English version

Квартал по вертикали

Владимир Плоткин и Роберто Мейер предложили московскому Сити новую типологию башни – квартала, состоящего из нескольких корпусов, поставленных «на плечи» друг другу и образующих силуэт в виде стилизованной буквы «М».

mainImg
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
М-Сити (Проект BR)
Россия, Москва, ММДЦ "Москва-Сити", участок №17-18

Авторский коллектив:
(mvsa): Roberto Meyer, Barry van Waveren, Andrew Tang, Huub Larink; (reserve): Владимир Плоткин, Сергей Гусарев, Антон Егерев, Наталья Толмачева, Алексей Платонов, Елена Кузнецова, Анастасия Иванова, Ольга Чалова, Азат Хасанов, Ольга Просвирина

1.2012 — 4.2012
Проект сделан для того самого участка (номер 17-18), на котором Норман Фостер в 2005–2006 годах проектировал 600-метровую башню «Россия» – большого треугольника к северу от основного массива Сити, отгороженного от Третьего кольца невысоким по тамошним меркам корпусом «Северной башни». Строительство башни Фостера остановилось в конце 2008 года, площадку на три года заморозили, хотя не забыли (место слишком амбициозное) и постоянно обсуждали. В 2009-м году высоту здания решили понизить до 200 метров. В 2011 соинвесторы провели закрытый международный конкурс (единственный российский архитектор, который в нем участвовал – Сергей Скуратов).

Тот конкурс закончился осенью, а через пару месяцев, в декабре заказчики решили провести еще один. К участию пригласили, в числе прочих, ТПО «Резерв», предложив сделать проект в соавторстве с кем-нибудь из иностранцев. Владимир Плоткин пригласил голландское бюро MVSA Роберто Мейера и Йеруна ван Схоттена. Проект понравился заказчикам, и в феврале авторам даже сообщили, что он стал одним из  фаворитов конкурса. Однако через некоторое время выяснилось, что результаты конкурса отменили, и что будет построено на знаковой площадке – вновь неизвестно.
М-Сити. © ТПО «Резерв» & MVSA
М-Сити. © ТПО «Резерв» & MVSA

Архитекторы решили сделать свое здание одновременно знаковым (как все небоскребы) и оригинальным, то есть, в данном случае – непохожим на обычный небоскреб.

Весь участок занят стилобатом 9-этажной высоты, прорезанным треугольными отверстиями многоярусных атриумов и открытых внутренних дворов. Кровля девятого этажа покрыта зеленью, а дальше начинается самое интересное. Вместо того, чтобы последовательно расти вверх, как обычные башни всех Сити мира, здание радикально меняет концепцию: на зеленую кровлю стилобата поставлены три 23-этажных треугольных здания, разделенных между собой расстоянием от 20 до 50 метров. На крыши этих трех зданий, в свою очередь, поставлено еще два треугольных дома, по 19 этажей каждый. Верхняя отметка вписывается в принятое сейчас для участка высотное ограничение – его рост 224,8 метра. Есть второй вариант, 280 метров высоты, там в трех башнях по 33 этажа, а в двух верхних – 41.

Все вместе похоже на городской квартал из нескольких домов, которые встали друг другу на плечи как гимнасты в цирке или как карты в карточном домике. Это, мягко говоря, неожиданный способ наращивания массы: не классическая пирамида, не модернистская вертикаль и даже не более сложные «дом на ногах» или дом-«гора», тектоническое нагромождение квартир с террасами. Перед нами квартал, шагающий вверх не массой, а прямо единицами зданий. Причем это модернистский квартал (иначе ни у «Резерва», ни у MVSA и быть не может), поэтому объемы лаконичны и отнесены друг от друга достаточно далеко. Так в 1970-е полагалось строить городские микрорайоны.

Главных результатов два, их озвучивают в своем буклете сами архитекторы. Первое качество здания они называют прозрачностью. Прозрачность не буквальна – ее обеспечивают расстояния между корпусами: гигантские и упорядоченные, расположенные в шахматном порядке проемы превращают здание из нагромождения масс в крупную сетку, продуваемую ветром и позволяющую на просвет увидеть небо.

Во-первых, силуэт здания стал похож на букву «М», если смотреть на него фронтально со стороны Кремля или Кутузовского проспекта. Прямо скажем, здания в форме буквы М для Сити не новость, первым был проект Московской мэрии Михаила Хазанова, красная башня, напоминавшая зубец кремлевской стены. Однако в проекте Резерва/MVSA буква – очень геометризованная, почти пиксельная (именно так на компьютере выглядит очень мелкий шрифт, если его сильно увеличить). Стилизованная буква «М» со стороны Кутузовского проспекта оказывается слева от силуэта Сити, логически предшествует ему и получается условное «М»-Сити – что и дало название всему проекту. Так что проект до какой-то степени и противопоставлен, и при-ставлен к Сити, как неимоверная буквица перед средневековым текстом. Необходимая и непохожая.
М-Сити: принципиальная схема © ТПО «Резерв» & MVSA
М-Сити: диаграмма © ТПО «Резерв» & MVSA
М-Сити: диаграмма © ТПО «Резерв» & MVSA
М-Сити. Макет © ТПО «Резерв» & MVSA

Функционально здание, как и все подобные мегаструктуры, смешанное. Три яруса подземной парковки, плюс четыре этажа парковок над землей образуют мощный «технический» ярус, в который встроено некоторое количество магазинов и гостиница. Выше стилобат занят офисами, сгруппированными вокруг упомянутых выше треугольных атриумов; они многоярусные и в проекте накрыты стеклянной сеткой и засажены разной висячей зеленью, способной напомнить офисным работникам тропический отдых, а тем, кто поначитаннее – сады Семирамиды. Из трех башен первого яруса две заняты офисами, одна апартаментами; обе верхние башни отданы апартаментам. Из них должны были открываться замечательные виды на Кремль: корпуса выстроены в ряд и повернуты под разными углами с целью уловить лучшие панорамы. К слову, проект начинался с идеи поставить на стилобат три треугольные башни, обратив их углами в сторону Кремля (так получается больше всего видов на памятник). Строить комплекс предполагалось в две очереди: сначала половину стилобата с гостиницей и три башни (две нижние, одну верхнюю), затем вторую часть стилобата и еще две башни, нижнюю и верхнюю, которая встала бы уголком на кровлю одной из башен первой очереди.
М-Сити. Атриум © ТПО «Резерв» & MVSA

Фасады комплекса после некоторых размышлений было решено сделать полосатыми, вынеся междуэтажные перекрытия террасами. Все здание таким образом напоминает кусочки аккуратного нарезанного слоеного пирога: тонкие  «слои» террас, блестящая стеклянная «начинка». Контуры слоистых террас то углубляются, утопая в стекле, то выступают, поворачивая свои любопытные «носы» в разные стороны, – их ненавязчивое мельтешение создает иллюзию жизни и разнообразия, усложняющяя декоративную систему фасада.
© ТПО «Резерв» & MVSA

Кроме того, как уже было сказано, здание планировалось серьезно озеленить, и не только в атриумах. Кровли стилобата и башен первого яруса архитекторы планировали превратить в полноценные скверы, засаженные не только травой, но и большими деревьями. Кое-где кусты появляются и на балконах перед окнами квартир и офисов; словом, все свободные плоскости должны были зарасти зеленью (помимо самых верхних, над которыми архитекторы с намеком изобразили небольшой вертолет).

Итак, перед нами большой и эффектный проект, до некоторой степени даже претендующий на типологическую новизну. Интересно и другое – этот проект сделан в соавторстве, причем, как кажется, вполне равноценном. Посвященный проекту буклет архитекторы снабдили несколькими страницами, на которых сопоставлено портфолио «Резерва» и MVSA. Из сравнения очевидны пластически переклички между постройками Владимира Плоткина и Роберто Мейера: те же чистые формы, летящие консоли, блестящее стекло, тщательность прорисовки лаконичной формы. Разумеется, есть и различия, и безусловно, интересно понять, что в этом проекте от MVSA, а что от «Резерва». В то же время это сложная (и до конца не разрешимая задача), так как очевидно, что архитекторы говорят на одном языке. Например, оживление строгой геометрии зданий посредством асимметричных пятен встречается в работах обеих мастерских; можно привести множество подобных совпадений.  
Сопоставление проекты ТПО «Резерв» (офис «Аэрофлота», слева) и MVSA (Ing house, справа). Из буклета проекта М-Сити

Например, зайдя на сайт бюро Роберто Мейера МVSA несложно заметить, что они с недавних пор тоже любят полосатые треугольники. Впрочем, в случае Сити тема очевидно была продиктована формой участка номер 17-18, треугольного как Кремль (архитекторы всячески сопоставляют свой треугольник с Кремлем на плане).

Однако в проекте Сити «треугольная» тема усложнилась и зажила собственной, по-своему увлекательной жизнью. Формы треугольников развиваются снизу вверх по вполне читаемым правилам от широких фигур к тонким и легким, и еще – от хаоса к порядку. Самый главный треугольник основания в сущности произволен, он занимает пятно застройки, поэтому на северо-западе у него отрастает небольшой «горбик», на южной стороне впадина, и южный «нос» слегка повернут. Треугольники основной, средней части, как дворы, так и башни, разномастны, среди них встречается даже одна трапеция, а атриумы сливаются с входным вестибюлем, образуя два замысловатых «рога». Однако уже на уровне средних башен возникает характерная для Плоткина пара – центральное и северное здание похожи, хотя и не совсем. Окончательно же порядок торжествует в самом верху: там две тонкие башни зеркально отражают друг друга. Любимый прием Владимира Плоткина – зеркальные пары, воплотился в этом конгломерате, скажем так, стереометрически, будучи осложнен темой «природного» роста и «тектонического» разнообразия.

В одном из первых вариантов форма здания была более жесткой: предполагалось поставить на стилобат три одинаковые треугольные башни, соединенные переходами. Потом архитекторы «разрезали» их на середине высоты и построили «пирамиду». Тогда и возник силуэт в виде символической буквицы «М». Подобного «вертикального квартала» нет в портфолио обеих студий – его, по-видимому, надо признать результатом совместной работы людей, говорящих на одном языке.
© ТПО «Резерв» & MVSA
© ТПО «Резерв» & MVSA
© ТПО «Резерв» & MVSA
© ТПО «Резерв» & MVSA
© ТПО «Резерв» & MVSA
М-Сити. Функциональное зонирование © ТПО «Резерв» & MVSA
М-Сити. Распределение очеердей строительства. © ТПО «Резерв» & MVSA
М-Сити. План нулевого этажа © ТПО «Резерв» & MVSA
М-Сити. План 2-го этажа © ТПО «Резерв» & MVSA
М-Сити. План 5-го, 6-го и 7-го этажей © ТПО «Резерв» & MVSA
М-Сити. План 9-го этажа © ТПО «Резерв» & MVSA
М-Сити. План 39 этажа © ТПО «Резерв» & MVSA
М-Сити. План этажа с апартаментами © ТПО «Резерв» & MVSA
М-Сити. Фасад © ТПО «Резерв» & MVSA
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
М-Сити (Проект BR)
Россия, Москва, ММДЦ "Москва-Сити", участок №17-18

Авторский коллектив:
(mvsa): Roberto Meyer, Barry van Waveren, Andrew Tang, Huub Larink; (reserve): Владимир Плоткин, Сергей Гусарев, Антон Егерев, Наталья Толмачева, Алексей Платонов, Елена Кузнецова, Анастасия Иванова, Ольга Чалова, Азат Хасанов, Ольга Просвирина

1.2012 — 4.2012

30 Мая 2012

Похожие статьи
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.
Дом из весенней материи
За этим домом мы наблюдаем уже пару лет: вроде бы простой, не очень сложный, но как удачно вписался в микрорайонный контекст после развязок МСД. Здорово запоминается этот дом всем, кто хотя бы время о времени ездит по шоссе. На наш взгляд, тут Сергею Никешкину, миксуя популярные приемы и подходы архитектуры 2010-х, удалось простое, вроде бы, здание превратить в высказывание «на тему дома как такового». Разбираемся, как так вышло.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Ленты и складки
Выставочный центр по проекту Zaha Hadid Architects в Пекине реализован как модульное сооружение, что сократило затраты на строительство и его сроки.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Технологии и материалы
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Сейчас на главной
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Галерея у реки
Проект благоустройства набережной Волги в Тутаеве бюро SOTA подготовило для Конкурса малых городов. Набережная решена в виде променада, который предлагает больше способов взаимодействия с рекой: от купания и катания на лодках до просмотра кинолент. Малые архитектурные формы вдохновлены деревянным зодчеством.
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Лекарство и не только
В нижегородском баре «Травник» бюро INT2architecture создало атмосферу мастерской зельевара: пучки трав-ингредиентов свисают с потолка, штукатурка имитирует землебитные стены, а самая эффектная часть – потолок с кратерами, напоминающими гнездо птицы ремез.
Наедине с лесом
Архитектор Станислав Зыков спроектировал для небольшого лесного участка, свободного от деревьев, башню с бассейном на крыше: плавая в нем, можно рассматривать верхушки елей. Все наружные стены дома стеклянные и даже водосток находится внутри, чтобы гости могли лучше слышать шум дождя.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Архитектура впечатлений
Бюро Planet9 выпустило книгу «Архитектура впечатлений», посвященную значению экспозиционного дизайна в современном культурном пространстве. В ней собраны размышления о ключевых принципах выставочной архитектуры, реальные кейсы и закулисные истории масштабных проектов. Предлагаем познакомиться с фрагментом книги, где речь идет о нескольких биеннале – венецианских и уральской.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.