Сокольники: ковер из кирпича

Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.

Автор текста:
Дарья Горелова

mainImg
Пару месяцев назад Москомархитектуры показал проект благоустройства Сокольнической площади – пути от выхода из станции метро Сокольники ко входу в одноименный парк. Показал, и спрятал, потому что мы увидели лишь несколько очень привлекательных рендеров, а архитекторы почти отвечали на вопросы, им было нельзя. И вот теперь стало можно: Megabudka опубликовали подробный рассказ на своей странице fb и чуть менее подробный на сайте. Так что теперь все всё могут узнать. Ну что же, рассмотрим.
Границы проектирования. Сокольническая площадь
© Megabudka

Прежде всего новое благоустройство понадобилось не исходя из абстрактных плавно по украшению города, а потому что на площади сооружают станцию «Сокольники» Большого кольца московского метро. Ее рабочее название «Стромынка», проект, победивший в конкурсе и реализуемый сейчас, разработан MAParchitects. Строят открытым способом прямо под Сокольнической площадью, иными словами, площади, которую архитекторы предпочитают называть бульваром, пока что временно не существует, всё раскопано. Строители увезли оттуда и обещали сохранить 221 одну липу; архитекторы не верят в возможность пересадки деревьев «столь почтенного возраста», но считают липы важной частью идентичности места, и в любом случае предлагают восстановить четыре аллеи, высадив как можно больше деревьев высотой 5-7 метров, т.е. достаточно больших, надо думать примерно таких, какие «Стрелка» высадила на Садовом кольце, может быть, чуть меньше, но не тонких саженцев.

Спланировать аллеи оказалось не просто: часть места оказалась занята венткиосками, нормативный отступ от которых – 25 м –преодолим через спец-тех-условия, но базовый отступ от фундаментов шириной 5 м все равно остается. Примерно посередине бульвара новая станция метро из-за неглубокого залегания подходит к поверхности так близко, что деревья в этом месте посадить тоже нельзя – в итоге в нескольких местах в липовых аллеях образовались лакуны. Но даже их архитекторы смогли несколько уменьшить, приподняв там, где это потребовалось, деревья на полметра над мощением.
  • zooming
    1 / 7
    Места расположения венткиосков и туалетаи необходимые отступы. Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    2 / 7
    Проект посадки дерева в уровне мощения и в приподнятый газон. Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    3 / 7
    План с учетом подземных конструкций метро. Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    4 / 7
    Подземные коммуникации. Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    5 / 7
    Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    6 / 7
    Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    7 / 7
    Сокольническая площадь
    © Megabudka

Для того, чтобы уместить четыре ряда деревьев и устроить дополнительные проходы, которые расширили пешеходную часть бульвара с 16 до 22 м, архитекторы предложили для крайних боковых рядов приподнятый ступенчатый газон-горку с волнистым краем и скамейками в основании. Он дожен располагать к отдыху и прогулкам: если по центральной аллее можно пробежаться в нужном направлении, то здесь – брести, разглядывая растения (их состав еще не определен) и присаживаясь на скамейки.
  • zooming
    1 / 7
    Скамейки и ступенчатые клумбы. Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    2 / 7
    Распределение центрального пешеходного потока и озеленения по краям. Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    3 / 7
    Дополнительные аллеи. Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    4 / 7
    Скамейки. Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    5 / 7
    Форма клумб-скамеек внешнего контура. Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    6 / 7
    Скамейки при клумбах внешнего контура. Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    7 / 7
    Сокольническая площадь
    © Megabudka

В боковых аллеях, действительно, образуется своеобразное «парковое» пространство, насыщенное и располагающее к размеренному созерцанию.
Сокольническая площадь
© Megabudka/Предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Фонари выбрали похожие на те, которые были не площади в послевоенное время, но дополнили их «развесистыми» дугообразными, которые должны удачно дополнить деревья, свешиваясь между кронами, когда те достаточно разрастутся.
  • zooming
    1 / 5
    Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    2 / 5
    Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    3 / 5
    Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    4 / 5
    Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    5 / 5
    Сокольническая площадь
    © Megabudka

Но, безусловно, главный, самый пластичный элемент проекта, то что делает его заметным и ярким, и что ни в коем случае не хочется потерять в процессе московской реализации – это мощение красным клинкером.
Сокольническая площадь
© Megabudka/Предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Архитекторы «Мегабудки» набросили его на площадь как подобие ковра, окутав кирпичом не только землю под ногами, но и будки венткамер, и объем туалета. На земле будет крупный полнотелый клинкер, на вертикальных поверхностях похожая на него клинкерная плитка, но важно лишь, что выглядеть они должны единообразно – как будто поверхность вспучилась и стволы необходимых объемов выросли, как грибы из-под асфальта, в той лишь разницей, что «ковер» очень лоялен к формам, облегает их аккуратно, безо всяких сладок и сломов. Очень интересный эффект, пространство обещает быть вполне футуристическим, своего рода кирпичной скульптурой, теплой, из-за кирпича по-своему консервативной, но привлекательной прежде всего свежестью формы, основанной на перетекании мостовой в стены.

Это главный сюжет, авторы подошли в нему максимально тщательно. Прорисовали варианты кладки кирпича, оговорившись, что пестро не будет, потому что тон – единый красный. Привели в пример кирпичное мощение «в елочку», восходящее к XIX веку и найденное на московских улицах в процессе работ по реновации. Перечислили известные здания из красного кирпича, в округе их много, сто лет назад она была промышленной, начиная со знаменитой каланчи. Подписали с авторами проекта станции «Стромынка», MAParchitects, договоренность, в которой те признали целостное решение бульвара и отдали форму венткиосков на усмотрение коллег из Megabudka. И наконец, привели главное знаковое обоснование – ветка метро-то «красная».
  • zooming
    1 / 4
    Примеры кирпичного мощения XIX века в Москве, найденные в процессе реновации
    Предоставлено Megabudka
  • zooming
    2 / 4
    Форма дополнительных объемов: венткиоски и общественный туалет. Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    3 / 4
    Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    4 / 4
    Рисунок мощения. Сокольническая площадь
    © Megabudka

Перечислили достоинства клинкера: не бьется, сами кололи в мастерской, с трудом раскололи, от отличие от бетонной плитки; влагоустойчив, красив. Нарисовали эффектный вид широкой главной аллеи, где кирпич блестит под ногами, переливаясь как закатное небо.
Сокольническая площадь
© Megabudka/Предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Почему я тут дважды повторяю про «не хочется потерять».

Дело в том, что на «Активном гражданине» открыто голосование, которое предлагает выбрать между кирпичным мощением и тремя вариантами «бежевой плитки», нарисованными по нисходящей к варианту, где венткиоски вообще не декорируются. Превосходство первой версии вроде бы очевидно, но уже под фейсбуковской статьей архитекторов, где все описано еще подробнее, чем здесь, развернулась нешуточная битва – есть жители Сокольников, которые предпочитают «сделать все как было», вот прямо до зеленых заборчиков по бокам. Так вот, хотелось бы призвать читателей голосовать за первый вариант. Честное слово, он намного лучше и только он даст интересную площадь – произведение искусства, – вместо стандартного благоустройства, которого в городе уже и так немало.

Увы, кое-что проект уже потерял в процессе доработки. К примеру, фонтан на выходе из павильона метро.
Фонтан. Отменен. Сокольническая площадь
© Megabudka/Предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Или качели. Не знаю, какому снобу не нравятся качели на Триумфальной, но позволю заметить – заняты они постоянно. Ну почему без качелей? Нет ответа.
zooming
Качели. Отменены
© Megabudka

Сейчас также, по-видимому, идет обсуждение транспортной схемы: ее более ранний вариант предполагал меньше парковок и остановки общественного транспорта на внутреннем контуре площади, что безопаснее.
Первоначальная транспортная схема, с меньшим количеством парковок и остановками общественного транспорта на внутреннем контуре площади. Сокольническая площадь
© Megabudka
Сокольническая площадь
© Megabudka/Предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

И наконец, проект потерял часть функций, первоначальная программа была более насыщенной.
Первоначальная схема функций; сокращена. Сокольническая площадь
© Megabudka

Почему-то отменили даже предложенные поначалу внешние писсуары, удобный элемент городского благоустройства, антивандальный, позволяющий сохранить город чистым. Тут уже хочется сказать что-то словами профессора Преображенского, но не будем.
Сокольническая площадь
© Megabudka

Лучше покажем еще пару видов «кирпичной» площади и напомним, где в Москве можно найти мостовые из красного клинкера – вокруг домов Сергея Скуратова на улице Бурденко и в Тессинском переулке. Там можно пройтись и почувствовать, как оно ощущается под ногами.
Сокольническая площадь
© Megabudka/Предоставлено пресс-службой Москомархитектуры


10 Февраля 2020

Автор текста:

Дарья Горелова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Новое время Советской площади
Благоустройство центральной площади Гаврилова Посада, профинансированное из трех источников и призванное помочь городу стать туристическим, выглядит современно и ставит задачи осмысления местной идентичности.
Разобрано по весне
Временный и уже разобранный павильон на площади перед «Зарядьем»: кольцеобразный, с деревянной конструкцией и фасадом из металла и поликарбоната. Внутри был тот самый искусственный снег, березы елки.
Метод обнимания
TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью предальпийского городка в итальянском Трентино-Альто-Адидже.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.
Центр мега-выставок
Новый международный выставочный центр по проекту Valode & Pistre в «близнеце» Гонконга мегаполисе Шэньчжэнь может считаться крупнейшим в мире.