English version

На семи холмах

Семь инсталляций для фестиваля фейерверков в Москве, многоэтажный плот в Выксе – эти и другие проекты реализовала команда интернов четвертой интернатуры Wowhaus.

mainImg
Мастерская:
WOWHAUS
Интернатура Wowhaus – образовательный проект, который позволяет молодым архитекторам погрузиться в профессию, причем не рутинно, а творчески – оттачивая, а иногда и реализуя свои идеи в сотрудничестве с практикующими архитекторами бюро, включая его руководителей Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. По мнению архитекторов Wowhaus четвертая интернатура оказалась самой плодотворной. За короткий период команда из семи девушек, приехавших из разных уголков страны, успела разработать и реализовать проект плота для фестиваля Арт-Овраг в Выксе и принять участие во многих крупных проектах бюро.

Интерны вспоминают, что к выполнению первого задания они приступили менее чем через час после знакомства. В таком интенсивном режиме прошел весь курс обучения: воркшопы, лекции, мозговые штурмы, бессонные ночи, участие в строительстве и осуществление авторского надзора.

Марина Пахомова,
интерн четвертой интернатуры,
сейчас младший архитектор бюро Wowhaus:


«Я, как говорится, запрыгнула в последний вагон, отправив портфолио за час до конца приема заявок на обучение в интернатуре. Вернувшись в Москву из Германии, где я закончила магистратуру, я мечтала найти работу, которая приносила бы мне удовольствие. Бюро Wowhaus показалось самым интересным вариантом. Но, подавая заявку, я не ожидала, что отбор будет таким жестким – семь человек на место. Мне посчастливилось, и я стала частью большой команды со своей философией и собственным отношением к профессии. Повезло и с командой интернов, мы все оказались на одной волне, смогли максимально быстро сработаться, придумать и реализовать интересные проекты».

Может быть, по причине особой сплоченности команды руководители Wowhaus приняли решение пригласить всех интернов в штат бюро в качестве младших архитекторов. Ниже – несколько проектов, в работе над которыми участвовали интерны Wowhaus 2017 года. 
***

Плот «Парадокс» в Выксе
zooming
Олег Шапиро и интерны на фестивале Арт-Овраг в Выксе. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Плот для фестиваля Арт-Овраг в Выксе. Проект разработан интернами четвертой интернатуры бюро Wowhaus. Фотография © Нина Степина

Вращение одного элемента, составленного из двух маршей лестниц, помогло создать на небольшом плавучем пятачке плотный пространственный узел, освоив его целиком. Хотя плот покачивался, а его гостям частенько приходилось пригибаться, на нем могло уместиться и передвигаться, кажется, рекордное количество людей. По окончании фестиваля все плоты, включая «Парадокс», были приняты на баланс городом и используются для катания по пруду.
Плот для фестиваля Арт-Овраг в Выксе. Проект разработан интернами четвертой интернатуры бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Плот для фестиваля Арт-Овраг в Выксе. Проект разработан интернами четвертой интернатуры бюро Wowhaus
Плот для фестиваля Арт-Овраг в Выксе. Проект разработан интернами четвертой интернатуры бюро Wowhaus
***

Холмы для фестиваля фейерверков
Международный фестиваль фейерверков прошел в Москве в конце августа. Для него интерны, уже получившие к тому времени статус архитекторов бюро, под руководством Анастасии Измаковой разработали концепции семи арт-объектов, олицетворяющих семь холмов столицы – Боровицкий, Таганский, Страстной, Сретенский; Ивановскую и Псковскую горки, а также Воробьевы горы. Каждому было доверено по одному объекту. Работа над проектами началась с глубокого погружения в историю – с двухчасовой лекции москвоведа Филиппа Смирнова, которая позволила получить максимальный объем интересной информации не только о холмах, но и о Москве в целом.
***

Боровицкий холм
Софья Жукова
Боровицкий холм. Автор проекта: Софья Жукова, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко

Инсталляция была представлена в виде символической городской площади, обнесенной красным деревянным забором, в центре которой расположились 12-метровые качели. По силуэту они, как и забор, выкрашенные в красный цвет, походили на высокую башню. Площадь, несмотря на то, что она была разбита на траве, наводила посетителей на мысль о Красной площади с кремлевскими стенами, в то время как выбранный для забора материал – разновеликие деревянные бруски – служил напоминанием о некогда расположенном на этом холме сосновом боре. От этого и возникло название – Боровицкий холм.
Боровицкий холм. Автор проекта: Софья Жукова, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Боровицкий холм. Автор проекта: Софья Жукова, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко

«Красная площадь – устойчивая ассоциация, от которой хотелось уйти, – объясняет автор проекта Софья Жукова. – Единственное, что напрямую с ней ассоциируется – это цвет. Исторически Красная площадь всегда была главным местом народных гуляний, поэтому я выбрала идею народного единства в качестве основной. Отсюда возник образ качелей – универсального объединяющего элемента, который нравится и взрослым, и детям».
Боровицкий холм. Автор проекта: Софья Жукова, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко

Во все дни фестиваля качели, на которых по старой русской традиции можно было качаться только стоя, действительно пользовались огромной популярностью. Интерны вспоминают, что даже строители, монтировавшие качели в парке, по завершении работ не удержались от того, чтобы покататься на качелях.
Боровицкий холм. Автор проекта: Софья Жукова, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Боровицкий холм. Автор проекта: Софья Жукова, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Боровицкий холм. Автор проекта: Софья Жукова, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко
***

Швивая горка. Таганский холм
Екатерина Ковбашина
Таганский холм. Автор проекта: Екатерина Ковбашина, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко

Швивая горка – место развития ремесленничества и промыслов. Веками в этой части города работали ткацкие мастерские, так что Екатерина Ковбашина, создавая свою инсталляцию, отталкивалась от образа старинного ткацкого станка. Ткацкий станок, который по авторскому замыслу в дни фестиваля должен был использоваться по своему прямому назначению, занял центральное положение в инсталляции. Вокруг него выросло что-то вроде башни, собранной из его отдельных элементов и деталей. В башню можно было войти и даже попробовать соткать кусочек полотна.
Таганский холм. Проект © Екатерина Ковбашина, бюро Wowhaus
Таганский холм. Проект © Екатерина Ковбашина, бюро Wowhaus
Таганский холм. Проект © Екатерина Ковбашина, бюро Wowhaus

«Я предполагала, что конструкция башни будет металлической, но в итоге ее сделали из дерева, – говорит Екатерина Ковбашина, – Также не удалось сделать подсветку нитей и реализовать интерактивную составляющую. Но в целом все получилось: объект пользовался большой популярностью у детей, а взрослые рассматривали его с разных ракурсов и придумывали ассоциации – кто-то сравнивал с коконом бабочки, кто-то с пингвином. Для меня это первый объект, реализованный в таком масштабе».
Таганский холм. Автор проекта: Екатерина Ковбашина, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Таганский холм. Автор проекта: Екатерина Ковбашина, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Таганский холм. Автор проекта: Екатерина Ковбашина, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Таганский холм. Автор проекта: Екатерина Ковбашина, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Таганский холм. Автор проекта: Екатерина Ковбашина, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко
***

Воробьевы горы
Кристина Рыкова
Воробьевы горы. Автор проекта: Кристина Рыкова, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко

Кристина Рыкова, создавая свой арт-объект, вдохновлялась высоткой МГУ, и за основу взяла звезду, украшающую шпиль высотки. Ее реальный масштаб впечатляет – 8 метров в диаметре. Но осознать это практически невозможно, поскольку все привыкли видеть звезду только издали. Кристина предложила спустить звезду с небес на землю и придумала деревянную конструкцию, в плане повторяющую контуры звезды в ее реальном масштабе. Отверстие в кровле сооружения выполнено в той же форме, но чуть меньшего размера. Звездами планировалось украсить и стены. Предполагалось, что, входя внутрь, можно будет наблюдать звезды и под ногами, и над головой, и даже вокруг себя.
Воробьевы горы. Проект © Кристина Рыкова, бюро Wowhaus
Воробьевы горы. Проект © Кристина Рыкова, бюро Wowhaus

«При строительстве проект очень сильно изменился, – пояснила Кристина Рыкова. – Изначально я планировала построить объект из дерева, но из-за высокой стоимости строительства от этой идеи пришлось отказаться. Деревянные детали заменили на тканевые красные ленты». Тем не менее образ звезды легко считывался и в измененном проекте.
Воробьевы горы. Автор проекта: Кристина Рыкова, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Воробьевы горы. Автор проекта: Кристина Рыкова, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Воробьевы горы. Автор проекта: Кристина Рыкова, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Воробьевы горы. Автор проекта: Кристина Рыкова, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Воробьевы горы. Автор проекта: Кристина Рыкова, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко
***

Ивановская горка
Алина Малышева
Ивановская горка. Автор проекта: Алина Малышева, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко

Ивановская горка связана с образом кафедрального собора святого Петра и Павла. Но за основу своего проекта Алина Малышева взяла образ не самого собора, а органа, звуки которого наполняли его стены, начиная с 1837 года. Инсталляция обыгрывает яркий художественный образ органа, состоящего из множества труб. Но здесь трубы, завернутые в белую полупрозрачную оболочку с перфорацией, расставлены достаточно хаотично и имеют разный масштаб – от гигантских, в которые можно войти как в комнату, до крошечных декоративных. В ветреную погоду с движением воздуха через трубы разного диаметра инсталляция должна оживляться музыкальным звучанием.
Ивановская горка. Проект © Алина Малышева, бюро Wowhaus
Ивановская горка. Проект © Алина Малышева, бюро Wowhaus
Ивановская горка. Проект © Алина Малышева, бюро Wowhaus

Помимо того, что сама инсталляция представляет собой музыкальный инструмент, Алина предложила дополнительно разместить придуманные внутри каждой из труб музыкальные инструменты – скажем, ксилофон из подручных материалов, колокол или переговорную трубку. Но идею не удалось реализовать и взамен возникла другая: интерактивная установка, позволяющая преобразовывать и накладывать эффекты на звук собственного голоса. «Эта игровая составляющая очень понравилась посетителям, – вспоминает Алина Малышева. – Люди стучали по клавишами, бегали из одной трубы в другую как по лабиринту, кричали и топали, создавая постоянное эхо».
Ивановская горка. Автор проекта: Алина Малышева, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Ивановская горка. Автор проекта: Алина Малышева, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Ивановская горка. Автор проекта: Алина Малышева, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Ивановская горка. Автор проекта: Алина Малышева, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Ивановская горка. Автор проекта: Алина Малышева, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко
***

Сретенский холм
Алина Рахматуллина
Сретенский холм. Автор проекта: Алина Рахматуллина, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко

На Лубянской площади когда-то располагался большой водоразборный фонтан: сюда приходили люди с бочками и ведрами за водой Мытищинского водопровода. Именно этот образ стал основой для арт-объекта Алины Рахматуллиной. Девушка предложила соорудить фонтан из многочисленных переплетенных между собой водопроводных труб, выкрашенных в разные яркие цвета. По трубам циклично течет вода, наполняя резервуар, расположенный в основании конструкции. Чтобы вода наполнила резервуар, необходимо нажать кнопку. Интерес в том, что после нажатия вода может пойти из любой трубы, угадать из какой именно, невозможно.
Сретенский холм. Проект © Алина Рахматуллина, бюро Wowhaus
Сретенский холм. Проект © Алина Рахматуллина, бюро Wowhaus
Сретенский холм. Проект © Алина Рахматуллина, бюро Wowhaus

Реализованный фонтан в период проведения фестиваля занял место в зоне фуд-корта и поневоле получил еще одно функциональное назначение: Алина Рахматуллина вспоминает, что люди пользовались им, чтобы вымыть руки перед едой. Маленьким же посетителям фестиваля больше всего понравилась игра с нажиманием кнопок.
Сретенский холм. Автор проекта: Алина Рахматуллина, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Сретенский холм. Автор проекта: Алина Рахматуллина, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Сретенский холм. Автор проекта: Алина Рахматуллина, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко
***

Страстной холм
Нина Степина
Страстной холм. Автор проекта: Нина Степина, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко

Страстной холм и расположенная на нем улица Тверская неразрывно связаны с движением. Улица всегда была главной транспортной артерией города, именно по ней прошли первая конка, дилижансы и первый трамвай. Но самая необычная история, связанная с этим местом – расширение улицы в 1930-е годы. Тогда в движение пришли здания, которые перевозили к новой красной линии на рельсах.
Страстной холм. Проект © Нина Степина, бюро Wowhaus.
Страстной холм. Проект © Нина Степина, бюро Wowhaus.
Страстной холм. Проект © Нина Степина, бюро Wowhaus.

В инсталляции Нины Степиной тоже возникли рельсы, по которым двигаются вагонетки. Своеобразную 25-метровую железную дорогу оформляет легкая конструкция из многочисленных квадратных арок. В перспективе они напоминают портал. Особенно эффектно он выглядит в темное время суток, благодаря подсветке. Портал завершается большим экраном, на котором непрерывно транслируются исторические фильмы о Тверской улице и Москве.
Страстной холм. Автор проекта: Нина Степина, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Страстной холм. Автор проекта: Нина Степина, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Страстной холм. Автор проекта: Нина Степина, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Страстной холм. Автор проекта: Нина Степина, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Страстной холм. Автор проекта: Нина Степина, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко
***

Псковская горка
Екатерина Спорыхина
Псковская горка. Автор проекта: Екатерина Спорыхина, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко

Псковская горка – располагалась в северо-восточной части Зарядья и осталось от нее немного – воспоминание в постройках парка и высокое расположение красно-белой церкви Георгия. Богатая история этого района Москвы давала массу образов для создания инсталляции: в разное время там существовали торговые и жилые кварталы, еврейское гетто, английское подворье. Затем все постройки были снесены с целью строительства восьмой сталинской высотки, тогда же исчезла и горка – рельеф был выровнен.
Псковская горка. Автор проекта: Екатерина Спорыхина, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Псковская горка. Автор проекта: Екатерина Спорыхина, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко

Екатерина Спорыхина, архитектор бюро Wowhaus, заменившая в этой работе одного из интернов, в своей инсталляции решила воссоздать гостинцу «Россия» в масштабе 1:10, чтобы напомнить о безусловно знаковом этапе развития не только Псковской горки, но всего города. Деревянная легкая конструкция из тонких реек точно повторяет габариты и структуру снесенной гостинцы с большим внутренним двором и башней посередине. Даже функцию гостиницы архитектор попыталась сохранить, организовав что-то вроде гостиничных номеров с гамаками и мягкими пуфами.
Псковская горка. Автор проекта: Екатерина Спорыхина, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Псковская горка. Автор проекта: Екатерина Спорыхина, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Псковская горка. Автор проекта: Екатерина Спорыхина, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко
***

Wowhaus набирает интернов несколько раз в год, следите за объявлениями.
Псковская горка. Автор проекта: Екатерина Спорыхина, бюро Wowhaus. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Мастерская:
WOWHAUS

07 Декабря 2017

Похожие статьи
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Вид на город
Узнать, что видно из московских окон и как меняется образ столицы по времени, можно на выставке в Подземном музее парка «Зарядье». Она работает до 15 октября.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Илья Голосов и приемы советской версии ар-деко
Сегодня архитектору Илье Голосову исполнилось бы 140 лет. В честь юбилея Андрей Бархин вновь рассказывает об особенностях советского декоративизма тридцатых годов на примере творчества мастера, с американскими и европейскими образцами.
Предсказания и заблуждения
В этом году на «Архстоянии» появится два новых арт-дома, а главный объект – капсулу предсказаний – в последний день фестиваля планируется закопать.
Строители БАМа. Итоги конкурса
Подведены итоги открытого всероссийского конкурса «Строители БАМа» на лучшую концепцию мемориала создателям Байкало-Амурской магистрали. Публикуем 5 проектов победителей.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Архитектура ДК
В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.
Мета-музей
Проектная компания Genpro открыла музей-шоурум в метавселенной Spatial. Его виртуальное пространство состоит из нескольких залов и позволяет взаимодействовать с интерактивными планшетами.
Строители и первопроходцы
В рамках конкурса на лучшую идею памятника в честь 50-летия БАМа в Музее архитектуры прошла лекция Марка Акопяна, посвященная архитектурному и градостроительному наследию проекта. Публикуем тезисы выступления.
И в зной, и в стужу
Бюро Megabudka, известное разнообразными исследованиями творческих проблем, поделилось с нами статьей Артема Укропова, посвященной наработкам в области проектирования детских площадок в разных климатических условиях. Не то чтобы все изложенное в ней совершенно ново и неожиданно, но собрано вместе. Делимся.
Параметрические волны
В жилом комплексе Sydney City, который ГК «ФСК» возводит в районе Шелепихинской набережной, Genpro спроектировали центральный квартал, соединив в архитектуре параметрические фасады с модульной технологией.
Магистры и бакалавры Академии Глазунова 2022: кафедра...
Публикуем дипломы архитектурного факультета Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Это проекты реставрации и приспособления Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде, суконной фабрики в Павловской слободе, завода «Кристалл» в Калуге и мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево.
Архстояние 2022: четыре главных проекта
Фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» в этом году пройдет в Никола-Ленивце с 29 по 31 июля. Все три дня художники, архитекторы, перформеры и музыканты будут рассуждать на тему «Счастье есть?», а зрители смогут стать соавторами этого процесса.
От стула до жилого дома
Учебный год для студентов профиля «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна завершился традиционной итоговой выставкой.
Как быть в городе
Поскольку говорить о новых проектах довольно немыслимо, мы решили на какое-то, надеемся недолгое, время сосредоточиться на книгах. В этом обзоре – три новые книги о городской среде.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.