Архсовет Москвы – 72

Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.

mainImg
Архитектор:
Ольга Алексакова
Юлия Бурдова
Мастерская:
BuroMoscow http://www.buromoscow.com
Проект:
Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
Россия, Москва, Краснобогатырская улица, 2

Авторский коллектив:
Юлия Бурдова, Ольга Алексакова, Иван Соломин, Василий Гончаров, Павел Бенько, Алена Гук, Александр Руммо, Михаил Синицын, Никита Кобцев, Никита Грошев, Марьяна Друсинова, Егор Злобин

10.2021 — 12.2021

Заказчик – АО ИК «Северная звезда»
На предновогоднем заседании архсовет рассмотрел проект корректировки архитектурно-градостроительной концепции территории бывшего завода резиновых изделий «Красный богатырь». Завод, более не действующий – его здания сдают в аренду – расположен между Краснобогатырской улицей и проспектом Ветеранов, рядом с границами парков Сокольники и Лосиный остров, а река Яуза разделяет территорию завода продольно на две части. В наступающем году на берегах Яузы за проспектом Мира должен открыться новоблагоустроенный Парк спорта Яуза, который продолжит ростокинскую часть парка при акведуке. 
zooming
Схема зеленого каркаса. Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow

Согласно плану межевания между Краснобогатырской и проспектом Ветеранов должны появиться два новых поперечных проезда, призванных разгрузить район от пробок: один из них продолжит Миллионную улицу, другой пройдет южнее. 

Площадь рассматриваемой территории бывшего завода – 17,2 га, общая площадь планируемой застройки – 473 552 м2. Перепад высот – от 4 до 7 м. Застройка, согласно проекту, в большей своей части, примерно на пять шестых, состоит из жилья, класс которого заказчики определили как «бизнес-минус», «чуть выше чем комфорт». Продавать квартиры планируется по цене порядка 300 000 рублей за м2. В южном углу территории запланированы офисы, рядом, к востоку – школа и детский сад. Заказчик – АО ИК «Северная звезда».

Рассмотренная советом концепция – не первое предложение по реорганизации «Красного Богатыря», работа с ППТ была одобрена в 2019 году, одну из предыдущих концепций разрабатывал НИиПИ ИГСП. 

Принципиальное отличие нового предложения Buromoscow заключается в том, что его авторы, Ольга Алексакова и Юлия Бурдова, предложили сохранить пять исторических зданий завода, не имеющих статуса ОКН. Причем авторы сохраняют не только дореволюционные постройки – главный корпус завода 1911 года авторства Густава Гельриха (точнее, его половину), но и более поздние – пожарную станцию конструктивиста Александра Куровского (она расположена рядом с будущей школой и ее архитекторы планируют наделить какой-то образовательной функцией); а также котельную 1946 года и крупное кирпичное промышленное здание 1958 года, которое Юлия Бурдова, рассказывая о проекте, сопоставила с архитектурой брутализма. 

Вокруг последнего упомянутого здания 1958 года, одного из самых крупных и поздних, завязалась небольшая дискуссия – корпус расположен близко к реке и прямо по нему согласно документам сейчас проходит граница природного комплекса долины Яузы. Отсюда возникли сомнения в том, что здание удастся сохранить, – их высказал представитель заказчика Артемий Крылов. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, однако, возразил, подчеркнув, что «качество архитектуры, качество проектов первично», здание было бы интересно сохранить, а документы межевания можно и пересмотреть: «если мы потеряем интересное здание, это будет печально, а если надо поправить какие-то документы, мы в этом поможем». 
zooming
Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow
Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow
Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow
Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow

Кроме того, по словам авторов, уже предопределены параметры двух башен, которые планируется построить в северо-западной части территории, рядом с улицей Богатырский мост. 

В остальном, планируя будущую застройку, Buromoscow разделили территорию, которая, согласно плану межевания, сейчас состоит из 7 частей – на 9 кварталов-лотов. Впоследствии они, по словам Юлии Бурдовой, могут быть, как в ЗИЛАРТе, распределены между разными архитекторами, задав единый дизайн-код.
zooming
Деление на лоты. Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow

Под каждым кварталом расположена подземная парковка, дворы без машин. Перед котельной разместилась городская площадь, пространство которой удалось «расчистить», сохранив требующиеся ТЭПы, благодаря повышению части зданий – сейчас ГПЗУ разрешает на этих участках высотность до 75 м, авторы предлагают расширить предел ограничений до 100 м.

Высотность основной части зданий в проекте сейчас 5–14 этажей, башни – от 25 до 30 этажей. Первые этажи полностью нежилые, отданы ритейлу и общественным функциям – по словам Ольги Алексаковой, в этих местах уже существует популярный у знатоков «нумизматический антикварный центрик», который, в числе прочего, мог бы войти в состав общественных функций будущего комплекса. Кроме того, в первые этажи домов встроены 2 детских сада, один на левом, другой на правом берегу Яузы. 
zooming
Схема плана 1 этажа. Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow

Проект предполагает благоустройство зеленой зоны по берегам Яузы, а также – несколько пешеходных мостов через реку, призванных связать между собой кварталы левого и правого берега. 
zooming
Схема пешеходного движения. Показаны 6 новых пешеходных мостов через Яузу. Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow

Вопрос благоустройства берегов Яузы также стал предметом обсуждения – будет ли заниматься таким благоустройством город, будет ли оно увязано с проектом жилого комплекса, не будет ли от него оторвано? Быстро выяснилось, что этот вопрос еще не решен, более того, как пояснил зампрефекта ВАО, в недавние планы благоустройства этот участок Яузы – до Оленьего вала, не попал, и хорошо бы эти планы скорректировать. 
zooming
Схема благоустройства. Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow

Совет принял проект очень тепло, его поддержал каждый из выступавших, особенно в части сохранения примечательных заводских зданий. 

Практически сразу поступило предложение не ограничиваться повышением высотности до 100 метров (напомню, что по ГПЗУ она пока 75 м), а повысить ее еще сильнее, чтобы придать доминантам более индивидуальный и разнообразный характер, а также освободить дополнительное пространство для общественных городских площадей и зелени.
 
Здесь необходима небольшая ремарка. Как сообщает Архнадзор, в 2014 году ДКН признал все здания главного заводского корпуса Густава Гельриха 1911 года постройки, также как и пожарной станции Куровского (Архнадзор датирует ее 1927 годом, авторы проекта Buromoscow – 1933), исторически ценными градоформирующими объектами. Затем в октябре 2017 года здания были исключены из списка объектов, «обладающих признаками культурного наследия». В том же 2017 году проект НИиПИ ИГСП был выставлен на публичные слушания. Сейчас ни одно из зданий завода не обладает никаким охранным статусом, но тот же заказчик, по словам его представителей, полтора месяца назад изменил решение о сносе всех зданий и заказал новый проект. 

Итак, здания главного заводского корпуса 1911 года постройки расположены в северной части территории и сейчас занимают достаточно большое пятно, причем со стороны Краснобогатырской постройки более «собранные», высокие и компактные, а со стороны Яузы расположена застройка того же времени, но малоэтажная. Согласно проекту Buromoscow, правую половину планируется сохранить, а левую малоэтажную половину планируется снести и построить на ее месте несколько башен средней высоты. Александр Цимайло во время заседания совета предложил организовать на этом месте, за счет повышения высотности части домов, вторую городскую площадь, связанную с первой площадью, перед котельной 1946 года. Николай Шумаков предложил сохранить здание 1911 года не наполовину, а полностью. Александр Асадов попросил зафиксировать в протоколе решение о сохранении «большого» здания и – особенно – его трубы, но высказал идеи о «прорезании» исторической постройки арками, приведя пример элеватора в Кейптауне (музея Цайца Томаса Хезервика). 

Михаил Посохин предложил использовать повышение высотности для того, чтобы «впустить» в район больше зелени. За большее количество зелени также высказался Николай Шумаков.
zooming
Вид с Богатырского моста на Яузу и застройку по ее берегам. Предварительная визуализация. Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow
zooming
Площадь перед котельной. Предварительная визуализация. Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow

Много обсуждали темы связанности района с окружающими внешними кварталами и парками. По словам Юлии Бурдовой, в городских программах уже запланированы два подземных перехода под проспектом Ветеранов, а на Краснобогатырской существует два наземных перехода. Прозвучали предложения превратить новый район в целом в драйвер развития городской местности, на данный момент «рыхлой и небезопасной» – и даже идеи превращения Яузы в целом в ее восточной и северо-восточной части в один из линейных субцентров развития полицентричного города, причем связанный с образованием. По словам Петра Кудрявцева, которого затем горячо поддержал Сергей Кузнецов, сейчас на Яузе формируется целая долина, которую можно даже сопоставить в кампусом МГУ на юго-западе: «начиная от штаб-квартиры Росатома в Зарядье, <...> новый кампус МГТУ, который сейчас активно развивается, дальше Электрозавод, которым мы занимаемся... Мне кажется, эта точка тоже могла бы быть особенной <...> мы можем формировать на этом маршруте дополнительную функцию [научно-образовательную, – прим. ред.]». 

Сергей Чобан и Александр Цимайло предложили уделить как можно больше внимания будущему дизайн-коду проекта, возможно, даже рассмотреть дизайн-код на архсовете. Андрей Гнездилов предложил учесть в дизайн-коде соседство кирпичной заводской архитектуры, по крайней мере в уровне нижних этажей. 

Авторов и заказчика призвали подумать над функциональным наполнением сохраняемых заводских зданий – с чем те и другие с радостью согласились, подчеркнув, что в русле сохранения городских построек проект развивается всего лишь полтора месяца и у него еще все впереди, и изучение опыта, и консультации, и планирование функций. 
  • zooming
    1 / 5
    Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
    © Buromoscow
  • zooming
    2 / 5
    Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
    © Buromoscow
  • zooming
    3 / 5
    Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
    © Buromoscow
  • zooming
    4 / 5
    Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
    © Buromoscow
  • zooming
    5 / 5
    Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
    © Buromoscow

Резюмируя обсуждение, Сергей Кузнецов упомянул об идее создания бегового маршрута вдоль всей реки Яузы, подчеркнул, что Яуза становится новой городской осью – «растянутым новым городским центром», пообещал внимательно следить за развитием проекта, поддерживать его, пожелал проекту успехов и призвал заказчиков при необходимости обращаться за помощью по корректировке документации. Архсовет поддержал проект. 
Архитектор:
Ольга Алексакова
Юлия Бурдова
Мастерская:
BuroMoscow http://www.buromoscow.com
Проект:
Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
Россия, Москва, Краснобогатырская улица, 2

Авторский коллектив:
Юлия Бурдова, Ольга Алексакова, Иван Соломин, Василий Гончаров, Павел Бенько, Алена Гук, Александр Руммо, Михаил Синицын, Никита Кобцев, Никита Грошев, Марьяна Друсинова, Егор Злобин

10.2021 — 12.2021

Заказчик – АО ИК «Северная звезда»

29 Декабря 2021

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.