобилась беседка «сеней»: там начало, тут конец. Ну или наоборот. 

Решетчатая башня сделана из брусьев, покрашенных в темно-коричневый цвет. Между брусьями – красные кубики. Функция – лазалка, по кубикам можно забраться вверх на платформу, установленную на уровне приблизительно 2.5 метра. Что дети сразу же и сделали. 

Редкостная особенность: авторы предусмотрели подсветку, закрепив на красных кубиках фонарики с подзарядкой от солнечной батареи. Вечером верхняя  кубическая по абрису, часть башни должна светиться.
  • zooming
    1 / 6
    Эпилог / команда Бригада. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 6
    Эпилог / команда Бригада. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    Эпилог / команда Бригада. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 6
    Эпилог / команда Бригада. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 6
    Эпилог / команда Бригада. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    6 / 6
    Эпилог / команда Бригада. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Стог / команда Контур
2 место

Евгений Чугунов, Никита Овсюк, Екатерина Зайцева, Полина Житова, Иван Харланов, Аркадий Удов, Владимир Ермаков, Ярослав Ерохин, Мария Кравцова

Контур – тоже из Новосибирска, и эта команда образована из преподавателей и учеников одноименной архитектурной школы. 
Стог / команда Контур / 2 место. Древолюция 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Обсуждение жюри было бурным, и сторонников у «Стога» было достаточно. Кто-то сказал мне: впервые слышу этот звук, как деревянные плашки бьются друг о друга... Оно, может, и впервые, но мне объект больше всего напомнил «турецкий ветряной колокольчик» – вещь известную и даже распространенную. 

Суть в том, что к перемычкам цилиндрического объема в 4 яруса подвешены тонкие кусочки горбылей, и на ветру они, действительно, стучат друг об дружку.
  • zooming
    1 / 5
    Стог / команда Контур / 2 место. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Стог / команда Контур / 2 место. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Стог / команда Контур / 2 место. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Стог / команда Контур / 2 место. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Стог / команда Контур / 2 место. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Прообраз считывается на раз, однако башню поставили не то чтобы в геометрическом центре, но посередине поля и она тоже заметным образом обозначает центр. 

К слову, Николай Белоусов признался, что поначалу планировал дать всем командам задания строить башни, но потом отказался от этой идеи. 

А что, было бы интересно. 

Взмах /
команда Квадрат +1
3 место 

Елизавета Ярославцева, Мария Ярославцева, Дарья Казарина, Александра Белоусова, Алексей Зудеев
  • zooming
    Взмах / команда Квадрат +1 / 3 место. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Взмах / команда Квадрат +1 / 3 место. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В прошлом году на Древолюции появилась команда школьников-старшеклассников. В этом году они в 11 классе, двое – внучка организатора Древолюции Александра Белоусова и Алексей Зудеев – собираются поступать в МАРХИ. 

Нынешний объект команды напоминает предыдущий своим тесным взаимодействием с рельефом: он плотно «посажен» на небольшой холм. Напоминает он и о Древолюции 2018 года, где гран-при получил проект «Дом пророс»: там авторы приделали деревянные весла-крылья руинам деревенских домов, почти ушедших в землю. 

Тем не менее работа раскрывает, и самым прямым, буквальным способом, тему практикума: «Открытая книга поля». Он похож и на весельную лодку, и на машущую крыльями птицу, и на открытую книгу. Тем более что покрашен в белый цвет. 
  • zooming
    1 / 4
    Взмах / команда Квадрат +1 / 3 место. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Взмах / команда Квадрат +1 / 3 место. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Взмах / команда Квадрат +1 / 3 место. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Взмах / команда Квадрат +1 / 3 место. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

 

Пишет... /
команда Кос-Мос

Николай Смирнов, Дмитрий Рогачиков, Максим Кузнецов, Полина Воробьева, Юлия Гаевая, Юлия Сорокина, Иван Кидинов, Любовь Кидинова

Тут у нас не объект, а, скорее, история. Красивую идею полукупола из тонких деревянных арок, предложенную авторами, воплотить не удалось – единственная возведенная арка рассохлась и сломалась.
  • zooming
    Первый объект команды Кос-Мос / Древолюция 2025
    Фотография © Владимир Белоусов
  • zooming
    Первый объект команды Кос-Мос / Древолюция 2025
    Фотография © Владимир Белоусов

Команда не стала сдаваться и за три дня придумала новый объект – в виде большого пера; скамейка рядом с ним изображает чернильницу. Прямо как в учебнике русского языка средней школы... Но что поделать, зато презентация была жизнерадостной. 
  • zooming
    Пишет... / команда Кос-Мос. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Пишет... / команда Кос-Мос. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Член жюри актер Даниил Страхов высказал собственный вариант трактовки пера: мол, какая же птица могла такое перо обронить – намекая, вероятно, на перо птицы Крок. Не могу сказать, что предложенная аллюзия существенно спасла положение. Вот если бы усеять все поле такими перьями, тогда бы, может быть, да. 

Тем не менее исходную идею надо признать красивой: купольная сетка из деревянных арок, поставленных на равном расстоянии с общим центром. 
  • zooming
    Первый объект команды Кос-Мос / Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Первый объект команды Кос-Мос / Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Красиво-то красиво, но! Авторы, судя по макету, собирались там еще и качели подвесить. Определенно, надо поработать над расчетами. Такие тонкие арки, как мы видели на фотографии выше, качели вряд ли бы выдержали. 

Имаго / команда Шпон

Федор Дяченко, Арсен Папоян, Иван Демьянов, Иван Шариков, Филипп Царьков, Арина Шевцова, Софья Суковенко, Елена Жукова, Полина Воробьева, Леонид Сменов

Определенным обаянием в моих глазах обладает объект Имаго. Во-первых, красиво называется. Читаем: имаго это «взрослая стадия индивидуального развития насекомых и некоторых других членистоногих, на которой они достигают половой зрелости и способны к размножению и расселению. При этом они обычно не растут и не линяют». А в психологии, наоборот, «бессознательно сформированный в детстве образ значимого взрослого, влияющий на отношения». Выбирай, как говорится, на вкус. 

Во-вторых, отлично смотрится в поле издали, напоминает кино 1970-х годов с развевающимися театральными драпировками, да и девушками в белых туниках.
  • zooming
    Имаго / команда Шпон / Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Имаго / команда Шпон / Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Драпировки развеваются отлично. Тем не менее справедливо кто-то сказал, что провисят они такими красивыми до первого дождя. Сложно не заметить также, что из поворотных элементов на ветру крутится только самый большой, маленькие застыли; и все они, фанерные, уже сейчас рассохлись. 
  • zooming
    1 / 4
    Имаго / команда Шпон / Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Имаго / команда Шпон / Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Имаго / команда Шпон / Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Имаго / команда Шпон / Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

 
Два следующих объекта родственны даже визуально. У каждого есть своя «фишка», и в то же время из каждого во множестве торчат деревянные «хвосты», чтобы не сказать палки, как не стертые линии построения на чертеже. Прием очень популярный на фестивалях архитектурных объектов, так что даже хочется предположить, что кто-то считает: нагородить побольше палок, получится объект... Не обижайтесь, авторы, но такого рода ежиков за последние 15-20 лет было построено немалое количество. Тем не менее: у двух местных ежиков есть свои истории, хотя не все команды, рассказали их на показе целиком. Точнее так: одна да, другая нет. 

Заплатка / команда Предвкушение

Екатерина Онищенко, Дмитрий Бурмистров, Егор Дьяконов, Анастасия Ведута, Софья Констанди, Анастасия Романова, Елизавета Айрапетян, Евгения Певчина, Владимир Гребенкин

Надо сказать, участники Древолюции 2025 года заметно выросли в плане презентации. Вероятно, осознав, что это не столько практикум – ниже объясню, почему – сколько перформанс, выучили слова и были артистичны. Всех превзошли «Грядущее» и «Заплатка», они еще и роли распределили. Заплатка – чуть ли не по слову. Не только они, но и они тоже, выступали, сидя на ветках собственного объекта.
  • zooming
    Заплатка / команда Предвкушение. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Заплатка / команда Предвкушение. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Согласно замыслу, авторы нашли прогал между деревьями, отделяющими поле от так называемого «Сада камней». А надо сказать, нынешний практикум, как и предыдущий, проходил на территории «Галичского заозерья» – а это пешеходная и спортивная тропа на противоположном от города берегу озера. Все названия там написаны на табличках. Сад камней выглядит как совсем небольшое, подсохшее озерко, тем не менее считается, что там обнажается дно страшно сказать какого древнего периода и среди камней можно найти отпечатки аммонитов. 

Так вот, на пути к Саду камней в ряду деревьев авторы обнаружили прогал, и предложили свой объект в качестве «заплатки». По их словам, рядом нашлись сосны и осины, так что объект представляет собой гибрид тех и других. 
  • zooming
    Заплатка / команда Предвкушение. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Заплатка / команда Предвкушение. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

На что Тотан Кузембаев, известный своим интересом к вопросам экологии, заметил, что вот срубили живые красивые сосны, сделали из них доски, а из досок – не красивое искусственное дерево. 

Однако! Помимо концепции, нельзя сказать, чтобы удавшейся, у авторов были расчеты: доски-«ветки» уменьшались в ходе «роста» модульно, на определенную ширину, и были рассчитаны на колебания от ветра. Впрочем, ветер должен быть достаточно сильным, а объект, рассчитанный на ветер, лучше было ставить там, где «Стог», в центре поля – во всяком случае, здесь мы качания досок не наблюдали. 

Еще раз однако – среди «веток» авторы поместили два гамака – а плести их архитекторов научили жительницы соседней деревни. 

Перекати-поле / команда Муха

Таисия Дашкевич, Софья Щербак, Мария Провилкова, Адриан Антончук, Юлия Кашко, Алена Грибанова, Арина Красильникова, Ксения Рашевская, Екатерина Фроленкова, Анастасия Чижевская

Еще один объект, зримо демонстрировавший практику «сидения на ветках» – Перекати-поле. 
Заплатка / команда Предвкушение. Древолюция 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Его разместили тоже по центру и у жюри он вызвал закономерное недоумение: почему не катится? 

Нет, не катится, стоит на месте крепко, хотя среди макетов я нашла один такой комочек, больше похожий на перекати-поле и отражающий свое название. 
  • zooming
    Перекати-поле / команда Муха. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Перекати-поле / команда Муха. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В данном случае, кажется, история – про то, как авторы, придумав объекту имя, в процессе проектирования ушли от него очень далеко, но имя не сменили и, как следствие, адекватно представить свою работу не смогли. А представили так: во-первых, весь период движения толпы зрителей по полю девушки – а команда женская – сидели на своей конструкции, представляя симпатичный объект для фотосъемок. Во-вторых, они покрасили часть конструкции в оттенки, близкие к цветам поля; вот сейчас повредничаю, в покраске все были какие-то сиренево-фиолетовые модные цвета, тогда как колокольчики и горошек к августу отцвели и на поле преобладали, помимо вечных желтых, пурпурно-красные, малиновые оттенки луговых васильков и бодяка. 

Презентовала объект, как, кстати, и перо, девушка с букетом – по букету было отлично видно, что цветы в нем розовые, а колер на конструкции лиловый. Да и желтая пижма тоже отличается от цвета дерева.
  • zooming
    Перекати-поле / команда Муха. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Перекати-поле / команда Муха. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Если хотели сделать ставку на цветение луга – да! к слову сказать, студенты работали на лугу, не на поле, поле это засеянное культурами, а луг дикий, – так вот, если хотели сделать акцент на цветении, колера надо было подбирать лучше, а пока... не попали. 

Но главное не в этом. А в том, что большую часть времени – и какую-то часть серверных ресурсов, судя по оброненным где-то замечаниям – эта команда потратила на расчет устойчивости конструкции. Да-да, «ежик» сделан без болтов, и это – вообще-то, достижение, это интересно. Но авторы ни слова не сказали об этом. Впрочем, говорят, все компьютерные расчеты не дали нужного результата, а устойчивостью объект обязан куратору Николаю Белоусову, который, видя безуспешные попытки рассчитать, сказал авторам их бросить, сам пришел на поле и показал, как надо ставить палки, чтобы они держались. 

Любопытный же сюжет? И ни слова о нем в открытую. 
  • zooming
    Перекати-поле / команда Муха. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Перекати-поле / команда Муха. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вообще, надо сказать, несмотря на победу перформативности, слабым местом Древолюции остается словесное выражение идей, от названий до объяснений. 

Ну, какое поле? Луг. Перекати-поле не катится, книгу не прочитать, а хитрее всего «имаго» и «лета» – там вообще думай, что хочешь. Как говорил Птица До-До, «дитя мое, никогда не произноси слова только за то, что они красивые и длинные. Говори только то, что понимаешь...» ©.
  • zooming
    1 / 3
    Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Теперь я обещала сказать о практикуме. Много раз приходилось слышать, что Николай Белоусов придумал Древолюцию как средство предложить студентам работать не только с компьютером и карандашом, а руками; держать рубанок, пилить, строгать... Чтобы, в частности, понять, как реализуются придумки архитекторов, – в данном случае, в дереве. Хорошая идея; тем не менее смысл тоже важен и объекты без идеи не имеют шансов стать победителями – это тоже все, я думаю, понимают. Нужен баланс; он то есть, то нету. И вот кажется, баланс постепенно нарушается в сторону идей в ущерб работе руками. 

Понятно, руками работать – нужно больше сил, времени и упорства. Лопнула тонкая арка – так может быть, сделаем другую, более надежную? Слышала как жюри ругали «голубые рамочки» объекта «Грядущее» – криво сколочены; что правда. Фанера «Имаго» рассохлась. Какие объекты сделаны хорошо? Даже трудно сказать. Вероятно, «Взмах» – но он, в отличие от «Имаго», слабоват по смыслу. «Эпилог» с его фонариками – но там та же история, по смыслу не очень сильно. Это как будто сообщающиеся сосуды: у кого лучше сделано, там меньше философии, и наоборот. Исключение составил, пожалуй, объект «Пишет...», там и арки лопнули, и заменившая их идея не выдерживает критики категорически. 

Хорошо, но если фестиваль эволюционирует от практикума в сторону идей – тогда надо лучше жонглировать словами. Это пока тоже не получается. Презентация да, а слова нет, не очень, как выше уже было сказано.

Да и возьмем название объекта «Грядущее»: ну, если-палки, что там грядет и куда? Даже смысл – сравнение двух пространств, широкого луга и небольшой поляны – авторы придумали хорошо, и сценографию перехода: как в Буратино, от широкого входа к маленькой дверке, тоже – но предложенное название имеет свойство вообще не запоминаться. Есть такое свойство у сотрудников секретных служб, их подбирают из людей с невыразительными лицами. То же самое тут с названием. К слову сказать, и с именованиями у команды не очень хорошо, они даже себе ничего не придумали, ограничившись казалось бы парадоксальным, а на самом деле слабым выходом – «Название». В то же время подзаголовок – Инверсия – хороший. Но почему его не вынести вперед? 

Итак, от практикума движемся к смыслу, но со словами пока еще не очень научились работать. Что же хорошего в фестивале? Я думаю, лучше всего – атмосфера. За ней сюда едут студенты, за общением, воспоминаниями, драйвом. Он тут определенно есть. За тем же едет и жюри – не зря же 3 часа, если не больше, шло обсуждение: дать один приз или три? – Дали четыре. Назначить номинации или нет? – Не назначили. 

Красивое, душевное, атмосферное предприятие с тенденцией к росту. А остальное приложится. 
  
  

  
Жюри: Анвар Гарипов, Никита Агин, Бэлла Моисеева, Тотан Кузембаев, Владимир Кузьмин, Константин Ходнев, Даниил Страхов, Оскар Мамлеев

12 Августа 2025

Похожие статьи
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.