Сокольники: ковер из кирпича

Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.

Автор текста:
Дарья Горелова

mainImg
Пару месяцев назад Москомархитектуры показал проект благоустройства Сокольнической площади – пути от выхода из станции метро Сокольники ко входу в одноименный парк. Показал, и спрятал, потому что мы увидели лишь несколько очень привлекательных рендеров, а архитекторы почти отвечали на вопросы, им было нельзя. И вот теперь стало можно: Megabudka опубликовали подробный рассказ на своей странице fb и чуть менее подробный на сайте. Так что теперь все всё могут узнать. Ну что же, рассмотрим.
Границы проектирования. Сокольническая площадь
© Megabudka

Прежде всего новое благоустройство понадобилось не исходя из абстрактных плавно по украшению города, а потому что на площади сооружают станцию «Сокольники» Большого кольца московского метро. Ее рабочее название «Стромынка», проект, победивший в конкурсе и реализуемый сейчас, разработан MAParchitects. Строят открытым способом прямо под Сокольнической площадью, иными словами, площади, которую архитекторы предпочитают называть бульваром, пока что временно не существует, всё раскопано. Строители увезли оттуда и обещали сохранить 221 одну липу; архитекторы не верят в возможность пересадки деревьев «столь почтенного возраста», но считают липы важной частью идентичности места, и в любом случае предлагают восстановить четыре аллеи, высадив как можно больше деревьев высотой 5-7 метров, т.е. достаточно больших, надо думать примерно таких, какие «Стрелка» высадила на Садовом кольце, может быть, чуть меньше, но не тонких саженцев.

Спланировать аллеи оказалось не просто: часть места оказалась занята венткиосками, нормативный отступ от которых – 25 м –преодолим через спец-тех-условия, но базовый отступ от фундаментов шириной 5 м все равно остается. Примерно посередине бульвара новая станция метро из-за неглубокого залегания подходит к поверхности так близко, что деревья в этом месте посадить тоже нельзя – в итоге в нескольких местах в липовых аллеях образовались лакуны. Но даже их архитекторы смогли несколько уменьшить, приподняв там, где это потребовалось, деревья на полметра над мощением.
  • zooming
    1 / 7
    Места расположения венткиосков и туалетаи необходимые отступы. Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    2 / 7
    Проект посадки дерева в уровне мощения и в приподнятый газон. Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    3 / 7
    План с учетом подземных конструкций метро. Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    4 / 7
    Подземные коммуникации. Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    5 / 7
    Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    6 / 7
    Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    7 / 7
    Сокольническая площадь
    © Megabudka

Для того, чтобы уместить четыре ряда деревьев и устроить дополнительные проходы, которые расширили пешеходную часть бульвара с 16 до 22 м, архитекторы предложили для крайних боковых рядов приподнятый ступенчатый газон-горку с волнистым краем и скамейками в основании. Он дожен располагать к отдыху и прогулкам: если по центральной аллее можно пробежаться в нужном направлении, то здесь – брести, разглядывая растения (их состав еще не определен) и присаживаясь на скамейки.
  • zooming
    1 / 7
    Скамейки и ступенчатые клумбы. Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    2 / 7
    Распределение центрального пешеходного потока и озеленения по краям. Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    3 / 7
    Дополнительные аллеи. Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    4 / 7
    Скамейки. Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    5 / 7
    Форма клумб-скамеек внешнего контура. Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    6 / 7
    Скамейки при клумбах внешнего контура. Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    7 / 7
    Сокольническая площадь
    © Megabudka

В боковых аллеях, действительно, образуется своеобразное «парковое» пространство, насыщенное и располагающее к размеренному созерцанию.
Сокольническая площадь
© Megabudka/Предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Фонари выбрали похожие на те, которые были не площади в послевоенное время, но дополнили их «развесистыми» дугообразными, которые должны удачно дополнить деревья, свешиваясь между кронами, когда те достаточно разрастутся.
  • zooming
    1 / 5
    Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    2 / 5
    Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    3 / 5
    Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    4 / 5
    Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    5 / 5
    Сокольническая площадь
    © Megabudka

Но, безусловно, главный, самый пластичный элемент проекта, то что делает его заметным и ярким, и что ни в коем случае не хочется потерять в процессе московской реализации – это мощение красным клинкером.
Сокольническая площадь
© Megabudka/Предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Архитекторы «Мегабудки» набросили его на площадь как подобие ковра, окутав кирпичом не только землю под ногами, но и будки венткамер, и объем туалета. На земле будет крупный полнотелый клинкер, на вертикальных поверхностях похожая на него клинкерная плитка, но важно лишь, что выглядеть они должны единообразно – как будто поверхность вспучилась и стволы необходимых объемов выросли, как грибы из-под асфальта, в той лишь разницей, что «ковер» очень лоялен к формам, облегает их аккуратно, безо всяких сладок и сломов. Очень интересный эффект, пространство обещает быть вполне футуристическим, своего рода кирпичной скульптурой, теплой, из-за кирпича по-своему консервативной, но привлекательной прежде всего свежестью формы, основанной на перетекании мостовой в стены.

Это главный сюжет, авторы подошли в нему максимально тщательно. Прорисовали варианты кладки кирпича, оговорившись, что пестро не будет, потому что тон – единый красный. Привели в пример кирпичное мощение «в елочку», восходящее к XIX веку и найденное на московских улицах в процессе работ по реновации. Перечислили известные здания из красного кирпича, в округе их много, сто лет назад она была промышленной, начиная со знаменитой каланчи. Подписали с авторами проекта станции «Стромынка», MAParchitects, договоренность, в которой те признали целостное решение бульвара и отдали форму венткиосков на усмотрение коллег из Megabudka. И наконец, привели главное знаковое обоснование – ветка метро-то «красная».
  • zooming
    1 / 4
    Примеры кирпичного мощения XIX века в Москве, найденные в процессе реновации
    Предоставлено Megabudka
  • zooming
    2 / 4
    Форма дополнительных объемов: венткиоски и общественный туалет. Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    3 / 4
    Сокольническая площадь
    © Megabudka
  • zooming
    4 / 4
    Рисунок мощения. Сокольническая площадь
    © Megabudka

Перечислили достоинства клинкера: не бьется, сами кололи в мастерской, с трудом раскололи, от отличие от бетонной плитки; влагоустойчив, красив. Нарисовали эффектный вид широкой главной аллеи, где кирпич блестит под ногами, переливаясь как закатное небо.
Сокольническая площадь
© Megabudka/Предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Почему я тут дважды повторяю про «не хочется потерять».

Дело в том, что на «Активном гражданине» открыто голосование, которое предлагает выбрать между кирпичным мощением и тремя вариантами «бежевой плитки», нарисованными по нисходящей к варианту, где венткиоски вообще не декорируются. Превосходство первой версии вроде бы очевидно, но уже под фейсбуковской статьей архитекторов, где все описано еще подробнее, чем здесь, развернулась нешуточная битва – есть жители Сокольников, которые предпочитают «сделать все как было», вот прямо до зеленых заборчиков по бокам. Так вот, хотелось бы призвать читателей голосовать за первый вариант. Честное слово, он намного лучше и только он даст интересную площадь – произведение искусства, – вместо стандартного благоустройства, которого в городе уже и так немало.

Увы, кое-что проект уже потерял в процессе доработки. К примеру, фонтан на выходе из павильона метро.
Фонтан. Отменен. Сокольническая площадь
© Megabudka/Предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Или качели. Не знаю, какому снобу не нравятся качели на Триумфальной, но позволю заметить – заняты они постоянно. Ну почему без качелей? Нет ответа.
zooming
Качели. Отменены
© Megabudka

Сейчас также, по-видимому, идет обсуждение транспортной схемы: ее более ранний вариант предполагал меньше парковок и остановки общественного транспорта на внутреннем контуре площади, что безопаснее.
Первоначальная транспортная схема, с меньшим количеством парковок и остановками общественного транспорта на внутреннем контуре площади. Сокольническая площадь
© Megabudka
Сокольническая площадь
© Megabudka/Предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

И наконец, проект потерял часть функций, первоначальная программа была более насыщенной.
Первоначальная схема функций; сокращена. Сокольническая площадь
© Megabudka

Почему-то отменили даже предложенные поначалу внешние писсуары, удобный элемент городского благоустройства, антивандальный, позволяющий сохранить город чистым. Тут уже хочется сказать что-то словами профессора Преображенского, но не будем.
Сокольническая площадь
© Megabudka

Лучше покажем еще пару видов «кирпичной» площади и напомним, где в Москве можно найти мостовые из красного клинкера – вокруг домов Сергея Скуратова на улице Бурденко и в Тессинском переулке. Там можно пройтись и почувствовать, как оно ощущается под ногами.
Сокольническая площадь
© Megabudka/Предоставлено пресс-службой Москомархитектуры


10 Февраля 2020

Автор текста:

Дарья Горелова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Сейчас на главной
Дизайн вычитания
Новый флагманский магазин Uniqlo Tokyo по проекту Herzog & de Meuron – реконструкция торгового центра 1980-х, где из-под навесных потолков и декора извлечена его элегантная бетонная конструкция.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Градсовет удаленно 5.08.2020
Члены градсовета нашли голландский проект центра сказок Пушкина оскорбительным, а высотный жилой массив без лоджий и балконов – отвечающим запросам времени.
Летящий
Проект кампуса High Park университета ИТМО, который в Петербурге запланирован как аналог московского Сколково, разработанный «Студией 44», очень масштабен и пассионарен. Его ядро – учебный центр, трактован как авангардная композиция на тему города с улицами и campo с ратушной башней, парк напоминает о лучах главных улиц Петербурга, а если посмотреть сверху, то весь комплекс похож на материнскую плату в четерьмя, как минимум, процессорами. В конструкции учебного корпуса обнаруживается даже воспоминание об СКК. В проекте много смыслов, аллюзий, и все они объединены пластической энергетикой, которой позавидовал бы адронный коллайдер.
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
Летающий форум
Архитекторы MVRDV выиграли конкурс на мастерплан района в центре Карлсруэ: градостроительную ось дворца XVIII века замкнет «летающий» общественный форум с садом на крыше.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Форум на холме
Недалеко от Штутгарта по проекту бюро Дэвида Чипперфильда полностью завершен культурный центр Carmen Würth Forum: теперь там открылись музей и конференц-центр.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Городок у старой казармы
Бюро melix воссоздает атмосферу старого Оренбурга в проекте жилого комплекса у Михайловских казарм – важного городского памятника, пришедшего в упадок. Проект победил в конкурсе, проведенном городской администрацией и теперь ищет инвестора.
Мозаика этажей
Жилой комплекс Etaget по проекту архитекторов Kjellander Sjöberg встроен в сложившуюся застройку центральной части Стокгольма, имитируя «город в городе».
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Второе дыхание «революционного движения профсоюзов»
Архитекторы KCAP и Cityförster представили проект реконструкции в Братиславе конгресс-центра Дома профсоюзов и прилегающей территории: они планируют вернуть жизнь на историческую площадь, в начале 1980-х превращенную в позднемодернистский «плац» с транспортной развязкой.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Старые стены
Восьмиэтажный кирпичный склад на чугунном каркасе в Манчестере превращен архитекторами Archer Humphryes в самый большой британский апарт-отель.
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.