Книга архитектора

Книга «Гиперкуб» Бориса Бернаскони – не только рассказ об одноименном здании в «Сколково», но и отражение времени и взгляда на него архитектора.

mainImg
«Первое здание в инновационном центре “Сколково”» начали проектировать в 2010-м, открыли – осенью 2012-го. Уже между этими двумя датами в России многое успело поменяться, и «Гиперкуб» бюро Bernaskoni открывался совсем в других обстоятельствах, чем задумывался. Книга о нем вышла весной 2015-го – после еще более радикальных перемен. Поэтому, несмотря на свою новизну, издание кажется историческим источником: листая краткую хронологию появления и развития идеи «Сколково» и современных этому достижений российской науки и техники, натыкаясь на фотографию Дмитрия Медведева, которому Стив Джобс показывает айфон, сложно поверить, что с тех пор прошло всего пять лет.
 
Книга «Гиперкуб» © BERNASKONI
Книга «Гиперкуб» © BERNASKONI

Также и оптимизм, который сквозит в авторских текстах Бориса Бернаскони – родом из отечественного 2010-го: «Современная архитектура успешно справляется с глобальными энергетическими, экологическими, экономическими и социальными вызовами» – удивительно читать это, когда знаешь, что, к примеру, этим летом в Великобритании из экономии свернули программу перехода к «зеленому» жилищному строительству, а глобальная проблема трущоб не приблизилась к своему решению ни на йоту.
 
Гиперкуб. Фото: Юрий Пальмин © BERNASKONI / Юрий Пальмин

Да что говорить: о самом «Сколково» слышишь в последнее время нечасто, и что там идет строительство и уже обосновались компании, скорее узнаешь от работающих там знакомых, а не из СМИ. Политика молчания, которую проводит фонд «Сколково», не позволяет даже авторам проекта следить за жизнью здания после его сдачи, и в книге не найти показателей эффективности потребления ресурсов и наблюдений за использованием «Гиперкуба» за три года его эксплуатации – самых интересных данных для подобных ему построек повышенной «устойчивости». Поэтому со смешанным чувством читаешь слова Бернаскони о том, что он «не из тех архитекторов, которые строят и уходят» и что он «хочет оставаться», когда он рассказывает о придуманной его бюро для «Гиперкуба» программе – программе символа «Сколково», его информационного портала, наиболее открытого и многофункционального здания всего комплекса, образца инноваций, места встреч, презентаций, художественных экспозиций (в том числе на «гиперфасаде»)…
 
Гиперкуб. Фото: Юрий Пальмин © BERNASKONI / Юрий Пальмин

Но, конечно, ценность книги об архитектуре – далеко не всегда в ее политико-социально-экономической актуальности, и «Гиперкуб» можно повернуть другими гранями, хотя как маленькая машина времени он производит сильное впечатление. В первую очередь, это подробнейший рассказ о том, как это здание было «сделано» – в отсутствие конкретных контекста и пользователей. Поэтому архитекторы сделали упор на его способность к изменениям и максимальную мультизадачность. Составляющие «Гиперкуб» 28 модулей можно объединять как по горизонтали, так и по вертикали, что дает почти 17 млн конфигураций, к этому добавляется зрительный зал с самыми разными сценариями использования, и фасад, подходящий для информирования, рекламы и упоминавшихся художественных акций. Трансформации имеют не только пространственные, но и временные показатели, поэтому Борис Бернаскони подчеркивает, что его постройка учитывает время, «четвертое измерение» как свой главный параметр. Отсюда и абстрактность его формального решения: так оно не устареет.
 
Гиперкуб. 2050 год © BERNASKONI

Кроме того, «Гиперкуб» задуман как ресурсоэффективный объект – с солнечными батареями, тепловыми насосами, улучшенной изоляцией оболочки, системой сбора дождевой воды и т.д. Для России такой комплексный поход пока редкость, поэтому подробный разбор каждого «зеленого» и всех остальных элементов проекта, как минимум, познавателен. Таблицы, схемы, чертежи, разнообразные количественные данные (включая бюджет и его составляющие) делают публикацию вполне фундаментальной.
 
Книга «Гиперкуб» © BERNASKONI

Однако не менее важен еще один аспект «Гиперкуба»: это книга архитектора. Этот жанр часто отражает свое время и его архитектурные – и не только – ценности: достаточно вспомнить Codex Seraphinianus, воплотивший в себе пик постмодернизма. Не знаю, станет ли книга Бориса Бернаскони таким же знаковым изданием, но ситуацию начала XXI века она выражает вполне. В последнем номере журнала «Проект Россия» его главный редактор Анатолий Белов писал о своем увлечении бегущей строкой с котировками внизу телеэкрана, и здесь мы тоже ее находим: она проходит через зернистые видеокадры событий 2010–2011 годов, значимых для «Сколково» и вообще – с них книга начинается. Такое решение напоминает некоторые другие издания, прежде всего – книги OMA/AMO, еще один образец жанра. Серебристая, с радужным отливом обложка одновременно бесцветна и заключает в себе «возможность» любого цвета – очевидно, это метафора неограниченного потенциала здания «Гиперкуб» (за дизайн отвечала «Мастерская Димы Барбанеля»). Внутри почти нет ни развернутых текстов, ни манифестов, и это тоже своего рода манифест. Как поясняет ее приглашенный редактор Антон Кальгаев, в книге хотелось избежать типичной «литературы об архитектуре», которая – конкретная или отвлеченная – скрывает от читателя ответы на интересующие его вопросы. Поэтому текст, за исключением завершающей книгу статьи о «Гиперкубе» Сергея Ситара, впервые появившейся в ПР 69, ограничивается, в основном, энергичными монологами Бориса Бернаскони и сопроводительными текстами к схемам, причем те и другие весьма кратки. Это вполне в духе времени: в эпоху соцсетей для общества мнение профессора не более ценно, чем мнение старшеклассника, а при желании можно оспорить даже аксиому, причем такую точку зрения тоже призывают уважать. Поэтому не только архитектурная критика, но и подробные аналитические тексты теряют популярность: востребованы лишь интервью (как якобы неиспорченное посредничеством журналиста отражение идей того или иного персонажа) или же короткие публикации с многочисленными иллюстрациями. Последняя тенденция находит свое яркое воплощение во включенном в книгу комиксе по мотивам фантастического рассказа Роберта Хайнлайна о доме-гиперкубе…
 
Книга «Гиперкуб» © BERNASKONI

В то же время, от системы ценностей создатели книги все же не отказываются, заменяя традиционную субъективную критику шкалой энергоэффективности. Поэтому две ключевые таблицы издания – «Матрица свойств» и «Матрицей решений» «Гиперкуба» – оформлены как бланки заявок на «зеленую» сертификацию объекта по системе LEED или BREEAM. В конце концов, этот подход ничуть не хуже любого другого: жаль лишь, что результатов этой сертификации из книги читатель не узнает.

Борис Бернаскони. Гиперкуб: как сделано первое здание в «Сколково». М.: Interface, 2015. ISBN 978-5-9906079-0-3
Книга «Гиперкуб» © BERNASKONI
Книга «Гиперкуб» © BERNASKONI
Книга «Гиперкуб» © BERNASKONI
Книга «Гиперкуб» © BERNASKONI
Книга «Гиперкуб» © BERNASKONI
Книга «Гиперкуб» © BERNASKONI
Книга «Гиперкуб» © BERNASKONI
Книга «Гиперкуб» © BERNASKONI
Книга «Гиперкуб» © BERNASKONI

03 Августа 2015

Жилая спираль
Проект жилого квартала №11 в районе D2 «Технопарк» иннограда «Сколково», который строится по проекту французского бюро Agence d’Architecture Anthony Bechu.
Экологичный тетрис
В иннограде Сколково близится к завершению строительство трех жилых кварталов в районе D2 «Технопарк». Один из них, десятый, реализуется по проекту UNK project, который в 2012 году победил в открытом конкурсе.
В Венеции Россия будет представлена проектом Сколково
В преддверии открытия 13-й Веницианской архитектурной биеннале Сергей Кузнецов, Григорий Ревзин и Сергей Чобан рассказали о том, что ждет зрителей в российском павильоне. Правда, завесу тайны они приподняли не полностью: теперь всем известно, что именно будут показывать в павильоне, но не известно – каким образом. Кураторы обещают завораживающую и по-настоящему инновационную эскпозицию.
Жизнь в два яруса
Один из проектов, победивших в конкурсе на жилые кварталы района «Технопарка» в Сколково – квартал таунхаусов Веры Бутко и Антона Надточия. Он похож на скульптуру гигантского механизма, и, по-видимому, обыгрывает таким образом специальность своих будущих жителей.
Катализатор инноваций
15-16 июня в Суздале прошло заседание Градостроительного Совета при Фонде «Сколково». Основным предметом обсуждения стали среда будущего иннограда, а также посвященная ему экспозиция российского павильона на XIII Международной архитектурной биеннале в Венеции.
Пропуск в Сколково
Первый за историю развития проекта «Сколково» открытый конкурс на проект жилой застройки района «Технопарк» (D2) завершился. На этой неделе были объявлены 10 команд, по чьим проектам будут построены дома для будущих жителей инновационного центра.
Работа над ошибками
Продолжается архитектурный конкурс на жилую застройку района «Технопарк» инновационного центра «Сколково». Победители первого этапа встретились с организаторами конкурса и обсудили правила игры, многие из которых пришлось корректировать прямо на ходу.
Круг успеха
Подведены результаты первого тура конкурса на жилые кварталы в районе «Технопарк» иннограда Сколково. Из 300 проектов отобраны 30 финалистов. В их число вошли как признанные лидеры российской архитектуры, так и немало талантливых архитекторов, еще пока не известных широкой общественности.
Сколково: открытый конкурс
Фонд Сколково собирает заявки на участие в первом открытом конкурсе эскизных концепций жилья для будущего иннограда. Конкурс открыт для профессиональных проектировщиков с законченным высшим образованием, которым предлагается поработать с тремя основными типами жилья: многоквартирными домами, таунхаусами и коттеджами. Подать заявку на участие можно до 16 ноября.
Инноград Сколково: конкурсы для российских архитекторов
Григорий Ревзин, архитектурный критик, куратор и эксперт, входящий в состав градостроительного фонда «Сколково», выступил на Арх Москве с лекцией, в которой рассказал о перспективах привлечения российских архитекторов к участию в конкурсах на проектирование объектов иннограда. Приглашаем всех архитекторов, которым это интересно, участвовать в обсуждении планируемых архитектурных конкурсов на Архи.ру.
Сколково будут строить по генплану AREP
Совет Фонда развития инновационного центра «Сколково» определил победителя конкурса на градостроительную концепцию первого российского иннограда. Им стало французское архитектурное бюро AREP; сейчас проект-победитель обсуждается Советом в Париже.
Улица новаторов
Неделю назад, 20 декабря, градостроительный совет фонда Сколково выбрал двоих победителей конкурса на градостроительную концепция иннограда: голландско-международное бюро ОМА и французское AREP, с двумя принципиально разными концепциями. Предлагаем вашему вниманию рассказ обо всех шести проектах, участвовавших во втором туре.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.