Музей архитекторов: локация – невесомость

Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).

mainImg
В Музее архитектуры на Воздвиженке открылась выставка из объектов и графики современных архитекторов. Она разместилась на двух этажах Флигеля-Руины и приурочена к 90-летию музея, как и параллельная, открывшаяся раньше, выставка «Архитектура говорит» в Анфиладе. Только там история, тут современность. Две половинки. Музей хочет быть и тем, и другим – популярным языком рассказывать серьезную историю, но и коллекционировать современную архитектуру тоже. И общаться с современными архитекторами тоже. Это получилось, на открытие пришли многие. Куратор выставки Анна Мартовицкая уже постит в своем канале «светскую хронику». 

На выставке 59 работ: чуть меньше половины из них – 25 – графика, остальное объекты; от авторов из 8 регионов. Преобладает Москва, немало Петербурга, Нижний Новгород, Ярославль, Саратов и так далее. Все работы сопровождены коротким авторским текстом, все представляют собой размышления, разной степени абстрактности, «о музее архитектуры как типологии».

То есть тут не проектируют новый музей архитектуры. Хотя два сходных проекта все же затесались: один – несостоявшаяся экспозиция во флигеле Музея дома Мельникова от CITIZEN Studio, другой – учебный проект 2023 года группы студентов под управлением Kleinewelt Architekten для участка рядом с музеем, на границе со стройплощадкой, где MR Group строит клубный дом Luce по проекту любимого архитектора Сбербанка Марко Казамонти. 
  • zooming
    CITIZENSTUDIO. Проект экспозиции музея Константина Мельникова. Выставка «MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Kleinewelt Architekten. Поиски по имя музея. «Весной 2023 года мы вместе со студентами МАРХИ изучали архивы Музея архитектуры имени А.В. Щусева с целью найти для его постоянной и временных экспозиций новые площадки». Выставка «MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В общем, да, музей мечтает о новом здании, поскольку в старом после переезда из Донского монастыря умещается едва-едва. Но выставка – нет, не про проект нового здания, планы возникновения которого пока что – давно, 30 лет уже – остаются гипотетическими. 

Впрочем, еще одни авторы, Arch(e)type Дарьи Беляковой, основательницы архитектурного клуба-галереи A House, тоже сосредоточились на здании собственно музея, дворце Талызиных, и посвятили свой объект изучению, почему-то, окон разного времени. Зато показали красивый макет. 
Arch(e)type. Музей как знак и опыт. Выставка «MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Но больше буквальных высказываний нет. 

По словам Анны Мартовицкой, первоначально планировалось 50 участников, потом число увеличили; кого-то, порядка 7–8 участников, хотелось пригласить, но не удалось из-за ограничений в пространстве и конструктивных возможностях Флигеля. Кого-то пришлось просить остановиться вместо объекта на графике. Почему? Из-за веса и размера, – говорит куратор. На 2 этаже объекты и графику расставили так, чтобы тяжелые элементы не нагружали своды... 

Словом, перед нами результат внушительных усилий. 
Автор дизайна экспозиции Александра Шейнер и куратор Анна Мартовицкая. Выставка «MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена Музеем архитектуры

Плюс экспозиционный дизайн студии ЧАРТ Сергея Чобана и Александры Шейнер. Лаконичный, в меру брутальный, в меру прозрачный: на выставке современных архитекторов нужны бетон, стекло, металл. В то же время директор музея Наталья Шашкова назвала застройку «невесомой и волшебной», и это правда. 

Хотя элементы выставочного дизайна отнюдь не легкие: бетонные опоры под стеклянные витрины для графики весят по 170 кг каждая, а подиумы побольше пришлось сделать облегченными, покрыть микроцементом, так как первый, из чистого бетона, образец весил немногим менее 400 кг, чего своды Флигеля-Руины на 2 этаже никак не могли выдержать. Общая площадь использованного стекла – 150 м2, но благодаря ему графика левитирует в пространстве, ритмично зонированном колоннами подиумов. Ступенчатые профили, кажется, остаются единственным условно-декоративным элементом, отсылая к юбилейной выставке основателя музея А.В. Щусева, в чем можно увидеть не только излюбленный прием, восходящий к архитектуре 1930-х, но и тонкий намек: все участники, чьи объекты сейчас собраны в музее, таким образом оказываются продолжателями дела его основателя. 
Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
Фотография © Василий Буланов

Словом, выставка еще и результат серьезной технической работы, так что будет уместным упомянуть ее партнеров: стекло поставила Ларта Гласс, а витринами и подставками занимались ДомАск. 
  • zooming
    Мария Губанова, менеджер архитектурных проектов Larta Glass. Выставка «MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Дмитрий Сулимов, генеральный директор ДОМАСК. Выставка «MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Строгий и простой бруталистский дизайн в данном случае был, вероятно, необходим, поскольку разнообразие велико. 

«Работа над проектом была необычной и очень яркой», – говорит директор музея Наталья Шашкова, – «кто-то, может быть, поймет это как иронический капустник». 

«Капустник» получился не только из-за выбранного жанра, но еще и потому, что участникам дали почти полную свободу: единственным формальным ограничением стало ТЗ экспозиционного дизайна – по размеру работ. Более того, объекты приезжали постепенно и относительно некоторых организаторы до последнего дня не знали, какими они будут. Сергей Падалко несколько часов раскладывал в своем объекте циркули, которые «утряслись» при транспортировке. Один объект не высушился до конца и образовал в зале лужу. Другие пришлось поставить друг на друга, потому что кубов два, а подставка одна. Скучно не было. Отдельным аттракционом стал занос в зал первого этажа стекла длиной 7.5 метров, на котором напечатан кураторский манифест Анны Мартовицкой и хронология музеев архитектуры, собранная для выставки Владимиром Фроловым. 

Но попробуем вернуться к экспозиции. 

Жанр таких выставок – вполне сложившийся, но эта – очень большая по количеству участников. Обычно коллекциями объектов украшают масштабные архитектурные фестивали: так поступил Владимир Фролов на Архитектоне 2023 года, так делают на Арх Москве и Зодчестве, к примеру, выставка «Эталон качества», cовместный проект ARCHI.RU и Союза московских архитекторов, показанный на «Зодчестве» 2017 года, тоже была суммой «говорящих» объектов на заданную тему. Реже такие проекты появляются сами по себе, или хотя бы в отдельном пространстве. Вспоминается выставка из 29 авторских инсталляций  «Российская архитектура. Новейшая эра» в «Руине» в 2019 году или  выставка «Роддом» Юрия Аввакумова, показанная 2007 году в галерее ВХУТЕМАС в рамках первой московской биеннале современного искусства. И «Персимфанс» Юрия Григоряна, в рамках первой московской биеннале архитектуры (читай Арх Москвы) 2008 года. В Роддоме было 26 участников, в Персимфансе – 12. 

Как будто практика, сложившаяся к концу нулевых и все это время «тлевшая», сейчас получила энергичное второе рождение, да еще и в удвоенном – это как минимум – масштабе. Крупную работу с нашим сообществом провела Анна Мартовицкая. 

Как и бывает на таких выставках, это огромное количество высказываний, многие из которых допускают дополнительные смыслы, как описанные в авторском пояснении, так и оставленные на усмотрение зрителя-интерпретатора. Игра формы и ума – увлекательнейшее занятие. 

Тем не менее очевидно, что, помимо идей и образов, «вспыхивающих» в мозгу зрителя, бродящего по такой выставке, в самом пространстве возникает немало визуальных перекличек. Часть из них – хотя мы не знаем, какие – выстроены намеренно: в процессе расстановки произведения перемещали из одного угла в другой не один раз. 

Ну, вот пример. Входящего встречает рисунок главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, там изображен его объект «Кристалл представления», реализованный в соавторстве с Иваном Грековым во дворе того же Музея архитектуры. Зритель, пришедший во Флигель, только что прошел мимо того «кристалла». Графика отсылает нас к объекту, который стоит неподалеку, а он сам состоит из кристаллов Фальконье, в свое время спасенных музеем из здания госархива на Фрунзенской и показанных на выставке. Так образуется «матрешка» воспомианий и интерпретаций.

Между тем входя во Флигель сразу как-то понимаешь, что Сергей Кузнецов, чей рисунок поставлен первым и встречает входящих, как Ильич во Дворце пионеров, тут главный. Как среди уток в составе птичьего клина есть вожак, так и главный архитектор города, где проходит выставка – тут тоже, заметьте, читается логическое построение сродни матрешке! – открывает ее. О стратах и статусах, ну, не получается забыть. 
  • zooming
    Слева: Сергей Кузнецов. Кристалл представления. Справа: Nowadays Office. Двор на сводах. Выставка «MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Сергей Кузнецов и Анна Мартовицкая на открытии. Выставка «MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Тем не менее рядом – объект относительно молодого, хотя известного бюро Nowadays Office, перекликается с рисунком Кузнецова ритмическими ячейками. Получается, он первый среди равных, primus inter pares; хотя к латыни, внимание к которой инспирирует, мы еще вернемся. 

Сам же объект – со сложным посылом, его рельеф составлен из инвертированных сводов: «...хрестоматийный Gehry on top, маркирующий будущее с опорой на прошлое», – сказано в описании. Уфф.
Nowadays Office. Двор на сводах. Выставка «MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Соседний неф начинает графика от АБ ЦЛП – лист, исписанный Николаем Ляшенко мелко-мелко в честь «бумажной архитектуры», реплика-оммаж офортов Бродского-Уткина. Ни Бродского, ни Уткина на выставке нет. Зато есть великий каталогизатор Юрий Аввакумов, здесь же рядом, в виде его известного Карточного домика; вместе с Ляшенко они образуют «угол бумажников».
  • zooming
    На первом плане: Цимайло, Ляшенко и Партнеры. Музей бумажной архитектуры. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    Юрий Аввакумов. Haus im haus. Выставка «MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

На обороте листа Ляшенко – рисунок NOYD Короткий метр, любителей настроечных таблиц, в данном случае – таблица оптометрическая, но измеряет она не зрение, а процесс исчезновения деревянных домов в Самаре. А нарисована в духе «бумажных» графических традиций. 
NOYD КороткийМетр. Оптометрическая таблица архитектуры. Выставка «MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Тему куполов, намеченную у Ляшенко, подхватывает следующий стенд, где бюро GA показывает Пантеон со стеллажами, уставленными совершенно изумительными фантастическими механизмами-зверушками. Мне они почему-то напоминают роботов-доставщиков; авторы же называют своих героев «неявными образами», отображающими «квинтэссенцию архитектуры», попавшую в музей. Вспоминают Босха и Брейгеля. Об использовании ИИ ничего не сказано, но судя по всему, нейронку привлекли к придумыванию фигурок. Если нет – разубедите меня!
  • zooming
    Архитектурное бюро GA. Kunstkammer: Architectoids. Выставка «MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Архитектурное бюро GA. Kunstkammer: Architectoids. Выставка «MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вообще – сказала Анна Мартовицкая на открытии, косясь, и, кажется, не слишком-то одобрительно, на Пантеон пластиково-металлических пушистиков – половина участников, работавших с графикой, выбрали компьютерную. 

На обороте Пантеона от AG – другой Пантеон, Григория Дайнова, вдохновленный Булле и Леду, графика – компьютерная, форма вечная, и автор трактует свой вариант «здания профильного музея как воплощение диалога между вечными ценностями зодчества и современностью». Рядом объект Юлия Борисова / UNK, согласно авторской трактовке, он развивает ту же тему: показывает свою штаб-квартиру Роскосмоса, здания, использующего «технологии, устремленные в космос», но в виде макета из глины, согласно комментарию, «воплощенным в вечных материалах». Рассматривать ли применение «вечного» материала как заявку на попадание в вечность, то есть в музей? Или как попытку овеществить напряжение между древностью, сделанной из глины, и высокотехнологичной современностью, происходящей, тем не менее, все из той же глины? Как знать. 
  • zooming
    Григорий Дайнов. Музей архитектуры. Выставка «MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Юлий Борисов / UNK. Прошлое / будущее. Выставка «MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Однако глина напоминает о Бродском – не только, но хотя бы, о его объектах для Роддома и Персимфанса: в одном были глиняные формы для «производства» эмбриона, а в другом клетка-комната, глиняная мебель, предназначенная осыпаться в процессе экспонирования. Тем не менее глина – расхожий выставочный материал, так что искать в объекте UNK апелляцию именно к Бродскому, конечно же, необоснованно. 

С «бумажной архитектурой» мы еще не закончили: объект Сергея Труханова / T+T Architects, стоящий здесь же, рядом – это программное напоминание об «A Glass Tower» Бродского и Уткина, «разрушенном небоскребе, у руин которого вырос город». T+T предлагают «собрать забытые осколки прошлого в новую форму», а роль музея видят так же, как музей ее видит сам: между архивированием и «консолидацией архитектурного сообщества». 

Объект состоит из стеклянных пластин, составленных в куб так, что внутри получается 9 замкнутых вертикальных пространств, заполненных на разную высоту битым стеклом. Совок, прислоненный к опоре – тоже часть инсталляции, для собирания осколков. 
  • zooming
    T+T Architects. Время собирать осколки. Выставка «MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    T+T Architects. Время собирать осколки. Выставка «MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Построение стеклянных объемов напоминает объект UnVitro Сергея Скуратова на выставке РодДом. Случайно? Намеренно?  

С «башнями» из битого стекла перекликается интерактивный объект Станислава Горшунова на втором этаже. Основание заранее собрано авторами из клеящихся деталей: круг, арка, треугольник, прямоугольник, – в виде башни с квадратным основанием. Зрителям предлагают растить ее дальше вверх, чтобы к концу выставки получилось что-то новое. Объект называется «Взаймы», в авторском комментарии – что-то про заимствование энергии из шедевров прошлого, которые чем старше, тем «более настоящие». 
  • zooming
    ГОРА. Взаймы. Выставка «MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    ГОРА. Взаймы. Выставка «MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

А в конце своего комментария ГОРА утешают читающего: «ты обречен на следующий шедевр». 

Злободневную тему поднимает автор, для архитекторов она – вечная: кто бы что ни делал нового, а вдохновится чем-то, и бац, – источник узнаваем. А как иначе развиваться творческому процессу? Мы же и в речи используем и словарь, алфавит. Как сделать новое? Ну вот, например... можно привлечь коллективное сознание, к данном случае зрителей через интерактив. Уже на открытии выставки, когда у основы начали отрастать «ветви» в разные стороны, было понятно, что через три объект будет скорее хаотичным, нежели гармоничным. Масса случайных людей вряд ли сделает что-то красивое – говорю я Горшунову; именно! – восклицает он. Но в том и задача, говорит архитектор – посмотреть, что получится. 
Куратор Анна Мартовицкая и автор объекта Станислав Горшунов. Выставка «MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
Фотография © Василий Буланов

Вообще на выставке быстро понимаешь, что вечных тем три: домик, купол и башня. 

Башни не преобладают, но их достаточно. К примеру, объект СКиП из «фирменных» карандашей со стола Сергея Киселева может показаться и намеком на Москву, на чьей территории сейчас равномерно прорастают «карандашики» небоскребов.
АБ СКиП. Out-of-the-box thinking. Выставка «MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Но согласно авторскому комментарию, суть с том, что идей множество, а лучшая одна – светится только один «карандашик». 

Башен достаточно не только потому, что для Москвы сейчас это главная – или острая – тема, но еще и потому, что музей это хранение, а хранение это стеллаж. Владислав Савинкин соорудил свой вариант из «макетов» известных музеев. Честно скажу, ни один не узнала, ни там внутри этак сплющены; но объект яркий. 
  • zooming
    Влад Савинкин. Музейный небоскреб. Выставка «MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Влад Савинкин. Музейный небоскреб. Выставка «MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Андрей Асадов предлагает собирать на стеллаже «пополняемую коллекцию артефактов, связанных с авторами, внесшими значительный вклад в историю современной российской архитектуры». У VOX стеллаж заполняется снизу камнями, в середине книгами, а вверху цветным пластиком; IND выстраивает свою «Архитеку» из трех частей: пользы, прочности, и красоты; Арсений Леонович собирает башни из разных объемных форм; Дмитрий Овчаров сооружает «горку» из стеклянных часов; Faber Group складирует... сами найдете что, когда придете на выставку. 

ATRIUM – архитекторы, умудрившиеся показать свой объект раньше всех прочих на собственной персоналке – «складируют» пространство и объем, в сложную форму, причем два куба – инвертивны. СПИЧ провели внутренний конкурс на рисунки, в нем участвовало около 40 сотрудников, и фрагменты лучших работ собрали в объемный алюминиевый логотип. Евгений Герасимов показывает сотрудников музея, своего рода «подборку людей», заявляя, что главное – люди. Самый остроумный намек на «складирование людей», тем не менее, принадлежит Malikov+Partners, бюро Никиты Маликова из Твери: он поместил в коробку из поликарбоната, похожую на ящик для перевозки грузов, фигуру архитектора за ноутбуком, причем один из транспортировочных знаков  в виде туфельки означает, что архитектор – девушка, поскольку женщин в архитектурных компаниях сейчас работает заметно больше, чем мужчин. А комментарий гласит, что современный архитектор «больше менеджер, чем творец».
   

Если говорить о музее как складе разнообразных предметов, то авторы графики тоже откликнулись на тему: «Букварь архитектуры» Тимура Каримова и «Игра в ящик» от ХВОИ. Тут – два разных вида графики, первый напоминает о томах Академии архитектуры. 

Сергей Никешкин / KPLN касается актуальной для музея темы цифрового хранения: музей сейчас вовсю размышляет о том, как хранить цифровые фонды? А объект KPLN – это два системных блока, сделанных из гипса. Один лежит на боку, другой поставлен сверху, как в мастерской наладчика компьютеров. 
  • zooming
    1 / 3
    KPLN. Мемуары. Выставка «MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    KPLN. Мемуары. Выставка «MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    KPLN. Мемуары. Выставка «MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вместо кнопок и полоски дисковода в гипс вплавлена бумага. А сзади из-под белой поверхности проглядывают... круглые деревянные палки. Видимо, дрова. Если кто-то не в курсе, дрова – известная метафора для плохого компьютерного железа. Объект KPLN – один из тех, которые я люблю определять как произведения, построенные на когнитивном диссонансе: видим мы одно, а в авторском комментарии читаем про другое – «Скульптура символизирует пространства музея, а инкрустации архитектурных артефактов бережно сохраняют следы эпох, стилей и выдающихся авторов». Да они издеваются! Правильно делаете, продолжайте, такого рода расхождения в зримом и заявленном – надежный признак концептуализма. 

Другой пример сочетания белой принтерной бумаги уже не с гипсом, а с бетоном – объект бюро СИВИЛ «Источник». В бетонную скорлупу сложена большая стопка бумаги, которая в верхней части «клубится», символизируя, по словам авторов, «стремление всякой архитектурной идеи к освобождению». А может быть, перерастание модернизма в необарокко?
  • zooming
    АБ Сивил. Источник. Выставка «MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    АБ Сивил. Источник. Выставка «MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Самую красивую этажерку показывают KATARSIS – в отличие от многих, она ничего не «хранит», но так трогательно перекликается с папками хранения фонда графики, что для того, кто хоть несколько раз работал в архиве ГНИМА, почувствует в этом объекте глубокое внутреннее родство с музеем. Лично мне кажется, что именно так – показав вот эти металлические полки, местами прогнувшиеся от невидимого груза, и надо изображать музей. 
  • zooming
    KATARSIS. Дом бумажной архитектуры. Выставка «MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    ARCHSTRUCTURA. Муарструктура. Выставка «MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Он ждет, он готов принимать ваши работы. 

Еще лучше с темой невидимости работает, пожалуй, Наринэ Тютчева / бюро «Рождественка». Некоторые зрители ее объект и вообще не сразу заметили. Он зеркальный и мимикрирует в пространстве Руины, а его форма – это слепок свода. На сам свод объект отбрасывает широкую полосу блика, «подсвечивает» его. Как известно, «Рождественка» занимались реставрацией и приспособлением Руины к функции выставочного зала Музея архитектуры, так что их реализованный проект музея – по-настоящему окружает зрителей на выставке. 
АБ «Рождественка». Кенотаф. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
Фотография © Василий Буланов

Объект Наринэ Тютчевой несколько раз передвигали, рассказывает Александра Шейнер. Но нашли лучшее место. Сейчас он в составе выставки как «гвоздь», как ядро орешка, в самой середине первого этажа, под «своим любимым» сводом. Вот что значит попасть в музей. Попали точно. 

Но мы и сейчас еще не закончили с «бумажной» архитектурой. Представитель именно этого направления, Тотан Кузембаев, заштриховывая до малой степени узнаваемости «репринт гравюры конца XIX века», заявляет, что это происходит с городом при появлении в нем все новых зданий, и в то же время оно же, истирание, преобразование, происходит с архитектурой, когда она попадает в музей. В этом с ним перекликается объект любителя жирафов Ильи Мукосея – «Самоходный музей живой архитектуры», утверждающий, что «архитектуру невозможно поместить в музей». 
  • zooming
    Тотан Кузембаев. Археология архитектурной графики. Выставка «MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Илья Мукосей. Самоходный музей живой архитектуры. Выставка «MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Получился симпатичный тяни-толкай, совершенно нереальный. 

Megabudka разыгрывает карту клипового мышления, и предлагает музею вместо этажерки – путь, а также самоограничение в виде «Музея одного экспоната». Фундаментальные классические музеи теряют «актуальность для современного поколения», – утверждают авторы. Ну что же, для архитекторов, увлеченно ведущих свой телеграм-канал, это понятная позиция.

Владимир Кузьмин – тот и вовсе показывает «иронический портрет-памфлет Музея архитектуры, «безуспешную попытку разговора сегодня о Наследии и Традиции». Интересно, почему двух последних автор упоминает в критическом контексте, но все-таки с большой буквы? Чтобы не портить с ними отношения? А по мне – так два чурбачка языками зацепились. Не столько памфлет на музей, сколько творческое сопровождение тусовки открытия. 
  • zooming
    Справа: Максим Атаянц. Архитектура в музее. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    Максим Атаянц. Архитектура в музее. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
    Снято на выставке

Максим Атаянц, тот напротив, представил образ и музея, и традиции максимально серьезно. «...временная дистанция, подчиненная закону обратной перспективы, придает частям архитектуры поистине колоссальный масштаб», – говорит автор и рисует капитель огромного размера, а человечков, изучающих ее – маленькими. Ну, как рисует Максим Атаянц, все знают, рисует он как старые мастера. Тут не возникает вопроса о бессмысленности или осмысленности диалога с наследием, тут диалог прямо вот он и есть, только взгляд – снизу вверх. 
  • zooming
    Никита Явейн («Студия 44») при участии Сергея Падалко. Пределы. Композиция №44. На дальнем плане: Faber Group. Эго архитектора. Выставка «MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Витрувий и сыновья. Nullum titulum. Выставка «MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Тем не менее вопрос «умирания» вещей в музее, поднятый многими авторами, затрагивает Сергей Падалко / Витрувий и сыновья – его объект это клетка, наполненная разложенными циркулями: «Попадая в музей, любой результат архитектурного творчества не только становится частью истории, но и одновременно в каком-то смысле оказывается заключенным в клетку...». Тут вспоминается и клетка Бродского, только в ней было уютно, в ней был очаг и стульчики, а тут – колючие циркули, как будто исполненные решимости еще побороться за свою свободу. Надо сказать, сетки это один из любимых приемов Сергея Падалко, помним их и по выставке «Студии 44» в Эрмитаже, и по Архитектону. 

Тем не менее соседний объект от «Студии 44», в работе над которым Падалко, как обозначено, тоже участвовал, представляет, в некотором роде, противоположность игольчатому кубу: это прозрачный домик-матрешка, легкий и мирный, а его текстовый пафос – «поскольку попытки <...> зафиксировать и музеефицировать истину обречены, на первый план выходит не результат, а процесс познания». Ура! Прямо-таки в рамках пары метров выставочного пространства заключили архитектуру в клетку и признали ее обреченность на поток процесса. Надо сказать, что тандем «Студии 44» и Сергея Падалко – вообще очень продуктивный, и тут мы в очередной раз в этом убеждаемся. 
Слева: Borisov Architects. Музей архитектуры. Справа: Владимир Кузьмин. Диалог с собой или аллегория псевдодискурса. Выставка «MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Сергей Чобан относится к музею архитектуры иначе: ставит перед ним задачу, точнее, одну из задач – инициировать дискуссию о сохранении наследия модернизма. Иллюстрацией служит пастель с изображением разобранной в этом году башни Накагин, на рисунке она метафорически ушла под воду, мимо плавают рыбы. Круглые окна прямо как иллюминаторы. Надо сказать, что именно музей архитектуры дискуссию о сохранении памятников, в том числе модернизма, инициировал раньше и инициирует сейчас, в том числе – совместно с Сергеем Чобаном. Вспомним историю с вокзалом города Владимира, где письмо в защиту здания инициировали Сергей Чобан и Елизавета Лихачева, в то время директор музея. 
На первом плане: Сергей Чобан. Утопающая эпоха. Выставка «MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

И тут, замечу! Проявляется одна особенность. Проблема, действительно, существует – в одной только Москве за эту осень объявлено два конкурса на снос и новое строительство на месте бесстатусных, но знаковых памятников модернизма: театра Дурова и Большого цирка. А петиции – то срабатывают, то вовсе нет. Однако владимирский вокзал как стоял, так и стоит. 

Так может быт идеальный вид инициативы по охране – совместить усилия Музея архитектуры и известных архитекторов? А?

Ну и еще одна, на самом деле важная, тема в отношении музея и современных архитекторов, заключается в простом вопросе: попадут ли они в музей? Не все осмеливаются поднять этот вопрос прямо, один из ближайших подходов – в рассуждениях об «умирании», «лишении свободы» или «разделении на части», изменении природы архитектуры, попадающей в музей; они уже описаны выше. Согласимся, что архитектуру поместить в музей сложнее, чем станковую живопись, но жалуется она, архитектура, на свою непростую судьбу как будто бы больше, нежели, к примеру, театр и литература, которые тоже поместить в музей не так-то просто. 

Тем не менее возможно, вполне возможно. Вот и выставка, смотрите, какая большая собралась. 

В этом смысле показательны три работы. В комментариях к двум из них, помещенных на аверсе и реверсе одного стенда, есть глаголы «передать» и «представить» – в смысле передать на выставку, но именно это слово обычно используется, когда что-то передают в фонды музея. Речь об эскизе Арт Хауса Сергея Скуратова и о плане Остоженки от бюро «Остоженка». Оба, на самом деле, представляют два ключевых сюжета для истории архитектуры – а ее уже пора писать – последних тридцати с гаком лет; в комментарии Сергея Скуратова так без ложной скромности и сказано: «эскиз, с которого начался один из самых известных объектов московской архитектуры 2010-х годов». Ну что тут скажешь, так ведь и есть на самом деле. То же самое с планом Остоженки, который авторы лирически характеризуют как «рыбку» – он, действительно, один из стартовых сюжетов в истории постсоветской архитектуры. Не знаю точно, присутствует ли что-то, освещающее планировку и застройку «Золотой мили», в фондах музея, но если вдруг нет, их туда следовало бы передать. 
  • zooming
    На первом плане: Сергей Скуратов. Эскиз жилого комплекса «Арт Хаус». На дальнем плане: Faber Group. Эго архитектора. Выставка «MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Слева: АБ «Остоженка». Хранители Места и Времени. Справа Faber Group. Эго архитектора. Выставка «MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
    Фотография © Василий Буланов

Владимир Плоткин возводит размышления о музее на уровень идеала – и тут опять можно вспомнить одну из предыдущих «коллекций объектов», где тот же автор представил мраморный шар как эталон качества формы – идеальную фигуру. В данном случае «Идеальное в идеальном» представлено почему-то не шаром, а параллелепипедом в составе объемного построения, нарушающего часть законов Ньютона. «Идеал есть совершенное воплощение чего-либо <...> в архитектуре <...> едва ли не труднее всего <...> Но всю свою жизнь мы стремимся именно к этому <...> чтобы когда-нибудь <...> стать частью идеальной музейной экспозиции», – примерно так, если с купюрами, звучит комментарий. Компьютерная (!) графика показывает нам своего рода луч света в темном царстве; можно себе представить, что шар-идеал поднялся в верхний правый угол как светящаяся субстанция Абсолюта и светит – ну, как благословляющая длань на иконах, особенно позднесредневековых, XVIII века, – на параллелепипед. Часть которого, откликаясь на луч, прирастает астральным телом, а другая отбрасывает длинную тень. Предположу, что некоторые архитекторы XVIII и даже XIX века лучше нас поняли бы эту композицию; так что и тут можно заподозрить диалог с наследием. 

Падающая тень в объемном построении хорошо вписалась в состав экспозиции – сам стенд отбрасывает очень похожую тень в сторону зрителя, и само построение, таким образом, кажется частью реального пространства. Опять же интересно, намеренный этот эффект или случайный. 
  • zooming
    На первом плане: Сергей Чобан. Утопающая эпоха. На дальнем плане: Владимир Плоткин. Идеальное в идеальном. Выставка «MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Владимир Плоткин. Идеальное в идеальном. Выставка «MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
    Снято на выставке

А вот и темное царство! Объект, прибывший на выставку одним из последних по времени – Ивана Грекова и бюро KAMEN. Он расположен на 2 этаже и очень интерактивен. Состоит из прозрачного параллелепипеда из поликарбоната, внутри которого заключен черного цвета макет части города, напоминающего московский Сити, покрытого мелкими черными шариками. Перед ящиком – большая красная кнопка, нажимаем – шарики поднимаются вверх и какое время крутятся; затем опадают, как черный снег. 
KAMEN. Город как музей архитектуры. Взгляд архитекторов XXI века», Музей архитектуры, 2024
Фотография © Василий Буланов

Ну что тут скажешь. Говорят, когда объект привезли и поставили, Иван Греков стоял перед ним и нажимал, нажимал на кнопку... 

Хотя – технически, ну или номинально – объект от KAMEN примыкает к высказыванию Ильи Мукосея о том, что сам город и есть музей. Комментарий к нему – такой: «Пространством, где архитектура являет себя наиболее осмысленно, конечно, является город, в котором и для которого она создается. Именно такой город, многослойный, живой и растущий, мы и представляем в музее архитектуры». Именно на противоречии между читаемым и тем, что мы видим – то есть на когнитивном диссонансе – тут строится метафора выставки. Как тут не вспомнить про спор реалистов с номиналистами. 

Но к слову о латыни. 

Тут хочется вернуться к названию выставки. Ее тема – «музей архитектуры», то ли образ, то ли типология, то ли просто размышления. А название – Museum loci – заимствовано у популярного «архитектурного» словосочетания genuis loci, гений места. Для Museum loci ChatGPT предложил аж 7 вариантов перевода, от «Музея места» до «Музея контекста», а гугл-переводчик сказал: «Местный музей». Хотя я думаю, организаторы не хотели сказать ничего определенного, а наоборот, стремились прийти к некоторой неопределенности на основе крылатого выражения, «зацепить» и музей, и место, а может быть, еще раз подсветить вопрос о месте, которого музею не хватает. Место музея – оно где? Илья Мукосей считает, что сам город и есть музей, а Роман Леонидов изобразил музей внутри головы архитектора, с лесенками и арочками. 

Но любопытнее другое: как его произносить, это название? Мы привыкли говорить «гениус лоци», правда же? В музее нам говорят – Музеум локи. Звучит немного странно, удивляюсь. Музей настаивает на «локи». Ищу немного в сети, нахожу забытые мной за 30 лет правила латыни: «а) перед e, i, y, ae, oe – как русское ц; б) в остальных случаях, т. е. перед a, o, u, перед всеми согласными и на конце слова – как русское к». Окей, гугл. Ищу дальше. Оказывается, что сам Лев Лурье считает правильным для genius loci – «локи». Оу, оу! А ведь не прав великий человек. Не будем же мы говорить Кезарь вместо Цезарь, правда? Как справедливо сомневаются здесь. Еще немного мучаем ChatGPT, он отличный инструмент, реагирует на сомнения и уточнения, если их высказать, а не идти за авторитетами... Вот что получилось:
zooming
Ответы ChatGPT по правилам латинского произношения слов loci и locus
Скриншот

Резюмирую: если мы начали говорить по-латыни, то выставку надо именовать Музеум лоци.  

Спасибо, душнила – предчувствую, что скажут теперь мне. Но появление этого непрошенного слова, оно ведь и неплохо подходит ко всему, что мы видим! У нас – по своему обыкновению, совершенно внезапно – в контексте латинизмов возник скандинавский бог Локи. А он, мы знаем, любит пошутить. Предположу, что Локи тут уместен. Почему? Да потому что выставка объектов – это, в сущности, момент погружения архитекторов в современное искусство, в не совсем свойственную для них сферу. Которая предполагает в том числе и возможность острот, недоговоренностей, подвисших смыслов, странностей всякого рода. Я бы даже так сказала, бога Локи можно было бы назначить покровителем выставок современного искусства; если кто-то так уже поступил – подскажите. Ну и еще можно сказать, что красная кнопка при пластиковой коробке – это как раз про Локи. Черный-черный юмор в черном-черном мире; или освобождение от страха методом игры? 

Такие выставки позволяют играть формой и смыслами. Это полезный и приятный опыт, и для зрителей, и, предположу что, для архитекторов тоже. Здесь ведь не ограничен почти ничем, можно делать что угодно. Бродя по выставке, отмечаешь, что кто-то чувствует себя в такой задаче несколько скованно, а кто-то, наоборот, как рыба в воде. Несложно заметить также и то, что некоторые участники – из «бывалых», а некоторые раньше не были замечены в специфическом жанре вольного высказывания. А кого-то и вовсе нет на выставке. Лично мне очень не хватило Александра Бродского, Юрия Григоряна, Андрея Савина, Евгения Асса. 

Но их же 59? Много? Мало? 

Много или мало, а вон сколько рассуждений получилось. Рекомендую идти в музей и вырабатывать собственные рефлексии на предложенные намеки и смыслы. 

03 Декабря 2024

Похожие статьи
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Новейшая эра
В июне в Музее архитектуры презентована книга-исследование, посвященная ближайшим тридцати годам развития российской архитектуры. Публикуем фрагмент книги.
Свет в окошке: попытка хронологии
Выставка «Российская архитектура 1989 – 2019. Новейшая эра» охватывает тридцать постсоветских лет, демонстрируя как общую хронологию, так и выбор экспертов – вещи, претендующие на статус лучших. Можно идти, изучать, учить даты и ахать над забытыми фактами.
Технологии и материалы
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Сейчас на главной
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.