Звезды для Черемушек

Победитель закрытого конкурса на ЖК Кржижановского, 31, «звездное» голландское бюро UNStudio, был объявлен 9 ноября. Мы попросили у организаторов дополнительные материалы и рассказываем о проекте несколько подробнее, чем это было сделано ранее. С планами и схемами.

mainImg
Мастерская:
UNStudio
Проект:
ЖК Кржижановского, 31
Россия, Москва, ул. Кржижановского, дом 31

Авторский коллектив:
Команда проекта от UNStudio: 
Ben van Berkel, Frans van Vuure with Roman Kristesiashvili, Alexander Kalachev and Nataliya Kuznetsova, Leon Hansmann, Nikolaos Klimentidis, Aigul Sadrtdinova
Визуализации: MARTA Pictures & ZOA 3D

2021 — 10.2021

Citymakers – оператор конкурса, а также разработчик технического задания на конкурс и программы развития территории
Неделю назад, 9 ноября Москомархитектура объявила о победе голландского бюро UNStudio в закрытом конкурсе на проект ЖК Кржижановского, 31. Конкурс был организован для девелопера Главстрой компанией Citymakers; они же разработали ТЗ. Помимо победителей, в соревновании участвовали: SOM, бюро Рафаэля Виньоли и Максимилиана Фуксаса, а также российское АБ KAMEN Ивана Грекова, авторы предшествующей версии проекта для данного участка. Судили, в числе прочих, директор WAF Пол Финч и исполнительный директор Притцкеровской премии Марта Торн. Давно, словом, в Москве не было такого представительного конкурса. Особенно закрытого и на проект ЖК. Победители, UNStudio Бена ван Беркеля и Каролины Бос, еще не построили ничего в Москве, но в России представлены достаточно давно, не только присутствием на круглых столах, но и участием в нескольких международных конкурсах: победили с проектом штаб-квартиры IT-компании Jet Brains в Петербурге и проектом терминала канатной дороги в Благовещенске. 
ЖК Кржижановского, 31
Проект © UNStudio / визуализация © ZOA 3D / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Участок ЖК Кржижановского, 31 расположен на юго-западе Москвы, между улицей Кржижановского и Нахимовским проспектом, к западу от «Экспостроя» и за кирпичным корпусом швейной фабрики «Черемушки», который выходит на красную линию проспекта. Территория бывшей промзоны площадью 1,93 га, почти квадратная в плане, поделена на два прямоугольника поперечно трассам: в западной части планируется построить две башни по программе реновации, а восточный участок, собственно, и стал предметом конкурса.
Генплан. ЖК Кржижановского, 31
© UNStudio / предоставлено Citymakers

Жилой комплекс состоит из двух башен высотой по 44 этажа, расположенных на южном и северном углах и объединенных «стилобатной» частью, выстроенной вокруг приватного внутреннего двора. Заметим, что уровень двора не приподнят, а расположен, судя по всему, на одной отметке с городскими пространствами. Стилобат в данном случае представляет собой жилые дома со ступенчатым террасированным верхом, плавно вырастающим от 3 этажей на углах – соответственно, западном и восточном – до 12 этажей в одном случае и 14 – в другом. Так возникает (почти) зеркально-симметричная форма комплекса с сильным повышением на одних углах и плавным понижением к двум другим. Форма рассчитана исходя из инсоляции, в том числе и пространства внутреннего двора, она также учитывает видовые характеристики. 
  • zooming
    1 / 4
    Концептуальная схема: зеленый двор. ЖК Кржижановского, 31
    © UNStudio / предоставлено Citymakers
  • zooming
    2 / 4
    Концептуальная схема: инсоляция. ЖК Кржижановского, 31
    © UNStudio / предоставлено Citymakers
  • zooming
    3 / 4
    Концептуальная схема: виды. ЖК Кржижановского, 31
    © UNStudio / предоставлено Citymakers
  • zooming
    4 / 4
    Концептуальная схема: террасы. ЖК Кржижановского, 31
    © UNStudio / предоставлено Citymakers

Общественные пространства, в том числе открытые для всех горожан рестораны, магазины и фитнес площадью 3300 м2, расположены в нижнем ярусе и дополнены другим общественным пространством – там, где заканчивается объем «стилобатных» домов – с полностью остекленными фасадами: они образуют шеи-перемычки в основании каждой из двух башен. Одно из них расположено на тринадцатом этаже, другое на пятнадцатом. Эти пространства, зарезервированные для community жильцов дома, будут доступны благодаря вертикальным связям – проще говоря, лестницам и лифтам. Здесь запланирован, в частности, коворкинг.
Схема общественных пространства здания. ЖК Кржижановского, 31
© UNStudio / предоставлено Citymakers
Концептуальная схема: вертикальные коммуникации и общественные пространства для жителей. ЖК Кржижановского, 31
© UNStudio / предоставлено Citymakers

Авторы, UNStudio, вообще уделяют в своем проекте много внимания вопросам комьюнити: в распространенном сегодня англоязычном пресс-релизе упоминаются тихие московские дворики, одновременно открытые и безопасные, в которых так хорошо приживались сообщества. Кто-то, вероятно, смотрел «Покровские ворота». Дом отвечает на ностальгическую тему двором, открытым визуально через стеклянные стены первого этажа, но приватным, то есть предназначенным только для жильцов. 

Одна из самых привлекательных частей проекта – открытые террасы на ступенчатой кровле «стилобатных домов»-перемычек. Они большие, почти квадратные, они будут частными, и на них авторы предлагают размещать, сообразуясь с московским климатом, помимо озеленения, крытые объемы: оранжереи, стеклянные веранды и green tanks, которые отличаются от оранжерей консольным выносом за плоскость фасада. В сторону террасы из квартир обращен сплошной витраж. 
  • zooming
    1 / 4
    Террасы. ЖК Кржижановского, 31
    © UNStudio / предоставлено UNStudio
  • zooming
    2 / 4
    Терраса: «зеленый контейнер». ЖК Кржижановского, 31
    © UNStudio / предоставлено Citymakers
  • zooming
    3 / 4
    Терраса: оранжерея. ЖК Кржижановского, 31
    © UNStudio / предоставлено Citymakers
  • zooming
    4 / 4
    Терраса: крытая веранда. ЖК Кржижановского, 31
    © UNStudio / предоставлено Citymakers

Здесь в принципе много террас, балконов и лоджий разного вида, что смотрится контрастно по отношению к недавней московской практике строить дома, впрочем, в ином ценовом диапазоне, без балконов вообще. Нижние ярусы, фасады которых планируется покрыть «контекстуальным» кирпичом, снаружи испещрены выемками открытых лоджий-балконов, которые образуют хаотично-живописную мозаику, чередуясь с «остекленными лоджиями». 
  • zooming
    На данном рендере хорошо видны как остекленные и открытые лоджии, так и нависающие над фасадом «зеленые танки» на террасах. ЖК Кржижановского, 31
    Проект © UNStudio / визуализация © MARTA Pictures / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
  • zooming
    Внешний фасад стилобатной части. ЖК Кржижановского, 31
    © UNStudio / предоставлено Citymakers

Башни также испещрены – как углублениями на продольных фасадах, так и выносами открытых балконов на торцах – те и другие организованы несколько более регулярно и издали башни приобретают не столько черемушкинскую, сколько чертановскую полосатость. 
  • zooming
    ЖК Кржижановского, 31
    Проект © UNStudio / визуализация © MARTA Pictures / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
  • zooming
    Внешний фасад башни. ЖК Кржижановского, 31
    © UNStudio / предоставлено Citymakers

Фасады нижних этажей со стороны двора еще более открыты, они совмещают балконы и эркеры со стеклом от пола до потолка. 
Фасад со стороны двора. ЖК Кржижановского, 31
© UNStudio / предоставлено Citymakers

В целом проект выглядит актуальным и «модным», особенно благодаря обилию балконов, террас, скосам башен и скруглениям углов. С другой стороны, однако, для взгляда современного москвича он может показаться и привычным. В столице построено уже не одно здание с терракотовым низом, асимметричной игрой углублений, стеклянно-белым верхом, эркерами и балконами. Такие решения даже стали, до некоторой степени, общим местом – не исключено, что благодаря определенной унифицированности подходов, принятых в настоящий момент для такого типа жилья. Впрочем, некоторый элемент консерватизма и узнаваемости, вероятно, продиктован брендингом комплекса, ориентированного на «ценности и образ жизни интеллигенции и научного сообщества» (последние, впрочем, вряд ли смогут позволить себе квартиру в таком комплексе, если они не добрались до позиции, к примеру, проректора). По словам гендиректора компании «Главстрой» Андрея Васильева, «проект объединяет лучшие образы классики и решения будущего».
ЖК Кржижановского, 31
Проект © UNStudio / визуализация © ZOA 3D / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Нельзя сказать, что это первый жилой комплекс, который строят в Москве «звездные» иностранные бюро – достаточно вспомнить ЖК RED7 на Сахарова от MVRDV и Бадаевский от Herzog & de Meuron.

Презентуя результаты конкурса, глава его организатора, компании Citymakers, Петр Кудрявцев, отметил частные конкурсы с привлечением иностранных бюро как «новую позитивную тенденцию», улучающую качество городской архитектуры благодаря «растущей экспертной конкуренции между архитекторами». 

Что ж, так сошлись звезды. 
ЖК Кржижановского, 31
Проект © UNStudio / визуализация © MARTA Pictures / предоставлено UNStudio
ЖК Кржижановского, 31
Проект © UNStudio / визуализация © MARTA Pictures / предоставлено UNStudio
Мастерская:
UNStudio
Проект:
ЖК Кржижановского, 31
Россия, Москва, ул. Кржижановского, дом 31

Авторский коллектив:
Команда проекта от UNStudio: 
Ben van Berkel, Frans van Vuure with Roman Kristesiashvili, Alexander Kalachev and Nataliya Kuznetsova, Leon Hansmann, Nikolaos Klimentidis, Aigul Sadrtdinova
Визуализации: MARTA Pictures & ZOA 3D

2021 — 10.2021

Citymakers – оператор конкурса, а также разработчик технического задания на конкурс и программы развития территории

15 Ноября 2021

Похожие статьи
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Технологии и материалы
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Сейчас на главной
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный Ольгой Трейвас для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.