Архсовет Москвы-42

Архсовет одобрил концепцию МФК на Краснопресненской набережной, но рекомендовал доработать проект гостиничного комплекса на Бакунинской улице.

mainImg
Многофункциональный комплекс в составе «Москва-Сити»
Многофункциональный комплекс в составе «Москва-Сити»
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры

Новое здание планируется построить на первой линии застройки Краснопресненской набережной как завершающий компонент комплекса «Империя Тауэр» и всего ММДЦ «Москва-Сити». Это место ответственное, с долгой историей: над проектом успели поработать разные бюро, концепция несколько раз менялась. В апреле 2013 при поддержке МКА был проведен закрытый конкурс, победителем которого стало бюро UNK-project. Свою версию нового МФК разработали тогда и Александр Цимайло с Николаем Ляшенко. Однако призового места они не заняли, да и концепция очень сильно отличалась от представленной этими архитекторами сейчас.
Многофункциональный комплекс в составе «Москва-Сити»
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры

Вторая очередь комплекса «Империя Тауэр» предполагает строительство здания со стандартным для этого места набором функций – апартаменты, гостиничные номера, офисы и ритейл. Все это «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» предложили разместить в двух корпусах. Один, трапециевидный, с большим внутренним двором, развернут к набережной, другой, в виде пластины, примыкает к высотной башне «Империя Тауэр». Оба корпуса поставлены на стилобат, занятый магазинами и кафе. Александр Цимайло объяснил, что трапециевидная форма связана с желанием обеспечить панорамные виды Москвы-реки жильцам апартаментов (именно эта функция занимает внешний периметр 18-этажного здания). Гостиничные же номера обращены окнами во внутренний двор с озеленением и фонтаном.
Многофункциональный комплекс в составе «Москва-Сити»
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры

Для отделки фасада предлагается использовать два основных материала – темное стекло и декоративные латунные элементы. Большую часть стен главного корпуса, обращенного к набережной, занимает структурное остекление. Темное и гладкое полотно прерывают золотистые «прорези» из латуни. На главном фасаде на нижних этажах они сделаны небольшими, но постепенно вытягиваются, работая на городской масштаб и восприятие с дальних точек. Похожий прием повторен и на боковых фасадах, однако там «прорези» вытягиваются уже не по вертикали, а по горизонтали.
Многофункциональный комплекс в составе «Москва-Сити»
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры

Помимо архитектурного решения комплекса, авторы предложили создать новую пешеходную и общественную зону. От стилобата они протянули широкий мост, повисающий над проезжей набережной и соединяющий комплекс с рекой.
Многофункциональный комплекс в составе «Москва-Сити»
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры
Многофункциональный комплекс в составе «Москва-Сити»
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры
Многофункциональный комплекс в составе «Москва-Сити»
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры

Евгения Муринец, выслушав доклад авторов, пояснила, что на сегодняшний день совету предлагается оценить предварительную концепцию, которая после заседания может быть дополнена и переработана. О получении АГР речи пока не идет. Также она обратила внимание на то, что предложение с организацией новой пешеходной зоны над набережной противоречит ГПЗУ и требует дополнительного согласования.

Сергей Кузнецов пояснил, что идея устройства такого моста давно витает в воздухе. Новое общественное пространство, по его словам, имеет большое значение для города, поэтому совет готов активно поддержать такое решение в случае пересмотра ГПЗУ. Единственное, на что он обратил внимание авторов – это недостаточно четкое решение моста. «Сейчас платформа выглядит как гигантский балкон для жителей апартаментов, – прокомментировал Кузнецов. – Надо придумать более артикулированное решение, чтобы и с дальних точек это пространство выглядело как общедоступное». Николай Шумаков предложил проектировщикам пойти еще дальше и завести мост непосредственно в реку, однако, такой вариант большинству присутствующих показался нереалистичным.

В основном же представленная концепция не вызвала вопросов. Только Александр Кудрявцев посетовал, что новый объем наполовину закроет эллипс на стоящей за ним башне. Кроме того, Кудрявцева смутил наклон проектируемого здания в сторону набережной, тогда как исторически «все здания Сити стремились к центру». Владимир Плоткин вступился за проектировщиков, объяснив, что вторая очередь комплекса задумывалась изначально, и авторы башни должны были отдавать себе в этом отчет. Александр Цимайло уточнил, что между башней и новым МФК предполагается расстояние около 25 метров. Это обеспечит хороший обзор башни с близких точек. Сохранить же вид издали едва ли удастся при любой геометрии проектируемого здания.

В результате представленную концепцию решено было поддержать, предоставив авторам возможность самостоятельно поискать идеи по устройству общественного пространства и сохранению целостности восприятия комплекса.
Многофункциональный комплекс в составе «Москва-Сити»
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры
Реконструкция здания под гостиницу на Бакунинской улице
Реконструкция здания под гостиничный комплекс на Бакунинской улице. Проектная организация: «Архитектурное бюро АИ», заказчик: «Бакунинская»

Участок проектирования располагается в центре Москвы, в 200 метрах от станции метро «Бауманская» в окружении рядовой жилой застройки. В настоящее время участок занимает Т-образное в плане здание бывшей АТС, построенное в 1928 году. Невысокая конструктивистская постройка давно не используется по назначению и, по словам авторов проекта из «Архитектурного бюро АИ», находится в плачевном состоянии. У нее нет никакого охранного статуса, поэтому она, в соответствии с выданным ГПЗУ, может быть разобрана. Сохранить рекомендуется лишь уличный фасад.
Реконструкция здания под гостиничный комплекс на Бакунинской улице. Проектная организация: «Архитектурное бюро АИ», заказчик: «Бакунинская»

Проектировщикам такой подход к историческому объекту показался неправильным. Они убедили заказчика сохранить и восстановить по архивным фотографиям весь объем, выходящий на Бакунинскую улицу. Сейчас он целиком серый, но, согласно архивам, изначально был двухцветным с вертикальными красно-кирпичными включениями. Помимо цветовой гаммы, зданию предлагается вернуть все утраченные детали, включая переплеты окон. Использовать конструктивистское здание планируется как просторный гостиничный вестибюль с двусветным атриумом и скульптурной лестницей в духе русского авангарда.
zooming
Реконструкция здания под гостиничный комплекс на Бакунинской улице. Существующее здание. Проектная организация: «Архитектурное бюро АИ», заказчик: «Бакунинская»

Вытянутое дворовое крыло АТС, тем не менее, целиком определено под снос. На его месте авторы спроектировали трехзвездочную гостиницу, перерастающую в парящую над существующим зданием пятиэтажную надстройку. В ней размещаются апартаменты длительного проживания. Эффект парения удается создать за счет визуального разрыва между зданием и консолью надстройки. В «разрыве» создана округлая остекленная галерея с зимним садом. Архитектурный образ надстройки намеренно сдержан и минималистичен. Для ее отделки используется крашенное стекло и панели из фибробетона. Авторы объясняют, что не хотели спорить с архитектурой бывшей АТС и постарались подчеркнуть современный характер нового надстраиваемого объема.
Реконструкция здания под гостиничный комплекс на Бакунинской улице. Проектная организация: «Архитектурное бюро АИ», заказчик: «Бакунинская»

Кроме реконструкции и нового строительства, которое увеличит площадь постройки до 17 тысяч м², запланировано благоустройство и озеленение прилегающей территории. Концепцию благоустройства российские архитекторы выполняли в соавторстве с английскими коллегами.
zooming
Реконструкция здания под гостиничный комплекс на Бакунинской улице. Второй вариант. Проектная организация: «Архитектурное бюро АИ», заказчик: «Бакунинская»
Реконструкция здания под гостиничный комплекс на Бакунинской улице. Согласованный вариант проекта, 2016. В сопоставлении прочитывается различие проектного и реализованного решения
Проектная организация: «Архитектурное бюро АИ», заказчик: «Бакунинская»
zooming
Реконструкция здания под гостиничный комплекс на Бакунинской улице. План первого этажа. Проектная организация: «Архитектурное бюро АИ», заказчик: «Бакунинская»
zooming
Реконструкция здания под гостиничный комплекс на Бакунинской улице. План второго этажа. Проектная организация: «Архитектурное бюро АИ», заказчик: «Бакунинская»

Представленный проект вызвал массу вопросов и споров. Члены совета категорически не согласились со сносом части конструктивистского здания. По их мнению, доводы в пользу сноса выглядят неубедительно. Здание вполне пригодно для нового использования, а его состояние никак нельзя назвать аварийным. Зачем сносить существующий объем и строить на его месте новый? Сергей Чобан назвал такой подход «полумерами». Авторы попытались оправдаться: промышленную постройку сложно приспособить под трехзвездочную гостиницу. Чобан с этим не согласился: внутри можно с легкостью разместить апартаменты в стиле лофт, подумать над развитием торговой функции – говорить о том, что эти помещения не пригодны для использования, нельзя.

Категоричную позицию Сергея Чобана попытался оспорить Александр Кудрявцев. Ему подход авторов, пытающихся сохранить здание, не являющееся памятником, показался остроумным и интересным. Конечно, есть определенные риски в процессе реализации столь смелой идеи, отметил Кудрявцев. Во-первых, есть опасность, что исторический фасад все-таки снесут и сделают имитацию. Во-вторых, существует большой соблазн заполнить разрыв между историческим зданием и надстройкой, ведь там пропадает около тысячи квадратных метров. Надстройку, по мнению Кудрявцева, следует сделать более незаметной, отойти вглубь участка от линии фронта улицы. Кроме того, было бы правильно привлечь профессиональных реставраторов, чтобы максимально точно воспроизвести исторический фасад, повторив не только утраченные детали, но и надписи в оригинальном графическом исполнении.

С осторожностью проект поддержал и Владимир Плоткин. По его словам, перед авторами стояла крайне сложная задача, и они предложили очень неоднозначное решение. При этом, как показалось Плоткину, в проекте удалось сохранить «конструктивистский дух». Поэтому реализация такого замысла вполне возможна, но только при условии сохранения и реставрации дворовой части АТС. Из представленных совету вариантов архитектурного решения надстройки Плоткин выбрал более сдержанный, с большими площадями остекления. Как он объяснил, в данном случае мягкость работает лучше, чем контраст. Согласился с коллегой и Николай Шумаков, отметивший, что проектировщики действуют в рамках закона, по которому здание можно снести. Они же пытаются его хоть отчасти сохранить и это непременно надо приветствовать, уверен он. Единственная его рекомендация – попробовать воспроизвести пропорции сносимой части в новом, возводимом на его месте объеме.

Резкое несогласие с представленным проектом высказал только Сергей Чобан. «Я принципиально против такого подхода и хочу, чтобы мое мнение было учтено и услышано, – заявил архитектор. – Сегодня мы называем конструктивизмом всю архитектуру, которая возникла в Москве в 1920-е гг. Но были разные течения, среди которых выделялись постройки, пришедшие из петербургской школы. В данном случае очевидно сочетание новых материалов с традиционной монументальной неоклассической структурой и композицией, что характерно именно для петербургской школы. Для такого здания абсолютно противопоказано давление, если не сказать изнасилование, нависающим объемом. Явный монументализм изначальной композиции таким образом подавляется. Повернутая и очень крупная надстройка выглядит как постмодернистская насмешка. В данном случае это абсолютно неуместно,» – уверен Чобан.

Второй, также совершенно неприемлемый момент, отмеченный Сергеем Чобаном – снос идущей вглубь участка части существующего дома. Т-образная композиция в этом случае уничтожается, что недопустимо. Авторам архитектор порекомендовал подумать над другими решениями. Скажем, дворовый объем АТС оставляет свободной примерно одну треть участка. Нет никаких препятствий, чтобы на свободной площадке построить новое высокое здание, возможно, с выступающей консолью при недостатке площадей. Таким образом получится сохранить существующее здание в неизменном виде. В противном случае возникает риск получить очередную и всем известную «Академию Познера», заключил Чобан.

Сергей Кузнецов, учитывая горячие дебаты, вызванные представленным проектом, предложил пока не выносить окончательного решения по проекту на Бакунинской, чтобы не давать ни положительного, ни отрицательного заключения. Главный архитектор попросил авторов в рабочем порядке представить дополнительные архивные и исторические материалы, а главное – изучить все возможности для сохранения конструктивистского здания целиком. По его убеждению, пока нет никаких очевидных причин для сноса, а значит, должны быть использованы все возможности, чтобы сохранить ценное для Москвы здание.

11 Августа 2016

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
Сейчас на главной
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Хрупкая материя
В интерьере небольшого ресторана M.Rest от студии дизайна интерьеров BE-Interno, расположенного на берегу Балтийского моря в Калининградской области, воплощены самые характерные черты меланхоличной природы этого края, и сам он идеально подходит для неторопливого времяпрепровождения с видом на закат.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Уступы, арки и кирпич
По проекту PRSPKT.Architects в Уфе достроен жилой комплекс «Зорге Премьер», честно демонстрирующий роскошь, присущую заявленному стилю ар-деко: фасады полностью облицованы кирпичом, просторные лобби украшает барельефы и многоярусные люстры, вместо остекленных лоджий – гедонистические балкончики. В стройной башне-доминанте располагается по одной квартире на этаже.
Карельская кухня
Концепция ресторана на берегу Онежского озера, разработанная бюро Skaträ, предлагает совмещать гастрономический опыт с созерцанием живописного ландшафта, а также посещением пивоваренного цеха. Обеденный блок с панорамными окнами и деревянной облицовкой соединяется с бетонным цехом аркой, открывающей вид на гладь воды.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Вечный август
Каким должен быть офис, если он находится в месте, однозначно ассоциирующемся не с работой, а с отдыхом? Наверное, очень красивым и удобным – таким, чтобы сотрудникам захотелось приходить туда каждый день. Именно такой офис спроектировало бюро AQ для IT-компании на Кипре.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
Налетай, не скупись…
В Москве открылся магазин «Локалы». Он необычен не только тем, что его интерьером занималось DA bureau, что само по себе привлекает внимание и гарантирует высокий уровень дизайна, но и потому, что в нем продаются дизайнерские предметы и объекты модных российских брендов.
Ласточкин хвост
Бюро Artel architects спроектировало для московского жилого комплекса «Сидней Сити» квартал, который сочетает застройку башенного и секционного типа. Любопытны фасады: клинкерный кирпич сочетается с полимербетоном и латунью, пилоны в виде хвоста ласточки формируют ритм и глубокие оконные откосы, аттик выделен белым цветом.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Ступени в горах
Бюро Axis Project представило проект санаторно-курортного комплекса в Кисловодске, который может появиться на месте недостроенного санатория «Каскад». Архитекторы сохранили и развили прием предшественников: террасированные и ступенчатые корпуса следуют рельефу, образуя эффектную композицию и открывая виды на живописный ландшафт из окон и приватных террас.
Сопряжение масс
Загородный дом, построенный в Пензенской области по проекту бюро Design-Center, отличают брутальный характер и разноплановые ракурсы. Со стороны дороги дом представляет одноэтажную линейную композицию, с торца напоминает бастион с мощными стенами, а в саду набирает высоту и раскрывается панорамными окнами.
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.